Аниме, которым нам запомнился 2021 год

От лучших сериалов и фильмов до главных разочарований.

В 2020 году пандемия COVID-19 сильно ударила по аниме-индустрии, из-за чего некоторые работы либо просели в качестве, либо их премьеру перенесли на несколько месяцев, а то и кварталов вперёд. В 2021 году ситуация отчасти нормализовалась, но хорошего аниме, как нам кажется, вышло даже меньше, чем в 2020. Одни произведения оказались сомнительными уже с первых эпизодов, тогда как другие — просели в сюжете примерно с середины сезона.

И всё же любопытных работ хватает. Рассказываем об аниме, которые нам запомнилось и понравились в 2021 году. Про всё написать не смогли (да и это нереально), поэтому как всегда делитесь своими фаворитами в комментариях.

На всякий случай напомним, что в текст вошли только те сериалы, которые были закончены хотя бы на 80 процентов. Например, замечательные экранизации манги JoJo’s Bizarre Adventure: Stone Ocean и Ousama Ranking не попали в нашу подборку, так как они ещё далеки от завершения. А финальный сезон «Атаки Титанов» и вовсе не закончен, потому что был разбит на две части (вторую начали транслировать с 10 января). Их мы разберём уже в наступившем году после завершения всех трансляций.

Содержание:

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time («Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз»)

Дождались. Абсолютное величие Хидеаки Анно, самый важный релиз года и последний фильм во франшизе «Евангелион». 3.0+1.0 серьёзно реабилитирует существование проекта «Ребилд», репутация которого заметно пошатнулась после выхода фильма «Евангелион 3.33». Фанаты долго его ждали, а получили трудноусвояемую, дырявую и разочаровывающую картину.

3.33 сильно отличался от того, к чему фанаты «Евангелиона» привыкли за 25 лет. Многое в нём испортил серьёзный таймскип, который Анно не смог нормально прописать и обосновать, а мотивации и поступки многих персонажей вызывали вопросы. Корни всех проблем 3.33 растут из затяжной депрессии режиссера, творческого кризиса и недостатка финансирования.

К счастью, спустя девять лет Анно справился с депрессией и выдал мощное «прощальное письмо» как своей франшизе, так и старым поклонникам. 3.0+1.0 чинит дыры прошлого фильма и переосмысляет многие ключевые идеи оригинального сериала и «Конца Евангелиона».

В истории вновь преобладают темы одиночества, затворничества, «выхода из раковины», отпускания прошлого и тяжёлых душевных травм. Синдзи наконец-то вырос и принял не только себя, но и близких людей. Он простил отца, отбросил всё лишнее и решил бороться до самого конца.

Hikaru Utada — One Last Kiss (тема фильма)

Синдзи нашёл в себе силы так же, как нашёл их и Анно. И в этом плане финал саги можно отчасти назвать автобиографическим, о чём режиссер дважды намекнул внезапным ломанием «четвёртой стены». Анно не просто закрыл франшизу, но ещё и красиво попрощался со своим альтер эго, дорогими героями и тяжёлым периодом в своей жизни. В первую очередь он снимал этот фильм для себя, и уже потом для фанатов. Об этом Анно признался в документальном фильме «Последнее испытание Евангелиона».

После выхода финальной картины фанатское сообщество вновь разделилось на два противоборствующих лагеря: одни считают 3.0+1.0 настоящим подарком и идеальным завершением франшизы, тогда как другие — всё ещё не могут признать «Ребилды» и называют их полной чушью.

Да, без проблем не обошлось. Четвёртый фильм пуще прежних перегружен библейскими отсылками и терминами, которые добавлены в сценарий будто только для экспозиции и красивых диалогов. Боевые сцены часто представляют собой хаотичное месиво из всего подряд и плохо считываются, а CGI-анимация порой оставляет желать лучшего. Притом, что первая половина 3.0+1.0 — чертовски великолепна снята. Почти каждый кадр хочется взять и поставить на рабочий стол.

Конечно, «Ребилды» никогда не заменят классический «Евангелион». Первый фильм получился безопасным ремейком, второй был наполнен неоднозначными решениями, а третий разочаровывал сценарием. Но четвёртая картина смогла частично починить дыры перезапуска и переосмыслить концовку старого сериала. Анно красиво подвёл черту под всем, что он сделал для «Евангелиона» за последние 25 лет. А примете вы это или нет — зависит от вашего отношения к тайтлу и автору.

«Ребилды» задумывались не для замены оригинала, а как авторское дополнение и переосмысление. Не верьте мнению «"Ребилды" можно смотреть без знания сериала» — это не самостоятельное произведение. Нужно хорошо разбираться в оригинале и уметь проводить параллели.

А что в сухом остатке? Одна часть зрителей продолжит писать про «Анно всё сломал и снял чушь», а другие спокойно и с любовью примут этот конец. Меня же концовка чуть не прошибла на слёзы и вызвала долгожданный катарсис, которого мне не хватало после всех пересмотров сериала и «Конца Евангелиона». Всегда негативно относился к «Ребилдам», однако четвёртый фильм кардинально изменил моё отношение к ним.

Спасибо, Хидеаки Анно! Прощай, «Евангелион». — Семён Костин

Odd Taxi («Необычное такси»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Далеко не то аниме, которое ожидаешь увидеть в 2021-м году. Проекты без первоисточника или прицела на нишевую аудиторию отаку сами по себе появляются нечасто. А тут у нас неонуар с колоритными антропоморфными героями, бойкими диалогами, запутанным сюжетом и сеттингом опасного ночного города. Уже за смелость задумки хочется бесконечно долго хвалить авторов, но дальше больше: в кои-то веки у нас появился сериал, который держит планку качества от начала до конца.

С первых кадров «Необычное такси» цепляет: нам показывают, как обвешанный камнями мешок тонет в реке, параллельно с чем по телевидению сообщают о пропавшей без вести школьнице. Дальше мы знакомимся с главным героем – страдающим от бессонницы 41-летним таксистом Одокавой. Скорей всего он был последним, кто видел девушку живой, так что скоро его жизнь станет очень насыщенной. Ну а благодаря профессии героя авторы быстро и органично вплетают в сюжет остальных персонажей.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Практически за каждым здесь стоит своя история, свои мечты и планы на будущее. Все действующие лица так или иначе окажутся связаны между собой, причём зачастую далеко не самым очевидным образом. А благодаря тому, что все они выглядят как животные, довольно легко разобраться, кто есть кто, и не запутаться в хитросплетениях судеб.

Первая половина сериала цепляет зрителя за счёт разных тайн и недомолвок, из-за которых хочется продолжать смотреть дальше. Как связаны между собой братья-полицейские Даимон и разыскиваемый преступник Добу? До чего дойдёт студент Кабасава в своих попытках стать известным блогером? Что скрывает милая медсестра Сиракава? И, в конце концов, с кем Одокава постоянно разговаривает в своей вроде бы пустой квартире?

Но одних вопросов никогда не бывает достаточно. Нужно ещё дать адекватные ответы. И в этом «Необычное такси» преуспевает лучше всего. В своё время всё тайное станет явным, все ружья обязательно выстрелят и каждый герой получит собственную развязку. Даже самые невзрачные моменты сыграют свою роль и все детали окажутся на своих местах. Будто огромный пазл, история «Необычного такси» сходится воедино и показывает красивую картину.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Odd Taxi стало большим дебютом для студии P.I.C.S., режиссёра Баку Киноситы и сценариста Кадзуи Комото (до этого он писал мангу). После медленного старта эта история всё же обрела популярность, Blu-ray диски продались неплохим тиражом, а недавно объявили о выходе полнометражного фильма. Остаётся надеяться, что такой успех подстегнёт авторов на новые крутые оригинальные проекты. — senoemos

Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu («Реинкарнация безработного: История о приключениях в другом мире»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Я не люблю жанр «исекай». За один 2021 год вышло около 20 сериалов про «попаданцев» в фэнтезийные миры и видеоигры. Создаётся впечатление, будто подобное аниме, мангу и ранобэ создают не люди, а какая-то нейросеть — настолько всё это заштампованное и безликое. Мне нравятся сериалы Drifters, Now and Then, Here and There, hack//SIGN и Escaflowne, а в студенческие годы я фанател по Zero no Tsukaima, но это единственные работы, которые хоть чем-то меня зацепили. Остальное бросал сразу или спустя несколько серий.

