Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Этот рендер сделал для меня в 2003 году мой друг и прекрасный человек Дмитрий Стрижак. Следующие годы именно он делал для наших военно-морских варгеймов чудесные модели.
Этот рендер сделал для меня в 2003 году мой друг и прекрасный человек Дмитрий Стрижак. Следующие годы именно он делал для наших военно-морских варгеймов чудесные модели.

Историю японского меча можно проследить на протяжении последнего тысячелетия. При разнообразии отличительных признаков по времени и месту создания, роли в военном деле японский меч развивался в рамках традиции наибольшей полезности для воина, будь-то пеший копьеносец Ямато, конный лучник Минамото или изысканный фехтовальщик периода сёгуната Токугава. Поколение за поколением кузнецы совершенствовали технику ковки в поисках идеального меча по форме и качеству.

Историю японского меча можно проследить на протяжении последнего тысячелетия. При разнообразии отличительных признаков по времени и месту создания, роли в военном деле японский меч развивался в рамках традиции наибольшей полезности для воина, будь-то пеший копьеносец Ямато, конный лучник Минамото или изысканный фехтовальщик периода сёгуната Токугава. Поколение за поколением кузнецы совершенствовали технику ковки в поисках идеального меча по форме и качеству. Само рождение, да именно рождение, а не изготовление, подготавливалось и сопровождалось особыми священными церемониями, задачей которых было дать оружию не только материальную, но и мистическую силу. Особое отношение японского воина к своему оружию выразилось в поговорке: меч – душа самурая. В бурном потоке политических событий и междоусобных войн на фоне природных трудностей и катаклизмов самурай мог по-настоящему вверить свою жизнь только одному самому надёжному своему товарищу – своему мечу.

Средневековая Япония уже знала специалистов по оружию, которые по одному внешнему виду могли определить период, место, а иногда и мастера, который выковал клинок меча. Их называли мэкики или знатоки мечей. Уже это свидетельствует об особом подходе японцев к сохранению традиций своего оружия.

С этим же связана и современная разрекламированная коммерческим кино мистификация о японском мече или об одной из его разновидностей – катане, как об уникальном по боевым качествам оружии. На самом деле, несмотря на очевидные достоинства некоторых японских клинков, отменное оружие производили в средневековой Персии и Арабском халифате. А лучшими по качеству на Востоке считались индийские мечи. Такие термины как дамаск (город в Сирии) или булат (слово с индийскими корнями) свидетельствуют о высоком уровне развития металлургии и оружейного ремесла на Ближнем и Среднем Востоке. Испанские клинки из Толедо или немецкие из Золингена могут служить образцами качественного изготовления мечей, шпаг и палашей в Европе. Нельзя не вспомнить прекрасные клинки из Златоуста.

История японского меча неразрывно связана с политической и военной историей жителей Японских островов. Географическая и связанная с ней относительная культурная изолированность Японии от остального мира была причиной особенностей развития всех сфер жизни. Даже заимствованные из соседнего Китая политические и религиозные идеи буквально через пару поколений трансформировались в нечто своё – японское. При этом традиции предков не отрицались и отбрасывались, а либо мирно сосуществовали, либо сливались с пришлыми.

Ориентировочно в I тысячелетии до н.э. на Японских островах сложилась первобытная культура, носителями которой были предки остатков современного коренного населения – айны. Около 300 года до н.э. пришельцы с континента сформировали на острове Хонсю и севере острова Кюсю культуру Яёй. В целом этот период можно характеризовать как поздний бронзовый век, хотя уже начинается обработка железа. Поскольку пришельцы из Азии были захватчиками и существовали в постоянных военных столкновениях с более многочисленным местным населением, то залогом их выживания и успеха были навыки изготовления бронзового оружия. В этот период мечи были прямыми с односторонней заточкой с длиной клинка около 50 сантиметров.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

В 280 году н.э. падение китайского царства У привело к новой волне массовых переселений с континента в Японию. Мигранты принесли с собой навыки изготовления железного оружия, а новое слияние культур породило раннее японское государство Ямато в центре острова Хонсю и обычай курганного погребения родоплеменной элиты (отсюда название периода – Кофун или курганный). Хотя в основном железное оружие завозилось из Кореи и Китая, японские оружейники периода Кофун научились добывать железо содержащего железо песков прибрежных дюн и дна рек. Эффективность этого трудоёмкого способа была не велика, но теперь у кузнецов появилась возможность работать на собственном сырье. В это время в ходу были мечи трёх разных типов: китайский с узким тяжёлым обоюдоострым клинком, японский с широким однолезвийным клинком и средний слабоизогнутый корейский тип. Длина клинков составляла 60-80 сантиметров и держали их одной рукой, так как защитное вооружение периода Кофун подразумевало использование щита. Компенсировался вес клинка тяжёлым кольцевидным навершием рукояти. Местные оружейники вместе с выходцами из Кореи и захваченными на соседних островах мастерами объединялись в профессиональные объединения. Профессия оружейника пользовалась почётом и уважением.

