Обзор «Loretta» — Своими руками рисую кошмар

Loretta — это триллер с начинкой из визуальной новеллы и point-n-click квеста. Разработчик — Яков Бутузов — ранее выпускал игру «Дом русалок», и в его новом творении сразу заметен рост автора. В Loretta радует многое, начиная от интересной истории и заканчивая нескучным геймплеем. Но обо всем по порядку.

Обзор «Loretta» — Своими руками рисую кошмар

Верных решений нет

1947 год, Америка. Лоретта и Уолтер Харрис, некогда городские жители, переезжают на ферму. Уолтер — писатель детективов, Лоретта — безработный орнитолог. Однажды женщина понимает, что живет в каком-то захолустье, с нелюбимым человеком, без гроша в кармане — словом, не о такой жизни она мечтала. С трудом закрывая очередную ссуду, Лоретта узнает о страховке: оказывается, издательство застраховало жизнь ее мужа, и, в случае его смерти или пропажи, выплата составляет 30 тыс. долларов. Так Лоретта задумалась об убийстве Уолтера и, да не будет это спойлером, сделала этого. С такого поистине пугающего и шокирующего откровения начинается игра.

По ходу прохождения Лора все больше будет узнавать о своем муже: оказывается, у него за плечами был целый ворох скелетов в шкафу. Так история постепенно превратится в нуарный детектив, где за одной тайной скрывается целая цепочка таких же.

<i>Стоила ли игра свеч? На этот вопрос игроки будут искать ответ вместе с Лореттой.</i>
Стоила ли игра свеч? На этот вопрос игроки будут искать ответ вместе с Лореттой.

Повествование выстраивается в неправильном хронологическом порядке, где воспоминания переплетаются с событиями сегодняшнего дня, а сама история пропитана настроением романов Стивена Кинга, фильмов Альфреда Хичкока и игр Рэма Михальски. Это не игра в привычном понимании, где мы управляем героем и совершаем какие-то поступки, а скорее рукопись, которую игрок пишет вместе с Лореттой.

Вся история рассказана от первого лица — это помогает проникнуться главной героиней, несмотря на страшное преступление. Пару раз за игру появится возможность прожить события за другого персонажа — местного шерифа. Это хорошо расширяет историю и позволяет посмотреть на происходящее с иной перспективы, хотя и не умаляет симпатии к главной героине (по крайней мере у меня). В целом отмечу, что в Loretta хорошо проработано окружение: оно многое говорит о внутреннем состоянии героев. Например, дом Харрисонов отражает саму Лору: он давно пребывает в запустении. Даже сквозь экран видны пыльные полки, паутина по углам и пропитанные ветхостью половицы. А дом Маргарет, подруги Лоры, наоборот, словно цветущий сад, наполнен красками жизни: внутри чисто, стоят дорогие вещи и сама хозяйка пышет красотой и здоровьем.

Интересно, что разработчик намеренно не принимает участие в отношениях игрока и героев, но вкладывает в руки игрока инструмент — выбор. Мы можем выбрать, как будет вести себя Лора, что сделает в следующей сцене, кем станет по итогу игры. При этом, здесь нет четких границ между «хорошими» и «плохими»: каждый персонаж по-своему попирает общепринятую мораль, но они не являются явными маргиналами, а скорее наоборот — это такие же работяги, как мы с вами.

Выступая сторонним наблюдателем, можно назвать подобную «серую мораль» избитым тропом, однако, будучи погруженным в происходящее и пропуская это через себя, невольно задумываешься, кому именно из героев отдать свою симпатию, кого — невзлюбить и кого — убить. Такие размышления полезны хотя бы просто чтобы помнить о противоречивой человеческой природе и страшном психологическом оружии — эмпатии. С ее помощью можно оправдать почти любое преступление, поэтому так важно держать голову в холоде.

<i>С одной стороны, Лора — блудная овечка, которую нужно вернуть на истинный путь. С другой же — уверенная в своих поступках женщина.</i>
С одной стороны, Лора — блудная овечка, которую нужно вернуть на истинный путь. С другой же — уверенная в своих поступках женщина.

