Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

В своём обзоре Animal Crossing: New Horizons я уже говорил, что самая лучшая, сама любимая игра появляется в твоей жизни в конкретный момент и меняет её. Так у меня было лишь трижды, и третий раз - как раз с The World Ends With You.

На Nintendo DS есть много интересных и необычных игр, но, на мой взгляд, The World Ends With You – лучшая из них. Эта игра просто не могла выйти на какой-нибудь другой консоли, и это идеальный пример систем-селлера платформы, когда игра использует абсолютно все инновационные фишки. Здесь игроку придётся постоянно орудовать стилусом, использовать оба экрана консоли и даже дуть в микрофон!

Небольшое отступление: у The World Ends With You в 2018 году выходило переиздание – The World Ends With You: Final Remix. Ремастер понравился далеко не всем из-за специфичности оригинала, о которой мы ещё поговорим, но в нём присутствовала новая глава под названием New Day. И о ней я в этой части говорить не буду, так как это буквально приквел к сиквелу, о котором мы говорим в следующий раз: логичнее было бы рассказать о ней, когда я дойду до продолжения.

The World Ends With You – это очень необычная jRPG, которая вышла на портативной консоли Nintendo DS в 2007 году. Как это часто бывает с японскими играми, это очень необычный сплав из совершенно разных жанров: тут есть и экшн-боёвка, причём сделанная в 2D, и прокачка, как в Dragon Quest или Final Fantasy, и много диалогов, как в Persona, и абсолютно крышесносная музыка.

Но здесь важно рассказать и о том, что The World Ends With You просто не могла выйти в том виде, в каком она вышла, на какой-нибудь другой платформе. Эта игра – это пример того, как нужно работать с платформой. TWEWY (сокращение от The World Ends With You) использует если не все, то очень многие фишки Nintendo DS, которые выделяли консоль на фоне конкурентов. Крестовина здесь отодвинута на второй план, а кнопки нужно будет использовать только в том случае, если вы левша. Стилус во время геймплея вы почти не будете выпускать из рук: с помощью нужно и ходить (хотя можно также использовать и крестовину) по улицам Сибуи, и сражаться с Шумами, и передвигаться по игровому меню. Переключив консоль в спящий режим (то есть попросту сложив её), можно накапливать опыт и быстрее переваривать еду. Ну и не стоит, конечно, забывать про то, как мастерски игра использует оба экрана Nintendo DS.

Этот и все последующие скриншоты будут взяты из Final Remix, чтобы не насиловать ваши глаза
Этот и все последующие скриншоты будут взяты из Final Remix, чтобы не насиловать ваши глаза

О сюжете мы поговорим подробно в самом конце, так как это чуть ли не самое главное, что есть в игре, а пока – самые основные детали. Мы играем за подростка по имени Нэку Сакураба, и он оказался в Игре Жнецов. Эта игра идёт семь дней, каждый день надо выполнять какое-то новое задание от Жнецов, а седьмой день – это битва с Мастером этой игры (по сути, сражение с боссом).

В этой игре нам очень часто придётся сражаться с врагами, чтобы в том числе решать загадки. Никаких случайных встреч тут нет, нажимаем на значок Игрока и сами выбираем себе противников. Чтобы сэкономить время, можно соединять их в цепочки, таким образом будет идти сразу несколько битв подряд без восстановления здоровья между боями. Как в классических jRPG, за бой мы получаем какое-то определённое количество опыта. При достижении определённого количества растёт уровень нашего персонажа. Уровень можно понизить самостоятельно, чтобы повысить уровень челленджа, так скажем, и получать за бои больше опыта и более редкий лут. Всего в игре три уровня сложности, которые можно переключать в любой момент. Рекомендую играть на среднем, так как он наиболее сбалансирован, но, если вам слишком легко, можно и более сложный поставить. Ну а если вы проиграли, игра предложит вам повторить бой на лёгком уровне сложности (но это доступно не сразу, так что первое время рекомендую сохраняться почаще).

