Запах черной икры, просачивающийся через колонки

Наш с вами любимый отечественный хип-хоп, вслед за западным, потихонечку втягивается в бум-бэп: появляются новые персонажи, которые больше не чураются грязных барабанных партий, медленного темпа и, конечно, шуршания иголочки на заднем фоне; просыпаются и популярные артисты, вдруг ощущая, что можно попробовать и так (я про это уже писал целый пост, но из нового — даже у Фараона на альбоме фит с Лок Догом родом из 10-х).

Во всем этом самое приятное, что основной массив артистов, которые хотят попробовать запрыгнуть на эту волну, идут через «падиковатость»: зовут на фиты всяких Лочи, Чемоданов или ОУ74, пишут шероховатые бэдрум-биты (сведение их, конечно, выдает, но все же), и читают про себя искренне, честно, прямолинейно.

Бум-бэп стал громоотводом для любого, кто хочет выговориться. Примерно такая у него сейчас функция в нашей индустрии. На таких битах можно погрустить, сказать что-то важное и личное. «Поговорить» со слушателем. Мне это нравится, потому что все могло пойти совсем иным путем — через остервенелое копирование Griselda и ко (хотя и оно тоже иной раз проскакивает). Можно даже с натяжечкой сказать, что у нас есть свой бум-бэп: неказистый, странный, нарочито старомодный и не особо, честно говоря, стильный, но теплый. В этом всем есть свой угар, хотя я до сих пор не вижу ни одного человека, который смог бы действительно хорошо оседлать этот звук, переосмыслить его и что-то предложить.

Зато предлагает Al Wonder. То, что происходит здесь, его как будто не особенно интересует, но он не отказывается от себя и своей идентичности. И это первое, с чего я сильно кайфанул. Al Wonder делает музыку для западного рынка, но не живет в зазеркалье, не строит из себя чувака из Баффало. А ведь мог бы сделать альбом, в котором вообще нет России, — и он бы органично смотрелся в контексте звука и наполнения, но тогда в нем не было бы самого Саши. Это был бы просто крутой, но обезличенный релиз, напичканный громкими именами и жирными инструменталами. На «BLACK BAVIAR» то и дело мелькает тема Питера, присутствуют фиты с артистами из России (пускай их и совсем мало, но), а Николай II оказывается на обложке треклиста, символизируя собой и блеск черной икры, которым пропитан звук альбома, и поистине имперский масштаб (22 трека, я напомню).

Запах черной икры, просачивающийся через колонки

Меня всегда интересовало, как музыкант, решивший сделать столь масштабный проект, будет выстраивать повествование, расставлять треки, акценты, скреплять все воедино и удерживать мое воспаленное внимание. Не скажу, что у Вандера это получилось прям идеально, поскольку где-то к 18-20 треку я начинаю маленько уставать, но «BLACK BAVIAR» точно не из тех релизов, которые рассыпаются, тают и перестают ощущаться «альбомами». А такое бывает часто: понимаешь, что музыка хорошая, но только если выдергивать треки и слушать отдельно, забыв о том, что они вообще-то находятся в каком-то альбоме и что-то для его общего содержания значат.

Изначально я был готов к маскулинному, грязному, уличному рэпчику, где много тестостероновой мощи и вкраплений арт-хип-хопа. Меньше всего ожидал теплых, светлых и легких треков, в которых много мелодичности, маневренности, солнечных вайбов. Как будто все говорило — и синглы, и наш с Сашей диалог, и мои ожидания, — что тут слишком много прыти, амбиций, слишком много голода, чтобы вместить такое. Но вдруг, уже в самом начале: щелчок — и включился «ROC NATION», — для меня однозначно лучший трек с пластинки, подаривший столько счастья, улыбок, теплоты и лета.

Удивительно, что именно такой необычный, неожиданный, выпирающий из общего полотна релиза опус и стал самым запоминающимся. Наверное, все дело в контрасте, но еще и в неуловимом настроении всепоглощающего внутреннего солнца, которое чем-то напомнило мне Канье и его «Graduation».

