История мира Dragon Age. Часть 1. Древняя эпоха.

История мира Dragon Age. Часть 1. Древняя эпоха.

Вступление.

Серия Dragon Age уже 15 лет привлекает фанатов самых разных возрастов. Одним интересен дух темного фентези, другим нравится приземленность созданного Bioware мира. Я решил не озвучивать свое отношение к грядущему квадриквелу, а углубиться в сам мир Dragon Age и историю его единственного известного континента под названием Тедас.

Примечательно, что в отличие от многих других фентезийных миров, в в Dragon Age не так много достоверных исторических фактов. Чаще всего они относятся к более поздним эпохам. Как правило, это последние восемь с небольшим веков, прошедшие с создания Церкви, которая старается подробно записывать хроники событий. Чем дальше мы уходим в прошлое, тем больше там мифов, легенд, спорных толкований.

А вы знали, что само название континента Тедас (Thedas) - это акроним фразы THE Dragon Age Setting?
А вы знали, что само название континента Тедас (Thedas) - это акроним фразы THE Dragon Age Setting?

Если вы читали кодекс любой из частей серии, то наверняка заметили, что он стилизован под сборник трудов разных авторов (ученых, представителей Церкви), мифов, сказок, легенд. Это точно не классическая энциклопедия, где расписано, как все было на самом деле. Во всех упоминаемых "трудах" множество метафор (особенно в мифах и легендах), они могут противоречить друг другу. Не случайно, под многими записями кодекса стоит авторство, что указывает на личное мнение, а не какую-либо истинность описанного. И в самих играх не раз можно найти отсылку на несогласие с теми или иными текстами, переносимыми в кодекс. Например, в DAО ставят под сомнение правильность изложения древних эльфийских легенд, потому что написал их всего один хранитель-долиец. Поэтому я вовсе не пытаюсь сказать, что все написанное здесь - правда. Лор DA невероятно сложный, комплексный и я мог что-то в нем неправильно интерпретировать. Если это так, пишите в коментариях.

В качестве источников для лонга я использую кодексы трех основных частей серии, другие произведения во вселенной DA (комиксы, мультфильмы, книги) и, конечно же, вики. В этом тексте я постараюсь не останавливаться на многочисленных фанатских теориях, только на официальной информации от Bioware. Внимание! Дальше будут СПОЙЛЕРЫ. Читайте на свой страх и риск если не играли ни в одну из частей игры, особенно Inquisition.

Книга "Мир Тедаса" (2013) - один из главных источников информации по миру Dragon Age. Но она вышла еще до Инквизиции и некоторые данные в ней неполны или устарели.
Книга "Мир Тедаса" (2013) - один из главных источников информации по миру Dragon Age. Но она вышла еще до Инквизиции и некоторые данные в ней неполны или устарели.

Пара слов о календарях.

Прежде чем погрузиться в историю мира, надо разобраться с его календарем. На момент событий всех трех игр серии в Тедасе основным является церковный календарь. Нулевой точкой в нем служит дата официального основания Церкви или год 1:1. Первая цифра - это номер текущего века, вторая - конкретный год. Всего, на момент Dragon Age: Origins, с основания церкви прошло восемь полных столетий и 30 лет девятого века. Начинаются события DAO в 9:30 или в 830-й год с основания Церкви. У каждого века кроме числового обозначения есть еще и свое название. Например, девятый век называется Драконий век или Век Дракона (Dragon Age). Названия не случайные, у каждого есть свой особый смысл, но об этом поговорим позже.

Как и в реальные Средние века, Церковь является главным хранителем истории мира. Например, всем известный брат Дженитиви - это церковный историк.
Как и в реальные Средние века, Церковь является главным хранителем истории мира. Например, всем известный брат Дженитиви - это церковный историк.

Все события, происходившие до основания Церкви в церковном календаре отмечаются датой со знаком минус. Это очень похоже на наш современный календарь, где есть события нашей эры и до нашей эры. Чем дальше, вглубь веков, мы уходим от основания Церкви Создателя, тем больше цифра. Например, империя Тевинтер была основана в -1195, то есть за 1195 лет до основания Церкви, а люди впервые появились в Тедасе в -3100. Все события до начала церковного календаря называются Древней эпохой (Ancient Age).

