Бесконечная драма. "Любовь, деньги, рок-н-ролл" - краткий смотр

Семь лет ожидания. Многие уже успели закончить школу, университет, пройти службу в армии, завести детей, развестись, заработать пивной алкоголизм… Но всё было не зря, товарищи!

Бесконечная драма. "Любовь, деньги, рок-н-ролл" - краткий смотр

Культурная апроприация от отечественных создателей

Наверное, каждый фанат цифровой "японщины" в курсе, что её уже давно повадились делать не только в стране Восходящего Солнца. Многим знакомы такие названия, как Katawa Shoujo от международной команды 4 Leaf Studios или венесуэльский шедевр Va-11 Hall-A. Не отстают от них и отечественные разработчики: чего стоит только "Бесконечное лето", к сожалению ставшее первой визуальной новеллой для многих русскоговорящих игроков.

Плюсы и минусы этого продукта миллиарды раз взвешивались на протяжение последних десяти лет. Проект пережил и бесконечную разработку, и перетасовку кадров в команде, вечно переписывался сценарий и перерисовывалась визуальная составляющая. При всей своей неказистости, некоторой затянутости и, порой, откровенно тупых сюжетных поворотах, «Лето» до сих пор тепло вспоминается повзрослевшими фанатами, а моддерское сообщество и не думает умирать. Стоит ли говорить о том, как горячо ждали новую игру от этой команды?

Что внутри? VHS, девочки, синтезаторы

Именно так можно описать первое впечатление от игры. С первых же экранов игра цепляет именно своим визуальным оформлением. Толком не знаешь, что перед тобой за продукт, но шум картинки и грязное звучание фоновой музыки словно затрагивают давно забытые и далеко спрятанные в глубине души эмоции. Сначала захотелось даже не побыстрее начать игру, а залезть в настройки, чтобы посмотреть, что эта штука вообще умеет? Хотя, что вообще должна уметь визуальная новелла?

Но, убедившись, что в настройках нет ничего интересного, кроме анимации спрайтов, фонов, а также гранж-фильтра, я решил побыстрее начать игру. Для этого же я её и купил?

<i>"На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы."</i>
"На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы."

Первые полчаса-час игры мало чем отличаются от демки, представленной ещё в 2016 году. Всё та же сакура, воспоминания и подростковые самокопания, новые знакомства... Первая сцена сразу даёт понять, какое русское произведение, известное ещё по школьной программе, курил сценарист перед написанием текста.

Трагически потерявший родителей главный герой живёт один, днями плюёт в потолок, общается в основном только с подругой детства и стереотипным отаку, забивает большой и жирный на учёбу, а также периодически заливает за воротник - в общем собирательный образ главного героя аниме в жанре повседневности. Так бы и пропил свою жизнь Николай, живя на наследстве своих родителей, если бы буквально за пару дней всё не перевернулось с ног на голову. Анонимные угрозы, гормоны и детективщина, отдающая дешёвыми трюками из старых фильмов, становятся новым смыслом жизни для парня.

Если Семён был похож на замкнутого в себе нытика, безработного завсегдатая ночных форумов, для которых изначально и разрабатывалось "Бесконечное лето", то в новой игре Николай выглядит более живым, активным, однако всё же не без излишней мнительности, как и его предшественник. Ведёт себя с девушками довольно смело, при этом не отступая от канонов жанра. При знакомстве с Эли или во время ситуации у бассейна юноша ведёт себя именно так, как и ожидалось бы от него при просмотре, скажем, аниме, или при прочтении манги. При этом за словом в карман не полезет и даже от драки бегать не станет...

<i>...или станет?</i>
...или станет?

Структура сюжета игры усложнилась по сравнению со своим "родителем". Если в "Совёнке" каждое прохождение отличалось только парой последних дней, а на протяжение пяти первых вне зависимости от вашего выбора применялась концепция "Дня сурка", за исключением веток Мику и Юли, то здесь сюжет развивается уже трёхступенчато. Первая неделя - это подготовка, Николай лишь намечает свой романтический интерес, однако здесь выбирается не девушка... точнее не одна девушка. В зависимости от принятых решений и ответов в диалогах Николай может углубиться в выяснение отношений между близкими ему людьми, и заняться, на первый взгляд, делами более приземлёнными, либо же самолично полезть на рожон, устроить шпионскую авантюру, которая вполне могла бы перетечь в ядерную войну, а попутно влиться в японские аристократические круги или попытаться отомстить за своих родителей плечом к плечу с советскими спецслужбами.