Про Mushoku Tensei я почти ничего не слышал и ничего не ждал. Казалось бы, ну какие сюрпризы может преподнести история про хиккикомори, который умер под колёсами грузовика, а потом переродился в теле новорождённого мальчика в очередном фэнтезийном мире? В новом теле он может использовать знания из MMORPG, симуляторов свиданий и прошлой жизни.

Всё это уже было и не раз. Но если отбросить банальную завязку, то Mushoku Tensei — приятный исекай, который просто интересно смотреть. История не вызывает рвотные позывы и желание выключить аниме уже на второй серии.

Да, главный герой время от времени раздражает своими поступками (больше в начале) и извращёнными наклонностями. Пошлых сцен и акцента на сексе в сериале достаточно (особенно если смотреть Blu-ray версию), что тоже может отпугнуть часть зрителей. Да, большинство персонажей не более чем популярные и проверенные временем типажи. Но проблема ли это? Даже шаблонные второстепенные герои тут интересно прописаны и не отдают «картоном», а фэнтезийный мир не сделан будто для «галочки».

Главное достоинство Mushoku Tensei — внимание к мелочам, зачастую уютная атмосфера и убедительная химия между персонажами. Редкий исекай может похвастаться таким упором в быт, живые беседы и грамотное развитие всех героев. Конечно, тайтл можно назвать сборником чужих и уже проверенных находок жанра фэнтези, но в первую очередь — это сборник хороших и работающих идей.

На полном безрыбье классического фэнтези такое проглатываешь залпом. Что из необычного фэнтезийного аниме вышло в прошлом году? Пожалуй, только скандальный недохентай Kaifuku Jutsushi no Yarinaoshi («Маг-целитель: Новый старт»), который наделал шуму (был удалён из онлайн-сервисов) из-за своих постельных сцен и насилия. Но что останется от этого сериала, если убрать из него всё софтпорно и жестокость? Ничего. Лучше уж посмотреть хорошо написанный и крепко сбитый сборник проверенных идей, чем пошлую бездарность без нормальной истории.

В общем, Mushoku Tensei — не шедевр для жанра фэнтези, но определенно прорыв для аниме-исекаев. Попробуйте, может и вас удивит. Я ещё не читал оригинальное ранобэ, но уже доволен этой работой — и особенно её анимацией. Сражения, магия и эмоции персонажей изображены здесь на высоком уровне, что не так часто встречается в «конвейере» исекаев.

Да и так ли корректно относить Mushoku Tensei к какой-то штамповке? Ранобэ стартовало аж в 2012 году — задолго до повального бума на аниме про «попаданцев». В каком-то смысле Mushoku Tensei можно назвать родоначальником современного исекая. Обязательно учтите этот факт перед просмотром. — Семён Костин

«86: Восемьдесят шесть»

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Первая половина «86» получилась очень яркой военной антиутопией. Полноценно свои впечатления я расписывал в обзоре. Если вкратце, здесь были бодрые бои на мехах, красивая картинка и отличный саундтрек. Многие критиковали аниме за слишком простой и топорный взгляд на военные преступления и ксенофобию, но не все произведения обязаны иметь серую мораль. Да и плот-твист первой половины сериала работал как отличная метафора на тему «духов войны».

Путь Владилены Милизе от белоручки с «синдромом спасителя» до человека, который готов бороться за свои принципы, показан очень детально. Мы видим, как главная героиня растёт над собой, понимает весь ужас преступлений собственного государства и пытается помочь пострадавшим в меру своих сил. Её история обрывалась на печальной ноте, но всё же давала надежду на будущее.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Вторая половина получилась гораздо более неровной. Здесь дают очень сильное продолжение основной сюжетной линии, но внимание переносят на другую сторону конфликта. Появляется целый ряд новых персонажей, не все из которых получились удачными и уместными. К тому же диалоги зачастую зацикливаются на одних и тех же вопросах, что постепенно начинает надоедать.

Но главная проблема аниме – завал в производстве, из-за которого значительно упало качество. Если первая половина выглядела очень ярко и насыщенно, то вторая получилась гораздо более блёклой. По-настоящему захватывающие сражения здесь всё ещё попадаются, но значительную часть хронометража занимают посредственные диалоговые сцены. Окончательные выводы о «86» я пока дать не могу – выход последних эпизодов перенесли с декабря на март. Остаётся надеяться, что финал будет стоящим. — senoemos

Star Wars: Visions («Звёздные войны: Видения»)

Сборники короткометражного аниме — явление известное, но не частое. Раз в несколько лет начинающие аниматоры и ветераны выпускают антологии своих короткометражных работ.

Но если говорить об аниме-короткометражках по западным лицензиям, то выбирать практически не из чего — почти идеальная «Аниматрица», Halo: Legends да неровный Batman: Gotham Knight, в котором интересные работы чередуются со спорными.

Похожая участь не обошла Star Wars: Visions — антологию короткометражек от семи известных анимационных студий Японии для стримингового сервиса Disney+. Всё в традициях формата — одним зрителям понравятся только выборочные серии, а кого-то зацепит весь сборник.

И полюбить его есть за что. Здесь и самурайская короткометражка в жанре «дзидайгэки», и замечательный поклон творчеству Осаму Тэдзуки, и утрированно эпичное аниме от студии Trigger в стиле Kill la Kill и Gurren Lagann. Каждый найдёт аниме на свой вкус. — Семён Костин

Подробно обо всех короткометражках я рассказал в своём обзоре:

Heion Sedai no Idaten-tachi («Боги-стражники не ведали войны»)

«Боги-стражники» выглядят обманчиво: несмотря на «мультяшную» картинку, у этого аниме рейтинг «18+». Вместе с тем, по-настоящему «взрослым» произведением его тоже толком не назвать – создатели преподносят историю с огромной долей иронии и ребячества. И всё же основная идея выглядит, как минимум, любопытно.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Орды демонов годами истребляли людей, а те в предсмертной агонии молили о помощи. Из этих сильных эмоций родились боги, которые запечатали демонов вместе с собой. С тех пор прошло 800 лет. Боги продолжают появляться на свет – на этот раз человечество просит спасения от собственных собратьев. Но высшие силы на помощь не спешат – число людей на Земле продолжает расти, несмотря на все войны и бесчинства.

Правда, вскоре ситуация может измениться: власть в военном государстве Зобл захватило новое поколение демонов. Теперь богам придётся узнать, как выглядит настоящая битва.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Главная прелесть «Богов-стражников» состоит в том, что это аниме не даёт заскучать. Бои здесь выглядят красочно, а недостатки анимации с головой перекрываются стилем. Основной сюжет мчится гораздо быстрее, чем ожидаешь поначалу, а общее направление истории предугадать бывает трудно. К тому же и главные герои не выглядят как привычные представители добра. Да, они хотят защитить человечество, но истребить город-другой для благой цели никто не запрещает.

В аниме даже есть собственный лор, но подают его максимально прямо и шутливо. Все длинные объяснения запускают на скорости «2х», а внешнюю политику целых государств сводят к одному предложению. За какие идеалы воюют солдаты Зобл? За убийства и изнасилования, конечно же. И на этом моменте нужно остановиться поподробней, всё же сценарий оригинальной манги писал автор «Межвидовых рецензентов».

