Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Если за последние лет 15 вы играли в шутеры в современном сеттинге, то точно видели этот прицел. Но мало кто знает об оригинальной модели, популярность которой в мире огнестрельного оружия диаметрально противоположна видеоигровой. А единственные войска, в которых он стоит на вооружении — диванные.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Call of Duty 4: Modern Warfare

Давайте же выясним, что это за прицел, как он существует в суперпозиции, являясь узнаваемым, и одновременно неизвестным, почему его любят геймеры, и не любят все остальные. Про "всех остальных", конечно, громко сказано, но не далеко от правды.

Начнём мы с игр. И скриншот из "Call of Duty 4: Modern Warfare" не зря висит выше. Эта серия, являясь безумно популярной до сих пор, оказала невероятное влияние на ганплей в шутерах. С самой первой части разработчики делали упор на то, чтобы дать игроку максимально приятные ощущения от стрельбы. Импакт, модели, анимации, звук, и, конечно же, возможность прицелиться на любом оружии через любой прицел. Сейчас это не кажется чем то необычным, но раньше это была привилегия лишь снайперских винтовок. И наш прицел впервые появился здесь ровно для того, чтобы игроки кайфовали от стрельбы. Но сделаем лирическое отступление, и посмотрим сначала на его более "именитых" собратьев.

Итак, представьте, что вы зашли в очередной шутер, и видите вот такой прицел:

Far Cry 6, например
Far Cry 6, например

И сразу на автомате делаете так:

Литералли ми.
Литералли ми.

Ну конечно: узнаваемый силуэт, светонакопительная трубка сверху, небольшое увеличение (обычно х3) - это точно он, не спутать!

Или другой случай:

PUBG, например
PUBG, например

И сразу тот же жест ДиКаприо, только теперь "Это EOtech"! Вот и широкое прямоугольное окно, и массивный внешний кожух, и кнопки управления, и прицельная марка в виде круга с точкой в центре. Даже если разработчики внесли коррективы для избежания исков о правах, этот силуэт мы всегда узнаем. Но вот скажите, как вы называете тот самый прицел с первого скриншота в этой статье из CoD4: Modern Warfare? Наверняка просто "коллиматор", или "red dot", или "точка". Конечно, тарковчане могли пафосно, и со знанием дела сказать: "это Walther MRS!". И да, действительно, если погуглить, то можно найти их в продаже. Но реальность в том, что выпускаемые под этим брендом прицелы - подделка.

Спасибо товарищу Си за это, жду миска риса и кошка жена.
Спасибо товарищу Си за это, жду миска риса и кошка жена.

Вы тут подумаете: "ну я же просто геймер, вот люди, увлекающиеся оружием, наверняка его отлично знают!"

Не совсем. Даже увлечённые люди в основном знают его как "говно за 15 баксов с алика", хотя в наших краях этот бренд некоторую популярность имеет. Естественно, бОльшая часть (уж те, что по 15 баксов, точно) имеющихся сейчас в продаже прицелов - это просто игрушки, в лучшем случае, для страйкбола, и никакую отдачу не держат, буквально рассыпаясь в руках. Но и те, что стоят дороже, по качеству уступают аналогичным по цене оригинальным китайским брендам.

Однако, думаю, достаточно оттягивать момент, и пора представить героя статьи, оригинальный прицел: Hakko Panorama, он же Hakko BED-35

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Но почему так случилось? Ведь китайских клонов тех же EOtech-ов тоже навалом, но оригинал все прекрасно знают. Пусть не каждую модель, но хотя бы сам бренд.

Чтож, давайте разбираться. Для этого вернёмся к четвёртой номерной части Call of Duty, которая, по сути, являясь перезапуском серии, поместила игрока в сеттинг современных конфликтов, и разработчики, конечно же, сделали для игры современное вооружение. Современное для 2007 года, естественно. Да, почувствуй себя старым. Поэтому вставлю немного "исторической" справки про современное вооружение на момент создания игры.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Примерно так выглядело стандартное вооружение американцев, когда они решили принести немного демократии в Ирак в 2003. Нас интересует в первую очередь прицел. Это Aimpoint CompM2, вошедший в набор SOPMOD BLOCK 1 тремя годами ранее. Несмотря на внушительные размеры, это не оптика, а обычный коллиматорный прицел. Но, как говорил Борис Бритва: "Тяжесть — это хорошо. Тяжесть — это надёжно." Солдатам прицел нужен воевать, а не на фоточках красоваться, а значит он должен выживать в тех же условиях, что и боец (по возможности — в более суровых, с запасом).

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Спустя пару лет на вооружение принимаются голографические прицелы от EOtech под индексом SU-231/PEQ (или просто 553 для гражданского рынка). И уже этот прицел попал в четвёртую часть Call of Duty. Вернее, если уж совсем душнить, то в игре скорее была предыдущая модель 552, которая проходила испытания в войсках перед тем, как 553 взяли на вооружение. А что же случилось с Aimpoint CompM2? В игре он не представлен, хотя есть другой похожий прицел, но, вот уж неожиданность, это тоже Hakko, но другая модель - BED-5. И лицензии здесь вообще не при чём, но об этом позже.

