НУ, ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ДЕЛА

НУ, ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ДЕЛА

Один из культовых сериалов современности возник на стыке жанров: научной фантастики и ужасов. От первого «Очень странные дела» позаимствовал концепт (создание сверхлюдей в секретной лаборатории), от второго – атмосферу. Вообще, это удивительно: братьям Даффер удалось создать культурный феномен второй половины 2010-х, играя с ностальгией по культурным феноменам 80-х. «Очень странные дела» представляют собой удивительную мешанину из намеков, отсылок, а, иногда, и заимствований из классических фильмов. Например, бытовые проблемы Майка и Одиннадцать из первого сезона чем-то схожи с отношениями Эллиота и E.T. в «Инопланетянине» Стивена Спилберга. Команда подростков-неудачников, сталкивающихся с буллингом и спасающих мир от зла, словно бы сошла со страниц «Оно» Стивена Кинга. Девочка, наделенная паранормальными способностями, которые она проявляет в момент эмоционального срыва – точь-в-точь Чарли Макги из «Порождающая огонь» (либо Кэрри из одноименного романа Стивена Кинга) и т.д. Стереотипные персонажи. Крутой шериф с печальным прошлым. Мать-истеричка, которая скоро превратится в Сару Коннор. Злые ученые, готовые на все, ради экспериментов. Отсылок – прямых или косвенных – великое множество. И это гениальный ход от создателей. Таким способом они открыли портал в восьмидесятые и сумели «зацепить» не только подростков, но и их родителей. Ностальгия хорошо продаётся, что ещё до выхода «Очень странных дел» доказало возвращение на большие экраны «Звездных войн».

Первый сезон вышел крайне удачным. Зрители оценили концепт и атмосферу, а критики – забросали сериал хвалебными отзывами и номинациями на премии. Рецепт успеха оказался удивительно прост. Настолько, что другие начали копировать его: «Оно», «Охотники за приведениями. Наследники» и т.д.

Спустя год братья Дафферы выдали второй сезон. Он вышел не таким крепким, как первый: «сюжетных дыр» стало больше, интересных решений – меньше, но всё же порадовал поклонников и приумножил успех. Авторы не стали ломать то, что сработало в первый раз, и выдали слегка «прокаченную» версию. Как известно, секрет успешного сиквела прост. Нужно взять все те же ингредиенты и умножить их на два. Таким образом, действие во втором сезоне стало масштабнее, опасность стала грозить не только героям и жителям Хоукинса, но и всему миру. Появились новые персонажи и отсылки («Изгоняющий дьявола»).

Зрители и критики вновь носили сериал на руках. Стало ясно, что у «Нетфликс» появилась своя «Игра престолов». Создателям выдали карт-бланш на реализацию всех идей. И вот, спустя два года, вышел третий сезон, призванный поразить всех размахом.

И тут появились проблемы. Эта часть «Очень странных дел», на мой взгляд, вышла спорной. Приятную ностальгию заменила откровенная «клюква», а атмосфера как-то вдруг испарилась, испорченная обилием неона. Очевидно, создатели решили поэкспериментировать и посмотреть, как далеко они могут зайти в своих фантазиях. Зрители приняли сериал с восторгом, критики – более сдержанно, хотя, в основном, ставили ему положительные оценки.

Третий сезон показал, что сериал превращается в типичный «летний блокбастер». Драйвовый, немного безумный, но увлекательный аттракцион, в котором во главу угла ставится зрелищность, а не драма.

Грандиозный успех всех трех сезонов убедил создателей в том, что они на правильном пути. И продолжение не заставило себя ждать.

Четвертый сезон, согласно анонсам, должен был стать одним из самых дорогих сериалов в истории. Бюджет каждой серии мог составлять около 30 млн. долларов. Был обещан невероятный эпик, уровня финального сезона «Игры престолов».

Весь мир затаил ожидание. И вот, 27 мая, «Нетфликс» выпускает первые семь серий (оставшиеся две были выпущены 1 июля).

Успех на старте был грандиозным. Фанаты по всему миру (кроме России) примкнули к экранам, чтобы насладиться очередной порцией приключений любимых героем.

Но оправдались ли ожидания? Судя по реакции в интернете, да. Мои – нет.

После драйвового, как «американские горки», третьего сезона, мы словно вернулись в первый – атмосферный, полный тайн и загадок. Снова мы видим десятки отсылок и прямых заимствований (сцена с убийствами – точь-в-точь, как в «Кошмарах на улице Вязов», да и Векну и Фредди Крюгера явно роднят не только уродливые физиономии). Снова – неведомый злодей. Сериал не стесняется жертвовать оригинальностью в угоду ностальгии.

Очевидно, что в четвертом сезоне создатели решили дать зрителям сполна насладиться обществом любимых героем. Огромный, ничем не обоснованный хронометраж вполне можно было сократить втрое, если выкинуть из сериала всё ненужное: сюжетные линии, диалоги, лишних персонажей. Сериал от этого ничего бы не потерял, а в динамике – только выиграл.

Действие разворачивается подчеркнуто неторопливо. Герои больше говорят, чем делают. На сей раз, всю их компанию разделили на несколько групп, разбросанных по Америке и России. В первых семи сериях создатели явно пытались подготовить зрителя к грандиозной развязке, которая должна была наступить 1 июля. Но… не случилось. Да, в конце концов герои каким-то образом, из разных уголков земного шара, вступают в бой с нежитью, но это мало походит на битву, в которой решается судьба человечества.

По ходу просмотра четвертого сезона меня не покидало ощущение, что это прелюдия перед чем-то большим. И – да, это лишь подготовка к грандиозной битве, которая якобы должна случиться в пятом финальном сезоне. Что-то вроде «Войны бесконечности» перед «Мстителями. Финал». Или первой части «Оно». Когда закончилась девятая серия, не возникло ощущение, что в сюжете поставлена точка, как это было раньше. Напротив, многоточие. Концовка оставила множество вопросов, ответы на которые мы получим уже в пятом сезоне.

Так что же в не блещущем оригинальностью, медленном, явно затянутом сериале могло так понравится публике? У меня только одно предположение: персонажи. За три сезона у каждого появился свой любимец: будь то Стив, Хоппер, Майк, Одиннадцать или Нэнси. Зрители с огромным интересом следят за его действиями, прекрасно понимая, что в любой момент их фавориту может прийти конец. «Игра престолов» выдала создателем индульгенцию: теперь можно убивать ключевых персонажей в любой момент и любых количествах. А начнут зрители возмущаться – напомнят им «Красную свадьбу». «Очень странные дела» успешно играют на страхах и ожиданиях зрителей, ежечасно подставляя их любимцев «под удар».

Ещё одной особенностью четвертого сезона стало переосмысление роли злодея в истории.

В первых трех сезонах основным антагонистом было существо безымянное, как будто, неодушевленное, являющееся просто злом по определению. В последнем сезоне авторы подошли к проработке антагониста куда более ответственно. Мы увидели его в разных ипостасях: ребенком, подростком, молодым человеком и слизким монстром. У этого существа есть история и мотивация. Это делает его интересным и даже запоминающимся, что вообще-то большая редкость в наши дни.

Подводя итог, хочу сказать, что братьям Даффер удалось создать логичное продолжение, которое слегка «освежает» сериал. Судить о нём до того момента, как выйдет финальный сезон, сложно, поскольку, я настаиваю, это не более чем прелюдия к ключевым событиям. Поэтому придётся подождать пару лет перед тем, как сделать окончательный вывод

66
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Да, но задачу свою решает.

Ответить

Негр играет в баскетбол

Ответить

Почему нет толстого азиата?

Ответить