Также прокачка ещё и реализована с помощью шмоток и еды. Покупая еду и кладя её в специальный слот у персонажа, вы повышаете его основные характеристики (они повысятся не сразу, а только тогда, когда персонаж еду переварит, что займёт некоторое время). Для шмоток есть 4 слота, в которые можно положить одежду разного типа (то есть нельзя положить в слоты 4 куртки). Сами шмотки нужно покупать в магазинах, каждая одежда имеет свой определённый бренд. Если вы оделись в одежду определённого бренда, то после нескольких сражений этот бренд попадает в топ в конкретной области, и вы получаете улучшение характеристик.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Собственно, как сражаться в TWEWY? Боёвка ведётся сразу на обоих экранах Нэку и его напарников, которых всего за игру будет 3. Сражения на нижнем экране ведёт Нэку с помощью значков, которых всего максимум может быть 6. Каждый значок имеет свою конкретную способность, и их в игре очень много: какой-то позволяет стрелять молниями, и для этого нужно просто тыкнуть стилусом во врага, какой-то – управлять огнём, и для этого нужно провести линию на экране, а какой-то позволяет вызвать землетрясение, и для этого нужно на свободной области нарисовать круг стилусом. Каждому значку соответствует своя способность и своё движение стилусом на экране, что позволяет игроку создать себе что-то вроде билда. Значки также можно прокачивать до нескольких уровней. Бой на верхнем экране ведётся напарником Нэку: Шики, Джошуа или Битом. У каждого из них геймплей немного различается, но суть в том, чтобы правильно выбрать карты, нанося при этом урон по противнику. У Шики нужно угадать последовательность из трёх различных карт, у Джошуа – выбрать число, которое больше, меньше или равно необходимому, у Бита – просто построить комбинацию из мастей карт. За правильные комбинации мы получаем звёзды, при достижении определённого количества которых можно будет использовать ульту Нэку и напарника, наносящую большое количество урона противникам. Биться одновременно на двух экранах сложно, тем более что боевая система напарников не так хорошо проработана, и я даже рад, что она в итоге ушла на второй план, ведь за напарника можно поставить играть ИИ – и хоть он и наносит не так много урона, но всё же со своей задачей справляется, так что можно целиком и полностью сосредоточиться на нижнем экране.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Действие всех трёх недель в игре происходит в районе Токио под названием Сибуя. Сама Сибуя тоже поделена на области или сектора: это может быть как площадь, так и просто отдельная улица. К концу прохождения вы явно уже заучите расположение всех этих секторов и будете хорошо ориентироваться в происходящем. В каждом районе постоянно меняется мода: то один бренд возвышается, то другой. Если какой-то бренд в топе, то значки этого бренда становятся сильнее и мощнее. И иногда бывает такая задача: поднять определённый бренд в топ. Для этого нужно одеться одежду этого бренда, надеть его значки и пару раз сразиться – бренд выходит в топ, и ваши значки получают бафф к атаке.

Ну и давайте поговорим о задачах и головоломках Жнецов, так как это тоже, на мой взгляд, интересная часть игры. Каждый игровой день нас ждёт какое-то новое задание от Жнецов. Поначалу они будут довольно простые (например, самая первая миссия – просто добраться до области под названием «104»), но чем дальше, тем интереснее. Где-то нужно будет поменять мысли человека на те, которые выгодны нам (да, прямо как в фильме «Начало» Кристофера Нолана), где-то – сделать бренд самым модным в районе. Ближе к концу игры была просто потрясающая головоломка со шкатулками, где нужно победить только определённые шумы, а остальные не трогать: у меня ушло где-то полчаса, чтобы понять, что вообще от меня хотят. Также очень часто нам надо пройти в какую-то локацию, но там стоит стена, рядом с которой находится Жнец. И чтобы пройти дальше, нужно выполнить его задание. То есть получается головоломка в головоломке. В основном всё упирается в истребление Шумов, но бывают и исключения.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

А вот боссы в TWEWY реально потные. Если обычные враги никаких неудобств не доставляли, то боссы всегда бросали мне вызов. И в большинстве случаев я переключался на Easy, потому что ну слишком сложно было. Какие-то из боссов (например, Кария или Минамимото) были неприятными, потому что с ними тяжело биться, какие-то (Китанидзи в образе дракона) были интересными. Какой-то особой злости они не вызывали, нужно было просто сосредоточиться. И вот это как раз тот случай, когда довериться искусственному интеллекту, управляющему напарником Нэку, было нельзя, потому что тогда я бы получал гораздо больше урона.