Оба этих прицела были доступны только в кампании. А вот Hakko Panorama был так же и в мультиплеере. Но почему именно он, откуда это чудо вообще взялось? Ну, если буквально, то из Японии. В целом, это и так можно было угадать по названию, оно достаточно японское. Тут можно было бы пошутить про аниме и прочие стереотипы, но не буду. Хотя нет, передумал 😋. Я хотел в качестве кликбейта поставить заглавной картинкой аниме-девочку с этим прицелом. Но очень удивился, что найти такую оказалось крайне трудно. Внезапно, у самих же японцев родной прицел не в почёте.

Но аниме-девочку всё равно добавлю, не зря же полчаса искал.
Но аниме-девочку всё равно добавлю, не зря же полчаса искал.

Но тут у людей, хотя бы поверхностно знакомых с историей, возникнет закономерный вопрос: зачем? В Японии после Второй Мировой с оружием... скажем так, затруднительно. Настолько, что голодным до стальных стволов японцам пришлось в итоге придумать страйкбол, но это уже совсем другая история. А компания работала в том числе на американский (вот неожиданность то!) рынок, и продукцией пользовались в основном охотники и спортсмены. Вроде как последним этот прицел даже очень нравился. Но в целом найти какие то подробности о компании KT Tokyo Scope, которой и принадлежит бренд Hakko, достаточно трудно.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Давайте же подробнее рассмотрим героя статьи. Характеристики взяты с офф. сайта, и немного переведены:

  • Размер линзы: диагональ 33mm (1.3 inches)
  • Поле зрения (FOV): 15.7mm @ 100m (.6 inches @ 109 yards)
  • Поправки: 1 MOA за клик
  • Размер точки: 4 MOA
  • Настройки яркости: 8 уровней
  • Длина: 82 mm (3.2 inches)
  • Питание: 3v Lithium CR2032
  • Время работы: зависит от использования, около 300ч
  • Вес: 112g (4 oz)
  • Параллакс отсутствует до 50m (55 yards)

И на бумаге звучит вполне себе неплохо. По крайней мере в сравнении с Aimpoint CompM2 он уступает отсутствием поддержки ночного видения и временем работы. Но, как я уже писал, для армии помимо чисел на бумажке важна ещё и надёжность. Вы посмотрите на CompM2, и на Hakko. Снова на CompM2, и опять на Hakko. Да, если вы уроните винтовку на CompM2, то он оторвётся разве что вместе с куском рельсы, на которой крепится. Тонкая алюминиевая рамка, удерживающая линзу Hakko, кажется, может треснуть от одного звука упавшего CompM2.

Да и в целом прицел с открытым эмиттером брать на вооружение - плохая затея. Хотя, многие наверняка видели тактикульные фоточки военных с RMR или Docter, но они всегда ставятся как дополнительные прицелы помимо основных (под 45 градусов, или сверху, непосредственно на основные прицелы). Наверное, тут стоит немного пояснить про "открытый эмиттер". Это когда излучатель (он же эмиттер) не закрыт корпусом прицела.

Принципиальная схема коллиматорного прицела с открытым эмиттером
Принципиальная схема коллиматорного прицела с открытым эмиттером

Собственно, проблемы у такого исполнения самые очевидные: крайне низкая устойчивость ко всем видам загрязнения как самого эмиттера, так и линзы. У закрытого же корпус обычно герметичен, и при загрязнении достаточно протереть линзу и окошко снаружи, и можно пользоваться дальше.

Принципиальная схема коллиматорного прицела с закрытым эмиттером
Принципиальная схема коллиматорного прицела с закрытым эмиттером

И если для военных целей это очень важная проблема, то для спортсменов это вообще не имеет значения, они пришли на полигон ствол показать, и мишеньки уничтожить, а не валяться в грязи и рыть окопы. Гораздо важнее для спортсменов то, что прицел весьма лёгкий. Но пора бы вернуться к главному вопросу: зачем в игру с военной тематикой добавили прицел, к этой самой тематике вообще никакого отношения не имеющего? Думаю, люди, увлекающиеся шутерами, и так прекрасно знают ответ на этот вопрос: это очень компактный прицел с очень тонкими рамками, и достаточно широкой линзой. В результате, при прицеливании он минимально перекрывает обзор. Вот наглядное сравнение "коллиматорного" и "голографического" прицела из Call of Duty: MW3

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

А помните, я писал про ещё один прицел, доступный только в синглплеерной компании, и очень похожим на Hakko BED-5? И выглядит так, что здесь ровно те же причины. У CompM2 силуэт будет немного массивнее, да и чисто визуально Hakko BED-5 более подходит к винтовке G36, на которой он стоял в игре.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

И казалось бы, всё вот настолько просто. Разработчики из Infinity Ward нашли этот прицел и добавили его в игру только для того, чтобы создать игрокам максимальный комфорт при стрельбе. Но не всё так однозначно, как это обычно бывает. Сейчас будет, вероятно, притянутая за уши теория, однако не безосновательная.