Вторая ступень сюжета полностью отсекает возможность какого-либо энда с двумя из четырёх девчонок, так что придётся выбирать между Кетрин-Химицу и Эли-Кагомэ. Каждая из двух веток предлагает уникальный сюжет, но, само собой, ради альтернативного сюжета придётся начинать новую игру и переосмыслить некоторые из своих поступков. Третья же ступень, как и полагается, - это концовки, которых в игре 14. Причём сюжетная ветка, основанная на конфликте интересов Кобаяши и Кагомэ, имеет всего по три концовки на человека, в то время как Химицу и Кетрин получили их по четыре. Наверное, просто не хватило времени? Если верить тем, кто читал новеллу параллельно со мной, то около трети концовок сделана для галочки. Хотели сделать глубокое погружение и видимость небывалой в комьюнити русских визуальных новелл вариативности, но получилось то, что получилось - игра подводит нас к развязке, а потом внезапно обрывается, создавая чувство недосказанности и неполноценности истории, напоминая один из 100500 dead-end'ов многострадального Fate.

Завязка сюжета проста как два пальца об асфальт. Николай, восемнадцать лет. Сын советских эмигрантов, не женат, безработный, учится в элитной токийской школе, состоящей преимущественно из детей мажоров. Школа известна тем, что учится там немало иностранцев, среди которых в один прекрасный момент оказалась и бывшая девушка нашего юного друга, по которой он, в тайне от своей лучшей "подруги", долгое время страдал. Вот только Кетрин видеть Николая не особо рада, всем своим видом показывая презрение к нему. Если очевидный любовный треугольник Вам не интересен, то сценарий предлагает не менее, а то и более интересную альтернативу - как насчёт активного поиска ответов? Вне зависимости от выбора ответы сами найдут Николая, вопрос только в том, насколько быстро и каковы будут последствия.

<i>В отличие от робкой Химицу, Катя не будет долго мять булки</i>
В отличие от робкой Химицу, Катя не будет долго мять булки

Если ты действительно ничего не знаешь, то как-то уж очень странно, что вокруг тебя происходят события, которые совершенно невозможно представить вне контекста некоей общей картины.

Цимес в том, что папаша отрока, как оказалось, был не простым инженером в "Кобаяши Корпорейшн", и перед смертью успел натворить каких-то дел, вместе со своими коллегами. До начала событий визуальной новеллы Николай и знать не знал о том, чем конкретно занимался его отец, думая, что при жизни тот строил мосты, пока одним поздним вечером ему не дали ясно понять, что сидеть надо на пятой точке ровно и никуда не дёргаться. Угрозы и предупреждения подействовали диаметрально противоположно: если до этого Коля и так не делал никаких резких движений, то сейчас ему в одно место вожжа попала.

<i>Если Николай не захочет разбираться в своих чувствах к бывшей девушке и няньке поневоле, то дела сердечные надолго отходят на второй план</i>
Если Николай не захочет разбираться в своих чувствах к бывшей девушке и няньке поневоле, то дела сердечные надолго отходят на второй план

Ещё в 2016 году, читая демо-версию игры, я рассчитывал на обычную визуальную новеллу, которая будет строиться по структуре аналогично предыдущей игре, просто сменив антураж с советского утопически-карикатурного на неоновый японский. Те же четыре девочки, пионерские линейки заменяются уроками, а "одинокая концовка" - переезд обратно в СССР. Примерно так в своей голове я представлял ожидаемую мной игру.

Кто бы мог подумать, что обычный интерес, проявленный главным героем из-за банальной скуки и рутинного ничегонеделания, приведёт к шпионским играм и разборкам между советскими, американскими, японскими спецслужбами и японской мафией? Круто. Очень круто, ничего не скажешь.

<i>Русски? Совьетски</i>
Русски? Совьетски

Я просто представил себя на месте любого из этой шайки - все их проблемы заключаются в борьбе за место в локальной социальной иерархии. Подобное немудрёное существование, которое не так далеко ушло от существования стаи гиен, могло бы и мне показаться завидным ещё какое-то время назад.

Кроме расхлёбывания проблем, оставленных покойным отцом, у Николая есть также и школа, в которой дел у него не меньше. Те, кто смотрит аниме и отдаёт предпочтение тайтлам о школьной жизни и школьных хулиганах, сразу поймут, - дело здесь отнюдь не в оценках на экзаменах или школьных фестивалях. В любой школе, а уж тем более престижной, есть отдельная каста учеников, которые ощущают собственное превосходство над остальными, делая своими мишенями подростков из менее обеспеченных семей. Элитная школа с высоким статусом? Будь добр соответствовать.

<i>Стоило один раз заступиться за обделённых и обиженных...</i>
Стоило один раз заступиться за обделённых и обиженных...

