Лучшие игры 2021-го

Лучшие игры 2021-го

Лонгрид на память о хорошем геймерском годе

Всех приветствую. Игроитоги сами себя не напишут, как, собственно, и игры сами себя не пройдут. Оба этих занятия приносят мне удовольствие, а потому я, в очередной раз, пишу об играх, которые мне больше всего понравились. Настолько понравились, что я даже закончил их(что последнее время скорее исключение, а не правило: начинаю и бросаю—уж не знаю какими словами себя ругать…). Естественно, они разные по качеству и отличаются по финальным впечатлениям, но я, всё равно, по инерции, зову их все «лучшими».

В этом году до ПК добрался бывший эксклюзив PS4 2019-го года. Первоначально я относился к нему скептически: снова зомби, снова открытый мир, снова зачистка аванпостов… звучало это маловоодушевляюще. К счастью, при ближайшем рассмотрении игра продемонстрировала своё собственное «лицо», которое основывается на нескольких оригинальных особенностях.

Во-первых, это сюжет и персонажи. Разработчикам из Bend Studio удалось создать очень личную, убедительную историю приключений крутого байкера Дикона Сент-Джона и нескольких наиболее близких ему людей. По ходу кампании характер самого Дикона раскрывается, давая понять, что он как личность сложнее чем стандартные экшн-герои.

Во-вторых, это структура зомбей как экосистемы. Помимо стандартных одиночек, небольших групп и усиленных особей в игре есть большие скопления немёртвых—орды. Они различаются количеством и местом обитания, но в рамках одной орды все особи действуют сообща: передвигаются по определённому маршруту, днём спят в логове, атакуют ГГ все вместе. С наскока такого противника не взять, нужно планировать свои действия и запасать амуницию. Зачистка таких орд добавляет игре сразу и хардкорности, и тактической глубины.

В игре множество того, что мне не понравилось: перестрелки с людьми, менеджмент топлива, крафт расходников на ходу, рутинные побочки… но когда на горном перевале Дикона настигает офигенный непроглядный снежный буран или когда герои гонят на байке по шоссе под душевную песню—о недостатках вспоминать совсем не хочется.

Ещё один Сони-эксклюзив, который спустя год консольного «бета-теста» вышел на ПК. Если вы играли в 1-й Nioh, то уже знаете о 2-м всё, что нужно знать—это тот случай, когда продолжение больше похоже на аддон чем на новую часть. Визуально и геймплейно они почти идентичны. Да, сюжетная кампания новая и рассказывает совершенно новую историю, выступающую приквелом для событий 1-й части. Да, теперь протагонист не фиксированный—его пол/внешность можно выбрать самому. Но вот локации далеко не все новые(карты многих побочных миссий перекочевали из 1-й части), нпс не все новые, монстры/духи-хранители/сеты брони—тут тотальное повторное использование. Даже боссы в некоторых побочках—это боссы из оригинала.

Кто-то назовёт такое приятной пасхалкой, но я склонен считать иначе: Team Ninja просто из тех разработчиков, которые не выкидывают ассеты релизнувшейся игры, бережно храня их для следующих частей(возможно, в этом они тоже равняются на FromSoftware—знатных любителей подобной практики).Изменения в боёвке умещаются в пару тезисов: есть новое оружие, есть новые магические способности, есть новый способ отражения особых ударов боссов/мобов. Последние два нововведения объясняются лорно: ГГ теперь наполовину ёкай(демон*), а потому умеет делать такие же волшебные атаки, что и враги демоны и выполнять «демонское парирование»(которого ещё и три разных вида).

По крафту/экипировке/структуре уровней и геймдизайну в целом особых изменений я не заметил. Для хейтеров 1-го Nioh ситуация не изменилась, тут как и раньше полно вещей, которые могут выбесить: фарм с околонулевым шансом дропа, копипастные побочные квесты, скучные локации пещер и горящих деревень(нужно сказать, что дополнения очень красивые, особенно последнее… но это скорее исключение, чем правило). Если же вы фанат 1-й части, то и в этой, с удовольствием, проведёте сотню и более часов.