С 587 по 647 род Сога отстранив от власти царей Ямато правил первым японским государством из поселения Асука, что и дало название периоду истории. Сильное влияние азиатской кочевой культуры прослеживается в найденных в курганах железных доспехов, мечей, наконечников стрел и копий. Кузнецы эпохи Асука освоили методы кузнечной сварки и научились ковать стальные мечи. В периоды Яёй, Кофун и Асука решающей силой на поле сражения был пеший копьеносец или воин с мечом и щитом, а значит и японский меч был в те времена, прежде всего оружием пехотинца. Поскольку профессиональные объединения китайских кузнецов доминировали, то основным типом меча был китайский прямой обоюдоострый меч, но в то же время корейские и японские кузнецы продолжали работать над совершенствованием однолезвийных клинков, а переход от железа к стали позволил первые эксперименты по приданию мечу изогнутой формы с целью улучшения его режущих качеств. Тем не менее мечом уже можно и колоть, и рубить противника, в то время как ранние бронзовые и железные мечи могли или только колоть, или только рубить.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Изменения в континентальной военной тактике делает главной фигурой на поле боя всадника, а не пехотинца. В Японию завозят лошадей, соответствующее оружие и новые военные идеи. В 645 году царский род Ямато при поддержке рода Фудзивара уничтожают род Сога и власть возвращается в руки божественных императоров Ямато. В Японию из Китая проникает буддизм и понимание основ государственной бюрократической системы. Начинает новый период Нара. Централизация государственной власти по китайскому образцу приводит к переходу кузнечного дела и самих кузнецов под власть имперской администрации. Государство строго контролирует производство оружия. Ношение оружия всем, кроме столичной стражи и солдат в пограничных провинциях запрещается. Меч становится символом особого положения человека, облечённого властью. Поскольку оружие хранилось в специальных хранилищах, то высшей знати и воинам вскоре разрешили носить большой нож или короткий меч с длиной клинка от 15 до 25 сантиметров для самозащиты. Во время боевых действия, получив полный комплект оружия воины, тем не менее, не расставались и с привычным коротким мечом, что послужило в будущем основой ношения сразу двух мечей – короткого и длинного. Мечи периода Нара, как правило, роскошно украшены и имеют одностороннюю заточку и разную степень кривизны клинка. Лучшими по-прежнему считаются импортные корейские или китайские мечи. Сильное континентальное влияние и импорт оружия делает Нара периодом смешения стилей. В тоже время развивается технология ковки и закалки меча, а внимание к отделке и украшению меча становится нормой для последующих эпох. Государственная монополия и введение личных клейм качества кузнеца контролировали качество оружия, и сильно способствовало развитию японского меча.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