В конце первого эпизода есть сцена изнасилования монашки. Причём подана она в ярких цветах и под весёлую музыку. Оригинальная манга этот момент подавала в контексте «зверств человечества», но аниме преподносит его просто так. В любом случае, подобные сцены появляются в аниме и дальше, а список хентайных «тегов» с каждым эпизодом только и растёт. Удивительно, что подобные вещи до сих пор могут транслировать по японскому телевидению, да ещё и в премиум-блоке Noitamina.

Одиннадцать эпизодов аниме пролетают молниеносно, а полноценно идея из названия раскрывается только в последнем эпизоде. Весь сезон выглядит как пролог к основной истории, но аниме почти догнало мангу, так что на продолжение в ближайшее время надеяться не приходится. Из-за своих «эджи» моментов «Боги-стражники не ведали войны» подойдёт далеко не каждому зрителю, но в целом сериал неплохой. — senoemos

Heike Monogatari («Повесть о доме Тайра»)

Вторая половина XII века, средневековая Япония. Страной руководит могущественный и непоколебимый клан Тайра. Девочка с гетерохромией по имени Бива случайно проявила неуважение к представителям клана, что в то время считалось тяжелейшим преступлением и каралось смертной казнью. Вину Бивы взял на себя её слепой отец, которого в итоге и казнили.

Позже девочка встретила Тайра-но Сигэмори, старшего сына главы клана. Она открыто сказала ему, что клан Тайра ждёт погибель. Бива неспроста имеет гетерохромию — один её глаз может предсказывать будущее. Сигэмори шокирован пророчеством и удивительной способностью девочки, так как он и сам обладает сверхъестественным зрением: он видит призраков тех, кто был убит на войне. Сигэмори решает приютить Биву в клан Тайра, так как верит, что её сила может предотвратить неминуемое.

Опенинг Heike Monogatari — одна из лучших заставок в аниме 2021 года

Heike Monogatari — первая работа от Наоко Ямады после трагических событий на студии Kyoto Animation. Тогда Ямада покинула компанию и перешла в Science SARU. Режиссёр Tamako Market, K-ON! и Koe no Katachi, который снял сложную и многослойную историческую драму — уже только ради этого факта хочется посмотреть Heike Monogatari.

Изначально я планировал добавить сериал в упоминания, но после повторного просмотра решил, что какое-то упоминание приравняется к оскорблению данной работы. Heike Monogatari — это одно из немногих современных аниме, которое можно назвать искусством.

А вот на Западе сериал ожидаемо проигнорировали. Причина кроется в чрезвычайно высоком пороге вхождения. «Повесть о доме Тайра» — это военный эпос, который изучают в японских школах. Сериал снят по мотивам интерпретации эпоса от писателя Хидео Фурукавы и рассчитан на осведомлённого зрителя. Перед просмотром вы должны знать об основных действующих лицах и ключевых событиях войны между кланами Тайра и Минамато.

Почему это так важно? Аниме точь-в-точь следует событиям летописи, не церемонится со зрителем и делает регулярные исторические таймскипы. Ничего непонятно и вам тяжело? Читайте Википедию (не лучший вариант) или исторические труды. Реальная история здесь подаётся не в духе скучного учебника или документалки, а вскользь и как бы глазами Бивы, которая стала свидетелем всех трагических событий.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Вся история пронизана буддийскими мудростями про принятие неизбежности и смерти. Трагический конец неотвратим — Тайра всё равно проиграет, а Минамото захватят и реформируют страну. Увы, Heike Monogatari — это не аниме про альтернативное прошлое. Поэтому столь тонкая философская вещь будет интересна либо японистам, либо тем, кто готов потратить дополнительное время на подготовку к просмотру

Но оно того стоит. С первых минут сериал завораживает художественным стилем, который представляет собой уникальный гибрид визуальных приёмов студий Science SARU и Kyoto Animation. Поэзия в каждом кадре — от пастельных задников до сцен с традиционными японскими песнями.

Кстати, в сети гуляет странное, но правдивое мнение: можно смотреть Heike Monogatari, с трудом понимать исторические тонкости, но всё равно остаться очарованным режиссурой и анимацией. Рискните, ведь подобное аниме вы вряд ли когда-нибудь ещё увидите. — Семён Костин

Gintama: The Final («Гинтама: Финал»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Свершилось. После тонны фейковых концовок, шуток о закрытии аниме и постоянных переносов история мастеров на все руки из Ёродзуи всё-таки подошла к концу. Последние годы для «Гинтамы» сложились не лучшим образом – качество анимации в сериале падало, а сам он внезапно оборвался посреди последней арки без чётких планов на продолжение. С выходом фильма Gintama: The Final и двух спешлов Gintama: The Semi-Final фанаты получили именно то, чего так долго ждали.

Любая попытка передать всю полноту эмоций от этого фильма новым зрителям по умолчанию обречена на провал: он создан для тех, кто с «Гинтамой» прошёл весь этот путь. Ну или тех, кто согласен по-быстрому просмотреть 366 эпизодов, 3 OVA, полнометражный фильм и несколько спешлов. В начале Gintama: The Final авторы в шутку пытаются рассказать весь предыдущий сюжет, но быстро бросают эту идею и смиряются с тем, что новичкам здесь делать нечего.

Ничего особенного, просто деды вышли в сёги поиграть

Ну а для фанатов устроили настоящий пир. Сортирные шутки как всегда на высоте, а специально для читателей манги добавили ещё несколько новых сцен. Сражения выглядят по-настоящему классно, таким красивым мы это аниме уже давно не видели. Ну и, наконец-то, мы пришли к концу всей этой истории. Да, местами этот путь казался даже слишком долгим, но после всего пережитого трудно сказать, что оно того не стоило.

Я не буду даже пытаться убедить вас, что Gintama: The Final была лучшей полнометражкой в этом году. Но для меня она однозначно стала главным событием 2021-го. Теперь можно спокойно принять то, что эта история подошла к своей развязке. — senoemos

Sonny Boy («Сонни Бой»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Тридцать семь подростков вместе со своей школой внезапно переместились в некую тёмную параллельную реальность. Странный и перекрученный мир, где происходит чёрт-те что, и которому неведомы законы нашей вселенной. Школьники не знают, как из него выбраться, но постепенно сбиваются в группы, а некоторые обретают различные сверхспособности. Теперь им нужно выжить в фантастическом мире и выбраться в реальность.

«Ничего непонятно, но очень интересно» — этой известной фразой можно ёмко описать весь Sonny Boy. У студии Madhouse получился дикий гибрид из «Повелителя Мух» Уильяма Голдинга, манги «Дрейфующая школа» Кадзуо Умэдзу и «Евангелиона».

И эти сравнения приведены отнюдь не для красного словца. Если в «Дрейфующей школе» главные герои попали в жестокий параллельный мир, то в Sonny Boy они оказались будто в последних сериях «Евангелиона». Даже темы здесь близкие: «Ева» о принятии себя и выходе из раковины, а «Сонни Бой» о преодолении собственных «тараканов» и взрослении.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

«Синдром поиска глубинного смысла» при просмотре Sonny Boy у каждого зрителя включается на полную катушку, а разные глубокие смыслы тут можно черпать не ложками, а кастрюлями. Даже символы встречаются почти во всём: в поведении персонажей, в диалогах и в облике героев.

Синго Нацумэ (One Punch Man) снял очень авторскую работу. Настолько, что местами сюжет сильно переусложнен и плохо считывается даже на свежую голову. Одни зрители называют Sonny Boy «сном собаки» и китчевым арт-хаусом «для полки», тогда как другие — метафизическим шедевром. Такие произведения сложно однозначно оценивать, но это определенно самое необычное аниме 2021 года. — Семён Костин

Josee to Tora to Sakana-tachi («Её заветное желание»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Для хорошей романтической истории не нужно в сотый раз изобретать велосипед, достаточно просто поставить все основные сюжетные биты на свои места. И «Её заветное желание» с лёгкостью справляется с этой задачей. Фильм экранизирует старый короткий рассказ признанной писательницы Сэйко Танабэ, но меняет многие детали оригинала и смягчает историю.

