Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Какой была «игра мечты» разработчиков и почему она вышла незавершённой — с комментариями разработчика.

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Украинская игровая индустрия подарила нам множество известных игр — вспомнить хотя бы трилогию S.T.A.L.K.E.R. от GSC Game World или серию Sherlock Holmes от Frogwares. Но далеко не все игры именитых украинских студий в одночасье становились популярными. О некоторых заговорили только спустя годы после релиза — как, например, о шутере You Are Empty.

Он вышел ещё в 2006 году, но на постсоветском пространстве его начали активно обсуждать совсем недавно. На него даже обратили внимание популярные зарубежные блогеры. Разбираемся, почему You Are Empty неожиданно обрела второе дыхание, и рассказываем историю её создания с эксклюзивными комментариями сценариста.

О чём рассказывает You Are Empty

Безымянный главный герой приходит в сознание посреди заброшенной больничной палаты. Немного исследовав здание, он обнаруживает, что сотрудники больницы и жители всего города обезумели из-за неестественных мутаций. Заметив героя, они тут же набрасываются на него.

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Именно так You Are Empty сразу бросает игрока в непонятный ему мир и предлагает самостоятельно узнать, что же случилось с жителями города. В поисках ответов главный герой побывает в самых узнаваемых локациях любой постсоветской страны — в заброшенных колхозах, на центральных улицах монументального бетонного города и заводах.

Противники выглядят не просто как монстры: по их дизайну можно понять, какая из типичных пролетарских профессий у них была до происшествия. Например, бывший заводской рабочий дерётся различными инструментами, а колхозники умело обращаются с серпами.

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Продираясь через толпы обезумевших пролетариев, игрок узнавал, что город был площадкой для таинственного правительственного эксперимента. Он до неузнаваемости видоизменил простых жителей и некоторых животных. В конце главному герою нужно было уничтожить источник радиосигнала, который и поместил город в пучину безумия.

Вот только игроку всё происходящее никак не объяснялось. Записки лишь подбрасывали больше вопросов, а катсцены между уровнями были слишком непонятными. Что за эксперимент? Почему люди превратились в монстров? Почему главный герой остался невредим? Ответов на все эти вопросы игроки так и не получили.

Как появилась You Are Empty

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Примерно в конце 2002 года Денис Волченко, в будущем один из арт-директоров студии Mandel ArtPlants, вынашивал идею серьёзной игры. Он представлял себе шутер от первого лица, местом действия которого будут альтернативные пятидесятые годы ХХ века. В том мире Советский Союз после смерти Сталина смог нарастить дополнительные производственные мощности и с помощью одного гениального учёного совершить технологический скачок.

Волченко придумал такой альтернативный мир благодаря тому, что во время учёбы в университете изучал монументальное искусство. Поэтому его очень привлекала эстетика старого СССР. К тому же в 50-е идеи коммунизма достигли своего пика, а вокруг страны начали выстраивать образ утопии.

Можно сказать, что You Are Empty — это полностью авторское произведение. Каждая идея, геймплейная или сценарная, обязательно проходила через Дениса Волченко.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Кадр из раннего билда игры
Кадр из раннего билда игры

Денис проработал не только глобальный лор, но и внешний вид монстров. Оставалось лишь найти человека, который превратил бы наработки в цельный сценарий.

Однажды друг и коллега Волченко Виктор Марчевский показал ему неплохой рассказ по вселенной S.T.A.L.K.E.R., участвовавший в конкурсе на одном из фанатских форумов. Денису понравилась история, и он связался с автором — Ярославом Сингаевским.

Нашему общему знакомому Виктору попался на глаза рассказ, который я писал для первого литературного конкурса по вселенной S.T.A.L.K.E.R. Лучшие рассказы в итоге отбирались в печатный сборник. Моя работа под названием «Себя выбирая» конкурс не прошла, но именно она в итоге Денису и приглянулась.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF

Они с Волченко встретились, обсудили идеи, и Сингаевский начал работу над сценарием.

Денису как раз требовался человек, который сможет составить что-то вроде первого дизайн-документа. После разговора я пошёл на тот самый старый DTF, собрал все связанные со сценарным мастерством материалы и приступил к делу.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF

Чтобы сделать вымышленную вселенную максимально правдоподобной, разработчики посетили множество архивов, изучали историческую литературу и документы.