Конечно же, в Тедасе есть и другие календари, например, тевинтерский и эльфийский, но про них, если будет интересно, поговорим в другой раз.

Древняя эпоха.

История мира Dragon Age. Часть 1. Древняя эпоха.

Примечательно, что авторы Вселенной DA нигде не указывают на то, как же появился мир, где происходят события игр. Создал ли его единственный Бог-демиург, которого Церковь называет Создателем (The Maker) или тут причастны боги эльфийского пантеона? А может мир DA сотворили Титаны, гигантские первородные существа, которые обитают глубоко под землей? Все зависит от того, к какому источнику вы обратитесь.

По версии Церкви, Тедас сотворил Создатель. При этом, населяющие мир расы - не его первые дети. Изначально он сотворил духов, но они были не способны творить самостоятельно. За это они были заключены в Тени, а Тедас унаследовали люди.
По версии Церкви, Тедас сотворил Создатель. При этом, населяющие мир расы - не его первые дети. Изначально он сотворил духов, но они были не способны творить самостоятельно. За это они были заключены в Тени, а Тедас унаследовали люди.

Началом истории во Вселенной Dragon Age считается основание эльфийского королевства Элвенан или "Страны Народа". Людские культуры Тедаса чаще всего называют это королевство "Арлатан", в честь самого известного города и, предположительно, столицы эльфийского королевства. Считается, что Элвенан появляется примерно в -7600, но точную дату, конечно же, никто не скажет. Человеческие источники указывают, что у эльфов был всего один город - уже упоминавшийся Арлатан, но скорее всего это был единственный настоящий город, который видели и запомнили люди. Вся информация о первом королевстве эльфов дошла, с большими искажениями, из легенд долийцев (современных кочевых эльфов) и дворфийских хроник.

Интересно, что долийцы называют свое первое королевство как и люди - Арлатан. Почему? Скорее всего все или почти все знания о первой родине современные эльфы почерпнули именно из людских источников и легенд. 
Интересно, что долийцы называют свое первое королевство как и люди - Арлатан. Почему? Скорее всего все или почти все знания о первой родине современные эльфы почерпнули именно из людских источников и легенд. 

Считается, что древние эльфы были почти бессмертны, сведущи в магии и поклонялись пантеону своих богов, также известному как Эванурис. Впрочем, как мы знаем после Dragon Age: Inqusition, члены эльфийского пантеона не были богами, а лишь невероятно могущественными магами, которые взяли всю власть над королевством в свои руки. К их числу, например, принадлежали Фен'Харел (также известный как Ужасный Волк или Солас), Митал (Защитница, покровительница материнства и правосудия), Элгарнан (Всеотец и глава пантеона, Повелитель солнца) и ряд других.

Мозаика в честь Митал. Черты вполне эльфийские, а еще немного похоже на изображения богинь, покровительниц материнства, из какого-нибудь неолита.
Мозаика в честь Митал. Черты вполне эльфийские, а еще немного похоже на изображения богинь, покровительниц материнства, из какого-нибудь неолита.

Известно, что эльфы вели продолжительные войны с Титанами, загадочными подземными существами, которые, возможно, сыграли роль в создании мира. Считается, что именно во время этой войны несколько генералов возвысились над остальными элвен и начали свой постепенный путь к божественному статусу. Одержав победу над Титанами эльфы убили как минимум нескольких из них и начали добывать из их крови лириум, особое вещество, дающее магическую силу. Судя по всему, в войне эльфов против Титанов, на стороне последних, участвовали и дворфы (или их предки).

Смерть Титана от рук эльфов.
Смерть Титана от рук эльфов.