В отличие от большинства подобных "повседневок", в которых герой проявляет гипертрофированное безразличие к конкретным целевым особям женского пола, оставляя выбор исключительно за игроком, здесь Николай проявляет большую твёрдость характера, по отношению к выбору понравившейся девушки. Если в "Бесконечном Лете" Семён неумело оценивал позитивные и негативные качества каждой из девчонок и по какой-то счастливой случайности оказывался с одной из них в постели на шестой день, то здесь первое время Николай упорно думает конкретно об одной девушке, убеждая нерешительного игрока в том, что другие девушки, собственно, не очень-то и нужны, а всё общение с ними на самом деле только ради того, чтобы приблизиться к истине в своём расследовании. Такая фиксация на Кате будет раздражать, если целенаправленно пробиваться к любой другой из девушек, но Николай тоже не робот с позитивной улыбкой комсомольца: нельзя в один момент забыть всё то, что было раньше, и без оглядки начать штурмовать другую девушку.

С развитием сюжета меняется и отношение девушек к главному герою. В моём первом прохождении, например, Химицу, которой Николай не уделяет должного внимания, не будет выплясывать вокруг него, Кэтрин большую часть повествования появляется лишь в мыслях главного героя, а большинство экранного времени уделяют недоумевающей Эли и пыщущей ненавистью Кагомэ, которые вступают в открытую конфронтацию, находясь по разные стороны всей этой муры с детективной составляющей сюжета. В альтернативном повествовании ситуация меняется с ног на голову: центром внимания становятся "тройничок" из Николая и двух его заклятых подруг, Эли становится фоновым персонажем и своеобразным роялем в кустах, этакой феей-крёстной, а Кагомэ появляется раз в неделю, чтобы потрясти Николая за грудки в полной уверенности, что за похищением её отца стоит чуть ли не он сам. Проскакивает мысль о том, что в этой сюжетной линейке Ритан просто забыл, что девочек четверо, и на скорую руку запилил несколько сцен с ней.

Игра доставляет и некоторыми сюжетными поворотами, которые, казалось бы, ну нельзя было предположить, а они взяли и произошли. Чего стоит только кровавая баня, ответственность за которую по какой-то причине пытаются взять на себя все, кому не лень, или развязка концовки "Позади Америка!", где всё не так однозначно, а вопросов остаётся ещё больше, чем ответов.

Кто есть кто?

Основное блюдо - Эли, Кагомэ, Кэтрин, она же Катя, и Химицу. Если говорить о главных героинях, то здесь всё довольно стандартно: классические архетипы, однако у каждой из девушек есть свои скелеты в шкафу. Кто-то, втайне от окружающих любит попудрить носик, а кто-то давным-давно едва ли не стал мамой.

Игра радует обилием персонажей. Проработанные личности получили не только потенциальные вайфу, но и остальное окружение. Чего только стоит одноклассник Николая Майкл, под холодной и рассудительной личностью которого прячется неуверенный в себе паренёк, у которого потеют ладошки при общении с девушками.

<i>Явление Эли, стереотипной королевы школы, игроку. Девочка с карэ, собственно, без карэ</i>
Явление Эли, стереотипной королевы школы, игроку. Девочка с карэ, собственно, без карэ

Эли является стереотипной цундере. Знакомство Николая и Элизабет происходит при довольно шаблонных обстоятельствах и по всем законам аниме. Кто бы мог подумать, что растяпой, залившей школьную форму нашему герою, окажется внучка одного из самых богатых людей в Японии?

Несмотря на это, Эли не кичится своим богатством и не презирает тех, кто стоит на пару социальных слоёв ниже. Да и что тут говорить: днём она витает в кругах школьной элиты, выделяясь среди своих завистливых подруг из богатеньких семей, а ночью перевоплощается в настоящую королеву токийского глэм-рока, исполняя собственные песни в кабаках.

Когда будешь на дне Токийского залива рыб кормить, тебе будет наплевать на судьбу этих снимков. Человек так устроен, что в первую очередь всегда заботится о собственной безопасности здесь и сейчас. Так что спрошу ещё раз: где негативы?

Будучи единственной официально признанной внучкой Джуна Кобаяши, Эли представляет собой лакомый кусочек для его недоброжелателей. Стоит сделать ей неосмотрительный шаг в сторону, как у нужных людей появится прекрасный и удобный рычаг давления на владельца Корпорации. Другой вопрос: не замучает ли этих людей отдача?

<i>За маской тихони Кагомэ прячет целую бурю эмоций, твёрдый характер и малость шизы</i>
За маской тихони Кагомэ прячет целую бурю эмоций, твёрдый характер и малость шизы

Кагомэ, пожалуй, самая противоречивая героиня. После того, как Николай начинает расследовать ночные звонки и подозрительные записки, Кагомэ становится неотъемлемой частью его жизни.