Но вот от чего я действительно взбесился, так это от финального босса. Последний день – это в целом боссраш-уровень (думаю, можно один день можно считать за один уровень), где нужно будет победить трёх боссов подряд. И если первые два не вызвали у меня особых трудностей и в целом по сложности не отличались от предыдущих, то вот последний оказался очень крепким орешком, который я так и не смог расколоть. Мало того, что логически он как будто бы притянут за уши (мы должны драться с Китанидзи уже в третий раз), сам босс очень жёсткий. Нужно маневрировать среди его снарядов как в каком-нибудь bullet-hell, при этом ещё успевая его атаковать. Мало того, в какой-то момент он может полностью восстановить себе здоровье, что меня конкретно выбесило. В итоге я пошёл качаться, и где-то за час нагриндил себе 5 уровней (поднялся с 35-го до 40-го). Но это мало что поменяло, и я точно так же не мог пройти босса. В итоге я плюнул на него и досмотрел концовку на YouTube (тем более, я её уже знал из аниме-адаптации). Так что за финального босса хочется поставить игре «минус».

Финального босса не покажу, пусть это будет для вас сюрпризом)
Финального босса не покажу, пусть это будет для вас сюрпризом)

В TWEWY очень много коллекционных предметов, которые можно собирать – это и CD-диски с саундтреком, и значки, которые нужны для битв, и различные шмотки… И я, если честно, не завидую тем, кто захочет пройти эту игру на 100%. Общий процент прохождения всей игры со всеми предметами виден только на экране сохранения, и придётся либо всё записывать в блокнотик, либо идти строго по гайду. В обоих случаях это не слишком удобно, но имейте в виду данную особенность, если замахнётесь на полное прохождение.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Но вот за что The World Ends With You хочется боготворить, так это за музыку. Настолько крутые и мощные песни, написанные специально для игры, я слышал только лишь в Cyberpunk 2077 (да и их там была всего парочка). Если вы поиграете в TWEWY хотя бы час, то совершенно точно запомните несколько композиций. Ни врезаются в память, их хочется переслушивать время от времени. Что интересно: композиция «Twister» звучит в открывающей сцене игры и поэтому запоминается. Но в игре у неё очень много различных версий: то инструменты поменяются, то полностью поменяется текст песни, но ритм сохранится… Из-за этого возникает приятное чувство дежавю: вроде бы это та же самая мелодия, которую мы уже слушали, но всё же она немного другая.

Ну и теперь можно поговорить и о сюжете: это, на мой взгляд, главное достоинство игры, помимо музыки. Всю историю пересказывать я не хочу, так как спойлерить там есть что. Лучше я опишу то, как работает Игра Жнецов, а потом уже расскажу о персонажах. Рассказать я попытаюсь без крупных спойлеров, так как пара сюрпризов вас определённо ждёт, если вы решите пройти TWEWY, и я не хочу их портить.

Итак, основная идея заключается в том, что когда человек умирает не естественным путём, а его сбивает машина, например, то он попадает в Андерграунд (в оригинале Underground, сокращённо UG) – по сути, параллельное с реальным миром измерение. Люди, находящиеся в Андерграунде, видят людей из Риалграунда, реального мира (в оригинале Realground, сокращённо RG), но как-то физически взаимодействовать с ними не могут. Смысл Игры Жнецов заключается в том, чтобы дать людям, погибшим по случайности, второй шанс. Но также есть один хитрый момент: за участие в игре у людей берётся плата. Она может быть чем угодно, но, как правило, это самое дорогое, что есть у человека. Сама игра длится 7 дней: каждый день люди, которые здесь зовутся Игроками, должны выполнять определённые задания, которые им на телефон присылают жнецы в начале дня. В целом жнецы нужны для того, чтобы следить за игроками и всячески портить им жизнь. Каждую игру один из жнецов становится её Мастером (в оригинале – Game Master). Монстры, с которыми нам придётся сражаться, называются Шумами. У них может быть всего 2 варианта происхождения: либо их вызывают жнецы (что происходит не так часто), либо они формируются из негативных эмоций людей в Риалграунде. Сражаться с Шумами игрокам нужно с помощью значков, о которых я уже подробно рассказывал выше, но в одиночку это сделать в прямом смысле невозможно: нужно заключить союз с другим игроком и таким образом стать напарниками. На протяжении шести дней игроки выполняют различные задания, а седьмой день можно назвать битвой с боссом – нужно будет сразиться с текущим хозяином игры. Если пара игроков победит, один из них возвратится в свой мир.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Теперь, когда мы разобрались с правилами игры, можно поговорить и о персонажах. Хотя TWEWY – это действительно большая игра, персонажей в ней не очень много. И каждого героя, который провёл с нами достаточно времени (то есть это не эпизодический персонаж), вы запомните. Каждый здесь чем-то выделяется, будь то наши напарники или Жнецы. Последние вроде бы выступают в этой истории не с самой приглядной стороны, но парочка жнецов, Коки Кария и Узуки Яширо, показывает Игру изнутри, с их стороны. Нэку и его друзья не раз с ними встретится, но мы часто будем просто наблюдать за диалогом этих двоих. С помощью Карии и Узуки жнецы очеловечиваются, игра показывает, что они просто выполняют свою работу и что у них тоже полно проблем. Мне очень нравится, что в TWEWY злодея нет вообще: здесь никто им не ощущается. Да, жнецы принесли много неприятностей нашим героям, но они всего лишь выполняли свою работу. Наиболее близки к статусу злодеев Мастера Игр, но даже они сделали не так уж много однозначно отрицательных поступков.

