Минус кроссовер, плюс игра: обзор Tokyo Mirage Sessions#FE

Кроссовер двух крупнейших японских RPG серий стал игрой про айдолов, и это ему почти не повредило.

Минус кроссовер, плюс игра: обзор Tokyo Mirage Sessions#FE

Кроссовер Shin Megami Tensei и Fire Emblem на бумаге выглядел, как розовая мечта поклонников обеих серий. Мрачная постапокалиптическая JRPG вселенная заполненная демонами встречается со столь же мрачной фентези тактикой. Хардкор и мрачнота в чистом виде – подарок да и только. Естественно возникает вопрос – а каким чертом из такого рецепта получилась яркая солнечная JRPG про айдол культуру и с геймплеем, который заметно ближе к Persona, чем к SMT? Что ж, этого мы, боюсь, никогда не узнаем. Игра проходила через ад в процессе разработки, и возможно изначальный концепт был иным. То есть да, Tokyo Mirage Sessions#FE совершенно не работает как кроссовер. Но мешает ли ей это? Ответ – ни капли. Tokyo Mirage Sessions опирается на основные серии только номинально, создавая при этом собственную вселенную, культуру и особенности геймплея. И это не все что цепляет в TMS.

Вступительный ролик Tokyo Mirage Sessions#FE

Основное отличие Tokyo Mirage Sessions от большинства собратьев по жанру, это конечно сеттинг. События игры проходят в современном Токио, а участниками событий являются различные деятели культуры, работающие на компанию Fortuna Entertainment. Главный герой Итски Аой (Itsuki Aoi) поневоле вливается в ряды компании и ищет свое призвание, участвуя в ее внутренних делах. Да, это сеттинг именно JRPG а не очередной визуальной новеллы.

И, как ни удивительно, но сеттинг работает. Повседневная сторона сюжета раскрывает как внутренние перипетии японской айдол культуры, так и трудности, с которыми юным артистам приходится сталкиваться. Игра работает как окно во что-то неизвестное, но жутко притягательное, и этот эффект подкрепляется японской озвучкой, оставшимися на языке оригинала песнями и визуальным стилем. Показывать толпы на улицах не полноценными моделями, а разноцветными силуэтами – прекрасное дизайнерское решение.

При этом управлять придется все равно не обычными певцами актерами и моделями. В основной состав Fortuna попадают только обладатели Миражей (Mirage) – духов из иного мира, которые почему-то выглядят как персонажи Fire Emblem. Миражи, при этом, это не априори хорошие парни. Они частенько вызывают инциденты, связанные с массовыми похищениями различных талантов. Именно с ними связана потусторонняя сторона сюжета, устроенная по принципу «преступление недели». На первый взгляд инциденты не связаны между собой, но в конце сводятся в достаточно интересную ситуацию, которая еще и умудряется опираться на вселенную Fire Emblem. Фанаты явно вскрикнут не раз и не два, приметив знакомые названия и имена.

В качестве Миражей выступают персонажи из различных выпусков Fire Emblem. На изображении - Итски Аой и его Мираж Хром (из Fire Emblem Awakening)
В качестве Миражей выступают персонажи из различных выпусков Fire Emblem. На изображении - Итски Аой и его Мираж Хром (из Fire Emblem Awakening)

В процессе расследования героям приходится посещать типичные подземелья в духе серии Persona. В Tokyo Mirage Sessions они получили название Айдоласферы (Idolasphere). И они на деле не так просты, как кажутся на первый взгляд.

Внешне подземелья очень похожи на генерируемые коридоры из Persona 4. Более того, первый данжен так вообще из этих коридоров только и состоит, что создает об игре негативное впечатление. Но со второго все начинает меняться.

Подземелья вылеплены вручную, и не состоят только из тупого гриндинга и поиска лестницы на следующий этаж. В основе данженов лежат простенькие головоломки, которые прогрессируют по ходу прохождения уровня. В одном подземелье вы управляете руками огромной статуи, по которым вам приходится перемещаться, в другом вы выполняете указания Миража, возобнившего себя режиссером. Героям даже не приходит в голову идея на него напасть, поэтому вы будете бегать по комнатам местных «звезд» и настраивать им освещение. При этом и стилистически подземелья не оставляют ощущения коридорности. Открытых пространств более чем достаточно, как и развилок, которые могут привести к секретам.