Возможно, вы помните анонс этой игры на Gamescom в 2017-м. Тогда это выглядело как забавный концепт, но было непонятно как оно в итоге будет играться—такое случается с многими играми, но, обычно, только на стадии синематиков, а с Биомутантом даже геймплейные видео ничего не проясняли. Более того, я даже после полного прохождения вряд ли смогу внятно объяснить что это за игра и что с ней не так… но я попытаюсь.

Начнём с сюжета/экспозиции: привычный нам мир умер в результате загрязнения людьми природы; остатки человечества улетели на космических кораблях мусорить где-то ещё; часть зверей мутировала/эволюционировала и заселила Землю. Вот за такого разумного зверёныша нам предстоит играть. Выглядит протагонист всегда как белковыдрохорёк(несмотря на наличие некой кастомизации, другого «вида» он не станет, максимум сменит «породу»), напоминает енота Ракету из «Стражей Галактики». По дороге приключений его ведут две мотивации: 1)отомстить особо злобному зверю по имени Люпус-Люпин за убийство родителей 2)спасти местное Мировое Древо от подтачивающих его корни Мироедов(4-х здоровенных боссов).

Вот я написал «спасти», но игра, на самом деле, даёт выбор не спасать Древо Жизни—правда, я не знаю зачем это нужно, если это просто убирает необходимость воевать с боссами(но задание на их устранение всё равно останется!). Может быть, это вариант для тех, кто не хочет убивать боссов ибо те няшки и, вообще, для игроков-пацифистов. Хотя, сплошным пацифизмом тут не пройти: на любых уголках карты героя поджидают агрессивные представители местной фауны. Некоторые при этом выглядят как разумные пушистики—почему они нападают? Они бандиты? Зачем кому-то быть бандитом в таком мире, где от поселения к поселению ходят только странствующие торговцы на которых они НЕ РЕАГИРУЮТ!?

Раз уж я упомянул противников, то давайте поговорим подробнее о боёвке. У ГГ есть возможность бить оружием ближнего боя и стрелять из огнестрела. Если это одноручные меч и пистолет, то стрелять/бить можно попеременно нажимая левую/правую кнопки мыши. В случае с двуручными вариантами нужно переключаться через круговое меню/инвентарь/цифры клавиатуры. Помимо этого базиса и внешней кунг-фу эстетики в боёвке есть уклонение, прыжок, счётчик ударов, магия, спецудары, комбо, атаки с воздуха… отдалённо это напоминает Devil May Cry, но даже такой хейтер DMC как я вынужден признать, что творение Capcom играется в разы увлекательнее.

Проблема в том, что все вышеупомянутые возможности в Biomutant не нужны, они избыточная отвлекающая ерунда. Комбо, спецприёмы и прочие выкрутасы нужны только для затягивания сражения, никакой ультимативной эффективности в них нет. Зато ультраэффективно просто расстрелять любого врага, двигаясь вокруг него. Вот так, на словах кажется, что в игре вариативная боевая система, а на деле любое побоище скука смертная, где лучшим решением будет то, которое сократит время боя.

Помимо боя в Биомутанте есть квесты: 1)примитивные, где нужно что-то собрать/активировать 2)примитивные, которые дают мохнатые нпс с именами—такое задание, скорее всего, будет многоступенчатым и сопровождаться диалогами. Чем ещё интересным можно заняться в игре? Ну, можно захватывать вражеские крепости—первые три раза это даже будет по-разному, но потом окажется, что это всегда выбор одного из этих трёх вариантов.

Можно слушать нравоучения рассказчика… ах, да, я ведь не объяснил о рассказчике. Значит так, в игре все шерстистые друзья говорят на непонятном языке, который иначе чем детской абракадаброй назвать не получается. После того, как мы выслушаем этот поток тарабарщины в любом диалоге, в дело вступает наш встроенный переводчик/наставник, который кратко(или не очень) пересказывает нам суть на английском/русском/японском языке. Также он часто комментирует увиденное/сделанное нами и даже вставляет фразочки посреди боя. Раздражает это неимоверно, у него ещё и тон такой снисходительно-менторский, как будто он терпеливо вещает для умственно отсталых. С одним из патчей появилась возможность отключить/уменьшить частоту звучания рассказчика или непонятного диалекта, но 1-е впечатление было уже испорчено.