С течением столетий бывшие генералы обрели практически безграничную власть и могущество. Получив власть, они стали абсолютно беспощадными, подчиняя и порабощая свой собственный народ. Члены пантеона регулярно враждовали между собой, но про эти конфликты информации немного и чаще всего она зашифрована в мифах долийцев. Вместе с тем, самые ранние тысячелетия в истории Элвенан относятся к периоду наивысшего расцвета эльфийской цивилизации и называются Золотой эпохой. В это время империя выходила далеко за пределы современных границ леса Арлатан и, даже, за пределы реального мира. Жители империи могли перемещаться на огромные расстояния с помощью специальных зеркал, элувиан. Тень (Fade) и реальный мир на тот момент были едины и это давало эльфийским магам и их пантеону дополнительные силы.

Примерно через три тысячи лет после появления Элвенан или Арлатана, в -4600, эльфы установили первые контакты с расой подземных жителей, дворфов. Дворфийская история до этого события скрыта в тьме веков. Считается, что хроники подземного народа описывают многие тысячи лет истории, однако доступ к самым древним из них ограничен. Неизвестно даже, могут ли сами дворфы прочитать древнейшие записи. До сих пор остаются неясными происхождение дворфов, природа их связи с Титанами и многое другое. Известно лишь, что для дворфов всегда огромную роль играла связь с Камнем, который они считали живым существом (отсылка к Титанам?).

Дворфы жили в особых подземных городах - тейгах, соединяемых сетью тоннелей - Глубинными тропами.
Дворфы жили в особых подземных городах - тейгах, соединяемых сетью тоннелей - Глубинными тропами.

Дворфийские хроники того периода подтверждают, что эльфы были безраздельными повелителями над землей, а дворфы властвовали земными глубинами. Легенды долийцев говорят, что дворфы живут под землей, потому что боятся гнева солнца, которым повелевал Элгарнан. Это может указывать на войну между дворфами и эльфами, в результате которой все дети Камня были вынуждены бежать под землю. Возможно, это та самая война, в которой эльфы воевали с Титанами.

По сей день искатели приключений и ученые находят дворфийские руины близко к поверхности. Они указывают на более активные связи с людьми, в том до союза с Тевинтером.
По сей день искатели приключений и ученые находят дворфийские руины близко к поверхности. Они указывают на более активные связи с людьми, в том до союза с Тевинтером.

Когда и при каких условиях у дворфов появилась кастовая система, наверняка неизвестно. Согласно легенде, дворфийскую империю основали семь братьев. Младший и самый мудрый из них, Блоадликк, стал королем. Старший брат, Киотшетт, обучал своих сыновей защищать короля и впоследствии они положили начало касте воинов. Шоткиар создал касту ремесленников. Орзатиар выковал первый меч и с него начиналась каста кузнецов. Орзаммар построил всем известный город, который стал столицей шахтеров и их касты. Братья-близнецы Коапар и Кнаккт основали свои торговые дома. Однажды Кнаккт был ранен в бою и Коапар долгое время ухаживал за ним. После выздоровления Кнаккт, в знак благодарности, поклялся служить Коапару. Так появились касты торговцев и слуг. Дворфами без касты стали преступники и изгои. Едва ли кастовая система сложилась именно таким образом, но другой информации нет. Известно также, что высшим законодательным органом подземного народа, как минимум, со времен Первого Мора, остается Собрание или Собрание Кланов, где заседают только представители аристократии. Первой столицей дворфов был великий тейг Кэл-Шарок.

Падение империи эльфов и появление людей.

Увядание королевства Элвенан началось между -4600 и -3100. Ряд классических историков приписывают ослабление эльфов контактами с людьми. После установления торговли и других взаимодействий с человечеством, эльфы начали болеть, срок их жизни сократился и империя начала приходить в упадок. Сами эльфы говорят о падении империи, как о результате заточения эльфийских богов на небесах трикстером Фен'Харелом. События Dragon Age: Inquisition отчасти подтверждают эту версию и указывают, что закат эльфийской империи случился до прибытия первых людей в Тедас.

Связано это было с конфликтами эльфийских "богов" между собой. Пока пантеон упивался властью и жаждал большего, один из них, известный нам как Солас или Фен'Харел, решил покончить с постыдной практикой эльфийского рабства. Он выступил против пантеона, освобождал эльфийских рабов и предлагал им примкнуть к сопротивлению. Восстание ширилось, все больше эльфов вступали в ряды армии Соласа.