Цунэо – молодой студент-океанолог, который мечтает уехать в Мексику для исследования своего любимого вида рыб. А пока он подрабатывает в магазине для дайверов и надеется получить стипендию на обучение. Возвращаясь поздним вечером домой, Цунэо спасает девушку в инвалидной коляске, которую кто-то столкнул вниз по крутому склону. Её зовут Кумико, но она предпочитает имя Жозе. Бабушка Жозе предлагает Цунэо приглядывать за внучкой днём, и Цунэо несмело соглашается.

Поначалу Жозе вываливает на своего нового «опекуна» море колкостей и делает его работу невыносимой. Но постепенно девушка раскрывается как обычная мечтательница. Она тоже любит море, вот только оно остаётся какой-то недостижимой мечтой. Строгая бабушка боится отпускать свою внучку на прогулки, особенно после вечернего происшествия. Поэтому ей только и остаётся погружаться в свои любимые книги и рисовать мечты.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Отношения парочки проходят привычные для романтики качели. Они ссорятся и мирятся, узнают друг друга лучше, стремятся к своим мечтам и пытаются идти наперекор трудным обстоятельствам. Что приятно, здесь нет полноценных злодеев, а все невзгоды появляются из-за поступков, которые кажутся обоснованными. Финал у истории получился во многом драматичным и предсказуемым, но всё же он работает, а большего и не требуется. — senoemos

Senpai ga Uzai Kouhai no Hanashi («Мой сэмпай раздражает!») и Komi-san wa, Komyushou Desu («У Коми-сан проблемы с общением»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Senpai ga Uzai Kouhai no Hanashi повествует о буднях простых японских клерков, среди которых затесались маленькая девушка Футаба Игараси и бывший каратист-гигант Харуми Такеда. Футабу сильно раздражает неотесанный коллега, и она ничего не может поделать с этим чувством. Но, как известно, от ненависти до любви — один шаг.

Komi-san wa, Komyushou Desu рассказывает о буднях старшей школы, в которую поступила невероятной красоты девушка Сёко Коми. Элегантная, стройная, тихая — в ней всё идеально. Но есть одна большая проблема — Коми страдает тяжелым коммуникативным расстройством. Она настолько боится любых контактов, что может оцепенеть на месте и издавать непонятные звуки.

Из всего класса на поведение Коми обратил внимание лишь обычный старшеклассник Хитохито Тадано. Ему кое-как удалось разговорить девушку с помощью текста, заслужить её доверие и вытянуть главную мечту — Коми хочет побороть застенчивость и найти сто друзей. Хитохито решил ей помочь.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

У читателя возникнет вопрос: а почему две повседневные комедии объединены под одним заголовком? Всё очень просто: они вызывают почти идентичные эмоции во время просмотра. Обе безумно уютные, спокойные и в то же время смешные. По настроению это нечто среднее между слэпстик-комедией и релаксационными сериалами жанра «иясикэй».

В успехе той же «Коми» почти никто не сомневался — манга стала бестселлером в 2017 году, а совсем недавно она была экранизирована в виде дорамы. В «Коми» на зрителя сначала вываливают японский юмор с игрой слов в именах и фамилиях (например, Хитохито Тадано – «обычный парень»), а потом по пять минут заставляют умиляться от реакций Коми на разные ситуации. Здесь всё держится на обаянии главной героини и знакомствах с чудаковатыми одноклассниками, которых тоже не мешало бы вылечить.

«Сэмпай» — популярная веб-манга из Твиттера и ещё один бестселлер. При взгляде на постер сразу вспоминаются шутки про «хомяк ест банан» и «легальную лоли». И в каком-то смысле так оно и есть, но всё максимально невинно, почти без пошлостей и буффонады. В «Коми» и «Сэмпае» мастерски прописана химия между героями — это их главное достоинство.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Если говорить о спорных качествах двух работ, то в них хватает старых и проверенных штампов. Оба сериала по кругу эксплуатируют горячие источники, пляжи, фестивали, День Святого Валентина, Рождество и прочие события, которые регулярно встречаются в повседневном аниме.

Если бы не душевная атмосфера и интересные герои, то оба сериала получились бы средней повседневностью «на вечерок». А так просто хорошие сериалы жанра slice-of-life, для которых уже анонсировали вторые сезоны. С главной функцией обе работы справляются на 10 баллов — они поднимают настроение и могут расслабить. А что ещё нужно? — Семён Костин

Mieruko-chan («Видящая»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

«Видящая» отлично демонстрирует то, что даже самая банальная идея может расцвести, если подойти к ситуации с фантазией. Школьница Мико внезапно начала видеть призраков. Теперь она постоянно притворяется, что не замечает их, потому что потусторонним существам очень хочется внимания. По такому описанию кажется, что все события будут проходить по одному сценарию: на экране внезапно появится ужасный призрак, а бедная девушка будет всеми силами его игнорировать.

Поначалу всё так и есть, но постепенно сериал находит новые способы обыграть ситуацию. Здесь полно обманок, где вроде бы должен появиться страшный момент, но он не появляется. Создатели стараются усыпить внимание зрителя, а потом резко напомнить, о чём на самом деле этот сериал.

Мико получилась хорошо проработанной главной героиней. Она постоянно находится на грани нервного срыва, но каждый раз прилагает огромные усилия, чтобы держать себя под контролем. Даже в самых отчаянных ситуациях она находит правильный выход, причём нам показывают ход её размышлений, что добавляет остроты.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Но самое привлекательное здесь то, как постепенно в аниме раскрывается мир потустороннего. Зачастую нам не дают чётких объяснений событий, что только заставляет сильнее задуматься о происходящем на экране. К тому же автор в любой момент может вернуться к старым призракам и добавить им интересную предысторию. В паре мест заметно, что автор на ходу переписывал лор, но по большей части его творческий подход работает.

Ну и, конечно же, нельзя забывать о самих призраках. Они выглядят очень эффектно, а дизайн продуман до мелочей. К сожалению, из-за телевизионной цензуры монстров прикрывают дымкой, да и анимация местами подводит, но они всё равно выглядят впечатляюще.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Единственное, что немного мешает во время просмотра – это обилие фансервиса, особенно поначалу. Многие сцены были и в оригинальной манге, но создатели аниме поставили на них уж слишком большой акцент. Во всём остальном это отличная комедия-страшилка, которая с каждым эпизодом нравится только сильнее. — senoemos

Kageki Shoujo!! («Девушка из оперы!!»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Несмотря на растущее с каждым годом количество нового аниме, хорошего сёдзё выходит совсем мало. Но примечательные проекты вроде «Девушки из оперы!!» продолжают изредка появляться. Это аниме рассказывает о старой музыкальной школе Кока, где готовят актрис для театра, в котором женщины играют роли обоих полов. Вдохновением для аниме послужил реальный театр Такарадзука кагэкидан, который существует с 1913-го года.

Главная героиня Ай Нарата поступила в школу Кока потому, что боится парней и хочет быть как можно дальше от дома. До этого она была айдолом в известной группе, но её выгнали за грубое отношение к фанату. После большой волны неприязни как в интернете, так и в реальности, Ай просто хочет, чтобы её оставили в покое. Но в этом плане ей не повезло – беднягу селят в одну комнату с простодушной и шумной дылдой Сарасэ Ватанабэ. Сарасэ расшевелит всех своей непосредственностью, встряхнёт мир вокруг и заставит Ай вылезти из скорлупы.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

«Девушка из оперы» выглядит как своеобразный противовес разнообразным аниме об айдолах, которые, в первую очередь, нацелены на мужскую аудиторию. Здесь рассматривают довольно мрачный опыт жизни молодых девушек, на который крайне редко обращают внимание в аниме. Например, причина, по которой главная героиня остерегается парней и закрывает на ключ двери комнаты в собственном доме, показана очень сильно.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Да и в дальнейшем сериал не раз затрагивает сложные темы вроде нездоровой соревновательной среды, в которую погружены ученицы школы. Ведь все героини в будущем мечтают занять своё место в труппе, а главных ролей на всех явно не хватит. Из-за этого некоторые девушки истязают себя или ставят палки в колёса окружающим. Большинство проблем обычно решают очень легко и всего за пару эпизодов, но даже в таком виде подобные темы рассматривают очень редко.