Кадр из раннего билда игры
Кадр из раннего билда игры

Однако движка всё ещё не было, а в команде не хватало хороших программистов. Благо вскоре нашлась пара людей, которые не только поделились своими технологическими наработками, но и присоединились к команде.

Именно движок стал камнем преткновения. У него была отличная технологическая база, поэтому первым делом команда ударилась в проработку графики.

Мы потратили на игру три года. Главной проблемой был движок. Программисты хорошо поработали над ним с точки зрения графики, но забыли о поддержке игровых механик. Думаю, можно сказать, что два года мы работали над графикой и только последний год непосредственно над геймплеем.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Кадр из раннего билда игры
Кадр из раннего билда игры

Изначально у разработчиков было множество смелых идей. По сюжету игроку предлагали сражаться с разными мутантами, поэтому главному герою планировали дать возможность перевоплощаться в разных созданий. Хотели добавить и полноценные катсцены на движке, и продвинутую физику взаимодействия с предметами — например, чтобы можно было брать в руки ящики и бросать их. Но от всего вышеперечисленного пришлось отказаться, иначе игру не получилось бы закончить в срок.

Список нереализованных и вырезанных идей длинный, однако главные упомянуть всё же стоит. Планировались не просто NPC, с которыми можно поговорить, а чуть ли не компаньоны — например, персонаж по имени Кулибин мастерил бы для главного героя оружие и снаряжение. Хотели добавить и подводный уровень, в котором нужно было передвигаться на специальном батискафе. В общем, разработчики собирались сделать настоящую игру мечты.

В определённый момент нам стало катастрофически не хватать времени. Когда наконец-то взялись за геймплей, то столкнулись с тем, что у нас уже был устоявшийся левелдизайн, и его приходилось вписывать в уже существующие уровни. Мы просто не могли себе позволить пересобирать некоторые из них с нуля.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
На этом дирижабле планировали сделать отдельный уровень, где нам бы позволили рассмотреть город с высоты птичьего полёта
На этом дирижабле планировали сделать отдельный уровень, где нам бы позволили рассмотреть город с высоты птичьего полёта

За прообраз монстров Денис Волченко взял типичных пролетариев того времени — красноармейца, сталевара, пожарного, рабочих заводов и колхозов. Обычных людей команда постаралась преобразить таким образом, чтобы в них оставалось что-то знакомое, но чтобы выглядели они угрожающе и неестественно.

Интересно обыграли катсцены между миссиями: в You Are Empty они представлены эдаким слайд-шоу, которое сочетает в себе как элементы FMV, так и рисунки карандашом. За них отвечал опытный мультипликатор и аниматор Анатолий Лавренишин. В 2001 году он, например, выпустил собственную короткометражку «Зяблики и другие», а в 2003-м с анимационной короткометражкой «Светлячок» участвовал в конкурсной программе Суздальского кинофестиваля.

Через эти ролики мы попытались показать некую последовательность событий, которая и привела к созданию такого эксперимента. Самые внимательные игроки могли найти отсылки к «Бразилии» Терри Гиллиама. Ведь что у него, что у нас всё произошло из-за мухи.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Музыкой планировали подчеркнуть разворачивающиеся в игре события. Композитор Дмитрий Дьяченко через неё старался отобразить всю технологическую мощь Советского Союза, который в параллельной вселенной стал самым могущественным государством в мире. Для каждого уровня он старался найти уникальное звучание, а семплы зачастую не брал из библиотек, а самостоятельно записывал во время прогулок по городу.

В 2003-м команда с небольшой демкой посетила выставку КРИ, где неожиданно для себя выиграла приз «Лучшая игра выставки без издателя». И, конечно, после награды издатель сразу нашёлся — им стала 1С. Стороны быстро подписали контракт на разработку, и всё закипело с новой силой.

Но, как уже упоминалось выше, множество идей реализовать так и не удалось. Релиз близился, а You Are Empty всё ещё была незавершённой — уж слишком много времени потратили на техническую часть. Разработчики сами были недовольны сложившейся ситуацией.

Мы были недовольны. Нам пришлось выбросить множество того, что мы планировали воплотить, и много уже реализованных, но не отполированных вещей. Мы хотели во многом доработать геймдизайн: подкрутить искусственный интеллект, переделать некоторые сцены, добавить альтернативную концовку и так далее.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с devisraad.com

То, что у игры будут проблемы, понимали не только разработчики, но и журналисты с игроками. You Are Empty получила преимущественно негативные отзывы и от игроков, и от критиков, а средняя оценка на агрегаторе Metacritic сейчас составляет 34 балла из 100. Но, по словам Ярослава Сингаевского, был и позитивный отклик.