Ужасный волк снимает с лиц эльфов валласлин - татуировку-клеймо которая указывала на принадлежность одному из членов Эванурис. А современные долийцы этого не знают и считают валласлин важной частью своей истории. 
Ужасный волк снимает с лиц эльфов валласлин - татуировку-клеймо которая указывала на принадлежность одному из членов Эванурис. А современные долийцы этого не знают и считают валласлин важной частью своей истории. 

Как известно, среди самого пантеона тоже не было единства. Митал, самая разумная и милосердная из Эванурис тайно помогала восставшим. Когда ее роль раскрылась, разозленные члены пантеона убили Митал за предательство. Для Соласа это стало последней каплей. Неспособный убить членов Эванурис, Ужасный Волк создает Завесу (The Veil), грань между Тенью и реальным миром. Происходил ритуал в личной крепости Соласа, которую мы знаем как Скайхолд (Skyhold). Эльфийский пантеон оказывается по ту сторону Завесы и на многие тысячелетия заточен в Тени. Последствия ритуала были катастрофическими для эльфийской империи. В одно мгновение эльфы (или элвен, "народ") лишились своих повелителей и самой связи с Тенью. Их магические силы ослабли, срок жизни сократился, а бессмертие стало лишь легендой.

Бойся хорошего мальчика.
Бойся хорошего мальчика.

Тут, как всегда вовремя, в -3100 подоспели люди. Считается, что они приплыли на Тедас откуда-то с севера. Почему они покинули свою родину и поплыли на юг - вопрос дискуссионный. Какое-то время первые люди жили на островном архипелаге Пар Воллен, а затем поплыли дальше, на юг и высадились на севере Тедаса. Возможно, людские племена действительно принесли с собой невиданные ранее болезни и напуганные эльфы старались не вступать с людьми в контакт без необходимости. Элвен становились все более закрытыми и уходили глубже в леса. Постепенно все связи между людьми и эльфами прервались, и жители королевства Элвенан превратились в мифических существ из Арлатанского леса. Впрочем, первые контакты людей и эльфов были вполне мирными, а вся враждебность проявилась лишь столетия спустя.

На побережье моря Нокен можно найти первые людские поселения Тедаса, которые со временем стали центрами людской цивилизации: Минратоус, Кваринус, Неромениан.
На побережье моря Нокен можно найти первые людские поселения Тедаса, которые со временем стали центрами людской цивилизации: Минратоус, Кваринус, Неромениан.

Долгое время люди жили единым племенем, которое постепенно заселило всё побережье моря Нокен. Позже, единое племя распалось на десятки других, часть из которых ушли вглубь континента. В дальнейшем, многие из этих племен станут основой для современных людских королевств. Примерно к -2400 часть племен, под общим названием Аламарри, доберутся до будущего Ферелдена. Существует немало версий, почему они проделали такой долгий путь. Кто-то утверждает, что они бежали от неизвестной темной богини или духа, другие говорят о некоем природном катаклизме. Позже от племен Аламарри отделились Аввары и Хасинды. Можно предположить, что другие регионы Тедаса заселялись людьми похожим образом.

Если верить легендам, то через несколько столетий (-2800) после появления на Тедасе, некоторые люди начали слышать голоса Древних Богов из Золотого Города в Тени. Они, в облике драконов, являлись людям во снах и обучали их магии. Те, кто слышал этот зов становились могущественными жрецами, создавшими новую религию. Принято считать, что Древних Богов было семеро: Думат (Дракон Тишины), Зазикель (Дракон Хаоса), Тот (Дракон Огня), Андорал (Дракон рабов), Уртемиэль (Дракон Красоты), Разикель (Дракон Тайн), Лусакан (Дракон Ночи). У каждого из них был свой собственный культ, управляемый верховным жрецом, чья власть была почти безграничной. Зачастую, верховные жрецы занимали высокое положение в иерархии первых людских королевств.