После всего сказанного, уже сложно поверить, что в игре может быть хоть что-то хорошее. И всё же, хорошее в игре есть: это сам мир и открытость/доступность его исследования, перемещения по его просторам пешком и на транспорте. В Biomutant очень красивая природа с разнообразными климатическими зонами, различными рельефами, множеством тайников/секреток. По этому миру просто приятно бегать: он не перенасыщен враждебными мобами и постоянно генерирует отличные виды пейзажей до самого горизонта.

А уж когда появляются разные транспортные средства/дополнительные возможности перемещения: взлететь на вершину скалы на механической летучей мыши, двойным прыжком активировать пропеллер в ранце и спрыгнув с обрыва, переключиться на планер, а на земле сразу же призвать верхового барана и снова нестись по полю вперёд к цели! Это свобода, которой не хватает множеству других игр.

Ещё есть вопросы по возрасту целевой аудитории. Все эти зверушки, яркие надписи, простенькие головоломки, экологически-веганская мораль как будто рассчитаны на детей. Но хардкорная боёвка, разнообразный крафт и не самые лёгкие платформенные секции заставляют в этом усомниться. Интересно мне также, есть ли подтекст в некоторых моментах.

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!!!
Вот, к примеру, главный герой и все разумные звери нпс—травоядные, а самый страшный ужасный убийца—единственный хищник. На первый взгляд мораль понятна: убивать плохо, блаблабла.. Но, если пройти его сюжетную ветку до конца и выслушать его историю, то ясно, что он просто такой, каким создала его природа. И даже убийство родителей ГГ было местью за его собственную семью, которую убили «миролюбивые» травоядные. А теперь ГГ, завалив по дороге хренову тучу народу, пришел к убийце в поисках «праведного возмездия»! Ну, вы поняли, у нас тут почти продолжение «Убить Билла» с дочкой Верниты Грин! Почитайте, если хотите, вот тут человек пишет то же самое + ещё любопытные выводы.

Если к этому факту добавить то, что истинное зло игры как раз травоядные, жрущие корни Мирового Древа и внимательнее взглянуть как происходит «война племён», то просматривается интересная аналогия с реальным миром; аналогия слишком глубокая для такой «детской» игры.

Как быстро летит время! Вроде, только недавно я расставлял ловушки в 1-й части(в 2011-м году*), а вот уже вышла 3-я. К сожалению, после прохождения основной кампании новой части мне захотелось не попробовать бесконечный режим/перепройти отдельные сценарии, а вернуться в 1-ю часть. Потому как тройка ощутимо деградировала по сравнению с дилогией.

Начнём с того, что сразу бросается в глаза: с дизайна. Внешний вид врагов стал каким-то пластмассово-мультяшным, малодетализированным и совершенно незапоминающимся. Как будто потерялась та гротескно-шутливая сказочность, которая создавала душевную атмосферу при истреблении местных мобов.

Также ухудшился левел-дизайн: если раньше на картах чередовались узкие и широкие проходы/комнаты с несколькими выходами или тупиками, то теперь часть карт похожи на коридор/фойе с двумя лестницами. Такие проблемы не везде, но там, где их нет игрока подстерегает другой «рак» геймдева—турельные миссии. Дело в том, что в этой части появились особо масштабные сражения, которые, частично, проходят под открытым небом. Из нескольких порталов прут сотни орков и эффективно остановить их одними ловушками нереально. Потому игроку приходится самолично управлять боевой машиной по типу баллисты/катапульты. Сидим мы, значит, в одном месте большую часть миссии и пуляем красными бочками в малоразличимые точки на горизонте—турельная миссия как она есть.