Вместе с тем, это аниме пропитано восторгом от театра. Да, авторы не избегают сложных тем и указывают на огромные проблемы индустрии развлечений, но несмотря на всё, искренне любят эту сферу. Героини учатся выражать себя, правильно отыгрывать роли, — и за этим очень интересно наблюдать. Ведь разные люди по-своему могут подходить к одним и тем же диалогам, как раз в этом вся красота адаптаций старых историй. И «Девушки из оперы!!» отлично погружает в этот неидеальный, но такой привлекательный мир театра. — senoemos

SSSS. DYNAZENON («SSSS. Диназенон»)

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

После успеха SSSS.Gridman сценарист Кэйити Хасэгава и режиссёр Акира Анэмия решили рассказать ещё одну историю в той же тематике. Новый сериал держит уровень качества, но с нюансами.

С одной стороны, сражения 3D-мех против кайдзю получились немного слабее. Нет, они всё ещё хороши, особенно в связке с бомбезным саундтреком от Сиро Сагису или заглавной Imperfect от Масаёси Оиси. Но если напрямую сравнивать сцены двух сериалов, победитель очевиден.

С другой же стороны, новая пятёрка главных героев получилась гораздо более живой. Каждый из них пытается справиться со своими собственными комплексами, а сражения на огромном роботе Диназенон выступают катализатором развития героев. Особенно хочется обратить внимание на то, насколько шикарно поставлены сцены повседневности.

Диалоги звучат очень живо, авторы не стесняются пауз, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние персонажей, а монтаж получился просто идеальным. В аниме отлично показано, как герои возвращаются к ситуациям из прошлого, растут над собой и находят смелость идти в будущее.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Новая история во вселенной SSSS вызывает чистый восторг. Авторы продолжают признаваться в любви к токусацу и создавать нечто понятное как старым фанатам жанра, так и новым зрителям. SSSS. Dynazenon можно спокойно смотреть и без предшественника – связь между двумя сериалами ограничивается небольшими пересечениями. Но я бы советовал глянуть оба, если ещё не успели. Тем более, что нас в будущем ждёт полнометражка Gridman x Dynazenon. — senoemos

Продолжения

В этом разделе мы расскажем о продолжениях и перезапусках, которые хочется упомянуть, но о них нам сложно сказать что-то развёрнутое.

Например, про релаксационное аниме я всё сказал в огромной подборке про жанр «иясикэй». 2021 год отметился третьим сезоном Non Non Biyori и вторым сезоном Yuru Camp. Если вы с удовольствием расслаблялись под комедийные истории про девочек в деревне и девочек на кемпинге, то и сейчас не разочаруетесь. Заварите чайку, завернитесь в плед и включите эти сериалы — самое то для долгих зимних вечеров.

Yuru Camp
Yuru Camp

Из новых работ в жанре хочется отметить Super Cub, который можно ёмко описать двумя словами — школьницы и скутеры. На одну половину милая и немного меланхоличная повседневность, на другую — реклама продукции Honda. Размеренное, спокойное и красивое. Немного проседает ближе к концу, но всё равно способно расслабить.

Второй сезон Miss Kobayashi's Dragon Maid S — всё то же самое, только больше и веселее. Если понравился первый сезон, то понравится и этот. Милые девушки-драконы и их хозяева снова занимаются праздным дуракавалянием.

За кулисами комедии — это самая трагическая работа в истории Kyoto Animation, так как она должна была выйти ещё в конце 2019 года. Этому помешал поджог студии, гибель режиссёра Ясухиро Такемото, потеря почти всех наработок и пандемия. Чудом уцелели только некоторые раскадровки Такемото, но остальное пришлось создавать с нуля.

Miss Kobayashi's Dragon Maid S
Miss Kobayashi's Dragon Maid S

А если смотреть в общем, то 2021-й был годом вторых сезонов и сиквелов. Тут хочется отметить продолжения Zombie Land Saga (в чём-то даже лучше первого), Beastars, World Trigger, Dr.Stone и Go-Toubun no Hanayome.

Технически вторым сезоном можно назвать телевизионную адаптацию фильма Kimetsu no Yaiba: Mugen Ressha Hen («Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный поезд»), который вышел ещё осенью 2020 года. Фильм разбили на семь эпизодов и добавили в него несколько новых сцен.

В 2020 году «Бесконечный поезд» обошёл все западные картины по сборам в мире и стал самым кассовым аниме в истории. Можно не любить сёнены, но любопытства ради стоит посмотреть хотя бы первый сезон (или пересмотреть второй, если вы уже видели фильм).

А так про сам сериал я уже написал развернутый обзор:

Хотелось добавить Mobile Suit Gundam: Hathaway's Flash («Мобильный воин Гандам: Вспышка Хэтэуэй») в основной блок, но рекомендовать его рядовому зрителю было бы несколько неправильно. Дело в том, что это первое адекватное продолжение «Универсального века» — центральной вселенной в мультивселенной франшизы Gundam. А ещё первая часть трилогии фильмов Hathaway’s Flash, которая снята по мотивам одноимённого ранобэ аж 1989 года. Так что фильм изначально рассчитан на старых поклонников Gundam.

Чтобы понять отсылки и мотивацию Хэтэуэйя, нужно как минимум посмотреть фильм Char’s Counterattack. А ещё лучше — все классические сериалы и фильмы по «Универсальному веку». Hathaway's Flash талантливо снят (режиссировал Сюко Мурасэ, создатель Ergo Proxy и Witch Hunter Robin), история интригует, но тут скорее «вечеринка для своих», чем для массового зрителя — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Заслуживают упоминания

Tsuki to Laika to Nosferatu («Луна, Лайка и Носферату»)

Премию «развесистая клюква» в этом году получает сериал Tsuki to Laika to Nosferatu, который в западном аниме-сообществе уже успел заслужить шутливое прозвище «Коммунистический Дракула», а в России стал поводом для адских споров на популярных аниме-площадках.

События сериала разворачиваются в альтернативной вселенной, где СССР обозвали Федеративной Республикой Зирнитра, а весь западный мир — Соединённым Королевством Арнак. На этом все крупные различия заканчиваются, ведь даже карта мира соответствует реальной Земле. Плюс все герои аниме имеют русские имена и фамилии.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Впрочем, есть ещё одно различие — в этом мире существует миролюбивая раса вампиров. Они живут в горах и никого не трогают, но псевдо-СССР решает их репрессировать. Вампирша Ирина Люминеск пережила одну из чисток и стала испытуемой в космической программе Зирнитры. К ней приставили молодого проштрафившегося пилота Льва Лепса, который должен тренировать девушку для полёта в космос. Задание строжайшей секретности, так как никто не должен знать, что первым в космос полетит не человек, а существо иной, грязной расы.

Tsuki to Laika to Nosferatu критиковали за две вещи — за чудовищную слащавость и дубовую «клюкву» вплоть до обвинений в антисоветчине. Про антисоветчину — притянутые глупости, а вот «клюква» — истинная правда.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

В аниме собраны все затёртые штампы про «кровавую гэбню», «чёрных воронков», «20 миллионов безвинно репрессированных» и прочие ужасы СССР. И проблема заключается не в том, правдиво это или нет (речь всё-таки идёт о вымышленной стране), а в том, насколько это безыдейно подано. Авторы аниме и ранобе будто вообще не старались и соревновались в количестве клюквы и штампов на одну серию. И да, тут есть Кремль, мавзолей, очереди, вкусный борщ, водка, матрёшки и лютые морозы.

С другой стороны, всем критикующим можно задать вопрос: а так ли часто в год выходит аниме про гонку вооружений, СССР (пускай и с приставкой «псевдо») и первые полёты человека в космос? Почти никогда. Так что посмотреть из любопытства можно, но с большими оговорками. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Horimiya («Хоримия»)

По первым эпизодам «Хоримия» выглядит как образцовая романтическая комедия. Хори Кёко – прилежная ученица, которая всё свободное время уделяет младшему брату и уходу за домом. Она стесняется этой стороны своей жизни и боится показывать её одноклассникам. Случайно Хори встречает на улице одноклассника Миямуру – обычно молчаливый парень в очках внезапно расхаживает по улице с модной причёской и кольцом в губе. Теперь, когда они знают секреты друг друга, им придётся как-то найти общий язык.

Отношения главных героев выглядят очень мило и душевно: они постепенно становятся всё ближе друг к другу, между ними нет больших недоговорок, а конфликты ограничиваются спорами о мелочах. Это не столько сюжет о притяжении противоположностей, сколько история двух людей, которые органично дополняют друг друга. Миямура учится открываться окружающим, заводить новые знакомства и справляться со старыми комплексами. А у Хори наконец-то появляется кто-то, на кого она может положиться.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Чтобы зрители не пресытились такими милыми отношениями основной парочки, здесь добавляют целый ворох второстепенных персонажей со своими заморочками. Одни страдают от неразделённой любви, вторые пытаются найти себя в мире, третьи стараются найти общий язык со своей второй половинкой. И как раз в этом кроется главный недостаток аниме.

Если поначалу второстепенные персонажи дополняют основную историю, то со временем они начинают сбивать темп повествования. Как-никак, попытка вместить 16 томов манги в 13 эпизодов аниме по умолчанию обречена на провал. Под конец выходит ситуация, где нас только-только знакомят с персонажем, и тут же дают его истории развязку. Даже людям, не знакомым с первоисточником, это не может не броситься в глаза. В итоге очень красиво срежиссированное аниме из цельной истории превращается в набор разрозненных анекдотов, что очень обидно. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Shiroi Suna no Aquatope («Акватоп белого песка»)

Драматическая повседневность про двух милых девушек, их разбитые мечты и работу в океанариуме на Окинаве. В индустрии есть просто аниме про работу, а есть сериалы студии P.A Works про производственную драму и бизнес, который все боятся потерять и хотят спасти. Если вам понравились сериалы Sakura Quest, Shirobako и Hanasaku Iroha от этой студии, то с большой вероятностью понравится и Aquatope.

У таких тайтлов одна проблема — некоторым будет безумно скучно следить за рабочей бытовухой, натянутой драмой и превозмоганием героев. Аналогично с аниме про творческие сферы. Например, в 2021 году вышел Blue Period — хороший сериал про начинающих художников. Его история и переживания героев возможно будут близки и понятны художникам, но другие зрители могут откровенно скучать во время просмотра. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Mashiro no Oto («Чистый звук»)

Поначалу аниме выглядело многообещающе: умер один из лучших игроков на сямисэне, а его внук Сэцу отправился покорять столицу в поисках своего собственного звучания. Сэцу открывается не самая приятная сторона города, и он понимает, что в новом мире придётся учиться выживать. Но уже во втором эпизоде аниме внезапно сворачивает в сторону самой обыкновенной истории о музыкальном кружке в школе без намёка на особую оригинальность.

Ещё сильнее усугубляет ситуацию то, насколько однородным аниме получилось визуально. Здесь достаточно красивых кадров и сцен, но порой анимация падает до непозволительно низкого уровня. Единственное, что в аниме получилось действительно хорошо, главный повод для просмотра – это музыкальные выступления.

Большинство из них звучит потрясающе, каждый музыкант играет по-своему, старается выразить характерные черты за счёт выбора композиций и стиля игры. Местами диву даёшься, насколько разнообразное и глубокое звучание можно извлечь из простого трёхструнного инструмента, особенно если играет несколько человек одновременно.

Ближе к последним эпизодам раскрывается история протагониста и его внутреннего мира. Наконец-то нам полноценно показывают, как все окружающие давят на неуверенного подростка своими огромными ожиданиями. Аниме обрывается на неожиданной ноте, после чего история вполне может стать в разы интересней. Вот только продолжение, скорей всего, придётся искать уже в оригинальной манге. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Vlad Love («Любовь Влада»)

Вампирская комедия «для себя» и одновременно для старых гиков. Мамору Осии и Дзюндзи Нисимура создали нишевый и очень бюджетный сериал (со статичными кадрами по полминуты и отретушированными фотографиями вместо фонов), который почти никто не понял. Одновременно насмешка над современной индустрией, собственным творчеством, популярными тайтлами и жанровыми штампами.

Любите абсурдные комедии, идеально знаете биографию и фильмографию Осии? Тогда будете смеяться над специфическими шутками и отсылками «для своих». В противном случае будете постоянно спрашивать про себя: «А где смеяться-то?». — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Super Crooks («Суперзлодеи»)

Несколько лет назад Netflix купил права на большинство комиксов Марка Миллара (Kingsman, «Пипец», «Особо опасен») и сейчас мы начали получать первые плоды этого сотрудничества. Super Crooks был коротким комиксом на четыре главы о суперзлодеях-грабителях, но стриминговый гигант решил растянуть историю до 13 эпизодов и доверил задачу аниме-студии Bones. Результат получился пусть и не выдающимся, но всё же любопытным.

Паренёк Джонни Болт мечтал стать супергероем, но очень эпично облажался, после чего решил стать на сторону зла. С тех пор прошло много лет, Джонни даже успел отсидеть в тюрьме, но становиться на праведный путь пока не спешит. Он будет раз за разом испытывать судьбу вместе с командой разношёрстных злодеев и не позволит прошлым просчётам остановить себя. Получается эдакий вариант «Друзей Оушена», только с суперсилами.

Японцы отлично подражают стилю Миллара, и даже не замечаешь, как от нового сюжета аниме переходит к истории из комикса. Порой анимация выглядит не очень опрятно, особенно в сценах с 3D, зато на экране всегда происходит что-то интересное. Учитывая отсутствие цензуры на Netflix, аниматоры на полную разгулялись в кровавых сценах. Здесь постоянно отрывают конечности, взрывают головы, рубят людей в фарш, — и всё это показано в деталях. Как незамысловатый сериал на вечерок, Super Crooks подходит, а на большее он и не претендует. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Ijiranaide, Nagatoro-san («Не издевайся надо мной, Нагаторо»)

Комедийная манга Ijiranaide, Nagatoro-san была обречена на экранизацию ещё с первых томов, но давайте честно — она сильно припозднилась. В жанре комедий «шумная девочка стебёт тихого мальчика» уже экранизировали Uzaki-Chan wa Asobitai! и Karakai Jouzu no Takagi-San, так что тема явно не новая, и кому-то могла приесться.

Тем не менее, если вам нравятся работы про женское доминирование в школе, то эта комедия определённо достойна просмотра. Дерзкая и озорная Нагаторо — лучшее, что здесь есть. Тот редкий случай, когда смотришь аниме не ради сюжета, а ради надменных гримас и неловких ситуаций, в которые попадает тепличный школьник. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Jaku-Chara Tomozaki-kun («Низкоуровневый Томодзаки»)

Вся наша жизнь – игра, а геймдизайнер забыл сбалансировать сложность. По крайней мере, именно в это верит невзрачный школьник Томодзаки. В повседневной жизни на него никто внимания не обращает, зато в онлайновом файтинге Attack Families он первый по стране. Но однажды о хобби парня узнаёт его одноклассница Аой, которая тоже фанатеет от Atafami. Она видит, как отличный игрок впустую тратит свою жизнь, и решает научить его принципам коммуникации, а заодно доказать, что реальность не так уж плоха.