При этом сама природа Древних Богов, их происхождение неизвестны до сих пор. Даже представители древних людских королевств не считали Древних Богов демиургами, то есть творцами мироздания. В этом качестве люди видели некое, похожее на Создателя божество, которому, скорее всего, поклонялись ранее.

Церковь утверждает, что Древние Боги - это могущественные духи из Тени, которые жаждали поклонения, после того как Создатель отвернулся от них. За то, что они отвратили человечество от истинной веры, Создатель заточил их глубоко под землей. Именно поклонение Древним Богам, а не Создателю Церковь называет Изначальным грехом.

Сегодня же ряд ученых считает, что Древних Богов не было вовсе. По их мнению, это были невероятно могущественные, невиданные ранее драконы. А люди поклонялись им просто потому, что были поражены их величием и наделили их божественностью.

По одной из версий, именно Древние Боги обучили людских магов магии крови. Однако, современные жители Тевинтера все чаще говорят, что это магическое искусство они получили от древних эльфов. На данный момент не существует подтверждений любой из этих версий.

Дракон Красоты Уртемиэль.
Дракон Красоты Уртемиэль.

К -1700 племена, жившие на берегу моря Нокен, основали первые людские королевства в Тедасе: Тевинтер, Бариндур, Кваринус, Неромениан. Королевство Бариндур просуществовало меньше ста лет. Считается, что оно было уничтожено силами Древних Богов, после того, как король Бариндура отказался принять в своем городе Верховного жреца Думата. Впрочем, некоторые из современных ученых Тедаса считают, что Бариндур погиб в результате природного катаклизма, возможно, извержения вулкана.

Золотой век Тевинтера.

История мира Dragon Age. Часть 1. Древняя эпоха.

Оставшие три королевства поделили между собой побережье моря Нокен и его окружающие земли. Следующие столетия королевства налаживали торговые связи, конфликтовали между собой и захватывали все новые территорий. К -1195 они были объединены усилиями Верховного короля Тевинтера, Дариниуса. Его источником силы стал первый союз людей и дворфийской столицы, тейга Кал-Широк, который обеспечил армию и магов Тевинтера стабильным притоком лириума. Объединив три королевства в единый Тевинтерский Империум, Дариниус объявляет себя первым Архонтом, а жречество Древних Богов превращает в Магистериум. Члены Магистериума - магистры, становятся единственными признаваемыми аристократами Империума. Ну и, конечно же, без владения магией в Тевинтере аристократом вы не станете.

Кстати, союз с людьми повлиял и на дворфов. Уже несколько десятилетий спустя, в -1170, столица переезжает из Кал-Широка в Орзаммар, который ранее был центром касты шахтеров и кузнецов. Поставляемая ими продукция, близость к поверхности и удобные торговые пути обеспечили дальнейший рост и процветание Орзаммара. Ну и в целом перенос столицы показывает, что наземная торговля становится для дворфов все важнее.

После заключения союза с дворфами жители Империума очень полюбили их боевые арены. Со временем такие же арены стали появляться и в людских городах.
После заключения союза с дворфами жители Империума очень полюбили их боевые арены. Со временем такие же арены стали появляться и в людских городах.

Про следующие столетия существования Империума мы знаем не так уж и много. Это был период активного расширения во всех направлениях. В результате захвата новых территорий, люди приблизились к границам Арлатанского леса, в чащах которого продолжали обитать эльфы.

Считается, что первые попытки возобновить отношения с эльфами были мирными. Однако, послы Империума исчезли в эльфийских землях. Это вынудило людей укрепить соседние с Арлантанским лесом территории. К -998 несколько пограничных людских поселений исчезают и Империум объявляет эльфам войну. Проходит еще почти 20 лет, прежде чем силы людей дойдут до центра Арлатанского леса. Начинается длительная осада эльфийской столицы. Пока основые силы Империума осаждали Арлатан, варварское племя Ингирш (Inghirsh) нападает на Тевинтер с юга, с территории современного Орлея. Для скорейшего окончания войны с эльфами и переброски армий на борьбу с новой угрозой, имперский Архонт Таласиан пошел на радикальные меры. Буквально за одну ночь, с помощью магии крови, столица эльфов была "погружена" под землю. Причательно, что некоторые источники указывают, что не Тевинтер уничтожил эльфийскую столицу. В любом случае, Элвенан или Арлатан как первое государство Тедаса перестает существовать. Все выжившие эльфы становятся рабами Империума. Их силы и кровь становятся важной опорой для имперского могущества. Для Тевинтера начинается Золотой век.