В игре предусмотрено пять концовок — это неожиданно порадовало. В подобных инди-проектах редко встретишь хотя бы одну вменяемую: сложилось впечатление, что часто инди заканчиваются невнятно или совсем не под стать рассказанной истории, как это бывает в романах Стивена Кинга. Тем не менее, несмотря на вариативность, игра довольно быстро проходится — за 3–3,5 часа. Это немного огорчило, т.к. было очень интересно следить за историей и, после первого прохождения, пробовать другие варианты событий. Реиграбельность, хоть и небольшая, очень «к лицу» игре.

Невероятное разнообразие

Loretta хорошо сочетает два жанра: визуальную новеллу и point-n-cliсk квест. Поначалу игрок только наблюдает за событиями, и информация подается дозированно, что создает интригующую и напряженную атмосферу. Это как если бы мы стали свидетелями какого-то события в реальной жизни: нам неизвестны подробности случившегося, но мы уже видим результат. Не успевая дойти до точки, где подобное повествование надоест, управление передается игроку, и теперь мы сами пишем историю Лоры. Здесь работает точно такой же механизм: квестовая часть не успевает наскучить, когда ее сменяет «новелла».

На развлечение игрока также работают небольшие мини-игры между событиями. Все они простые, но отлично подчеркивают конкретное воспоминание или случай, описываемый игрой. Пример — ниже на скриншоте. Эта мини-игра возникает в момент сомнений Лоры, ее раздумий, так ли ей нужно убивать мужа для лучшей жизни.

<i>Здесь на поверхности зеркала будут пролетать различные слова: «Страх», «Надежда», «Убийство», «Решение» и др. Задача игрока: нажать только на позитивные слова. Если нажимать только на негативные, зеркало разобьется, и мини-игра начнется с начала.</i>
Здесь на поверхности зеркала будут пролетать различные слова: «Страх», «Надежда», «Убийство», «Решение» и др. Задача игрока: нажать только на позитивные слова. Если нажимать только на негативные, зеркало разобьется, и мини-игра начнется с начала.

Среди геймплейных элементов также порадовал выбор ответов в диалогах – как уже писала в разделе о сюжете, разработчик предоставляет игроку возможность написать свою историю. Это хорошо дополняет внутренний голос героев: как самой Лоретты, так и шерифа (за обоих мы сможем поиграть). При этом голос главной героини можно назвать отдельным персонажем: словно невидимый друг, он напоминает ей о цели и по-своему, не всегда мягко, поддерживает в трудную минуту. В одном из прохождений вышла на забавную сцену, когда внутренний голос уговаривал Лору встать и начать все с начала, я же выбрала отказ, и игра просто закрылась. Такая подколка от разработчика была неожиданной — мне понравилось. Интересно было бы увидеть что-то похожее в других играх.

И тут я вспомнила про баг в Warhammer: Vermintide 2, когда игра вылетала и самоудалялась. Впрочем, это совсем другая история.

Тревога провинциального захолустья

Как нельзя лучше атмосферу в Loretta описывают картины Эндрю Уайета. Многие из них, если не большинство, показывают загородную тоскливую жизнь. На произведениях художника редко присутствуют люди или животные, чаще всего — это камерные пейзажи или портреты домов. Цветовая гамма картин отлично передает настроение: все они выполнены в приглушенных коричневых, зеленых, желтых тонах. Не удивлюсь, если разработчик вдохновлялся картинами этого художника. Ниже — несколько примеров работ.

<i>Картины на коллаже: «Полумесяц», «Мир Кристины», «Время ведьм», «Зимние поля».</i>
Картины на коллаже: «Полумесяц», «Мир Кристины», «Время ведьм», «Зимние поля».

Как и произведения г-на Уайета, атмосфера игры пропитана неприятной и беспричинной тревогой. Вызывает ее непосредственно само окружение. За пределами дома Харрисонов все такое цветастое, сочное, яркое, а внутри — серое, мрачное, иногда даже чересчур темное.

Несмотря на однозначное присутствие других персонажей, не покидает ощущение одиночества. Мне казалось, что выйдет Лора на задний двор, а там никого и не будет на сотню километров, только поля пшеницы и пустые дома с амбарами.

