«Горгород» обреченный

Хули расслабились-то все? А?

Надо было, наверное, это сделать раньше, но по горячим следам ничего бы не вышло, потому что разрозненные мысли, посещающие меня при каждом переслушивании, никак не складывались в нечто цельное.

И не складываются до сих пор — пускай. Я слушал «Горгород 2» на повторе и безмерно кайфовал. В какой-то момент уже не от самого перфоманса, а просто от песен — веселых и безумных, странных и несуразных, хитовых и всратых (для Славы последние характеристики синонимичны).

«Горгород» обреченный

Звучок Славяна — да и стилек тоже — всегда хочется очертить именно словом «всратый». Он исповедует такой подход с самого начала — и это может отталкивать определенный пласт людей, уши которых настроены на другие, так сказать, регистры. Многим не особо заходит намеренная безалаберность в сведении, угарные биты, написанные так, будто примерно любой способен выдать нечто похожее через пару месяцев плотного зависа в флке. А мне это нравится, потому что это не просто похуизм, а стиль, часть художественного метода Славы (но и просто похуизм, конечно, тоже).

Как и тексты, которые всегда пишущиеся молниеносно. Славка лютый графоман. Только дай возможность напихать как можно больше бесполезных отсылок, смыслов, концептов, приколов — он обязательно воспользуется и сделает больше, чем нужно. В контексте «Горгорода» это работает идеально, потому что сам Оксимирон ничем от него не отличается.

Расточительный, беспощадный и бесполезный культурологический неймдроппинг — это неотъемлемая часть лирики и музыки Оксимирон MC from London. Все эти отсылки, они ведь не для того, чтобы показать, что учился в Хогвартсе, а чтобы разнообразить ритмический рисунок, под завязку набить его необычным сочетанием слогов, дающим подспорье для созвучий, панторифм и понта своей рифмой. Это просто звукопись, а не какая-то глубокая работа со смыслами в большинстве своем.

Для Славы это тоже звукопись, только в другом ключе: он, повторяя все эти ходы, просто хочет в очередной раз посмеяться и на убой закормить своего внутреннего графоманчика, который при любом удобном случае рвется наружу. Он сам с этого смеется уже на втором треке, пародируя фирменные мироновские хитросплетения аллитераций, которые всегда декламируются с прытью и серьезным ебальником:

Чёт, нечет, Иона во чреве комы, сом тот икру мечет Но ещё не вечер, ведь Марк вечен

Так и во всем остальном — Славян пытается обесценить те ходы, которые сделали «Горгород» венцом концептуального рэпа. Я мечтаю, чтобы вселенная «Горгорода» стала полигоном для всех, кто хочет сделать повествовательный альбом. Заходишь на это поле и тренируешься, развиваешь как хочешь сюжет, придумываешь арки, наслаиваешь отсылки на отсылки на отсылки. Такой метаверс, где смешиваются люди, кони, и все, на что хватит фантазии.

Прикиньте, какой бы получился альбом-буриме и как сильно бы менялись порядки в «Горгороде»: Скриптонит отстроил бы образ «порочной Москвы», а супротив придумал еще один вымышленный город, откуда Марк вырвался, преодолев бедность и став писателем, ЛСП возродил Алису хитрым твистом и закрутил потрясающую любовную линию (но Алиса в конце-концов все равно бы умерла вместе с мистером Марком), а Серега ATL углубил тему «Rave Эзотерики» и «На развалинах», создав двоемирие и загробный «Горгород», который постоянно вмешивается в дела «Горгорода» настоящего, ну а Кирилл Овсянкин вместе со Смешариком рассказали бы, как поживают сельхозы при горгородском коммунизме и какие там крышесносные дискачи (в идеале именно после ATL, чтобы коммунизм и сельская дискотека были с приставкой «некро»).

обложка как бы намекает
обложка как бы намекает

Нет ни одного полотна в отечественном рэпе, которое столь же прочно ассоциируется с концептуальным, художественным подходом, чем «Горгород», хотя условный «Tragic City» или «Уроборос», или «Очередь в Сельпо» — альбомы намного более интересные в плане нарратива (не говоря уже о том, что они в сто тысяч раз лучше звучат). Однако, несмотря на огромное количество пустых мест, скупой образный ряд, довольно простой сюжет и, самое важное, отсутствие «живых» героев, именно этот релиз закрепился в нашем сознании с пометкой «главный концептуальный альбом».