Экспания была беспрецендентной. На западе Тевинтер подчиняет себе территорию современного Андерфелса, на востоке все земли, включая Ривейн. Уже к -715 Империум вел войны на южных окраинах Тедаса (территория будущего Ферелдена) против Авваров, Аламари и Хасиндов. И хотя эти племена так и не были побеждены, Тевинтер завоевал центральный Ферелден, возвел Имперский тракт через Морозные горы и построил на южной границе своих земель крепость Остагар. В -620, в южной части империи, магистр Эмериус основывает новый аванпост по добыче полезных ископаемых. Со временем он становится одним из центров работорговли. В будущем это поселение станет известно как "Город Цепей" или Киркволл (Kirkwall).

Имперский Тракт, соединявший все территории Империума - одно из главных достижений тевинтерской цивилизации. По сей день им пользуются многие народы Тедаса.
Имперский Тракт, соединявший все территории Империума - одно из главных достижений тевинтерской цивилизации. По сей день им пользуются многие народы Тедаса.

Как и во многих империях, среди правящего класса Тевинтера не было единства. Периодически, конфликты между магистрами приводили к гражданским войнам, которые хоть и не погубили Империум, но серьезно его ослабляли. Особую угрозу для первой людской империи представляли варварские племена, живущие на границах. Их постоянные вторжения стали одной из проблем, с которой магистры были вынуждены сталкиваться на протяжении многих столетий.

Считается, что за 6-7 столетий до создания Церкви Золотой век Тевинтера подошел к концу. В этот период о своей независимости объявляет Андерфелс (-695), а южные племена варваров выбивают Тевинтер из будущего Ферелдена. Крепость Остагар была оставлена (-565). Империю раздирают две гражданские войны (с -692 до - 620; - с 575 до -555). И хотя после полутора столетий войн Андерфелс все-таки вновь возвращается в состав Империума (-535), а угроза варваров была остановлена, благодаря щедрым дарам их вождям, первая людская империя подходит к своему закату.

Возможно, Империум решил бы все свои проблемы и снова стал великим, если бы не событие, которое потрясло весь Тедас и навсегда изменило его историю - Первый Мор, начавшийся в -395.

Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим в следующий раз. Спасибо за внимание! Оставляйте свои предложения, мнения, советы в комментариях.
#dragonage #dragonageinquisition #лонгрид

История мира Dragon Age. Часть 1. Древняя эпоха.
140140
11
29 комментариев

Перед релизом "стражей занавески" перепрохожу все игры, перечитываю все комиксы и книги вместе с двумя томами "мира тедаса", но эти лонги тоже почитаю. Как ни крути биовары создали шикарную вселенную

7
Ответить

У меня, конечно есть оба "Мира Тедаса", но за старания +
Разрешите доебаться:
Кал-ШирокКэл-Шарок (Kal-Sharok)

6
Ответить

Принимается) по большей части названия мой вольной перевод

2
Ответить

ладно! я это прочитал! все таки больше даже чем играть в игры, я обожаю ЛОР и события мира! и из прочитанного мы опять делаем вывод - были эльфы, и было у них все хорошо, но потом снова у них все пошло по пи..., пришли люди, порешали и за эльфов и за гномов! но потом и у людей все пошло по пи... классика со времен Толкиена...

2
Ответить

а еще из за людей появились порождения тьмы и как итог, мор. Точнее из за магов

2
Ответить

Так-то оказалось, что люди ни причем, элвен сами знатно обосрались

1
Ответить

Ну это практически любая фентези. Только в DA есть куча кусков лора, которые пока остаются неизвестными. А Толкиен все подробненько о создании мира раписал. Ну и у него там все довольно однозначно, кто хороший, кто плохой и т.д.

Ответить