Мир и геймплей You Are Empty

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Действие сюжета, напомним, разворачивается в пятидесятых годах альтернативного ХХ века. Советский Союз переживает огромный экономический рост. Новые технологии появляются чуть ли не каждый месяц, а само государство уже давно стало гегемоном на мировой арене.

Наблюдая за тем, как быстро и успешно СССР наращивает силы, политическая элита страны решает провести масштабный социальный эксперимент. Цель проста: построить идеальный коммунизм на территории отдельно взятого безымянного города. Но как совладать с разношёрстным населением, если каждый человек — это самостоятельная личность?

Учёные пытались сделать людей будущего, лишённых всяких недостатков. То есть со всех сторон идеальных, что и работают, и отдыхают на полную катушку.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Модели всех планировавшихся противников из You Are Empty
Модели всех планировавшихся противников из You Are Empty

Эту проблему призван решить гигантский экспериментальный реактор, транслирующий по всей территории города особое излучение. Согласно плану, население города должно было превратиться советских сверхлюдей, неукоризненно блюдущих интересы коммунистической партии.

Однако, как это обычно случается, эксперимент пошёл не по плану. Во время запуска реактор взорвался, а большинство жителей города по загадочной причине исчезло. Уцелевшие после взрыва мутировали в извращённые версии «супер-коммунистов». Например, пожарные нарастили мышечную массу, чтобы активнее разгребать завалы, а строители научились из подручных средств мастерить удивительные механизмы.

Через этот гротеск мы хотели показать извращённую сущность тоталитарной системы. Так что именно поэтому населяющие Город люди и превратились в эдаких сверхлюдей, сверхпролетариев. Они изменились настолько, что никаких точек соприкосновения с обычными людьми у них в принципе больше нет.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Задача очнувшегося в больнице игрока — узнать, почему случилась катастрофа, и попробовать обратить её последствия. По ходу нужно сражаться со сверхкоммунистами и прочими мутантами.

Оставить историю недосказанной было осознанным решением. Денис Волченко как раз зачитывался рассказом братьев Стругацких «Град Обреченный», и мы пытались выстроить в игре нечто похожее.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF

Геймплейно You Are Empty — это обычный шутер от первого лица. Есть определённый набор оружия, несколько коридорных локаций и разные типы противников. Почти на каждом уровне есть уникальные враги, которые хорошо разнообразят простенький геймплей. Например, в местном колхозе придётся пострелять в мутировавших цыплят, которые в игре больше нигде не встречаются.

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Ганплей тоже хорош: пусть не всё оружие кажется полезным, стрелять одинаково интересно и из обычного «маузера», и из культовой «трёхлинейки» Мосина. Есть и несколько необычных пушек вроде гвоздемёта и электропушки.

Главное украшение игры — её эстетика и локации. Выглядит город соответственно заявленному времени: на улицах стоят брошенные ЗИМы, «Победы», «Волги» и, конечно же, красно-белые троллейбусы.

Некоторые ребята ездили в Москву проникаться тамошней атмосферой, а кто-то гулял по Киеву. Мы очень долго смотрели на довоенные планы развития столицы СССР с её широкими проспектами и дворцом советов. То есть мы хотели выстроить образ коммунистического города мечты.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

В архитектуре легко угадывается классический для раннего СССР сталинский монументализм. Город буквально давит на игрока бетонными громадинами, и даже в близких к природе локациях ты будто заперт в величественной бетонной клетке. Впрочем, лучше всего об этом скажут скриншоты из игры.

Проект делался с большой оглядкой на киевскую атмосферу. То есть все знаковые городские места мы так или иначе использовали в дизайне внутриигрового города. Конечно, Киев был не единственным источником вдохновения, но он точно был главным.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF

Так почему же при всех вышеперечисленных плюсах игра так и не взлетела? Потому, что она выглядит и ощущается недоделанной. Постановочных катсцен и ситуаций почти нет, не враждебных NPC можно пересчитать по пальцам одной руки, а на уровнях в глаза порой бросаются слишком грубые костыли.

Самый заметный из них — это, пожалуй, восстанавливающие здоровье баночки со спиртом: они валяются на полу чуть ли не в каждом месте, где надо спрыгнуть вниз. Не будь их там, прохождение могло бы просто закончиться, если бы игрок спрыгнул со слишком малым количеством здоровья. А так он прыгнул — и сразу восстановился.

В итоговый билд попало всего процентов 40 от изначально запланированного контента. Позднее мы думали выпустить дополнение или спин-офф, рассказывающий о тех же событиях, только с другого ракурса.

Ярослав Сингаевский,

в разговоре с devisraad.com

Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Несмотря на хорошую стрельбу и разнообразие контента, You Are Empty даёт слишком мало информации о произошедшем в мире катаклизме. Большую часть прохождения игрок бродит в неведении.

У нас были идеи для сиквела. Там бы мы подробнее рассказали о мире игры и о том, почему эксперимент не подействовал на главного героя. В итоге игрок вовсе бы узнал, что есть некая группа наблюдателей, которая специально устроила всю катастрофу, преследуя свои загадочные цели.

Ярослав Сингаевский,

в разговоре с DTF

В игре слишком много моментов, которые очевидно должна сопровождать поясняющая записка или катсцена. В итоге создаётся ощущение, что мы проходим не цельную игру, а сшитую из нескольких кусков стабильную демоверсию.

В игре должны были быть разбросаны проясняющие лор записки и газеты. Игрока бы понемногу знакомили с историей. Они были полностью готовы, но грамотно вплести в игру их не успели. К сожалению, сейчас все эти записи безвозвратно утрачены.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Одна из немногих сохранившихся записок
Одна из немногих сохранившихся записок

В You Are Empty есть очень забавный момент. Проходя одну из миссий, игрок может найти на первый взгляд совершенно нормального балеруна. Он не выглядит как монстр, и у него даже есть своя анимация атаки. Балерун так сильно выбивается из общей картины, что многие фанаты до сих пор гадают, зачем его вообще оставили в игре. Специально для нас Ярослав Сингаевский приоткрыл завесу тайны.

Наверное, я сейчас многих разочарую, но балерун — это типичный пример контента, добавленного в игру просто так. Мы не придумывали для него особой роли — он просто очень прикольно смотрелся в декорациях уровня «Оперный театр». Нам он настолько нравился, что мы не могли его не вставить. Можно сказать, что это просто забавная пасхалка.

Ярослав Сингаевский,

в разговоре с DTF

Тот самый балерун
Тот самый балерун

Фанатское творчество

У You Are Empty до сих пор есть небольшое, но активное фанатское сообщество. В основном оно сосредоточено в паблике «ВКонтакте» на тысячу с лишним человек. Однако сообщество наполнено не фан-артами или тредами с воспоминаниями об игре, а периодически появляющимися постами о разработке фанатского ремейка, демейка и различных модов.

Например, какое-то время там часто появлялись посты о моде некоего Андрея Олексиенко, который собирался подтянуть графику оригинала до современных стандартов. С модом игра не только наполнялась новыми красками, но и начинала по-другому ощущаться. В 2019 году автор даже добавил в You Are Empty рейтрейсинг. К сожалению, новой информации о моде не поступало уже давно.

Небольшая группа энтузиастов примерно с весны 2012 года самоотверженно трудится над полноценным ремейком оригинальной игры. Сначала разработка велась на движке X-Ray, на котором сделаны игры серии S.T.A.L.K.E.R. Команда периодически делилась скриншотами и даже видеороликами. Над проектом корпело всего несколько человек, и то в свободное от основной работы время, поэтому разработка продвигалась крайне медленно.

Она не остановилась и до сих пор. В 2019-м команде пришлось переносить все наработки с X-Ray на Unity. Сменить движок решили из-за ограниченности прежнего — к нему постоянно приходилось наворачивать костыли.

Последняя новость о You Are Empty Remake поступила в январе 2020 года. Разработчики выложили в открытый доступ ранний билд с полностью готовым первым уровнем в госпитале. В него можно сыграть прямо сейчас, просто скачав билд по ссылке. После этого новостей не поступало, но, как нас заверил один из разработчиков, проект не заброшен.

Эта игра нам очень нравится. Хочется её улучшить и попытаться восстановить то, что не попало в финальную версию. В последнее время разработка пошла куда быстрее. Хотя до финальной версии со всеми уровнями ещё далеко, и крупными новостями мы пока поделиться не можем.

Александр Задорожный, разработчик You Are Empty Remake и администратор фанатской группы в разговоре с DTF

Другой интересный фанатский проект называется Heart of Empty и разрабатывается одиночкой Валентином Захарцевым. Интересен он тем, что выглядит как классический шутер от первого лица из 90-х. Сюжетно игра напрямую связана с оригиналом, но здесь другой главный герой и путешествует он по иным локациям.

Heart of Empty разрабатывается уже больше трёх лет. 11 января этого года разработчик выложил на своём канале новый геймплейный ролик.

Прогрессом Валентин активно делится в той же фанатской группе «ВКонтакте». Нам он показал свежий скриншот Heart of Empty и рассказал, почему он вообще решил разрабатывать демейк.

Я думаю, одна из главных заслуг You Are Empty — атмосфера альтернативной советской эпохи 1950-х годов, которая не так уж часто встречается в играх. Если бы у разработчиков было бы больше опыта и бюджета, то вполне мог бы выйти проект, сравнимый с легендарным BioShock.

Главная идея моего проекта — сделать эдакий демейк вроде DOOM, Blood и так далее. Я разрабатываю его один, и 2.5D графика мне кажется более удобной. Да и в разработке находится немало ремейков You Are Empty, улучшающих её графику. В своё время я начитался рецензий, где You Are Empty называли геймплейно олдскульной, и это тоже повлияло на решение сделать свою игру такой, какая она есть.

Валентин Захарцев, разработчик Heart of Empty в разговоре с DTF
Свежий скриншот Heart of Empty
Свежий скриншот Heart of Empty

Упоминания стоит и New Empty Mod, активно разрабатываемый Богданом Бенитезом. Цель проекта — вернуть в оригинальную игру вырезанные скины противников, оружие и анимации, а также переработать локации в соответствии с изначальной задумкой разработчиков. В итоге должна получиться модификация, полностью меняющая геймплей оригинала.

<p>New Empty Mod</p>

New Empty Mod

На YouTube даже лежит полное прохождение альфа-версии модификации, но датировано оно 2018 годом. По последней информации, автор проект не забросил и планирует зимой отправить его в релиз. Сейчас же каждый может попробовать первые два уровня мода по ссылке.

Мне очень греет душу и очень удивляет такое внимание к игре спустя долгие годы. Возможно, у неё был потенциал по-настоящему знакового проекта. Мы возвращались к игре позднее и обнаруживали, что в ней до сих пор множество актуальных моментов. Мой начальник недавно ходил к доктору, разговорился с ним и узнал, что тот фанат You Are Empty. Идея живёт и будоражит.

Ярослав Сингаевский, в разговоре с DTF
Что случилось с You Are Empty — украинским шутером об апокалипсисе с балеруном и мутантами-пролетариями

Если бы You Are Empty добралась до релиза со всеми «фишками», то, возможно, стала бы по-настоящему культовой. Когда читаешь о вырезанных возможностях, локациях и персонажах, в голове рисуется очень любопытная картина.

Какое-то время Ярослав Сингаевский даже собирался разработать визуальную новеллу, которая бы подробно рассказала о случившейся в мире You Are Empty трагедии. К сожалению, проект так и остался на уровне концепта. Сам Ярослав с позитивом смотрит в будущее и последние шесть лет работает в киевской студии Red Beat. Кто знает — возможно, когда-нибудь мы увидим либо законченный фанатский ремейк, либо что-то новое во вселенной You Are Empty. Ярослав Сингаевский уж точно хотел бы вернуться в этот мир и поработать над ним снова.

627627
305 комментариев

Комментарий недоступен

177
Ответить

Западная версия тоже неплохо так выглядит.

58
Ответить

в игромании вроде плакат такой был. или наклейка. или на диске. или на обложке. короч я не помню, но помню что она долго перед глазами мелькала у меня

8
Ответить

Какой нафиг "его начали активно обсуждать совсем недавно"?! Игру прекрасно освещали и в процессе разработки и на релизе. Насколько я помню, даже на обложку журнала она попадала. 
 Или теперь все, про что блогеры не рассказали - не существует?

138
Ответить

Комментарий недоступен

41
Ответить

Игра стабильно собирала награды на профильных мероприятиях, даже Холл с Ромеро нахваливали игру когда приезжали на КРИ.

23
Ответить

Согласен, тоже охуел от такого заявления сразу со старта.

14
Ответить