Смешных фразочек, которые составляли другую часть ламповости этой серии, в 3-й части стало меньше(и произносят их не харизматичные туповатый Макс и надменная Габриэлла, а какие-то зумеры раздражающие). Учитывая такие недостатки, причина проходить Orcs Must Die!-3 может быть только одна—вы фанат франшизы и очееень соскучились по геноциду зеленошкурых.

Интересный образец шутера, который не пытается завлечь игрока масштабным милитари-сюжетом с «серой моралью» и оцифрованными лицами голливудских актёров. Может тут есть мультиплеер или редактор пользовательских карт?—нет. Может Ханс Циммер написал саундтрек, а все блогеры дружно пиарят игру на Ютубе?—тоже нет. Так в чём её стратегия успеха, чем она может зацепить игрока? В Bright Memory просто приятно стрелять и перемещаться по уровню: анимации прицеливания и перезарядки быстрые; бег/прыжок/скольжение дают игроку чёткий контроль над положением персонажа в пространстве; хэдшоты звучат звонко и сочно. Шутерной механикой и паркуром(всеми доступными подкатом, бегом по стенам, двойным прыжком) игра напоминает Titanfall 2—в моём понимании, это однозначный плюс.

Пушек в игре всего 4, но все они разные и все ситуативно полезны: это точно не тот случай, когда вы больше не используете пистолет после нахождения дробовика(ещё и потому, что пистолет тут выдают позже дробовика, хехе).
Ещё в Bright Memory довольно технологичнонавороченный графон(блики, тени, погодные эффекты и т.д.) при хорошей оптимизации—редкость в наши дни, когда даже изометрическое инди может фризить на GTX1060. Стилистически игра по полной использует колоритную азиатскую эстетику: повсюду шарообразные бумажные фонарики, пагоды, арки, статуэтки китайских божеств, бамбуковые заросли и прочее. Учитывая ещё и наличие в игре катаны с механикой отражения ударов/выстрелов, я удивлён, что игрожур не называет BM:I «Секиро от мира шутеров».

Минус, о котором стоит упомянуть, состоит в продолжительности. Игра проходится за 2-2,5 часа на лёгком уровне сложности(вероятно, на харде будет дольше, но только за счёт переигровок, а не более вдумчивого/тактического геймплея, а это искусственное затягивание). Я не склонен считать это серьёзным недостатком по двум причинам: 1)к этому моменту я игру я прошел дважды, попробовав разные тактики/стили геймплея, что редко случается с шутерами, где сюжетная кампания занимает 5-10 часов 2)есть надежда, что благодаря релизу этой «демки» студия сможет развиваться и когда-то выдаст что-то по-настоящему эпичное.

Это экшн от 3-го лица с комбо, QTE и редкими морскими сражениями. Эстетика пиратская, графика мультяшная(не уверен, что это можно назвать сел-шейдингом, но есть некая схожесть с Prince of Persia2008). Ах да, самое важное: я ждал эту игру 13 лет! «Приключения капитана Блада» начали разрабатывать в 2003-м, я ней узнал в 2008-м, когда увидел трейлер на диске, который шел в комплекте с журналом о компьютерных играх. Выглядела игра как God of War(который был для меня недоступен ввиду его консольной эксклюзивности), но на ПК и также имела общие черты с прочитанными недавно книгами Рафаэля Сабатини. Этот безоговорочный хит должен был выйти совсем скоро(я никогда так не ошибался*).

Игра не вышла в 2008-м, не вышла в 2009-м, в 2010-м тоже… потом была перенесена, заморожена, отменена, потеряна. Полная история злоключений этого проекта длинная и запутанная. Если интересно, то вот тут наиболее полный разбор всей этой детективно-мистической истории.

Главное, что игра пропала, будучи(по слухам) абсолютно готовой и 100% проходимой. Долгие годы никакой новой информации не поступало, пока в 2020-м ситуация резко не изменилась: сначала было опубликовано большое расследование о судьбе игры, а позже кто-то(по слухам, связанный с разработкой) предоставил ДТФ финальный билд игры. ДТФ написали рецензию, а игра вскоре была слита на торренты(не берусь судить кем это было сделано, низкий ему поклон, в любом случае).