С 782 по 1184 год приходятся на период Хэйан. Борьба за влияние на императорский род закончилась перенесением столицы в новый город Хэйан и победой рода Фудзивара. Политическая нестабильность, рост феодальных кланов и постоянные войны с коренным населением в северных провинциях привёл к самоизоляции Японии в этот период. С 895 года въезд и выезд из страны были запрещены. Япония стала активно осваивать и самостоятельно переосмысливать накопленные ранее культурные ценности. Красота и изящество во всех её проявления стали идеалом уточненной императорской элиты. В тоже время отсутствие реальной политической власти у императора вело к тому, что местная аристократия постепенно концентрировала экономическую и военную силу в своих руках. Для защиты собственных владений и нападения на соседние местные лидеры стали набирать к себе на службу вооружённые отряды из крестьян. Так появились буси или самураи. Первоначально они совмещали военные функции и самостоятельное ведение хозяйство, но чем опаснее становились времена, тем чаще самураи не расставались с оружием, что вело к появлению нового сословиях профессиональных воинов. Два самых сильных самурайских клана Тайра и Минамото сошлись в смертельной схватке за власть. Конные лучники – это главная боевая сила периода Хэйан, а их единичные или массовые поединки единственно возможный вид сражения. Для защиты от стрел потребовалось значительно усилить доспех, что ставило изготовителей мечей перед задачей модернизации меча. Выходом стал постоянно увеличивающийся в течении всего периода изгиб клинка, который позволял всаднику с лошади наносить мощные секущие удары. Большая длина и короткое навершие также приспособлено для конного воина. К XI веку контроль за производством оружия перешёл к местным самурайским родам и вновь были возрождены региональные профессиональные объединения оружейников. Постоянные конфликты требовали большого количества оружия, причём не для украшения, а для убийства. Поэтому всяческие украшательства на массовых клинках стали излишними. Практика войны отбраковывала неудачные решения, и к концу периода металлургия позволило получать высококачественное сырьё в больших масштабах, а кузнецы ковали из него настолько хорошие мечи, что впервые их стали закупать китайские купцы. Сложилась японская технология изготовления меча и основные его формы, которые на протяжении всех последующих эпох до настоящего времени лишь незначительно меняются в зависимости от конкретных потребностей эпохи. Кроме длинного меча изменился и короткий, теперь ставший парным для длинного. Короткий меч служил пехотинцам, основным оружием которых было копьё или был незаменим в бою в замкнутом пространстве или ночной вылазке. Необходимость противостоять конным лучникам привело к появлению длинного полевого меча размером в человеческий рост, который служил для подрубания ног лошадям и был популярен среди буддийских воинов-монахов. И, наконец, период Хэйан окончательно разделил мечи на боевые и парадные.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Следующий период Камакура (по названию ставки военного правительства) характеризовался переходом политической власти к военному сословию самураев, господству клана Ходзё и длился с 1185 по 1332. В Японии распространялся более понятный самураям дзэн-буддизм, культура и экономика тяготела к простым и замкнутым в себе феодальным формам. Императоры несколько раз безрезультатно пытались вернуть власть в свои руки. В 1281 году ураган, разметавший собранный монголами флот, спас японцев от завоевания, так как даже частичные столкновения с авангардом монгольского войска показало явное преимущество последних. К концу периода сильный феодальный гнёт привел к разорению крестьянства восточный районов, а, следовательно, и контролировавших эти земли самурайских кланов, на которые опирался клан Ходзё сёгуны Минамото. В 1333 войска юго-западных феодалов захватили и разрушили Камакуру. В целом период был наполнен непрекращающимися конфликтами на местном уровне и несколькими гражданскими войнами, что порождало спрос на оружие. Мечей ковалось множество, и это позволяло совершенствовать мастерство. Даже принцы крови не гнушались благородным кузнечным ремеслом, а многие кузнецы-крестьяне сделали карьеру при дворе, став известными и богатыми. Монгольское нашествие изменило тактику войны, так как дисциплинированным и слаженным действиям монгольской пехоты и конницы разрозненные действия отдельных конных лучников японцы не могли ничего противопоставить. Самураи сняли тяжёлые доспехи, отложили луки и стали осваивать пеший бой в строю на мечах. Соответственно изменились и задачи мечей. Меч эпохи Хэйан с трудом справлялся с монгольским доспехом, и мечи Камакура стали широкими и толстыми, а прочности закалки кромки клинка стали придавать большое значение. Пехотный бой также выпрямил парный меч, который чаще всего был с лезвием в 25 сантиметров и прямым клинком односторонней заточки. Увеличение объёмов производство заставило выделить отдельных специалистов только по металлургии, по ковке клинков, по полировке. Всё это сделало производство более быстрым и качественным. Два обязательных требования к клинкам Камакура - это совершенство изготовления и художественной отделки. Множество прославленных стилей и школ соревновались за звания лучших. Никогда больше технология и культура производства меча в Японии не поднимется до такого повсеместного взлёта.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Период Намбокутё (1333 – 1391) был эпохой противостояния клана Асикага и южного союза феодалов. В стране было сразу два императора и два центра власти, однако в итоге сопротивляться Асикага стала просто некому. Мечи стали ещё крупнее и толще, так как защитный доспех вновь эволюционировал в сторону увеличения толщины и прикрытия большей площади тела. В тоже время в паре с такими тяжеловесами стали носить и использовать так называемые короткие мечи (менее 70 сантиметров) посредственного качества и отделки. В целом качество оружия стало хуже, а число стилей и школ уменьшилось.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