Напарникам Нэку выделяется, конечно же, значительно больше времени. Не раскрыт остался разве что Джошуа, но он, мне кажется, и должен оставаться мистической фигурой, о которой мы мало что знаем. У Шики и Бита есть свои драматические линии и трудности, которые они должны преодолеть. Вся линия Бита завязана на его сестре и рассказывает о любви, только не как о романтическом чувстве, а как об искренней заботе друг о друге: о любви брата и сестры. С Шики всё интереснее: Нэку поначалу отвергает её, но из-за Игры Жнецов ему приходится довериться девушке. Они больше узнают друг друга, и в результате к концу Игры Шики становится для него самым дорогим человеком в жизни. Арки этой троицы прописаны отлично, ты веришь этим персонажам. Причём часто они оказываются наедине друг с другом или вообще сами с собой. Это отличный приём, который позволяет немного перевести дух после очередной битвы и проникнуться очередной беседой Нэку и Бита, например, которая может приоткрыть их характеры.

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Но главным героем здесь, конечно же, является Нэку. Вокруг него строится весь сюжет, это его история. В начале игры это человек, с которым вы вряд ли бы захотели поговорить. Мир ограничивается на нём самом, он не доверяет никому, кроме себя. Но обстоятельства, в которые Нэку попадает, а именно Игра Жнецов, заставляют его измениться. Встреча с Шики тоже оказала на него сильное влияние, потому что для успешной победы в Игре нужно полностью довериться своему партнёру, чтобы действовать в симбиозе с ним. В итоге получается так, что последующие две недели Нэку сражался не столько ради себя и своего выживания, сколько ради неё. Даже в сценах с разговорами по выражению лица подростка видно, как он меняется, становится более приветливым и дружелюбным. Ну а в финале Нэку спасает Сибую, потому что он доверился своему другу. Без них он бы не победил в игре, не смог бы пройти через все эти испытания.

И если говорить о значении названия игры, то всё прояснится, если его перевести: мир ограничивается тобой. Каждый по-разному ставит рамки своего внутреннего мира. Нэку отгородился от всех, но потом раздвигает рамки своего мира, впуская туда своих друзей. В этом и заключается, основная мораль этого произведения - не замыкайся в себе, открывай новые горизонты, знакомься с новыми людьми…

Обзор дилогии TWEWY. Часть I – The World Ends With You

Вишенкой на торте под названием «Сюжет The World Ends With You» является финал. С ним же связан единственный недочёт сюжета, который я для себя обнаружил. Просто по ходу игры будут происходить вещи, которые нам не очень-то спешат объяснять. И только в концовке, буквально перед титрами, всё станет понятно. Поэтому все возникшие во время прохождения вопросы нужно просто донести до конца. Но вернёмся к финалу. Он получился очень эмоциональным. Нэку осознаёт себя, понимает, кто ему дорог, и только доверившись своему другу, спасает Сибую. Ну и последняя сцена перед титрами, когда все друзья воссоединяются в Риалграунде, пробивает на слезу. Непосредственно правила Игры идеально ложатся на историю Нэку: ему дали второй шанс, и он изменился, переродился.

Именно из-за истории Нэку Сакурабы The World Ends With You оказала такое сильное влияние на меня. Любимая игра появляется в твоей жизни именно в тот момент, в который нужно, помните? Нэку по характеру оказался очень близок мне. И его арка побудила меня что-то изменить в своей жизни, как-то поменяться. В результате я стал более открытым, за что благодарен не только TWEWY, но и своим друзьям. Поэтому можно смело сказать, что эта игра сильно на меня повлияла.