Сложилась уникальная ситуация, когда игру нельзя нигде приобрести легально; более того, сами права на эту интеллектуальную собственность принадлежат непонятно кому. Лично я был несказанно рад, что игра внезапно «нашлась» и я смог её пройти. Как будто наконец доставили моё заплутавшее письмо из Хогвартса! Я не буду притворяться, что это «игра богов, 10/10», но: боёвка драйвовая, локации красивые, анимации приятные, герои выглядят/говорят/ведут себя круто! Отдельно отмечу, что QTE(которые я обычно ненавижу) тут простые и даже зрелищные(особенно бой с финальным боссом—это почти так же потрясающе как бой с Марком из игры Collapse).

Это игра 2008-го, которая вышла только в 2021-м, но не ощущается устаревшей. Если бы я не знал о всех перипетиях релиза, то мог бы решить, что это вполне бодрая современная игра от небольшой студии. P.S.Если будете проходить, то перетерпите, пожалуйста, миссии с корабельными боями, они реально так себе, но их немного.

Бонусом хотел бы упомянуть о проекте, который я уже хвалил в прошлом году, но в этом состоялся STEAM-релиз и он принёс с собой некоторые нововведения. Во-первых, это роуглайк-режим, о котором я ничего не знаю, ведь не любитель такого жанра. Во-вторых, это новая оболочка(класс*) и новое оружие. Вот тут мне есть что сообщить: оболочка зовётся Hadern и её «древо навыков» позволит изучать навыки/перки других оболочек. Грубо говоря, Hadern—это возможность создать гибридный класс, сочетающий лучшее от других оболочек.

Минусом можно назвать то, что для открытия этой оболочки нужно собрать всё оружие(победив троих минибоссов-стражей), а после одолеть самого Хадерна, который будет таким же стражем оружия. Со сбором проблем нет, они все недалеко от центрального хаба(это маленькая игра, тут всё относительно недалеко). А вот с минибоссом Хадерном могут быть проблемы, он достаточно сложный для начала игры. Возможно, поскольку в нагрузку к новой оболочке сразу дают новое оружие axatana, которое значительно мощнее остальных(и имеет две формы как в Бладборн), вся эта тема с новым оружием/классом задумана для NG+. Я прошел Хадерном с секираной обычную NG и это было невероятно просто(а игра и так не особенно хардкорна). Кому-то это не понравится, но мне норм, что соулслайки бывают не только длинными душными, а и короткими расслабляющими.

Лучшие игры 2021-го

В этом году довольно часто слышал жалобы на то, что игр в этом году не было… играть не во что… Я, как видите, нашел во что играть и вполне этим доволен. Помимо упомянутых релизов 2021-го я основательно подчистил бэклог, пройдя ещё примерно 30 игр прошлых лет. Особого упоминания заслуживает мини-марафон из нескольких игр серии Тихий Холм(2-я, 4-я, Homecoming). Теперь я готов к выходу Silent Hills; слышишь, Кодзима-гений, не тяни!

Спасибо за внимание! Желаю всем удачного игрового 2022-го: больше свободного времени на свои любимые хикканские хобби и чтобы новые релизы радовали вас настолько сильно, как, если верить Твиттеру, Battlefield радует Антона Логвинова.

А какие игры в этом году прошли вы?

Какие можете назвать лучшими?

1414
21 комментарий

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вообще отличный. Я бы и одним "Капитаном Бладом" был доволен, а тут ещё и очень хорошие большие игры: в Nioh-2 на три месяца плотно засел и в Days Gone на два. И даже Biomutant своим открытым миром, в основном, радовал, а не раздражал.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Это как бы... очень спорное утверждение. Как минимум, "Bright Memory", "Капитан Блад", "Days Gone" топовые, а "Mortal Shell" очень хорошая игра. "Biomutant" спорный, как я и пишу в посте; "Orcs must die! 3" хрен знает кому может понравится(может фанатам серии).

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Будет в 2024-м, если тогда инопланетяне не будут интернет глушить.

1
Ответить

А что 2022 был плох что ли? 🤔

Ответить