А ведь в этом отсутствии «живости», отсутствии «имен», отсутствии «настоящего» кардинальное различие между подходом Мирона и Славы. Именно за это второй так не любит Хаски. Дима питается Серебряным веком, духом мира уже «несуществующего». Слава просто ненавидит это «общение с мертвыми». Его творческий подход диаметрально противоположен: говорить на языке настоящего, использовать людей, живущих сейчас и т.д.

«Горгород» и «Горгород 2» — это замес модерна и постмодерна в чистом виде. Мирон предлагает альбом в классических для антиутопии декорациях, с хрестоматийной проблематикой и пафосом, фактически ничего от себя не добавляя. Это большая форма, которая существовала в век тотальности, в век больших идеологий, веры в глобальные изменения, прогресс и всякое такое. Сама по себе эпоха модерна — это эпоха тотальности во всех смыслах и проявлениях. Эпоха общего, а не частного. А постмодернизм с тотальностью борется, дробит ее на мелкие кусочки, низвергая, осмеивая и всячески изворачивая. Это время разочарований в любых сверхидеях, во всем большом, массовом, глобальном, полный уход в частности, уход в индивидуализм и внимание к «маленьким людям» и вообще любым меньшинствам в самом широком смысле этого слова (привет всем от Кира, решившегося на переход).

Славянчик, как представитель постмодернистской парадигмы, напихивает в сюжет кучу всяких отсылок и надстроек, множа и множа и множа смыслы и сущности, вкидывает те самые «живые» имена, попутно высмеивая само существование устарелого, уже давно отжившего свое стиля и метода, которым руководствуется Окс.

«Горгород 2» становится и метафизическим боевиком, и триллером, и антиутопией, и тупым штампованным детективом с кучей угарных твистов, и историей в духе романтизма, где существует особое пространство, в котором тусят все горгородские бесы и с которым можно взаимодействовать (если жиденько напаснуться).

И это очень весело. Куда веселее и интереснее, чем оригинальный сюжет, который, конечно, любопытен в контексте какой-то попытки «революции в жанре» и свою маленькую гипсовую статуэточку заслужил, но абсолютно не проходит проверку временем с точки зрения банального удовольствия от прослушивания. По-хорошему мне надо было переслушать первую часть перед тем как писать вирши, но так впадлу тратить время на альбом, от которого я не получу никакого удовольствия, тупо ради информации. «Горгород» — это просто памятник, который определенно нужен хотя бы для того, чтобы кто-то на него кричал.

И Славян кричит. Ведь сам по себе «Горгород 2» существует только потому, что существует «Горгород». И по-другому быть не может, поскольку постмодернистское искусство питается тем, что уже существовало или существует, тогда как модерн какие-то идеи придумывал и провозглашал, не питаясь извне в том смысле, в котором этом делает постмодерн.

И тут как бы встает резонный вопрос относительно того, насколько это может быть ценно само по себе, если является всего лишь пережеванной насмешкой или отрыжкой чего-то действительно важного, цельного или оригинального?

«Горгород» обреченный

Очень спокойно может, потому что именно в отсутствии все этих больших целей и поисков, в разочаровании и невозможности дать какой-то ответ или нравственный ориентир и есть сущность современной социо-культурной парадигмы. Она не ищет никакие ответы, потому что ответы прошлого ее дико разочаровали и заставили идти другим путем.

Когда на альбом Славы примеряют тезис по типу «ну это же просто очередной дебильный угар, в котором нет ничего своего» — это, по сути, не какая-то негативная критика, это просто констатация факта. Да, это просто очередной угар — и в этом весь смысл. Этого достаточно. В этом тоже есть своя самоцель, ничем не уступающая с треском провалившимся идеям прошлого, которые на бумаге были куда чище, гуманистичнее, оптимистичнее, глубже, но абсолютно ни к чему не привели.

Но прикольно то, что Славян все равно идет дальше, хотя мог бы закончить альбом как угодно, — никакого значения это не имело, — как мог и придумывать любые твисты для этой истории, ведь смысл не в том, куда сюжет приведет, а в самом жонглировании чей-то историей.

