Чарующие достоинства архаичности. Поговорим о фильме "Секреты Лос-Анджелеса"
Через определенный временной цикл в культуре происходит стагнация, порождающая создавать что-то кардинально новое. Жанры начинают смешиваться, что-то становится пародийным и уходит в постиронию. В конечном итоге мы, как зрители, можем видеть очень яркие эксперименты, в которых собраны десятки элементов разных жанров, сюжетных головокружений и безграничного сумасшествия. И это хорошо. Чем больше экспериментов, тем больше в конечном итоге разнообразия.
Но вот что интересно. В такие моменты начинает вновь цениться то старое, архаичное и простое. Людям начинает не доставать стереотипных боевиков с простым прямолинейным сюжетом. Комедий, которые не стараются запутать и удивить зрителя неожиданным сюжетом или переворачиванием жанра, а просто демонстрируют старые проверенные шутки на фоновом и необязательном сюжете. Когда я пишу эту заметку, вышли первые рецензии на экранизацию "Подземелий и драконов". Они в подавляющем большинстве положительные. И не потому, что фильм удивляет, а потому что это старое, доброе и теплое приключенческое кино, которое в 90-ые показывали по всем телеканалам в пятничные вечера.Так, после просмотра всех номинантов на Оскар, листая свой список отложенных на потом фильмов, я не мог ничего выбрать. Все было крайне тяжелым для восприятия в пятничный вечер после работы. А хотелось чего-то пусть и сюжетного сильного, но преимущественно простого, прямолинейного. И я обратился к жанру, казалось бы уже потерявшему актуальность в наше десятилетие - нуару.
"Секреты Лос Анджелеса" вышли в 1997 году, но сразу же выглядели устаревшими. И не в плане качества, а скорее как хорошо выдержанный крепкий напиток - по старому доброму рецепту, еще и улучшенный временем. Перед нами классический сюжет про Лос Анджелес 1950-ых. Главу мафии сажают за решетку и в городе начинаются ожесточенные бои за освободившееся место. Мы видим все порочные слои общества, знакомые по старым нуарным детективам: роковая женщина, мафиози, драгдиллеры, владельцы порностудий, продажные полицейские и желтогазетчики. Всему этому будет противостоять главный герой - доблестный, честный, но со своими изъянами и с раной на душе. Мы знаем, что сейчас будет происходить в кадре, чем все закончится. Но все равно оторваться от фильма невозможно. Просто потому что сегодня таких фильмов почти нет. Популярность жанра сошла на нет.
Это напоминает недавний бум сериала "Джек Ричер" про отставного военного, путешествующего по штатам и каждую книгу/сезон (Ричер является экранизацией романов Ли Чайлда) находящего новые проблемы и приключения. Он огромный грубый и неотесанный вояка. Тем не менее невероятно харизматичный и сведущий в культуре. Каждый раз он находит себе напарников среди местной полиции, разоблачает коррупционеров, убивает преступников, заводит роман с местной красавицей а затем исчезает и начинает новое приключение. Каждый раз сюжет повторяет себя же. Использует одни и те же клеше. Но читателям и зрителям это интересно. Да, конечно, сценарий хоть и прост, но сделан качественно. Однако дело не только в этом. Джек Ричер напоминает людям старые добрые боевики золотого времени Шварца и Сталлоне. Многие выросли на этих фильмах, и при просмотре Ричера они вспоминают старые времена и окунаются в ностальгию. В эпоху, где, как кажется, все было проще, логичнее, да и просто веселее.
«Секреты Лос Анджелеса» идеально воссоздают ту атмосферу, за которую любили кино 50-х и романы Рэймонда Чандлера и одного из отцов жанра Корнелла Вулрича. Приглушенные тома, идеально подобранная музыка, продуманные костюмы, автомобильный лоск того времени – ты буквально окунаешься в те времена и веришь фильму. Еще с первых минут режиссер активно вводит зрителя в эпоху с помощью подобным рекламе вставкам.
Атмосфера в ленте играет половину роли. Благодаря ей ты чувствуешь себя на месте героев, проникаешься их мотивами и пытаешься участвовать в ходе расследования через экран. И да, главные герои. Их в этом фильме целых три. И вместе они создают очень сбалансированную работающую опору фильма. Каждый из них далеко не идеален. Вряд ли с кем-то из них мы бы захотели дружить. Они такая же часть системы, просто немного более честная с самими собой. И поэтому ты ими проникаешься. Бад (сыгранный Расселом Кроу) глупый верзила, который привык все решать кулаками и запугиванием. Он добрый, любящий, желает хорошего, но неконтролируемая агрессия не позволяет ему этого. Джек (Кевин Спейси) очень харизматичен, интеллигентен, умен. Но за деньги арестовывает нужных для сюжета репортеру скандальной газеты людей. И Эд. Идеальный коп с высокими моральными принципами. Он все делает по правилам до последнего пункта. И мы не должны ему симпатизировать. Он скучен и душен. Однако и тут фильм, раскрывая героя постепенно, показывает изнанку такого поведения. Эд рвущийся до верха карьерной лестницы алчный человек, который чужую ошибку будет использовать для улучшения своей репутации. Достоинства и недостатки этой троицы дополняют друг друга, помогая расследовать преступления. Однако не ждите исправления героев в конце. Это все-таки классический нуар. Минусы героев останутся такими же, какими были в начале. Вряд ли они вынесут из этого урока.
Да, как я говорил в начале – «Секреты Лос Анджелеса» это классический нуар без удивлений в сюжете. Он будет вам знаком и предугадываем. Но воссоздано все настолько трепетно, окуная вас в ностальгию по 50-м, которых вы давно не видели, что недостатки не имеют значения. Вот они, прелести забытой очаровательной архаичности.
Я не настолько насмотрен нуаром, и поэтому сюжет меня захватил и удивил, вместе калоритными персонажими, от такого сочного и концентрированого кинца я остаюсь до сих пор в диком восторге)