На смену Намбокутё пришёл период Муромати (1392-1572), когда сёгуны Асикага не сумели контролировать ситуацию в стране. Повсеместно строились феодальные замки, и страна погрузилась в нищету и разруху постоянных феодальных войн всех против всех. С другой стороны, все самураи, кроме самих крупных и влиятельных князей (даймё), окончательно потеряли связь с сельским хозяйством, поскольку вместо сбора натуральных податей с подконтрольных земельных наделов перешли на оплату своей службы князю напрямую продуктами и одеждой от него. Это позволило уделять всё время военным тренировками, а бесконечные войны давали необходимые для профессионального бойца навыки. Центры производства оружия из нищих провинциальных селений были перенесены в процветающие призамковые города. В 1543 году в Японии появились европейцы и огнестрельное оружие (фитильные аркебузы). В период Муромати почтение к мечу и этикет ношения и обращения с мечом достигли своей вершины. Мечи коллекционировали и систематизировали, а качество отдельных экземпляров позволяло использовать их в качестве ценных подарков при дипломатических переговорах с Китаем. Появление на поле боя огнестрельного оружия изменило тактику боя. Теперь не пешие мечники или конные самураи решали исход боя, а плотные построения защищавших друг друга крестьян аркебузиров и копейщиков (асигару). Даже наспех собранное войско из крестьян с длинными копьями могли отбиться от самураев. Однако теперь меч стал более массовым оружием, ведь и копейщику, и стрелку из аркебузы нужно было оружие для самозащиты. С другой стороны, решительные удары наносили отборные пехотные самурайские отряды мечников. В условиях массового пешего боя и постоянной опасности нападения важным стало быстро обнажить меч, и поэтому его стали носить, не как ранее подвешенным к поясу лезвием вниз, а за поясом лезвием вверх. Такой способ ношения позволял обнажить клинок всего одним движением и совместить его с атакой или защитой. Соответственно, изгиб клинка уменьшился. Мечи носили представители всех сословий, и самураи перестали быть единственными мечниками. Феодалы заказывали и покупали мечи сотнями, что привело к усовершенствованию технологий выплавки и ковки металла, с одной стороны. С другой стороны, в поточном производстве почти не осталось места для мастерства – мечи становятся утилитарными. И даже осыпанные драгоценными камнями придворные парадные мечи не блистали совершенством характеристик клинка. Среди самураев распространяется искусство фехтования на мечах. Появляется множество стилей и школ, а имена лучших фехтовальщиков дошли до наших дней.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

С 1573 по 1599 в период Момояма крупнейшие феодалы боролись за власть в стране: Ода Нобунага, Такэда Сингэн, Токугава Иэясу, Тоётоми Хидэёси сражались вместе и друг с другом, городами, монастырями и мятежными крестьянами. Победителем на этом этапе вышел Тоётоми Хидэёси, который под конец жизни организовал общее японское вторжение в Корею, с далеко идущей целью захвата Китая. Военные неудачи и смерть самого диктатора завершили эту военную авантюру. Новое правительство страны начало так называемую охоту за мечами, после указа Хидэёси о запрете хранения и ношения мечей всем кроме самураев. Сам Хидэёси был страстным собирателем ценных и качественных мечей и способствовал развитию науки о японском мече. Новые мечи ковались умеренной длины (около 60 сантиметров) и с малой кривизной клинка, ведь теперь они стали вспомогательным оружием для пехотного боя. Секущие клинки сменились на колющие и рубящие. Поскольку оружие теперь носили только самураи, то количество заказчиков резко уменьшилось и как следствие кузнецы стали больше уделять внимания качеству отдельного меча. Существенно повлияло на традицию японского меча появление ввозимых из Европы мечей, которые больше подходили для нового стиля сражений, чем прежние японские. Всё это привело к тому, что в так называемых новых мечах синто (в противовес старым кото) выразились новые идея и почти полное безразличие к традициям прошлого. Это выразилось в частности в переделке качественных мечей прежних эпох под новые стандарты. Окончательно сложился и был закреплён законом обычай ношения самураем сразу двух мечей – короткого и длинного. Прежде длинные изогнутые мечи хранили вертикально рукоятью вниз, то теперь пару мечей хранили горизонтально на специальных подставках.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