Во многих играх есть хороший сюжет. История – это неотъемлемая часть многих игр: интересный сюжет мотивирует игрока проходить игру дальше, даже если геймплей не слишком его цепляет. Если вспомнить игру с реально крутым сюжетом, BioShock Infinite, то многие сразу же вспоминают именно историю, а не геймплейные находки и интересные ситуации: сюжет и геймплей чётко отделены друг от друг и если убрать из игры одно, то второе никак не испортится. The World Ends With You работает не так: в ней и сюжет, и геймплей находятся в симбиозе. Только лишь посмотрев катсцены, вы не прочувствуете игру. Когда в игре Шики говорит, что партнёры должны доверять друг другу, это сразу же видно в геймплее: нужно сражаться с Шумами вместе, сразу на двух экранах. Нэку должен прочувствовать Сибую, как и игрок: нужно знать, где какой район находится, чтобы долго не бродить в поиске нужной локации, следить за тенденциями моды, которые постоянно меняются и регулярно заходить в магазины за обновкой. Таких игр, как The World Ends With You, очень мало: поэтому их нужно ценить. Ещё больше нужно ценить игры, которые высказывают какие-то мысли, дают повод к саморазвитию и переменам в жизни. Это настоящее произведение искусства, которое оказало на меня огромное влияние, и я благодарен ему за это.

8686
68 комментариев

у этого замечательного человека, есть серия роликов по теме

5

Да, у Антона очень качественные обзоры получились.

4

А что замечательного? Максимально токсичный обзор, то до внешнего вида доебётся, то персонажей "херами" обзовёт.

Человек почти со старта говорит, что не ждал сиквела, что он не нужен был, чото бомбит там еще. Если бы я его слушал, то не купил бы ни разу.

3
1

Игра так же стала важной в моей жизни.
Помню ту последнюю ноябрьскую неделю 9 года, в начале арки последней недели, мне в то время стукнуло 18 лет и в тот же вечер звонок от бабушки, что дед умер. И далее уже спустя дни после трагедии и прихода в себя, продолжил играть и почувствовал еще большую резонацию с Нэку и происходящим на экране. Благо в том возрасте это было не так сложно)
А версия для андроид с моих телефонов никогда не удаляется с момента своего выхода в 2014 (или 2015?) году. Последний раз запускал год назад, чудесная игра, но уж больно простой стала в HD версии.
Сиквел Neo лежит в коробке, ждет очереди в бэклоге под нужное настроение.
А доп.контент со свитчевской Final Remix так и не увидел.

3

NEO это просто пушка

2

Любимая игра появляется в твоей жизни именно в тот момент, в который нужно, помните?Блин вот именно это в моей жизни и произошло 10 лет назад, но только с Ghost Trick, хотя что забавно, и ее и TWEWY я прошел на расстоянии буквально пары месяцев друг от друга и обе теперь прочно сидят в моем топ 5 самых любимых игр. Вообще многие мысли из этого обзора возникали у меня по отношению к GT как раз, особенно про гармоничный симбиоз всех компонентов, несмотря на внешнюю простоту, вот это ваще жиза.
Ну и конечно нельзя обойти стороной превосходный, великолепный, безупречный, сияющий, ОГРОМНЫЙ ПОДОСТКОВЫЙ АНГСТ, которым игра пропитана от начала и до конца. И это в свое время отлично сработало на 18летнем мне, имеющем тогда приблизительно такие же проблемы (да у кого их не бывает в таком возрасте?). К слову это лучшее что вообще вышло из под руки Номуры. Я абсолютно не перевариваю его как сценариста, дизайнера персонажей и постановщика сцен, потому что у него эта любовь к подростковому эмо-ангсту в других играх прослеживается, как и любвь к андрогинным слащавым k-pop мальчикам эджлордам и это часто мешает нормальному серьезному восприятию происходящего. А в TWEWY вот это вот все волшебным образом превратилось в его сильную сторону и дало пушечный результат благодаря сеттингу и заданной тематике сюжета.
Сиквел кстати был нинужон, хоть я его и прошел без особых сожалений и мне даже понравилось. Вообще в твеви бесит только то, что они (как будто случайно) придумали такой ОХУЕННЫЙ сеттинг, но по настоящему углубляться в него и прорабатывать не хотят. Мне сам сетап Reaper's game кажется настолько шикарным, что там можно лора и морально-философских сюжетных виньеток на три дарк соулс понаписать при желании. Жаль что этого желания у скваров нет.

3

В Ghost Trick с финального твиста я проорал, вот вообще не ожидал такого поворота событий.

1