Несмотря на то, что её учебное заведение считается одним из самых престижных в Японии, Кагомэ далеко не является представительницей "золотой молодёжи". Утром учёба, вечером тяжёлая работа в семейном кафе, лечь спать, повторить - это про неё. Только вот мало кто знает, по какой причине её жизнь стала похожей на такую нудную рутину. Ведь когда-то Кагомэ и представить не могла, что ей придётся мыть тарелки за вечно пьяными работягами в самом центре пропахшего рыбой портового района.

На первый взгляд кажется очень тихой и забитой девчонкой, однако стоило могущественной корпорации покуситься на её близких, как она буквально за пару дней превратилась в крайне мстительного и злопамятного токийского Че Гевару, и влияние Николая лишь усугубляет её характер. К сожалению, её характер может сыграть с ней злую шутку.

<i>Кэтрин - первая любовь Николая</i>
Кэтрин - первая любовь Николая

Кэтрин - американка, которая за полтора года до начала сентябрьских событий восемьдесят седьмого года вернулась в США. Однако, её мать, как уверяет Кэтрин, работает в дипломатическом представительстве, посему той и пришлось вернуться обратно в страну Восходящего Солнца.

Николай любит с теплотой вспоминать их отношения, однако в один прекрасный день, без объяснения причин, Кэтрин просто пропала с горизонта, даже не попрощавшись. Через полтора года от той самой девочки, что любил Николай, на первый взгляд ничего уже не осталось, кроме холодной и презрительной, но всё ещё эффектной девушки. Однако за холодом и неприступностью пряталась вовсе не ненависть, а желание не навредить. Но она не знала, что Николай так и не прочитал то письмо...

<i>Химицу - лучшая подруга Нико-куна. Nuff said</i>
Химицу - лучшая подруга Нико-куна. Nuff said

Химицу представляет из себя стереотипный образ "подруги-сестрёнки", выполняя в основном функции Сакуры для Эмии из Fate/Stay Night.

Она познакомилась с Николаем больше десяти лет назад, когда он не знал ни слова на японском, и с тех пор они вместе росли. Несмотря на то, что Химицу выражает слишком настойчивое желание оберегать Николая от проблем, чем раздражает его, он всё ещё считает её одним из самых близких людей, стараясь, в свою очередь, защитить и её.

Химицу - единственный человек, которому Николай может доверить все свои проблемы полностью, но, зачастую, не делает этого, зная, что девушка будет переживать ещё больше. А может и не зря?

Ичиносэ-сан, отец Химицу, также играет ключевую роль в сюжете - гораздо большую, чем можно ожидать от вечно недовольного брюзжащего стареющего мужика с кризисом среднего возраста.

<i>Кёске и Миша - постоянные спутники Николая в школе</i>
Кёске и Миша - постоянные спутники Николая в школе

Николай редко появляется на пороге школы, но это не значит, что он совсем не имеет там никаких связей. До возвращения Кетрин и знакомства с Эли и Кагомэ (нужное подчеркнуть), они были его самыми близкими друзьями, за исключением Химицу, с которыми можно было поделиться такими вещами, которые девушкам рассказывать не стоит.

Кёске - типичный гик, который содержит дома целую библиотеку манги, и, как может показаться, совсем не интересуется девушками, предпочитая предаваться своим бурным фантазиям. Главный сплетник в классе. Несмотря на это, он довольно открытый, добрый и отзывчивый тип, проявляющий искреннюю заботу о Николае.

Майкл, или, как его называет Николай, Миша, как и Кэтрин, родом из США. На фоне Кёске выглядит более серьёзным парнем, редко показывающим свои настоящие эмоции окружающим, словно бы закрываясь от окружающего мира за маской безразличия. Спокойный и рассудительный, способный принимать разумные и взвешенные решения, что, однако, не мешает ему вмешаться в разборки больших людей, подставляя под пули и себя, и Николая. Кто может знать, какая мотивация скрывается за таким ярым энтузиазмом?

<i>Ирина не привыкла к полумерам, и ради достижения собственной цели готова идти по головам. В прямом смысле</i>
Ирина не привыкла к полумерам, и ради достижения собственной цели готова идти по головам. В прямом смысле

Всё-таки для разведчицы ей бы быть поспокойнее. Неудивительно, что СССР не так чтобы и выигрывает в этой холодной войне.

Ирина заслуживает отдельного упоминания. Поначалу, прикинувшись немного перепившей дамой, она создаёт впечатление безобидной женщины с повышенным либидо и любовью к парням помладше, однако долго скрывать своё лицо ей не пришлось. По собственным уверениям - истинная патриотка Советской Родины, искренне не понимающая, почему Николай не хочет отдавать ей долг. А ведь было бы достаточно рассказать юноше всю правду о его родителях, вместо запугиваний и угроз...