После смерти Тоётоми Хидэёси и победы над остальными феодалами в 1600 в битве при Сэкихара к власти пришёл род Токугава. Эпоха правления сёгунов Токугава с 1600 по 1867 именуется периодом Эдо (по названию новой столицы). Чтобы предотвратить сопротивление новой власти среди самураев новое правительство покровительствовало создание новой официальной идеологии преданности власти – бусидо. Избирательно отобранные прежние и вновь написанные сочинения пропагандировали новый облик самурая, якобы бывший идеалом прошлого. Идеальный воин должен был быть развит духовно и физически, а самое главное предан своему господину. Закреплением этого идеального представление стала реальная угроза голодной смерти непокорного в условиях единой централизованной системы и невозможности поднять мятеж или уйти к другому господину. Надо сказать, что сами покровители бусидо в лице рода Токугава не связывали себя ничем кроме политической целесообразности. К 1638 году раздавив очередное подстрекаемое и финансируемое европейцами восстание крестьян и безземельных самураев правительство Токугава изгнало из страны европейцев и объявило Японию закрытой для въезда и выезда страной. XVII век стал временем экономического и культурного процветания некогда разорённой войнами страны. Ширилась торговля и ремесло, а следствием этого росло влияние состоятельных людей и в целом шло нарождение нового буржуазного класса. Тем не менее доступ к должностям в системе государственного управления имели только самураи. В XVIII век изоляция страны и изживший себя феодальный режим привели страну к острому экономическому кризису. Политический запрет на какие-либо изменения разорял крестьян и торговцев. В 1853 году американская военная эскадра заставила Японию подписать торговый договор. В страну начался завоз огромного количества дешёвых промышленных товаров, что привело к разорению японского ремесленного производства. Острая необходимость перемен вылилась в гражданскую войну 1866-68. Сёгунат Токугава пал, и власть перешла императору Муцухито и сторонникам обновления страны по европейскому образцу. Долгий период мира сделал массовое производств мечей не нужным, а в условиях огромного количества оружия, выпущенного ранее, спрос на мечи в период Эдо в целом был не большим. С другой стороны, производители мечей могли потратить большее время на каждый меч, а в столицу стекались лучшие кузнецы. Меч эпохи Эдо как правило имеет небольшой изгиб клинка с общей, включая рукоять, длиной 65-75 сантиметров. В общем, несмотря на наличие отдельных великих мастеров и их школ, каких-либо особых изысков в фехтовании не наблюдалось. В целом можно констатировать, что большинство самураев стали чиновниками и не то что не владели боем на мечах, а даже маршировали в строю с трудом. Меч стал не боевым оружием, а символом принадлежности к самураям и частью официального костюма.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Эпоха Мэйдзи (1868-1912) была периодом глубоких экономических и политических реформ, в ходе которых феодальная страна ценой неимоверных лишений и самоотдачи своего населения преобразилось в индустриальное общество. Самураи потеряли своё исключительное положение, но заняли большинство должностей на государственной и военной службе, как самые образованные и дисциплинированные. Крестьяне получили землю, а торговцы и предприимчивые самураи открывали новые заводы и фабрики по европейскому образцу. Военные победы на Китаем в 1895 и Россией в 1905 годах стали подтверждением перерождения Японии. Однако японцы сумели сохранить свою культуру и миропонимание совместив их с западной образованностью и новой экономикой. С 1871 года частью форменной одежды стала европейская сабля, однако на практике иногда офицеры носили такой же по сути сабельный, старый самурайский меч, с новой гардой и рукоятью. В 1886 на вооружении кавалерийских частей поступил новый образец сабли. Оружие производилось массово промышленным способом, и было идентичным друг другу. Из-за запрета ношения мечей культура классического японского меча угасала и грозила полностью исчезнуть. Производство классических клинков индивидуальными мастерами почти полностью свернулось.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Следующие эпохи Тайсю (1912-1926) и Сева (1926-1988) Япония пережила рост милилитаризма, построение колониальной империи в Китае и Корее, титаническую борьбу и сокрушительное поражение во Второй мировой войне. Затем переосмысление традиционных агрессивных начал культуры. Снова экономический рост и завоевание мирового рынка товаров. В 1930-х японский милитаризм идейно опирался на самурайские идеалы, и офицеры стали носить стилизованные под средневековье мечи промышленного производства.

Во время Второй мировой войны зародился один из самых живучих мифов о невероятных качествах самурайского меча. Вполне в духе неосамурайской идеологии японской пропагандистской машиной был создан очередной пафосный и патриотичный фильм, призванный вселять ужас во врагов и воодушевлять своих солдат на подвиги. В картине было показано, как мастер владения меча разрубает ствол пулемета пополам.

Вполне понятная тогдашнему японцу визуальная метафора превосходства японского духа над западной технологической бездуховностью, была буквально воспринята будущими победителями. Японцы прекрасно понимали огромную разницу в промышленном и военном потенциале между тогдашней Японской Империей и его британскими и американскими конкурентами. При этом сдаваться просто так тоже не собирались, да и не могли себе позволить, когда все многолетние усилия их родины были направлены в военную сферу. Нехватку ресурсов собирались компенсировать личными качествами и боевым настроем.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

На самом деле до сих пор не известно, насколько правдив был этот фильм. Конечно, представители современных средств массовой информации не обошли эту тему стороной. Оставим читателю право доверять или нет этим людям.