Позже появились и другие хайлайты: «GOYARD LORDS», «GUCCI COMMERCIAL BY LYNCH», «ONE», «LIVE FROM THE MET», «GVASALIA» и др., но все они куда более ожидаемые и понятные, чем «ROC NATION». Очень зацепил тот момент, что треки расставлены таким образом, чтобы постоянно заново и заново захватывать внимание слушателя: примерно через каждые 3-4 песни происходит щелчок — врывается слишком разъебная песня или классный интерлюд, перенаправляющий внимание, меняющий настроение; просачивается игра со смежными жанрами, которая освежает впечатление или на фит залетает слишком знакомый и любимый голос, который невозможно игнорировать.

«BLACK BAVIAR» — альбом очень разнообразный, хотя, казалось бы, существующий в определенных жанровых рамках. На третье прослушивание больше всего меня поразил следующий момент: где-то к середине вдруг понимаешь, что у релиза очень тягучий, илистый вайб, неспешный повествовательный темп, но это не то что не смущает, это вообще лучшая часть альбома!

Иногда на «BLACK BAVIAR» есть куски, где друг за другом идут либо треки-интерлюды с еле различимыми, запрятанными вглубь бита ударными (или вообще без оных), либо протяжные, минималистичные композиции без спецэффектов, почти без припевов и тех самых щелчков.

Мой любимый — «LIVE FROM THE MET» с Billie Essco. Я сначала его вообще не расслушал и пропустил, но потом настолько проникся чувственностью, каким-то сценическим, театральным, кинематографичным настроением этого трека, что его хочется и не треком вовсе назвать, а саундтреком. Наверное, такой эффект на меня произвел «LIVE FROM THE MET» и похожие на него по задумке «ROYALTY», «GUCCI COMMERCIAL BY LYNCH, «SLOMAY ETO», «PORK DON'T GO WITH BAVIAR,» потому что именно обещанного арт-перфоманса от Al Wonder я ждал больше всего.

То, что он умеет писать биточки, я понял сразу, но мне было интересно, сможет ли он предложить что-то экспериментальное и сложносочиненное. Ведь такого рода треки только кажутся простыми, а на деле создать особое настроение всего лишь в пару дорожек, избегая или пряча ударные под слои сэмплов и синтезаторов, задача очень сложная. Где-то оказалось достаточно вообще одного цепляющего сэмпла, как, например, на «GUCCI COMMERCIAL BY LYNCH» или «PORK DON'T GO WITH BAVIAR». И все. Трек работает безотказно, потому что Саша не пытается перенасытить его, а, наоборот, настаивает на монотонности и зацикленности. Он очень хорошо чувствует эти моменты — когда можно оставить минимум, чтобы получить максимум.

Запах черной икры, просачивающийся через колонки

Слушая «BLACK BAVIAR», я время от времени задумывался: ебаный в рот, все эти люди на пластинке чувака из Питера, который смог каким-то образом затащить их сюда, связаться и договориться, чтобы собрать альбом своей мечты.

Wonder говорил мне, что ему частенько прилетает какая-нибудь дичка, связанная с этими фитами, на манер «ты купил куплет» и тому подобное. Я не верил, честно говоря, что этого много. Со скепсисом относился к тому, что куча людей просто не может фокусироваться на музыке или не умеет радоваться за тех, кто делает что-то иное и открыто об этом говорит, не стараясь угождать всем. Оказалось, всего этого дохуя.

И когда я послушал «BLACK BAVIAR» впервые, то понял, что музыка — это лучший ответ. Можно сколько угодно спорить про эти сраные фиты или любые другие моменты, но если включить «ROC NATION» или «GOYARD LORDS», или «ONE», или «GVASALIA», то вы просто услышите очень хорошую музыку, уровень которой сопоставим с тем, что сейчас происходит в авангарде этой движухи. Мне без разницы на купленные фиты потому, что просто купить их — вообще ничего не значит. Даже когда на песне есть кликбейтный артист, я все равно не буду ее слушать, если она звучит дерьмово.