А тут — финал с триединством, который пытается вести диалог с классическим героем антиутопий, тут — интересный вывод о бесконечном круговороте личин героя, которые сменяют друг друга. Марк Оксимирона поменяться не может, потому что он персонаж другой эпохи. И закономерно умирает. Герои в литературе не умирают по приколу — они умирают, потому что не могут измениться, стать кем-то другим. В мире Яныча Марк может быть только Марком, и чтобы показать, что этот герой до конца останется собой, его надо законсервировать в смерти. А Слава предлагает другую оптику, выводя персонажа, в котором живут сразу все другие герои, бесконечно меняя личины. И закручивает это все в мета-сюжет, где всю эту ебалу придумывает писатель Марк — современный Марк, чисто пелевинский, который никуда из этого круга перерождений выйти не может.

Видно, что для Славы было кайфово писать альбомчик. Он реально старался. И сделал как минимум 5-6 пиздатых песенок, которые можно слушать в отрыве от истории (конечно, держа в голове контекст, и все же). Это один из его лучших релизов за последние лет 5. Один трек «ОЙ ДА» чего стоит. Или «ПСЖД» с этим смешным кивком в сторону «Рецензии», где Мирон жидко хихикает, смотря на дырень в четвертой стене. «Rave Эзотерика» тоже классный тречок, а «На развалинах» — вообще ахуенный: и с точки зрения развития сюжета, и с точки зрения рэпчика, битосика, аляповатости припева.

Ну и главное: это очень смешной альбом.
От начала и до конца. Мне безумно нравится смешная музыка, потому что юмор рождает особенный, ни на что не похожий грув. Сама песня начинает звучать иначе, если она смешная. Гандбольные рекорды, хижина нимф тумана, фанатик, орущий «похуй, сдохла, живи дальше», милфочка в палате и куча других моментов, которые просто заставляют бесконечно улыбаться при прослушивании. Чувства юмора у Славы не отнять, но здесь он как будто даже сам себя перепрыгивает, потому что делает абсолютно каждый трек веселым, используя либо отсылки, либо свою неисчерпаемую фантазию, либо пародию, либо Замая.

А если говорить об Оксимироне, без которого всего этого бы не было…

Знаете, я почему-то только сейчас понял, что неправильно воспринимал Мирона. И не я один, а очень многие, в том числе и Славян. Мы все почему-то хотим от него вот этой истории с самоиронией, с развенчиванием мифа вокруг себя. Хотим увидеть «человеческое лицо», альбомы с шуточками, клипы из мусорных баков, но ведь Оксимирон просто не такой человек. Абсолютно. Мы хотим впихнуть его в парадигму, в которой существуем, хотим заставить его быть в одном поле со Славой, но он просто человек из другой вселенной.

Поэтому именно он и написал «Горгород», а не кто-либо еще — только он мог посягнуть на то, чтобы в 2015 реально взяться за такую форму. Он человек эпохи модерна: человек стадионного мышления, человек-империя.

Однако последнее время он нам потакает, записывая всякие приколы типа трека «Рецензия» да и в целом альбома «Красота и Уродство», или костюмированного квази-бифа с Алишером, хотя все это просто фикция, попытка себя осовременить, которая считывается в две секунды. Ему абсолютно не идет это к лицу.

«Красота и Уродство» никогда не станет ровней «Горгороду» — первый рассыпается, крошится на кусочки, неумело пытается хихикать над собой, принимать не таким, какой есть, а таким, каким хочется и надо быть. Дробный альбом, где нет ничего монументального, — а это не история Оксимирона: рэпера номер 1 навсегда.

Может музыка Скриптонита, ATL' а, ЛСП в тысячу раз лучше — Оксимирон по уровню работы со звуком, по влиянию на жанр, музыкальному каталогу заметно уступает любому, — но всем им никогда не стать круче Мирона Яновича, потому что он такой один. Он — миф, божок.

И сам всегда шел к этому; и ему это к лицу — быть самым красивым памятником-шатуном, который сам по себе передвигается по стране-миражу, не зная, что ему еще делать: по одну сторону странный выдуманный мир, по другую — руины, когда-то бывшие столь же странным выдуманным миром.

Эксперимент есть Эксперимент, что тут еще сказать.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

2020
23 комментария

Как раз закончил.

4
Ответить

зверь

1
Ответить

Это какой-то сорт говна?🙄

3
Ответить
4
Ответить

Слава КПСС — один из самых ярких примеров деградации русского рэпа

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А что есть пример хорошего русского рэпа для тебя?

Ответить