Сами же отметим, что появилась идея про разрубание клинком оружия еще в 17 веке, когда Оно Ханкэй разрубил пополам мушкет или аркебузу. Японцы вообще измеряли ценность клинка по тому, чего и сколько он разрубал. В период очередных феодальных войн в моде было разрубание трупов. Благо их было предостаточно. Хороший меч разрубал два трупа, а очень хороший аж четыре. Появление огнестрельного на полях сражения грозило окончательно обесценить самураев, как служилый воинский класс, а потому разрубание мечом ствола мушкета тоже было своеобразным отрицанием новшества и подтверждением остающейся важности самураев как воинов.

Еще одним, волнующим кровь не одно поколение любителей холодного оружия, мифом является разрубание самураем летящей пули. Оставим в стороне полезность этого занятия и напомним, что большинство самураев всех эпох сражались мечами посредственного качества, а по-настоящему выдающиеся образцы служили скорее рекламой изготовителю, чем оружием.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

Поражение во Второй Мировой войне как не парадоксально стало основой современной популярности японского меча. Союзники захватили более миллиона мечей, из них чуть более 350 тысяч разошлись по музеям, частным коллекциям или были вывезены в Америку. Культура США, не имевшая своего средневекового периода в истории, при соприкосновении с японским мечом и связанной с ним культурой буквально заразилась интересом. Со свойственными американцами коммерческой жилкой вскоре образ японца или бравого американца с японским мечом стал активно тиражироваться кинематографом. Всё это происходило на фоне общего увлечения европейцами новой для них восточной и в частности японской культурой. Восточные единоборства, дешёвые и качественные японские товары заполонили мир. Японский меч стал символом Японии в глазах иностранцев. Большинство мечей этих периодов - это внешнее копирование старых образцов из промышленных сортов нержавеющей стали.

В наши дни Япония вновь испытывает период интереса к собственной культуре. Новые поколения японцев уже не испытывают вины на военные преступления японской армии в годы войны. Состоятельные японцы коллекционируют старые мечи и заказывают в традиционной манере ручной работы новые. Действуют музеи и общества ценителей меча. Хотя меч окончательно потерял своё значение как оружия, он стал вместилищем и материальным носителем традиций и культуры Страны Восходящего Солнца.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯПОНСКОГО МЕЧА

По длине клинка:

1. Дайто (большой меч), или о-дати (большой тати). Клинок более 2 сяку длиной (более 60 см). Наиболее известными представителями являются катана, тати и его разновидности, а также нодати.

2. Сёто (малый меч), или ко-дати (маленький тати). Клинок длиной от одного до двух сяку (30-60 см). Сюда относятся вакидзаси, коси-гатана, тиисаи-гатана.

По времени изготовления:

Не существует единой классификации и поэтому каждый может выбирать любую:

дзёкото (древние мечи) до 795 г.

кото (старые мечи) 795 - 1596 гг.

синто (новые мечи) 1596 - 1624 гг.

синсинто (новые новые мечи) 1624 - 1876 гг.

гэндайто (новейшие мечи) 1876 - 1953 гг.

синсякуто (современные мечи) с 1953 г.

дзёкото (древние мечи) до 900 г.

кото (старые мечи) 900 - 1530 гг.

синто (новые мечи) 1530 - 1867 гг.

синсинто (новые новые мечи) с 1868 г.

кото (старые мечи) до 1596 г.

синто (новые мечи) 1596 - 1781 гг.

синсинто (новые новые мечи) 1781 - 1868 гг.

синсякуто (современные мечи) с 1868 г.

дзёкото (древние мечи) до 795 г.

кото (старые мечи) до 1596 г.

синто (новые мечи) 1596 - 1781 гг.

синсинто (новые новые мечи) 1781 - 1876 гг.

гэндайто (новейшие мечи) с 1876 г.

синсякуто (современные мечи)

Для определения эпохи изготовления конкретного меча немаловажное значение цвет и текстура стали. У мечей Кото цвет металла темно-серый, а у Синто и Синсинто - светлый и яркий. У лучших клинков Кото периода Камакура полированная поверхность похожа на темный бархат.