С начала 2000-х идёт активное развитие страйкбола. Конечно, для игрушечных стволов покупать дорогие оригинальные прицелы совсем не оправданно. А вот более дешёвые реплики - то что нужно. В силу своей простой конструкции, Hakko Panorama было проще всего скопировать, и дешевле произвести. Конечно, это всё ещё было довольно нишевое и не очень обширное производство, но всё таки страйкболисты покупали в силу дешевизны.

Тут можно возразить: дед совсем кукухой поехал? Зачем Infinity Ward вообще на страйкбольные игрушки было смотреть?

Конечно, это могло произойти не специально. Оружейная культура в те времена была не так сильно развита, как сейчас, и если разработчики не были в эту культуру погружены, то вполне вероятно вообще не слышали, что такое страйкбол. И если не знать, на что смотреть, страйкбольное оружие на фотографиях было не отличить от реального. Так, в Modern Warfare 2 можно увидеть страйкбольные магазины, как например в этой сцене на разгрузке героя

Грустно осознавать, что предательство Шепарда было невозможно предотвратить, даже если бы мы выстрелили первыми. 
Грустно осознавать, что предательство Шепарда было невозможно предотвратить, даже если бы мы выстрелили первыми. 

Но думаю, что истина, как обычно, где то посередине, и появление этого прицела было обусловлено как геймплейными требованиями, так и референсами, найденными где то на просторах интернета.

Как бы то ни было, с этого момента все разработчики шутеров тренд подхватили, и Hakko Panorama теперь можно встретить чуть ли не в каждом первом шутере на современную тематику. Тренд подхватили и производители, наводнив рынок огромным количеством подделок разного уровня качества. Брендов было такое разнообразие, что оригинал в них просто потерялся.

EOtech, Trijicon и Aimpoint имели при этом военные контракты, и активно использовались в различных конфликтах, благодаря чему стали известны широкой публике.

Пожалуй, у человека, с оружием не знакомым, может возникнуть вопрос: но разве широкая линза, и тонкие рамки, обеспечивающие такой шикарный обзор не нужны военным? Разве это не повысит их эффективность?

Нет, не повысит. Настоящие мужчины, которые выбрали не вилку, просто откроют второй глаз, и не будут иметь никаких проблем с обзором вообще. Встроенная фича с бинокулярным зрением сводит на нет все преимущества тонких рамок этого прицела. Из-за того, что коллиматорные прицелы не имеют увеличения, и минимально искажают вид, целятся через них не закрывая глаз, благодаря чему наведение на цель становится максимально быстрым. Монитор не может передать этот эффект, и поэтому габариты прицела в играх очень важны.

И, казалось бы, нет ничего удивительного в том, что в играх и в реальной жизни от прицелов требуются разные характеристики, но всё таки, неужели так плох Hakko Panorama, что не выдержал конкуренции со своими же клонами? И да, и нет. Прицел был разработан в начале нулевых, с того момента прошло уже два десятилетия, и он банально устарел в техническом плане.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Во-первых, время работы оставляет желать лучшего. Это не Aimpoint micro T2, который можно просто не выключать, и он будет работать годами. Тут же заявлено всего 300 часов. Во-вторых, очень неудобная регулировка. Вместо уже привычных барабанов тут регулировка происходит двумя разными шестигранными ключами. Помимо регулировки в двух направлениях, есть третий винт, фиксирующий их, что, конечно, очень не удобно, не говоря уже о необходимости постоянно иметь при себе инструмент.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Линза имеет заметный синий оттенок. И хотя современные прицелы имеют более светлые линзы, у Hakko Panorama они весьма неплохие. Но, пожалуй, больше всего вопросов возникает к переключателю прицельных сеток. Да, ещё одно открытие: "красная точка", помимо точки, имеет ещё 3 прицельные сетки, которые можно переключать между собой поворотным рычагом в основании.

Вот этим
Вот этим

И вроде хорошо, что такая опция есть, в чём же проблема? А проблема в самом механизме. Это буквально барабан, который фиксируется лишь подпружиненным пином при перещёлкивании, и прицел банально может сбиваться из-за этого. Прекрасно видно, как двигаются прицельные сетки при их переключении:

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает

Ну и размер точки в 4 MOA сейчас уже кажется великоватым, хотя для стрельбы на средне-близкие дистанции вполне подойдёт. Но при всём этом, прицел теперь обрёл новую фишку - узнаваемость , хоть и не своим создателям, как бы печально это не звучало.

Такая вот грустная история широкой известности, которая мало чем помогла компании, сыграв больше на руку паразитам, сделавшим деньги на дешёвых копиях. И хоть сам прицел устарел, он до сих пор производится, к моему удивлению. И, конечно же, появляется всё в большем количестве игр. Так что встретив его в очередной игре, сделайте тот самый жест ДиКаприо во славу сумрачных японских гениев, создавших, сами того не подозревая, самый геймерский прицел из существующих.

Любимый прицел геймеров, о котором никто не знает
138K138K показов
54K54K открытий
22 репоста
493 комментария

О, интересный лонг на небанальную тему! Держи

Ответить