На «BLACK BAVIAR» нет ни одного «ленивого» куплета ради того, чтобы он там был. Нет моментов, когда чувствуешь наебалово. Любой исполнитель звучит так, как будто он записывал этот трек для своего альбома и старался. Даже если кто-то просто отдавал старые куплеты или еще чего, Al Wonder вытянул это битами, сведением, фишками — и все зазвучали так, как нужно именно ему. Здесь есть жирнейший звук, есть эксперименты и попытка (весьма удачная) предложить что-то прикольное, свежее, интересное, есть безотказно работающие фиты с двустороней отдачей — когда инстурментал раскрывает артиста, а артист — еще сильнее подчеркивает мощь инструментала, есть интересная, но не навязчивая, не отвлекающая идея и — главное! — есть видение.

Наверное, для хип-хопа это слишком важное слово: «видение».
Оно столь же определяющее, как и слово «труд». Отсутствие или наличие этих вещей для меня сильно влияет на оценку альбома. Если есть что-то одно — это уже очень много. А если есть и то и другое, то альбом автоматически становится слишком пиздатым, даже если не все песни во мне откликаются.

На «BLACK BAVIAR» есть видение. Саша говорил мне, что хочет равнятся не на нашу песочницу, а на уровень людей, вдохновивших его на написание музыки. Это напомнило мне фразу Joey Bada$$ про то, что он старается соревноваться с лучшими артистами жанра, с хип-хопом Золотой эры, хочет стать пиздаче имен, до которых, казалось бы, дотянуться просто невозможно. Polo сказал в одном из треков: «Al Wonder — это питерский RZA», — строчка громкая, острая и резонансная. Но это сравнение как раз таки про видение, потенциал и амбиции, а не про выебон ради выебона. Al Wonder — не RZA; никто не RZA, если быть совсем честным. Но Al Wonder делает музыку с прицелом на то, чтобы когда-нибудь дотянуться до этого уровня, вкладывая в нее весь свой труд.

Сюда вложено очень много труда. Есть музыка, которая звучит заебись, но не цепляет, потому что не хватает кропотливой работы. Музыка, которая могла быть намного лучше, если бы над ней посидели. Разумеется, это не универсальное мерило — в мире столько альбомов, нарочно записанных на отъебись и звучащих потрясающе, но рэп, зачастую, работает немного иначе. «BLACK BAVIAR» пропитан потом, иногда даже через край. Это большой и сложный долгострой, красивый монумент.

Альбом погружает в часовое путешествие по всему, что умеет Саша, рассказывает тебе историю человека, который сначала слушал хип-хоп, потом начал сам тыкаться в секвенсоры, а потом смог записаться с теми, кто влюбил его в хип-хоп. В 22 треках есть вся музыкальная картотека Вандера, весь спектр жанров и направлений, которые он пропускал через себя: от хопа, соула, фанка и джаза, до классики, ритм-н-блюза и ренессанс бум-бэпа.

Вряд ли я буду часто слушать «BLACK BAVIAR» целиком, но то, что многие треки со мной надолго, это точно. И особенно «ROC NATION» — одна из лучших композиций этого года, которую хочется переслушивать бесконечно. Эта песня стала для меня важной, а когда музыкант дарит тебе нечто столь ценное, личное и резонирующее, нельзя это просто игнорировать.

Я, наверное, мог бы сделать больше акцента на деталях и всем таком, но хотелось поделиться комплексным впечатлением, мыслями и чувствами, которые возникали у меня при прослушивании и после.

Но и более детально мы этот альбом тоже обязательно обсудим в ближайшее время! Ждите.

Запах черной икры, просачивающийся через колонки

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

898898 показов
7373 открытия
1 комментарий

Направление?
Какое направление?

Ответить