Как «Девочка, покорившая время» показывает красоту обыденной жизни и вместе с этим проблемы ненужного усложнения сюжета

Как «Девочка, покорившая время» показывает красоту обыденной жизни и вместе с этим проблемы ненужного усложнения сюжета

Творчество Мамору Хосоды сильно выделяется из общего ряда японской анимации. Он один из немногих авторов (наряду с Макото Синкаем и Миядзаки), которых узнают по творческому почерку. И, анализируя работы других режиссеров, сравнивают и проводят аналогии с творчеством этих выделяющихся столпов японской анимации.

Фильмы Мамору напоминают творчество Джима Джармуша. Герои его мультфильмов, подобно Джармушевским Патерсону, Блейку из «Мертвеца» и Адаму из «Выживут только любовники», являются самыми обычными людьми с естественным желанием ничего не делать, лениться, проводить время за играми и грезить не о высоких подвигах, а о вкусной еде.

«Девочка, покорившая время» про то, как важно ценить мелочи и обращать на них внимание. От красивых облаков до вкусного печенья на завтрак.
«Девочка, покорившая время» про то, как важно ценить мелочи и обращать на них внимание. От красивых облаков до вкусного печенья на завтрак.

Так сюжет «Девочки, покорившей время», рассказывает о школьнице Макото, которая вечно всюду опаздывает, плохо учится, у нее все валится из рук. Она не знает, куда пойти после окончания школы и чем заниматься в жизни. Вместо этого она при первой же возможности сбегает праздно шататься и играть в бейсбол с двумя лучшими друзьями. Однажды в школе она находит необычный предмет, который дает ей сверхспособность – Макото теперь может отматывать время назад.

В этот момент ты понимаешь, какие безграничные возможности открываются перед главной героиней: она может отправляться в прошлое, в ключевые для ее жизни моменты и на корню изменить свою жизнь, сломав временную линию и став успешной и богатой. Она может целиком и полностью менять историю, изменяя исторические события великого масштаба. Но что делает Макоту? Ни-че-го.

Она перемещается на пару минут назад, чтобы вовремя прийти на урок. Она 20 раз перемещается в прошлое, чтобы растянуть поход в караоке с друзьями на 10 часов. А главная ее проблема прошлого, тревожащая и не дающая спать, это то, что ее сестра первее съела пудинг день назад. В какой-то момент главная героиня понимает, что ее прыжки в прошлое количественно ограничены. И все равно продолжает тратить их впустую. Одну из последних попыток она тратит на то, чтобы подстроить разговор своего друга с будущей возлюбленной (который, очевидно, случился бы сам собой через некоторое время). А когда прыжки иссекают и Макоту полностью теряет возможность перемещаться в прошлое, она просто говорит «ну и ладно» с улыбкой на лице.

Этим подкупает фильм. Он всеми средствами доносит до зрителя – не нужно усложнять свою жизнь. Нужно наслаждаться простотой. Даже в обыденности можно найти что-то прекрасное. Мамору Хосода показывает это через длинные сцены с перемещениями героев. Режиссеру важно показать, как девочка добирается до школы на велосипеде. Как семья ужинает. Как кто-то убирает класс после занятий и чистит доску. Ведь для автора в таких мелочах и скрыта вся жизнь. Он ловит каждое бытовое мгновение, находит в нем эстетику и прорисовывает до мелочей.

Лента пропитана сценами обычной жизни. В них ничего не происходит, но ежедневный быт создан с невероятной любовью.
Лента пропитана сценами обычной жизни. В них ничего не происходит, но ежедневный быт создан с невероятной любовью.

Главные герои часто гуляют не на фоне лиричных пейзажей с красивейшими облаками (хотя это тут тоже есть, в меньшем количестве) или городских улиц с уютными фонариками, кафе и растительностью, а рядом с пустырями, парковками, голыми стенами или автострадами. В момент, когда в сюжете появляется реальный путешественник во времени, чей предмет, позволяющий путешествовать и находит Макото, мы вновь ожидаем трагичной истории об изменении времени, временных парадоксах и глобальных проблем со спасением мира. Но оказывается, человек вернулся в прошлое лишь для того, чтобы посмотреть на любимую картину в музее, ведь в будущем она пропадет.

Место красивых домов здесь занимают пустыри с сорняками и грязными заборами
Место красивых домов здесь занимают пустыри с сорняками и грязными заборами

Казалось бы, все выглядит так прекрасно, органично и спокойно. Но в сюжет вступает первоисточник. «Девочка, покорившая время» - экранизация классической японской книги. И отступать от сюжета режиссер себе не позволил. Поэтому после полутора часов эстетики обыденности, наслаждения умиротворением и простотой, сюжет резко и необоснованно начинает обретать двойное и тройное дно.

Внезапно сцены начинают меняться каждую минуту, и следующая становится еще более нервной для восприятия зрителя. На кону стоят человеческие жизни, мораль, философия восприятия времени. История обыденных будней усложняется любовными интригами, потерей близкого. И, с одной стороны, ты, как зритель, понимаешь, что традиционно сюжет должен усложняться, должна появится мораль (как в цветике семицветике с уроком, что не нужно размениваться на мелочи и развлечения). Но здесь это так сильно противоречит уведенному. Возникает огромный диссонанс: почему режиссер весь фильм говорил о ценности простоты, а в конце сам, своими же руками, усложнил сюжет?

Может, режиссеру не хватило смелости, или в его творческом подходе не позволено сильно изменять оригинал? В любом случае, в конце ленты у тебя складывается ощущение, что режиссера в какой-то момент подменили. Особенно учитывая то, что как только все формальности по соблюдению сюжета оригинала были учтены, фильм вновь заговорил на простом языке обыденности.

И очень жаль, что аниме не решилось на шаг вольной адаптации, сохранив философию до конца. Особенно вспоминания «Патерсона» Джима Джармуша, где главный герой-водитель автобуса писал стихи о рабочих буднях, не решаясь изменить подход и пойти в печать. А по итогу всех пережитых за неделю приключений он снова берется за свое, откровенно говоря о том, что нового ему не нужно. Он на своем месте. Пусть это и место водителя автобуса в провинции.

«Патерсон» Джима Джармуша
«Патерсон» Джима Джармуша
55
Начать дискуссию