Более того, внутри уровней есть шанс натолкнуться и на сайдквест. Некоторые Миражи ведут себя мирно по отношению к героям, и могут даже попросить помощи. Задания простенькие – например убить три типа монстров в конкретном подземелье, но при этом они здорово оживляют игровой процесс, и призывают к исследованиям и сражениям.

Дальность прорисовки иногда оставляет желать лучшего, но некоторые пейзажи подземелий действительно захватывают дух
Дальность прорисовки иногда оставляет желать лучшего, но некоторые пейзажи подземелий действительно захватывают дух

Правда сражаться придется, к сожалению, чаще чем хотелось бы. Миражи появляются буквально из воздуха, прямо у вас на глазах. Их можно оглушить и обойти, но временами вас просто окружают, не оставляя выбора, кроме как сражаться. Это временами бесит, особенно учитывая, что может попасться и особо опасный противник, которого даже оглушить не выйдет.

При этом сами бои крайне приятны, если не сказать большего. Основа боевой системы взята из серии Shin Megami Tensei. Бои проходят пошагово, есть различные элементальные атаки, и противники к этим атакам могут быть уязвимы, или же наоборот. Данная механика работает в серии уже не первый год, но в Tokyo Mirage Sessions она претерпела некоторые изменения.

В наследство от Fire Emblem игра получила систему «оружейного треугольника». Теперь рукопашные атаки не сведены в единый тип, а делятся по типу оружия, которым был нанесен урон – а именно атаки мечом, топором, копьем или луком. Первые три типа работают между собой по принципу «камень-ножницы-бумага». В процессе боя стоит держать это в голове, чтобы как можно раньше начать бить по уязвимостям противника.

А вы захотите это делать, поскольку атаки по уязвимостям не просто наносят больше урона врагам. Если вы помните, то в Persona 3 была введена система "One More!", позволяющая провести дополнительную атаку, при попадании по уязвимости врага. В Tokyo Mirage Sessions ее заменила механика, названная Sessions.

Минус кроссовер, плюс игра: обзор Tokyo Mirage Sessions#FE

Принцип действия Sessions радикально отличается от старой системы. Технически Session, это последовательные атаки всеми вашими соратниками после удачно выявленной слабости. Но атаки выбираются не просто так. У каждого персонажа есть определенный набор Sessions Skills, получаемый по ходу развития. У каждого умения есть условие – атака после которой умение применяется; и непосредственно атака, которая этим умением наносится. При этом важно, что после данной атаки Session может продолжиться, но уже другим участником команды. Но для этого, естественно, нужно подходящее умение. Правильное использование Sessions превращает бои натурально в танцы с огнем, что особенно бросается в глаза, если учесть, что сражения проходят на настоящей импровизированной сцене.

И ощущение хорошо отрепетированного представления усилится, если в бой вступят еще и специальные умения персонажей. Таковыми, по сути своей, являются их сильные стороны как артистов. Звезда Сентай сериалов Томое может вкатиться на сцену на мотоцикле, начинающая драма-квин Элеонора может соблазнить врага трогательным признанием в любви, а профессиональная певица Кирия может натурально сметать толпы своими хитами. И это только начало – по ходу игры герои научатся еще и объединяться в дуэты, и исполнять поистине разрушительные номера. Новые боевые механики прекрасно обоснованны сеттингом, и, что важно, ни капли не противоречат классической боевой системе Shin Megami Tensei.

Атаки дуэтом носят название "Duo Arts". И да, на фоне всегда играет вокальный дуэт персонажей, проводящих атаку.
Атаки дуэтом носят название "Duo Arts". И да, на фоне всегда играет вокальный дуэт персонажей, проводящих атаку.

Сеттингом обоснован и выбор саундтрека. И в принципе он ожидаем – J-POP разных мастей. Но при этом этих самых мастей более чем достаточно. Любой вокальный номер из саундтрека исполняется одним из участников команды, и более чем отлично раскрывает персонажа, и то, через что в определенный момент игры он проходил. Среди песен будут и легкие поп-роковые номера, и лиричные баллады, и умилительно смешные треки, а так же мощные поп гимны. Естественно, все на японском. Но от разнообразия все равно разбегаются глаза, особенно учитывая, что почти каждое появление песни в игре сопровождается еще и прекрасным аниме-роликом, или же заставкой на движке игры.

