Немного о визуальных новеллах. Часть первая: CLANNAD
О ЖАНРЕ
Начиная эту небольшую серию статей о визуальных новеллах (романах), хотелось бы избежать объяснения особенностей самого жанра. Для этого я просто воспользуюсь выдержкой из соответствующей статьи «Википедии»:
Визуальный роман – жанр компьютерных игр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения. Нередко используются и вставки полноценных видеороликов. Степень интерактивности в таких играх обычно низка, и от зрителя лишь изредка требуется сделать определённый выбор, в частности – выбрать вариант ответа в диалоге.
Пожалуй, это объяснение наиболее полно отображает суть происходящего на экране, а также позволит вам самим понять, является ли вообще игрой данный вид развлечения или нет.
Отмечу, что я нечасто читаю визуальные новеллы, так как в большинстве случаев это весьма значительные инвестиции времени (с моей скоростью чтения – от 40 часов). Бывает сложно выделить столько при наличии повседневных дел и большого числа новых игр, многие из которых предлагают опыт со значительно меньшими вложениями (речь идёт прежде всего о синглплеерных проектах). Иногда бывают моменты, когда надоедает в очередной раз нажимать предусмотренные разработчиками кнопки для победы над следующим «вселенским злом» и хочется другого «экспириенса», отличного от того, что может предложить большинство актуальных тайтлов. Именно в эти моменты я начинаю искать интересную для себя визуальную новеллу.
ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА
В этом году визуальная новелла Clannad отпраздновала 15-летие. С момента релиза в 2004 году она стабильно входит в первую десятку лучших новел по версии Visual Novel Database, регулярно переиздаётся на различных платформах (есть версия для PS4, две недели назад вышла версия для Nintendo St), имеет 97% положительных отзывов в Steam и служит основой для полнометражного аниме и сериала – в целом, поводы обратить внимание на неё у меня были. И вот, завершив скачивание после покупки, я запустил её в первый раз и… выключил и удалил после первых тридцати минут, предварительно добавив в избранное, чтобы попытаться почитать её снова.
Для меня, привыкшего к визуальному пиршеству, которое предоставляет современная японская анимация (как пример, Fate Stay Night Unlimited Blade Works), было совершенной неожиданностью увидеть подобный стиль спрайтов персонажей (на просторах Сети можно встретить сравнение их с инопланетянами), поэтому я поспешил ознакомиться с чем-то более подходящим моему вкусу. Уточню: я не считаю, что визуал плох, нужно просто к нему привыкнуть.
Спустя полтора года при разгребании завалов своей библиотеки Steam моё внимание привлекла строка прописных букв в избранном, находившаяся ровно между Call of Duty: Modern Warfare 2 и Counter-Strike: Global Offensive. И я решил попробовать начать заново. На этот раз я продержался дольше, чем полчаса. Если быть точным, то на момент завершения чтения счётчик в Steam показывал 115 часов. При этом я тратил большую часть своего обычного отдыха именно на чтение этой визуальной новеллы.
CLANNAD
Если постараться описать Clannad максимально сухо, то дело обстоит так: главный герой-школьник (от его лица большую часть времени ведётся повествование) учится с другими несколькими героинями, проявление внимания к которым позволяет переходить в их ветку повествования. Читатель сталкивается с жанром повседневности и школьной романтики. Параллельно основным событиям рассказывается история о девушке в необычном мире, добавляющая в сюжет элементы мистики. После завершения всех веток в первой части игры открывается для чтения следующая часть новеллы, содержащая путь к истинной концовке.
Разные ветки повествования самостоятельны. При этом они добавляют деталей в мир игры, делая его более убедительным при последующем чтении. В игре также есть энциклопедия, в которой поясняются различные термины и отсылки, появляющиеся в диалогах героев, что сильно облегчает понимание реплик персонажей.
Впечатления от каждого сюжета будут связаны с тем, понравились ли вам главные герои в нём, а также какой отклик вызвали события и проблемы, с которыми персонажи столкнулись. Мне понравились не все пути, но откровенно провальных я не заметил. Предположу, что у каждого читателя будут свои фавориты. Вторая часть новеллы (она называется After Story) по своему объему практически не уступает первой части игры и посвящена главной героине. В ней есть несколько дополнительных веток.
Главной темой, проходящей через всю новеллу, является семья. В игре поднимаются вопросы отношений между членами семьи, ошибках, совершаемых ими, вопросы смысла существования детей для родителей и наоборот. Clannad является редким представителем новелл, которые затрагивают в основном сюжете не только путь главного героя ко своей второй половинке, а и происходящее после того, как они откроют друг другу собственные чувства. Интересный факт – название было выбрано сценаристом игры благодаря неправильному переводу названия ирландской фолк-группы. Предполагалось, что Clannad в переводе значит «семья».
Атмосфера игры пропитана чувством ностальгии, тоской по ушедшим дням и возможностям, которые они предоставляли. Это выражается не только в историях героев или в залитых лучами предзакатного солнца пейзажах, но и в том, как меняется образ самого места повествования.
В небольшой город на холмах постепенно приходит цивилизация, знакомые места становятся воспоминаниями. В совокупности с чудесной музыкой, идеально сочетающейся с текущим настроением повествования (сценарист игры по совместительству является и композитором), и замечательной работой актёров озвучки, мы получаем очень чувственную картину, которая может тронуть сердце читателя и оставить в нём след на долгое время.
История не состоит полностью из грустных диалогов и серьезных сцен. По ходу повествования встречается множество комичных моментов. В оценке юмора сложно быть объективным. По моему мнению не все шутки удачные, но думаю каждый сможет встретить то, что подарит ему улыбку.
Основной проблемой игры является выбранная структура: далеко не все герои могут вам нравиться, потому прохождение каждой ветки для доступа к After Story может получиться не настолько приятным, как бы того хотелось. Последствия выбора, предоставляемого игроку, не всегда очевидны, потому я рекомендую для экономии времени первое прохождение начинать вслепую (таким образом вы с большой долей вероятности пройдете одну из обязательных второстепенных веток), а в дальнейшем использовать какой-либо гайд без спойлеров. После получения доступа к After Story – повторить вышеописанный порядок действий. Обращаю ваше внимание на то, что те части, которые вы уже читали, можно проматывать.
В ИТОГЕ
Для меня Clannad является одним из лучших представителей визуальных новелл, благодаря количеству мыслей и эмоций, заложенных в него. Не все они блещут оригинальностью, но их подача очень качественная, и вполне возможно, что вы найдете над чем задуматься после прочтения новеллы. А это дорогого стоит.
Для тех, кто предпочитает сэкономить время, существует отличная аниме адаптация из двух сезонов: Clannad и Clannad After Story. Она почти не отступает от первоисточника и использует его саундтрек. Главным недостатком является достаточно медленно набирающий обороты первый сезон, в котором авторы комбинировали большинство второстепенных сюжетных веток персонажей в одну, при этом сделали это с переменным успехом. Второй же сезон сфокусирован на главных героях и за счёт этого смотрится куда лучше. Ниже можете увидеть пару примеров сравнения арта аниме и новеллы.
Тем же, кто хочет получить наиболее полноценный опыт, остаётся читать визуальную новеллу. Однако, я не могу порекомедновать её всем и каждому. Если вам не нравится аниме культура, или вы не слишком толерантны к романтике и простоватому, то возможно не стоит тратить время. Но если же когда-либо поймаете себя на мысли, что в жизни стало слишком мало тепла, а плотный туман повседневной серости скрыл горизонт будущего – попробуйте открыть себя этому уютному и светлому миру. Может быть, Clannad станет вашим самым ярким впечатлением за долгое время.
Оригинал материала опубликован на ThisIsFine.ru
Это видимо такая попытка протащить анимэ контробандой из резервации на основную страницу )
у когото чернобыль жопы происходит от темнокожего в фильме у кого-то от всего, что нарисовано в азии
аниме вперёд!
Комментарий недоступен
Если вам не нравится аниме культура, или вы не слишком толерантны к романтике и простоватому, то возможно не стоит тратить время.Проблема в разы проще - от кланнадоподобной рисовки ловлю самый дикий криндж из всех возможных
У меня то же самое с кодом гиассом, это ж надо было такой стиль выбрать...
На мой взгляд, автор абсолютно прав. Нужно просто привыкнуть. Не спорю, что выглядят они, по меньшей мере, странно, но привыкание происходит очень быстро.