«Низкоуровневый Томодзаки» очень просто и понятно объясняет, как понравиться окружающим. Уроки здесь банальные, но вместе с тем правдивые: нужно спину держать ровно, почаще улыбаться, да и о внешнем виде забывать нельзя. Ну а дальше аниме даёт более сложные задачи — вроде того, как правильно поддерживать разговор, развивать дикцию и бороться со стеснительностью.

К сожалению, из-за постоянного сравнения реальности с играми, «Томодзаки» может вызвать «кринж» у тех, кому больше всего пригодились бы эти советы. В остальном же это толковое аниме с очевидным и правильным посылом: работай над собой и люди к тебе потянутся! — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Fumetsu no Anata e («Для тебя, Бессмертный»)

В этом году вышло достаточно работ, которые можно описать пословицей «начали за здравие, а кончили за упокой». Например, Fumetsu no Anata e имеет потрясающее и пробирающее до мурашек начало — бессмертное инопланетное существо прибывает на планету и начинает по собственной воле трансформироваться в различные формы жизни. Сначала это камень, потом волк, а потом одинокий мальчик, который трагически погиб.

История рассказывает о том, как бессмертное существо Фуси социализируется и пытается жить в жестоком мире людей. Вокруг него все умирают и будут умирать дальше, а он так и продолжит скитаться по планете.

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Фундаментальный нюанс — вы должны быть готовы к тому, что будете постоянно переживать и расстраиваться (а то и плакать) из-за смертей приятных вам персонажей. А если не готовы, то Fumetsu no Anata e может со временем стать для вас искусственной и пресной «слезодавилкой».

Это особенность мангаки Ёситоки Оима, а не экранизации. В манге действие уже происходит в современности, а формула так и не изменилась — больше слёз и страданий вокруг смертей. К сожалению, как бы мне ни нравились персонажи и меланхоличная атмосфера, но предсказуемость убила все положительные впечатления от работы.

Строго на любителей подобных историй. Или на новичков, которые мало смотрели утрированного драматического аниме. Увы, но подобного я уже насмотрелся и начитался. — Семён Костин

Sentouin, Hakenshimasu! («Комбатанты будут высланы!»)

Злодейская корпорация Кисараги уже исчерпала свою нишу в родном мире и решила расширяться в другие миры. Поэтому командование запихнуло своего безалаберного Комбатанта №6 в экспериментальный телепорт, дало ему в напарники лоли-андроида и отправило покорять неизведанное.

Оригинальное ранобэ «Комбатанты будут высланы» Акацука Ацука начал писать незадолго до «Коносубы», поэтому между двумя произведениями можно найти параллели. Здесь протагониста тоже окружают абсолютно безумные подопечные, а успехов добиваются скорее вопреки стараниям команды.

Но в «Комбатантах» ключевую роль играют шутки ниже пояса, а главный герой чем-то напоминает Ранса из культовой серии игр. Анимация очень посредственная и некоторые эпизоды выглядят откровенно филлерными, поэтому сердечно рекомендовать его не получится. Но всё же это в меру забавное аниме, от которого порой пробивает на заливистый хохот. Главное не ожидать слишком многого и не надеяться на хоть какую-нибудь серьёзность. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Shadows House («Дом теней»)

Второй тайтл в 2021 году, загубленный неудачными решениями студии CloverWorks (первым был чудовищно плохой второй сезон Yakusoku no Neverland). На первый взгляд кажется, что с Shadows House всё в полном порядке. Тут и добротная мистическая история про кукол-слуг и странных дворян, с которых падает сажа. Тут и шикарный саундтрек, а также сеттинг в духе Викторианской Англии.

Но под конец экранизация серьёзно отходит от первоисточника, а новая сюжетная ветка смотрится максимально неестественно. Будто начал смотреть хорошее аниме, а закончил на каком-то фанфике. Пока что есть надежда на анонсированный второй сезон, который либо окончательно добьёт адаптацию, либо её исправит. В общем, тот случай, когда манга лучше. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Wonder Egg Priority («Приоритет чудо-яйца»)

Наше главное аниме-разочарование этой подборки и третий провал CloverWorks за год. Вроде и здесь всё хорошо: чумовая постановка, очаровательный дизайн персонажей и невероятно качественная анимация (близка к аниме-полнометражкам по количеству кадров в экшен-сценах). Однако всё удовольствие от просмотра уничтожило творческое бессилие и бездарная концовка. Сложная психологическая история о подростковых суицидах и травмированных детях-изгоях закончилась полной ерундой.

До восьмой серии почти всё было идеально, а потом ушло в невнятные сюжетные повороты и завершилось притянутым за уши клиффхэнгером, после которого ко второму сезону даже не хочется притрагиваться (если он вообще выйдет). Впрочем, второй сезон может всё изменить и повернуть впечатление на 360 градусов, но для это нужен хороший сценарий.

Пока что Wonder Egg стоит смотреть только ради харизматичных героинь и анимации — она действительно одна из самых впечатляющих в 2021 году. Конечно, если закрыть глаза на статичные кадры в последних эпизодах, где студия явно начала экономить. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Tokyo Revengers («Токийские мстители» / Tokyo Revengers)

Аниме «Токийские Мстители» вышло очень вовремя. Оно вписывается в растущую волну историй, где главный герой возвращается в прошлое и заново проживает школьные годы. Вместе с тем, это история о школьных бандах, которых в последние годы было не так уж много.

Взрослый неудачник Такэмити Ханагаки видит по новостям, что его школьная любовь погибла из-за разборок банд. Внезапно его кто-то толкает под поезд метро, но вместо смерти парень оказывается в своём прошлом. Причём попадает он в самый судьбоносный день: когда его вместе с друзьями избили старшеклассники, и они превратились из борзых хулиганов в обычных шестёрок.

Чем аниме зацепило зрителей, понять можно. Истории о разборках крутых парней, которые готовы кулаками добиваться своего, до сих пор остаются привлекательными. Да и детективная часть сюжета заставляет с нетерпением ждать, что будет дальше.

Не могу назвать себя большим фанатом «Токийских Мстителей», но не признать их важность попросту невозможно. В Японии манга только за этот год разошлась десятками миллионов экземпляров, да и за границей она была чрезвычайно популярна. Если в 2019-м году главным сёнэном был Kimetsu no Yaiba, а в 2020-м Jujutsu Kaisen, то в 2021-м году эту позицию уверенно заняли «Токийские мстители». — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Takt Op. Destiny («Такт Опус. Судьба»)

В этом году были интересные работы с упущенным сценарным потенциалом. Все они быстро выветриваются из головы, но имеют ряд достоинств. Например, таким аниме стал сериал Takt Op. Destiny — по сути реклама грядущей мобильной игры. Абсолютно ерундовый сеттинг с вторжением инопланетян, которые боятся мелодий, поэтому захватчики запретили всю музыку на Земле. Главные герои — это носители мелодий, в телах которых скрыты симфонии, способные уничтожить пришельцев.

Девочки с гигантскими мечами сражаются с безликими монстрами под аккомпанемент классической музыки — так можно описать весь Takt Op. Destiny. Красивая обёртка, но бездушное и рекламное содержание. Смотреть можно только ради чудесной «сакуга» в анимации. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Cider no You ni Kotoba ga Wakiagaru («Моё семнадцатое лето»)

Яркая и приятная полнометражка о летней влюблённости. Черри не любит общаться с людьми и постоянно носит наушники, просто чтобы лишний раз никто не донимал. Собственные переживания он передаёт через хайку, которые никто толком не лайкает.