Она не станет ставить себя на чьё-то место, а большинство людей вокруг для неё - всего лишь инструменты, ниточки и куклы для игры. Она - мастер своего дела, которому удалось создать впечатляющую шпионскую сеть по всему Токио. Не стоит с ней лукавить, ибо она спрашивает не для того, чтобы узнать правду - она и без Вашего ответа всё прекрасно знает.

Мне по ходу прочтения новеллы не хватило лишь уединённой камеры допросов и яркой лампы, которой Елене стоило бы пару раз для верности посветить в лицо Николаю с истеричными визгами "говори где документы, падла!", по всем законам настоящих чекистов.

<i>Джун Кобаяши - бизнесмен, миллионер, филантроп, отец своих дочерей, дед своих внучек, а также, по молодости, любитель присунуть туда, куда не следует</i>
Джун Кобаяши - бизнесмен, миллионер, филантроп, отец своих дочерей, дед своих внучек, а также, по молодости, любитель присунуть туда, куда не следует

Джун - дедушка Эли, по совместительству один из возможных антагонистов игры. Если Ирина открыто рассказывает Николаю о планах КГБ, устраивая моральную давку на него холодными и жёсткими угрозами и демонстрируя свою безграничную власть над человеческими жизнями, прикрываясь долгом перед Родиной, то Джун являет собой полную противоположность ей. Он не станет рассказывать более, чем необходимо, чтобы помыкать Николаем.

Джун никогда не поднимет голос, чтобы добиться своего - за него это делает зловещая харизма. Николай отмечает, что просьба Кобаяши звучит гораздо более устрашающе, нежели приказ или угроза. Благодаря своей манере, он действительно выглядит разумной альтернативой немного шалёному советскому майору, но это не значит, что при нём стоит терять бдительность и переставать следить за языком. Он всё ещё способен по щелчку пальцев прервать все душевные терзания Николая самым радикальным методом.

Даже если при прохождении сюжета он ни разу не появится в кадре самолично, он всё равно будет продолжать оказывать огромное влияние на события, а на благо или на зло будут его действия - зависит уже от того, чью сторону принял (и принял ли чью-то сторону вообще) Николай.

Кобаяши можно сравнить с доном Сальери из "Mafia" - такой же ярый сторонник традиций, который не боится замарать руки, пусть и не очень это любит, однако, если Вы разделяете с ним взгляды на такие понятия, как "верность", "честь" и "семья" - более надёжной крыши не найти во всём Токио.

<i>Катя и Миссис Винтерс похожи друг на друга как две капли воды вплоть до характера, и из-за этого им очень сложно ужиться вместе</i>
Катя и Миссис Винтерс похожи друг на друга как две капли воды вплоть до характера, и из-за этого им очень сложно ужиться вместе

Миссис Винтерс - мама Кетрин, дипломат из США. Достаточно пары упоминаний о ней из уст Кати, чтобы понять, что миссис Винтерс есть что скрывать, и она уж точно имеет какое-то отношение к тому, что происходит в жизни Анохина.

Это не тот персонаж, описанию которого стоит посвящать большое количество слов - достаточно будет и слова "сука". Человек, у которого бессмысленно искать ответ на вопрос, и которого уж точно не следует ни в чём обвинять. Нет, никого за это не накажут, просто это не будет иметь никакого смысла. Миссис Винтерс посвятила всю свою жизнь развитию ораторских способностей и применению их на благо Соединённых Штатов, и обычный японский школьник при всём своём желании не окажется на том уровне, чтобы с ней тягаться в интеллектуально-ораторской дуэли и вступать в дебаты, даже если они касаются вопросов жизни и смерти.

<i>А что? Что-то случилось?</i>
А что? Что-то случилось?

Многие персонажи оказываются рядом с Николаем неспроста, и их судьбы тесно связаны с его прошлым. И если с семейством Кобаяши, под руководством главы которого работали родители Коли, всё и так понятно, то какое отношение к этому могут иметь остальные? Каждый раз, выходя на улицу, Николай будет готов ко встрече с агентами КГБ, ЦРУ и японской разведки, высматривая их по углам и переулкам, но что делать, если они уже прячутся за лицами людей, которых парень, казалось бы, знает не первый год? Иначе как объяснить то, что спецслужбы оказываются всегда на шаг впереди? Как определить, кто при встрече с протагонистом надевает маску, а кто действует из искренних побуждений? И только ли любовный интерес заставляет девушек искать встречи с главным героем?