И если с роликами на движке все в принципе понятно, то аниме вставки заслуживают отдельной похвалы. Сняты они были с использованием Motion Capture, за счет чего выглядят заметно плавнее большинства представителей аниме сцены. Выбранный стиль рисунка завораживает с первого кадра, а от решений, принятых для визуализации выступлений юных звезд, временами просто раскрывается рот.

Анимационный ролик выступления персонажа Kiria с песней The Labyrinth

Музыка же фоновая не настолько въедается в уши, но при этом всегда настраивает на нужную атмосферу. И это касается не только подземелий, или битв с боссами (при которых бывает попадается цепляющая тема), но и повседневных прогулок по Токио. Будь то момент ссор, расставаний или же поиска котенка по улицам Шибуйи – музыка всегда будет играть в тему.

Что важно, так как большая часть событий игры происходит за пределами Айдолосферы, напрямую в Токио. Игра всеми силами пытается показать, что представители поп культуры – такие же люди, как и мы с вами, и у них есть свои проблемы. И решать эти проблемы, естественно, придется игроку, и его персонажу.

Всего в команду Итски входит девять человек, и всем так или иначе нужна помощь. Всего на каждого из персонажей приходится про три квеста, которые называются в игре «Сайд-Историями» (Side-Stories). Правда не стоит ожидать от всех и каждой истории какой-то особой глубины. В лучших традициях аниме, половина историй глупы до смешного, но при этом не до уровня абсурда. Например, придется искать средство от похмелья для своей начальницы Маико, или кормить безэмоционального певца, и учить его описывать ощущения от пищи. Но при этом и эмоциональные моменты будут – на концовке истории виртуального айдола по имени Тики не стыдно и всплакнуть.

Благо что каждая выполненная история дарит вам не только пачку уморительных или чувственных диалогов, но и определенные геймплейные бонусы. Да, в лучших традициях Persona. Наиболее разрушительные атаки и умения становятся доступны, только если полностью завоевать доверие своих соратников. И это не говоря о секретной концовке.

В процессе Side-Stories придется побегать как по реальному миру, так и по параллельному. А один раз Вас утащат на свидание.
В процессе Side-Stories придется побегать как по реальному миру, так и по параллельному. А один раз Вас утащат на свидание.

При этом нельзя не отметить, что излишняя «японскость» игры не пошла ей на пользу, особенно при выпуске в странах запада. Nintendo применила к игре очень странные методы цензурирования, повысив возраст основных персонажей минимум до 18, приукрасив декольте и особо откровенные наряды у женских персонажей, и изменив целиком одно из подземелий. Что странно, учитывая, что игра обладает рейтингом 16+, «прелести» у женских персонажей только ждут случая чтобы в очередной раз потрястись прям в камеру, а изменения во второй главе практически целиком противоречат общему принципу айдол культуры, и тем самым здорово бьют по атмосфере. При этом, в процессе локализации, ради этой самой атмосферы, была оставлена японская озвучка в качестве основной и единственной, так что мотивы Nintendo искренне мне не понятны.

Так же, более чем заметно, что игра проходила через не самые лучшие времена в процессе разработки. Графическая сторона, хоть и пышет стилем, но технически оставляет желать лучшего. Лицевые анимации почти нулевые, либо же остро гиперболизированы, а ближе к концу игры начинаются даже просадки FPS. Но эти графические недостатки искупаются анимациями и эффектами в боях, на которые всегда смотришь как в первый раз.

Минус кроссовер, плюс игра: обзор Tokyo Mirage Sessions#FE
1010
12 комментариев

Комментарий недоступен

1

А что подверглось цензуре?

Согласен, но это не настолько портит впечатления. Особенно если не знать про сам факт цензуры)

Игра вполне неплохая, но к середине уже начал скучать. Очень понравилось использование геймпада под мессенджер.

1

С геймпадом согласен, стоило упомянуть)
К середине да, игра ощущается уже затянутой, но ближе к пятой главе, когда заканчивается большинство Side-Stories, темп как-то возвращается)

Очень недооценённая игра из-за неготовности фанбоев воспринимать что-то новое.

1