Подкрепляет некомфортные ощущения пиксельная рисовка. Не в первый раз сталкиваюсь с тем, что «крупные пиксели» идут на пользу атмосфере. Из подобного навскидку вспоминаю серию The Last Door — помесь детектива и мистического хоррора. Предположу, что отсутствие четко прорисованных деталей заставляет мозг самостоятельно дополнить картину окружения, и тут уж воображение может разгуляться. Хотя стоит отдать должное художникам: когда игрокам представляют персонажей, показывают их вблизи, и мы можем разглядеть лица в деталях. А нарисованы они весьма недурно!

<i>Говорят, глаза – зеркало души. Я вижу в глазах Лоры решимость и, возможно, гнев. А вы?</i>
Говорят, глаза – зеркало души. Я вижу в глазах Лоры решимость и, возможно, гнев. А вы?

Визуал Loretta в целом хорош. Оформление мини-игр, переход от воспоминания к воспоминанию, особые события — все это выполнено в едином сюрреалистичном стиле. В описании игры упоминается словосочетание «рукотворный кошмар» — это как раз то, через что проходит главная героиня, и сопровождающие сие действие визуальные решения только подчеркивают подобное состояние.

Однако внесу немного критики: с музыкальным сопровождением не все так гладко. В главном меню и в некоторых моментах звуки неприятно бьют по ушам, будто кто-то вилкой елозит по тарелке. Возможно, в этом и была задумка автора — вызвать дискомфорт с самого запуска игры и далее его напитывать, но это скорее отвадит некоторых игроков.

Вердикт

В представленном сеттинге определенно есть свое очарование. Только представьте: 30–40-е года, далекие американские фермы с их укладом жизни, бесконечными полями пшеницы и проблем… Красота же! По-настоящему здорово увидеть игру, где сочетаются солнечные загородные пейзажи с мрачной, пугающей атмосферой и продуманной детективной историей.

<i>Loretta — это немного измененная «‎Долорес Клейборн»‎ Стивена Кинга. Как и в романе, Лоретта сталкивается с жестоким мужским миром, где вынуждена бороться за свою жизнь.</i>
Loretta — это немного измененная «‎Долорес Клейборн»‎ Стивена Кинга. Как и в романе, Лоретта сталкивается с жестоким мужским миром, где вынуждена бороться за свою жизнь.

До Loretta у меня никак не доходили руки пройти «Дом русалок», но после нее я в тот же вечер исправила это. «Дом» сильно отличается от «Лоретты»: нет единого стиля, перегруженная квестовая часть, история резко скатывается в мистику, что игру совсем не красит, а про концовку вообще молчу. Не в обиду автору написано сие, скорее наоборот. В сравнении заметен серьезный рост — это очень радует. Надеюсь, Яков Бутузов еще не раз порадует нас оригинальными, хорошо прописанными, богатыми на образы проектами вроде «Лоретты».

Автору — успехов и спасибо за игры!

⠀⠀⠀

Спасибо за прочтение!

Сейчас я сотрудничаю с одним медиапроектом, где вы найдете обзоры, гайды, интересные лонгриды и др. наши труды. Будем рады новым читателям!

⠀⠀⠀

101101
7 комментариев

и заканчивая нескучным геймплеем

4
Ответить

ну насчёт хорошего сочетания квеста я бы поспорил, во первых загадок мало, во вторых взаимодействий с поиском предметов и нужным местом ещё меньше.
но игра хорошая

1
Ответить

И не понял про жестокий мужской мир. Там же и девки ей жизнь портят, причём не одна. К чему тут разделение мира я не догоняю.

2
Ответить

пара примитивных механик на всю игру, остальное -мусор. отвратительный текст - графомания, смешнная с подростковыми литературными извращениями. кошмарная игра. только визуал хороший.

1
Ответить

Вспомнил шутку про Матросова из прожарки

Ответить

Интересно было бы увидеть что-то похожее в других играхВнезапно, но в SuperHot такое присутствует. И вообде там нарратив увлекательней основной игровой механики :)

Ответить

Как понимаю, звучит в духе смеси фильма Знаки + Малхолланд Драйв

Ответить