Персонажи получились действительно живыми. Всё таки это не типичный гаремник, в котором главный герой - какой-то избранный, нет. В один момент на пути к сюжетной развязке за Эли мне вообще показалось, что центром повествования является Кагомэ с её вендеттой, в то время как Николай играл роль Санчо Панса и Кадзи Рёдзи в одном лице.

Если Николай не будет обращать внимание на потенциальных пассий, они сами перестанут проявлять к нему интерес, а то и открыто нарываться на конфликты. Твои выборы влияют не только на концовку, но и на эмоции, которые испытываешь ты и персонажи за экраном прямо сейчас. Устал уже сравнивать этот продукт с "Бесконечным летом", однако последствия большинства выборов там проявлялись лишь ближе к концу игры. И если разработка "Эроге с маскотами" затянулась в силу децентрализованности команды разработчиков, то здесь можно видеть, что затраченное время действительно ушло на глубокую разработку характеров персонажей.

В самом конце прохождения у меня было ощущение, что я, как бы абсурдно это ни звучало, играю в визуальную новеллу по сети. Вот сижу я, играю от лица Николая, а кто-то очень злобный и подлый играет за Кагомэ. И переиграл же, холера...

Четвертая стена

"Бесконечное Лето" было некоммерческим проектом, коллектив анонимов изначально делал игру для себе подобных. Фоны и тексты пестрили отсылками, порой понятными только узкой аудитории. "Любовь, деньги, рок-н-ролл" же продукт коммерческий, и своему ожиданию обязан, отчасти, как раз таки "Эроге с маскотами". В связи с этим, команда подошла к пасхалкам с таким же интересом, как и в прошлый раз, вот только сделаны они более понятными для широкой аудитории. Не зря же люди по десять долларов отдали за игру?

Чтобы собрать все пасхалки, нужно пройти игру не один раз. Я сам старался вчитываться в строчки и всматриваться в фоны, но нашел различных отсылок едва ли больше десяти, не считая тех, что давно найдены были ещё в демонстрационных версиях лет пять-шесть назад. Уверен, в скором времени фанатское сообщество серьёзно этим займётся.

Что мы имеем?

Получился продукт, которого на отечественном рынке визуальных новелл ещё не было. На прочтение новеллы у меня ушло двенадцать часов, и можно уверенно сказать, что за эти двенадцать часов я испытал широкий спектр эмоций, начиная от смеха в паре моментов, и заканчивая тремя инфарктами и двумя инсультами в концовке "Мотылёк". Но, стоит заметить, что именно персонаж Эли раскрывает суть названия, потому что и правда: её сюжетная ветвь включает в себя сразу и любовь, и деньги, и рок-н-ролл, со всеми вытекающими, в виде наркотиков, распущенности, и прочих прелестей западного мира.

Несмотря на то, что первая концовка и вышла "плохой", я получил цельную историю, и увидел именно то, что хотел увидеть. Именно хотел, а не ожидал. Выбор хорошей и плохой концовки той или иной девушки влияет не только на то, будет ли Николай счастлив и жив ли вообще. Каждая из концовок соответствует поговорке "хочется и рыбку съесть...": хорошая концовка может не ответить на большинство вопросов, задаваемых по ходу игры, а то и создать новые. Можно остаться счастливым, построив совместную карьеру рок-музыканта по всем заветам K-On!, отвергнув сомнительное прошлое семей Анохиных и Кобаяши, но тогда Николай никогда не узнает, чем на самом деле занимались его родители, кто подстроил автокатастрофу, и была ли она вообще подстроена? И в чём всё-таки заключается суть Проекта? Такая же ситуация обстоит и с выбором сюжетной ветки: Николай не узнает, зачем мать Кетрин вернулась в Японию, получив только несколько туманных намёков, не вписывающихся в общее видение ситуации его глазами, если будет продолжать лезть в неприятности плечом к плечу с Кагомэ.

<i>Рите удалось добиться желаемого результата: я уже лежал довольный, как кот, когда Николай сошёлся с Элизабет, ещё не зная, что произойдёт дальше</i>
Рите удалось добиться желаемого результата: я уже лежал довольный, как кот, когда Николай сошёлся с Элизабет, ещё не зная, что произойдёт дальше

Я, как человек, ожидавший от Love, Money, Rock'n'Roll своеобразного отечественного переосмысления старенькой Seasons of the Sakura, в котором тебе дадут просто прожить месяц в шкуре ОЯШ, был в шоке от того, что пришло в голову Рите, когда он писал сценарий, однако теперь я прекрасно понимаю, чего стоило шестилетнее ожидание.

<i>Джун неоднократно упоминал, что Эли любит верховую езду не меньше, чем рок-сцену</i>
Джун неоднократно упоминал, что Эли любит верховую езду не меньше, чем рок-сцену

Новелла умеет шокировать. По ходу сюжета шок вызывают не сами проблемы, сваливающиеся на голову неразумного отрока, а последствия. Разве мог Николай подумать, что его любопытство может превратиться, например, в кровавую бойню? Или что сегодня он просыпается с любимой девушкой в объятиях, а завтра её доводит до, пусть и непреднамеренного, но, всё же, самоубийства человек, который за пару недель стал тебе чуть ли не одним из самых близких друзей. Такое хладнокровное и расчётливое поведение от персонажа, которому ты, как тебе казалось, всю игру пытался помочь как друг, вызвало у меня мурашки по коже. Редкая визуальная новелла заставляет чувствовать такую ответственность за действия персонажа, а уж тем более российская.

Пусть Коля и является школьником, а основной задачей игрока является завоевание той или иной девушки, новелла не совсем, а точнее не целиком об этом. Сюжет развивается на закате Холодной войны, а Николай - всего лишь один из невольных её участников. Не важно, какая это война: пусть в LMR и не пылают деревни, а по улицам не ходят фрицы с немецкими овчарками на привязи, главный герой всё равно сполна ощущает на себе её ужасы. А самое-то обидное заключается в том, что ни одна из сторон конфликта не права, и выбирать приходится из двух зол, и не ясно, какая из них меньшая. Сам же герой не выступает в роли серого кардинала, а всего лишь отчаянно пытается спасти свою жизнь, и жизнь окружающих его людей. Хотя, второй вариант опционален, и зависит уже полностью от игрока.

<i>Порой, не так уж и плохо, когда спецслужбы наступают тебе на пятки. Николай нужен им живым, и невольно приходится брать на себя роль ангелов-хранителей</i>
Порой, не так уж и плохо, когда спецслужбы наступают тебе на пятки. Николай нужен им живым, и невольно приходится брать на себя роль ангелов-хранителей

Даже сейчас, посмотрев финальные титры, я убеждаю себя, что через пару дней, на холодную голову, я вернусь туда снова и всё исправлю, не пользуясь никакими гайдами и схемами, убеждаю себя в том, что это не просто набор переменных, на которые натянули красивые спрайты и текст, а живые персонажи, убеждаю себя, что на этот раз точно смогу убедить Эли не делать того, что она сделала.

<i>Одна из концовок становится результатом небольшого шага в сторону, а вторая, традиционно для дейт-симов, последствием недостаточного количества очков отношений</i>
Одна из концовок становится результатом небольшого шага в сторону, а вторая, традиционно для дейт-симов, последствием недостаточного количества очков отношений

Можно ли назвать это шедевром? Нельзя сказать точно. Время покажет, когда люди наиграются и переварят. Однако уже сейчас можно сказать точно: шесть лет ожидания, переносов и "завтраков" сегодня окупились на 200%, с учётом того, что продукт находится не в идеальном состоянии, с его затянутыми, порой занудными рассуждениями о жизни, перекочевавшими из "Лета", несколько приторным юмором, с поверхности мемных пабликов ВК, а также хромающим визуалом персонажей, немного портящим впечатление от игры, как от цельного продукта. Проблема со стилистикой персонажей отчётливо становится ясна при чтении сюжетной ветви Эли: её группа, несомненно, крутые чуваки, с которыми я бы пропустил по стаканчику в небезызвестном баре, но в общую атмосферу визуально они не вписываются. Сложилось ощущение, словно их нарисовал тот же человек, что рисовал спрайты для "Шестидесятого километра". Это же касается и эпизодических персонажей вроде заблудившегося сэйю, панкухи-нимфоманки с концерта Z-FEELZ и назойливого Эда, который не упустит шанса поделиться с Николаем жизненной мудростью.

Все сравнения с "Бесконечным летом" по ходу статьи не случайны. Всё таки львиную долю усилий к сюжету приложил один и тот же Антон "Dreamtale" Аркатов, который за столько лет так и не избавился от вредных привычек (и нет, я не про алкоголь) и продолжает следовать своему подходу, порой не ощущая чувства меры в описаниях, юморе, а главного героя превращая в что-то до боли знакомое, словно это уже пройдено когда-то. Как персонаж, Николай получился предсказуемым молодым человеком, унаследовавшим немало черт у своего создателя, что многие наблюдали в предыдущем тайтле Советов. Возможно, дело в том, что Риточка писал главного персонажа с себя, и тогда бесконечный запой семнадцатилетнего школьника обрастает новым смыслом, превращаясь из обычного филлера в скрытый зов помощи сценариста, который не может самостоятельно обратиться к какому-нибудь местному доктору Сайкову. Ну а за затянутые порой размышления Николая игру ещё не один год будут во всеуслышание хаять.

