Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD

Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD

О ЖАНРЕ

Начиная эту небольшую серию статей о визуальных новеллах (романах), хотелось бы избежать объяснения особенностей самого жанра. Для этого я просто воспользуюсь выдержкой из соответствующей статьи «Википедии»:

Визуальный роман – жанр компьютерных игр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения. Нередко используются и вставки полноценных видеороликов. Степень интерактивности в таких играх обычно низка, и от зрителя лишь изредка требуется сделать определённый выбор, в частности – выбрать вариант ответа в диалоге.

Пожалуй, это объяснение наиболее полно отображает суть происходящего на экране, а также позволит вам самим понять, является ли вообще игрой данный вид развлечения или нет.

Отмечу, что я нечасто читаю визуальные новеллы, так как в большинстве случаев это весьма значительные инвестиции времени (с моей скоростью чтения – от 40 часов). Бывает сложно выделить столько при наличии повседневных дел и большого числа новых игр, многие из которых предлагают опыт со значительно меньшими вложениями (речь идёт прежде всего о синглплеерных проектах). Иногда бывают моменты, когда надоедает в очередной раз нажимать предусмотренные разработчиками кнопки для победы над следующим «вселенским злом» и хочется другого «экспириенса», отличного от того, что может предложить большинство актуальных тайтлов. Именно в эти моменты я начинаю искать интересную для себя визуальную новеллу.

ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА

Знакомьтесь, главная героиня Clannad – Нагиса Фурукава.
Знакомьтесь, главная героиня Clannad – Нагиса Фурукава.

В этом году визуальная новелла Clannad отпраздновала 15-летие. С момента релиза в 2004 году она стабильно входит в первую десятку лучших новел по версии Visual Novel Database, регулярно переиздаётся на различных платформах (есть версия для PS4, две недели назад вышла версия для Nintendo St), имеет 97% положительных отзывов в Steam и служит основой для полнометражного аниме и сериала – в целом, поводы обратить внимание на неё у меня были. И вот, завершив скачивание после покупки, я запустил её в первый раз и… выключил и удалил после первых тридцати минут, предварительно добавив в избранное, чтобы попытаться почитать её снова.

Для меня, привыкшего к визуальному пиршеству, которое предоставляет современная японская анимация (как пример, Fate Stay Night Unlimited Blade Works), было совершенной неожиданностью увидеть подобный стиль спрайтов персонажей (на просторах Сети можно встретить сравнение их с инопланетянами), поэтому я поспешил ознакомиться с чем-то более подходящим моему вкусу. Уточню: я не считаю, что визуал плох, нужно просто к нему привыкнуть.

Это – не орех на ножках, а самый настоящий поросёнок.
Это – не орех на ножках, а самый настоящий поросёнок.

Спустя полтора года при разгребании завалов своей библиотеки Steam моё внимание привлекла строка прописных букв в избранном, находившаяся ровно между Call of Duty: Modern Warfare 2 и Counter-Strike: Global Offensive. И я решил попробовать начать заново. На этот раз я продержался дольше, чем полчаса. Если быть точным, то на момент завершения чтения счётчик в Steam показывал 115 часов. При этом я тратил большую часть своего обычного отдыха именно на чтение этой визуальной новеллы.

CLANNAD

Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD

Если постараться описать Clannad максимально сухо, то дело обстоит так: главный герой-школьник (от его лица большую часть времени ведётся повествование) учится с другими несколькими героинями, проявление внимания к которым позволяет переходить в их ветку повествования. Читатель сталкивается с жанром повседневности и школьной романтики. Параллельно основным событиям рассказывается история о девушке в необычном мире, добавляющая в сюжет элементы мистики. После завершения всех веток в первой части игры открывается для чтения следующая часть новеллы, содержащая путь к истинной концовке.

Разные ветки повествования самостоятельны. При этом они добавляют деталей в мир игры, делая его более убедительным при последующем чтении. В игре также есть энциклопедия, в которой поясняются различные термины и отсылки, появляющиеся в диалогах героев, что сильно облегчает понимание реплик персонажей.

Без знания этого термина здесь вы далеко не уедете.
Без знания этого термина здесь вы далеко не уедете.

Впечатления от каждого сюжета будут связаны с тем, понравились ли вам главные герои в нём, а также какой отклик вызвали события и проблемы, с которыми персонажи столкнулись. Мне понравились не все пути, но откровенно провальных я не заметил. Предположу, что у каждого читателя будут свои фавориты. Вторая часть новеллы (она называется After Story) по своему объему практически не уступает первой части игры и посвящена главной героине. В ней есть несколько дополнительных веток.