После переполоха в гипермаркете он случайно меняется телефонами с девушкой Смайл. Как оказывается, новая знакомая Черри ведёт популярный блог, но стесняется своих брекетов. Вместе им предстоит разыскать пластинку «Ямадзакура», которую где-то в торговом центре потерял старый хозяин музыкального магазина.

Первые минуты приходится привыкать к необычному стилю анимации, буйству цветов и угловатым CG-бэкграундам. Но очень быстро проникаешься красотой видов небольшого городка и начинаешь симпатизировать его колоритным жителям. Единственное, что немного смущает – это хронометраж фильма, ему будто бы не хватает ещё минут 15-20, чтобы полноценно пройти все биты романтических историй. Но финал всё равно получился удачным, а после просмотра хочется погрузиться в тёплые воспоминания о прошлом. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Hataraku Saibou Black («Клетки за работой! Код: Тьма»)

После внезапного успеха аниме об устройстве организма «Клетки за работой!» мангака Аканэ Симидзу, судя по всему, быстро исписалась. Между главами начались большие перерывы, а манга закрылась всего на шестом томе. Но издательство Kodansha не спешило отпускать свой новый хит и начало штамповать спин-оффы один за одним: об устройстве женского тела, развитии детей, тромбоцитах и так далее, общее количество перевалило за десяток.

И вот, вместе с продолжением основного сериала вышла ещё и экранизация истории об устройстве организма нездорового человека. Работу клеток в ужасных условиях сравнивают с так называемыми Black Company – компаниями, которые даже в рамках Японии кажутся слишком ужасными в плане труда.

Молодой Эритроцит АА-2154 поверил в сказки о дружном и сплочённом коллективе только чтобы оказаться в адских условиях реальности. Каждый день он рискует жизнью, вокруг тут и там умирают коллеги, а каждый новый день становится только тяжелее. Хозяин организма уж очень любит выпивать и неправильно питаться. Не дай бог он ещё и снова начнёт курить!

Не все метафоры новых «Клеток за работой!» получились удачными, но идея организма как компании всё равно кажется забавной. Эритроциты из последних сил могут работать на благо эрекции, только чтобы вместо премии получить гонорею. Таким условиям труда уж точно не позавидуешь. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Urasekai Picnic («Пикник в Потусторонье»)

Urasekai Picnic — экранизация одноимённого ранобе, вдохновлённая «Пикником на обочине» Братьев Стругацких и «Сталкером» Тарковского. Казалось бы, какой размах и интрига, а по итогу — милые девушки путешествуют в аналоге Зоны, в которой оживают крипипасты и городские легенды. Есть артефакты, есть некий элемент мистики и аномалий, но это единственное, что связывает аниме с работой Стругацких.

Одна серия — одна страшилка. Urusekai Picnic — скорее набор несвязных историй по шаблону «монстр дня», чем что-то серьёзное. Местами интересно смотреть, но ко второй половине можно заскучать и разочароваться от однообразия и «чеховских ружей», которые так никогда и не выстрелят. — Семён Костин

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Vivy: Fluorite Eye's Song («Виви -Песнь флюоритового глаза-»)

После успеха Re:Zero писатель Таппэй Нагацуки зарекомендовал себя как человек, который умеет создавать истории с временными петлями. Поэтому его позвали писать сценарий для аниме о певице-андроиде, которая должна спасти мир от неминуемого восстания машин.

Приключения айдола Дивы/Виви едва ли привнесли что-то принципиально новое в размышления об искусственном интеллекте, природе человечности или взаимоотношении людей с машинами. Да, в принципе, такой цели авторы себе и не ставили. Это сборник трогательных и в меру печальных историй, где машины – это по сути своей те же люди, только чуть менее опытные и эмоциональные.

Из-за множества сюжетных условностей и несостыковок, сериал вряд ли подойдёт людям, которые хотят увидеть чистый и логичный сай-фай. Но как аниме о выгорании, поиске цели своего существования и попытках найти собственный голос «Виви» получилась достаточно неплохой. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

Kaizoku Oujo («Фена: Принцесса пиратов»)

В последнее время очень не хватает увлекательных приключенческих аниме, особенно в морской тематике. И «Фена: Принцесса пиратов» казалась идеальной кандидаткой, чтобы занять эту нишу. Здесь была отличная анимация, разнообразные локации, примитивные, но притягательные герои. Из-за большого голода по жанру, аниме даже хотелось простить недостатки вроде того, как на развитие характера героини забили где-то на полпути. Главное, чтобы не напортачили с финалом.

И как раз тут кроется огромная проблема. Увлекательное приключение вдребезги разбивается при столкновении с внезапной и неуместной концовкой. С одной стороны, крест на аниме ставить не хочется, ведь такие вещи сейчас штучный продукт. С другой, рекомендации в стиле «первые 8-10 эпизодов были хорошими» давать тоже не хочется. — senoemos

Аниме, которым нам запомнился 2021 год

В 2021-м году проблемы в производстве аниме, похоже, только усилились. Количество фильмов и сериалов всё ещё огромное, нагрузка на штатных аниматоров и аутсорс только растёт, а спасения на горизонте не видно. Индустрия дошла до такого состояния, когда запуск аниме готовы доверить вообще кому угодно, что отлично видно на примере Ex-Arm. Режиссёр, который никогда в своей жизни не прикасался к анимации, командовал небольшой студией по аутсорсу компьютерных игр. Результат получился ожидаемым.

Ситуацию никто менять пока не собирается. Благодаря стримингу, даже самые провальные проекты отбивают значительную часть бюджета за счёт предоплаты. А некоторые катастрофы даже могут приносить прибыль. Например, аниме «Детектив уже мёртв» после отличного первого эпизода моментально просело в качестве. Но экранизация дала значительный буст продажам оригинального ранобе, несмотря на все свои недостатки.

Издательство Kadokawa видит, что даже посредственный продукт может быть отличной рекламой, поэтому на 2023-й год запланировано целых 40 новых аниме. Какой ценой будут достигать этой цели, не уточняется.

Но нельзя зацикливаться на плохом. Благодаря огромному спросу на новинки, мы получаем нестандартные проекты вроде Odd Taxi, Heike Monogatari или Sonny Boy. Да и студии вроде Kyoto Animation и ufotable продолжают держать высокий уровень качества. Десятилетия переработок и адских условий не убили аниме-индустрию. Рано хоронить её и на этот раз. Да, поиск стоящего аниме становится всё сложнее, но действительно отличные проекты как выходят, так и будут выходить в будущем. — senoemos

Heike Monogatari<br />
Heike Monogatari

Во многом cогласен c senoemos — хорошего аниме в этом году действительно было мало. Однако я с большим позитивом смотрю в 2022 год. Нас как минимум ждёт концовка «Титанов», продолжение трансляции «Каменного океана», фильм по Yuru Camp, долгожданные экранизации «Спирали» Дзюндзи Ито и «Человека-Бензопилы», второй сезон Made in Abyss, четвёртый сезон Golden Kamuy, сериал по Cyberpunk 2077, и совершенно неожиданная адаптация Urusei Yatsura от создателей всех сезонов «ДжоДжо». И это только из продолжений или экранизаций известной манги. Буду с нетерпением ждать всё перечисленное. — Семён Костин

Первый кадр новой экранизации Urusei Yatsura от студии David Production
Первый кадр новой экранизации Urusei Yatsura от студии David Production
422422 показа
113K113K открытий
1717 репостов
402 комментария

Дождались. Абсолютное величие Хидеаки Анно, самый важный релиз года

Уважаемо, молодец.

Ответить

Сам я тайтл так и не посмотрел, конечно же.

Ответить

От куда это?

Ответить

От лучших сериалов и фильмов до главных разочарованийдо главных разочарованийА где

Ответить

Мне кажется, им было слишком больно об этом вспоминать)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не стоит и упоминания

Ответить