Также Николай обладает крайне раздражающей чертой: в его жизни выборы игрока очень часто не имеют веса, а вот как раз в ключевые моменты, когда ситуацию ещё можно исправить, Коля без всякого сожаления готов утопить себя с головой. Да и что же это за сына вырастили его родители, когда он, узнав правду о смерти родителей, реагирует в стиле "ну сдохли и сдохли, чё бубнить-то?" - лаконично и практически безэмоционально, при этом, на вежливое "молодой человек, не надо мусорить на улице, в цивилизованной же стране живём" начинает хрустеть костяшками пальцев в ответ. Зачем, спрашивается, он тогда вообще устраивал своё расследование?

Сложилось ощущение, что сценарий писался не с целью создать нечто новое, потому что многие элементы выглядят вторично: японский школьный сеттинг, грехи отцов, подлые удары в спину, интриги, поначалу кажущиеся всего лишь бандитскими разборками, но стремительно приобретающими глобальные масштабы, школьники-детективы. Многие эти компоненты мы уже видели и в Clannad, и в Shuffle!, и в Chaos;Child, да и только Богу известно где ещё - в конце концов это одна из самых излюбленных тем у тру-японских сценаристов.

Игра не идеальна, как ни крути. Сложно создать нечто "повседневное", не прибегая к избитым ещё тридцать лет назад клише. И, вне зависимости от устаревшего "каркаса" игры, детально проработанные бэкграунды и иллюстрации, бодрое техно на фоне, глубокие характеры персонажей и их личные истории, скрытые мотивации, смелые и впечатляющие повороты сюжета сделали своё дело.

<i>Вместо нас заговорят пушки</i>
Вместо нас заговорят пушки

В техническом плане игра тоже не идеальна. Кто-то обрёчён на открытие диспетчера задач и пять минут перемотки, словив чёрный экран, который не реагирует ни на какие действия читателя, во время самой развязки, кому-то не засчитались ачивки, а динамичные "живые" спрайты порой могут наградить игрока сюрреалистичными картинами безрукой Химицу или повторить смертельно опасный трюк дока Митчелла из Fallout: New Vegas, начав вращать собственную голову на 360 градусов, причем вокруг оси Z.

"Любовь, деньги, рок-н-ролл" вышла на порядок лучше своего предшественника, и здесь сказывается высокий бюджет новеллы - деньги-то сколько лет собирали. История вышла более запутанной, а отдельные руты теперь не представляют читателю цельную историю, заставляя наиболее упорных искать ответы на вопросы в других рутах. С некоторой натяжкой LMR можно отнести к жанру "школьного неонуара", который я только что выдумал, благо сюжет содержит всё необходимое для такого ярлыка.

Если говорить от себя, сняв маску непредвзятости и переидя к полной субъективности: чтобы найти ответы на вопросы игры, вовсе не обязательно проходить её на все концовки. После того, как я начал проходить сюжет по второму кругу, игра неоднократно подталкивала меня к тому, чтобы возвращаться к редактированию этой статьи на протяжение суток, однако, после того, как я расставил для себя все точки, ознакомившись с сюжетной линией не только Элизабет, но и Кетрин, интерес и запал к игре, к поиску ответов и углубленному изучению историй оставшихся девушек, улетучился, оставив после себя впечатление как после просмотра отличного аниме-онгоинга, который хочется обсуждать с новообразовавшимся фанатским сообществом, делясь спойлерами, уходя с кем-то в личную переписку, строя теории и, по традиции, выясняя, кто же всё-таки лучшая вайфу.

В общем, если закрыть глаза на перечисленные выше ньюансы, новелла получилась замечательной, и указанные минусы вряд ли могут существенно повлиять на чью-либо оценку. Придираться к ней в основном будут либо из-за личной неприязни к Ритану как к человеку, либо из-за прошлого опыта с "Бесконечным летом", либо же отдельные ваннаби-виабу будут плеваться ядом, причитая, что негоже гайдзинам марать такой жанр, как расово-верные нихонские графические новеллы.

Количественную оценку поставить сложно, никогда у меня этого не получалось, поэтому ставлю данному тайтлу два своих выходных из двух, потратив их на двух, пожалуй, лучших девочек тайтла, о котором до сих пор хочется писать и писать, но количество правок статьи уже и так зашкаливает. Хочется сказать спасибо пацанам, которые читали историю параллельно со мной, попутно давая ответы из других рутов на возникающие у меня вопросы, а также поделились со мной ещё не открытыми артами для статьи, особо не спойлеря сюжет.

160160
123 комментария