Главной темой, проходящей через всю новеллу, является семья. В игре поднимаются вопросы отношений между членами семьи, ошибках, совершаемых ими, вопросы смысла существования детей для родителей и наоборот. Clannad является редким представителем новелл, которые затрагивают в основном сюжете не только путь главного героя ко своей второй половинке, а и происходящее после того, как они откроют друг другу собственные чувства. Интересный факт – название было выбрано сценаристом игры благодаря неправильному переводу названия ирландской фолк-группы. Предполагалось, что Clannad в переводе значит «семья».

Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD

Атмосфера игры пропитана чувством ностальгии, тоской по ушедшим дням и возможностям, которые они предоставляли. Это выражается не только в историях героев или в залитых лучами предзакатного солнца пейзажах, но и в том, как меняется образ самого места повествования.

В небольшой город на холмах постепенно приходит цивилизация, знакомые места становятся воспоминаниями. В совокупности с чудесной музыкой, идеально сочетающейся с текущим настроением повествования (сценарист игры по совместительству является и композитором), и замечательной работой актёров озвучки, мы получаем очень чувственную картину, которая может тронуть сердце читателя и оставить в нём след на долгое время.

История не состоит полностью из грустных диалогов и серьезных сцен. По ходу повествования встречается множество комичных моментов. В оценке юмора сложно быть объективным. По моему мнению не все шутки удачные, но думаю каждый сможет встретить то, что подарит ему улыбку.

Ну ведь есть же над чем задуматься, не правда ли? Я о летающей сигарете, если что.
Ну ведь есть же над чем задуматься, не правда ли? Я о летающей сигарете, если что.

Основной проблемой игры является выбранная структура: далеко не все герои могут вам нравиться, потому прохождение каждой ветки для доступа к After Story может получиться не настолько приятным, как бы того хотелось. Последствия выбора, предоставляемого игроку, не всегда очевидны, потому я рекомендую для экономии времени первое прохождение начинать вслепую (таким образом вы с большой долей вероятности пройдете одну из обязательных второстепенных веток), а в дальнейшем использовать какой-либо гайд без спойлеров. После получения доступа к After Story – повторить вышеописанный порядок действий. Обращаю ваше внимание на то, что те части, которые вы уже читали, можно проматывать.

В ИТОГЕ

Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD

Для меня Clannad является одним из лучших представителей визуальных новелл, благодаря количеству мыслей и эмоций, заложенных в него. Не все они блещут оригинальностью, но их подача очень качественная, и вполне возможно, что вы найдете над чем задуматься после прочтения новеллы. А это дорогого стоит.

Для тех, кто предпочитает сэкономить время, существует отличная аниме адаптация из двух сезонов: Clannad и Clannad After Story. Она почти не отступает от первоисточника и использует его саундтрек. Главным недостатком является достаточно медленно набирающий обороты первый сезон, в котором авторы комбинировали большинство второстепенных сюжетных веток персонажей в одну, при этом сделали это с переменным успехом. Второй же сезон сфокусирован на главных героях и за счёт этого смотрится куда лучше. Ниже можете увидеть пару примеров сравнения арта аниме и новеллы.

Тем же, кто хочет получить наиболее полноценный опыт, остаётся читать визуальную новеллу. Однако, я не могу порекомедновать её всем и каждому. Если вам не нравится аниме культура, или вы не слишком толерантны к романтике и простоватому, то возможно не стоит тратить время. Но если же когда-либо поймаете себя на мысли, что в жизни стало слишком мало тепла, а плотный туман повседневной серости скрыл горизонт будущего – попробуйте открыть себя этому уютному и светлому миру. Может быть, Clannad станет вашим самым ярким впечатлением за долгое время.

Оригинал материала опубликован на ThisIsFine.ru

9090
116 комментариев

Это видимо такая попытка протащить анимэ контробандой из резервации на основную страницу )

26
Ответить

у когото чернобыль жопы происходит от темнокожего в фильме у кого-то от всего, что нарисовано в азии

18
Ответить

аниме вперёд!

16
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Если вам не нравится аниме культура, или вы не слишком толерантны к романтике и простоватому, то возможно не стоит тратить время.Проблема в разы проще - от кланнадоподобной рисовки ловлю самый дикий криндж из всех возможных

26
Ответить

У меня то же самое с кодом гиассом, это ж надо было такой стиль выбрать...

5
Ответить

На мой взгляд, автор абсолютно прав. Нужно просто привыкнуть. Не спорю, что выглядят они, по меньшей мере, странно, но привыкание происходит очень быстро.

5
Ответить