По типу клинка:

Кэн, цуруги – одноручный прямой или со слабым изгибом обоюдоострый или с односторонней заточкой, ромбовидный или плоский с клиновидным клинком в сечении. Длина клинка около 60 сантиметров. Периоды Яёй, Кофун, Асука, Нара.

Тати – сильно изогнутый с широким клинком и двуручной рукоятью, полуторная или односторонняя заточка клинка. Периоды Хэйан-Муромати.

Коси-гатана – короткий парный к тати слабоизогнутый меч без гарды.

Катана – слабоизогнутый двуручный меч с односторонней заточкой. Периоды Муромати – Настоящее время.

Вакидзаси – уменьшенная пара к катане. Вместе образую пару дайсё.

Нодати – полевой меч пехотинца с длиной клинка более 1 метра. Являлся увеличенным тати или катана.

Подобная классификация по типу клинка очень примитивна по существу и не раскрывает десятки различные смешанных или переходных типов и стилей.

Японский меч: 2000 лет истории и мифов

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛИНКА

Каким бы роскошным не было оформление, но самое главное для меча это его боевые свойства, заложенные в процессе изготовления. Проведённые в наше время испытания рубкой связок бамбука выявили, что лезвия мечей, выкованных до 1781 года, сминались и крошились, а более поздние не имели видимых повреждений. Это показывает, кузнечное ремесло достигло своего совершенства в мирную эпоху Эдо.

Сохранилось от одного до трех миллионов старых мечей всех времен, в том числе множество офицерских мечей заводского производства. Сегодня владелец самурайского меча может получить своего рода паспорт, в котором будут указаны время изготовления меча, стиль и название школы, к которой принадлежал изготовивший его мастер. Нередко указывается имя мастера.

Паспорт меча называется "оригами" и выдает его японское общество сохранения искусства мечей (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai). Это общество выделяет четыре класса мечей: особо ценные, ценные, особо сохраняемые и, наконец, просто сохраняемые мечи. Японское государство выделяет два разряда - национальное сокровище и важное достояние культуры. Особо ценных мечей сейчас на учете 117 штук, еще около трех тысяч - ценных. Говорят, что ни один меч, находящийся вне пределов Японии, каким бы он ни был хорошим, официально не признан национальным сокровищем или особо ценным мечем.

Для того, что ковать меч кузнец нуждается в железе. В Японии железо добывали путём промывки железистых речных и приморских песков. Полученную руду переплавляли в сыродутной речи, где образовывалась железная крица. Вторичное пережигание измельчённой крицы приводило к образованию стале-железного композита. Весь процесс требовал невероятного количества древесного угля, плавка длилась несколько дней. Затем крицу сырцовой стали расковывали в пластину, охлаждали и закаливали в воде и разбивали на куски. Многократное повторение этого процесса приводило к образованию однородной стали. Существовал и более производительный метод, когда плавка производилась в течении нескольких дней в больших печах. При этом на выходе половина из примерно пяти тонн сырья превращалась в высокоуглеродистую сталь.

Следующий этап формировал заготовку полосы меча. Необходимо было сырцовую сталь с крупной структурой превратить в однородную мелкоструктурную, что достигалось многочисленными кузнечными сварками и проковками по слоям. Одновременно из заготовки выжигался лишний углерод, делающий полосу излишне хрупкой. Вначале кусок сырцовой стали расковывался в пластину, которая ломалась на куски. Куски укладывались слоями на железную подложки, получившийся пакет обмазывали глиной, проковывали, надрубали и складывали пополам, после чего повторяли процедуру до 10-15 раз. В результате количество сваренных между собой слоёв в хорошем клинке составляло до пятидесяти тысяч.

Получившаяся заготовка должна была быть обработана таким образом, чтобы лезвие было твёрдым для успешной рубки и парированию ударов, а остальная часть различной степени вязкости, чтобы поглощать энергию удара без повреждения клинка. Результат достигался методом кузнечной сварки полос металла разной прочности и вязкости, когда-либо прочное лезвие «оборачивалось» более мягким и пружинистым металлом или наоборот «вставлялось» в мягкий обух. Последствия этой технологии видны на полированном клинке в виде особой волнистой линии на лезвии - хамон, который является границей между твёрдым и вязким слоями. Другой способ получения или закрепления разнородности кристаллической структуры меча - это температурная закалка, при которой более сильно нагретая часть при быстром охлаждении в воде или масле становиться более прочной, но хрупкой, а остальные части сохраняют вязкую структуру. Граница между температурными режимами при закалке образуют линию хамон. Неоднородность нагрева при закалке обеспечивалась нанесением на поверхность клинка слоя глины разной толщины, который и позволял единому мечу разогреться в разных местах до разной температуры.

Следующим этапом после закалки идёт полировка клинка, которая может достигать 15-20 слоёв и в зависимости от самой структуры металла и способы полировки давать различные визуальные эффекты, которыми славятся японские мечи, в том числе зеркальный блеск и тёмный бархат. Конечно, боевые мечи полировали менее тщательно, чем дорогие коллекционные или парадные, но в целом шлифовка и полировка выделилась в отдельное ремесло со своими тонкостями и традициями.

Для отполированного клинка отдельным мастером изготавливались все элементы рукояти, гарды и ножен. Каждый элемент имеет своё особое название. В условиях влажного японского климата было важно защитить оружие от коррозии и поэтому все элементы кроме непосредственно клинка выполнялись или из нержавеющих материалов (бронза, латунь, медь, серебро, золото) или покрывались несколькими прочного влагоустойчивого лака.

Меч и его ножны могли быть как спартанскими черными, так и усыпанными драгоценностями или покрытыми яркими кричащими цветными шкурами, мехом и лаками. Всё зависело от богатства, вкуса самого хозяина, назначения меча и господствующей культурной традиции оформления оружия.

ЭТИКЕТ

Будучи символом принадлежности к господствующему сословию, гарантом жизни или достойной смерти японский меч был окружён системой обычаев и символов, называемых этикетом меча.

Поскольку труднее всего воину-правше было обнажить меч если он лежал с правой стороны или был заткнут за поясом с правой стороны, то такое положение оружия считалось символом доверия к собеседнику. При беседе меч, как правило, укладывали справа, при этом рукоять направлена от сидящего, а лезвие к себе.

Зайти в чужой дом, не расставаясь на входе с мечом, мог только глава клана или начальник, а в том случае, когда это происходило, то считалось знаком высшего уважения хозяина дома. Во всех остальных случаях длинный меч отдавали слуге или самостоятельно укладывали его на специальную подставку в месте хранения мечей в прихожей. В дружеской атмосфере самураи расставались и с парным коротким мечом. В этом случае вся ответственность о безопасности гостя ложилась на хозяина.

Расположение рукояти в сторону противника означало неуважение его умения управляться мечом настолько, что не стоило опасаться молниеносной атаки. Попытка прикоснуться к чужому мечу или оттолкнуть его считались оскорблением и приводили к поединку.

Для хранения мечей всегда отводилось специальное место в главном углу комнаты, где располагались подставки для мечей: вертикальные для тати и горизонтальные для катаны. Катана хранилась всегда лезвием вверх.

Существовала и особая церемония «любования мечом», что считалось большой честью для хозяина. Передавать меч можно было исключительно рукоятью к себе. Осматривая меч, нельзя было полностью обнажать лезвие, что могло быть расценено как оскорбление.

Чтобы сберечь ценный меч от влаги в дороге или укладывали в специальный чехол или лакированный футляр.

Знаменитый своим качеством и отделкой меч тщательно берегли и старались передать по наследству. Подарок такого меча мог превратить врага в друга и быть хорошим приданным или ценным дипломатическим даром.

Иллюстрации демонстрируют образцы мечей XIX века из Национального Музея в Токио.

Представленный ниже текст был написан 20 лет назад для одной из мультимедийных дисковых энциклопедий. Я сознательно не внес в него никаких изменений.

3232
7 комментариев

Японцы вообще измеряли ценность клинка по тому, чего и сколько он разрубал. В период очередных феодальных войн в моде было разрубание трупов. Благо их было предостаточно. Хороший меч разрубал два трупа, а очень хороший аж четыре.

Проведённые в наше время испытания рубкой связок бамбука выявили, что лезвия мечей, выкованных до 1781 года, сминались и крошились

Так, одна из мелочей, попавшихся на глаза. Какая же лютая и забористая хуйня, эталонный набор сказочек и мифов. Нехило доставила байка про варку ПЯТИ тонн стального расплава в течении нескольких дней....

2
Ответить

Два десятилетия назад не было такого множества прекрасных источников как сейчас, но уже тогда было понятно, что массовые японские мечи далеки от их легендарной репутации.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо за Ваш комментарий. Посмотрите пжл в мой профиль. Да, я использую привлечение средств посредством донатов для развития своего журнала. Но это не то случай.

3
Ответить

Я сознательно не внес в него никаких изменений.Я всё понимаю, но ошибки и опечатки надо исправлять.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить