Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Продолжает рубрику «Что почитать?» манга, публикующаяся издательством Kodansha с 2017 года. В самом ее названии - аллюзия на промежуток творчества испанского художника Пабло Пикассо, когда он рисовал только монохромные картины в холодных тонах. Кажется, вы уже догадались, о чем будет песня.

Мое знакомство с тайлом состоялось в 2021 году, когда на Netfix вышла аниме-адаптация проекта в коллаборации со студией Seven Arcs. Посмотрев неплохой 12-и серийник про трудности становления художника, решила обратиться к первоисточнику. Все же прошлое в рядах учеников изостудии дало о себе знать.

В этом лонге я не буду говорить об аниме, а остановлюсь исключительно на манге. Расскажу о истории и ее продолжении, интересных персонажах, а также о бэкграунде мангаки и художественных отсылках.

Что в основе сюжета

Главный герой, Ятора Ягучи, типичный старшеклассник, который не знает, чего хочет от жизни. Он хорош во всех предметах, от чего выбрать будущее еще труднее. После очередных посиделок с братвой в баре за просмотром футбола, Ягучи решает нарисовать любимый утренний пейзаж Сибуи и сдать его как школьную домашку по ИЗО. Ну а дальше пошло, поехало.

Он с головой уходит в искусство, записывается на дополнительные курсы по живописи и ставит для себя главную цель - поступить на бюджет в Токийский университет искусств. Как человек, учащийся на платке, искренне завидую ГГ.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

После арки с поступлением, читателя ждет следующий этап в жизни героя - его адаптация в университете. Ягучи сталкивается с новыми трудностями, испытывает выгорание и проблемы с принятием себя.

На подготовительных занятиях работы героя часто удостаивались похвалы, но в новом месте собрались не менее талантливые первокурсники. И, как заведено, у парня появляются загоны по поводу собственных способностей. Ему сложно выйти за рамки академического рисунка и по полной проявить авторское «Я».

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Здесь же ребята вместе проходят испытание Культурным фестивалем первогодок. Разбившись на команды, они готовят микоси (священный паланкин), танец в традиционных хаппи под музыку и стенд с едой. Дизайн всего перечисленного студенты должны разработать и воплотить самостоятельно за летние каникулы.

Ну и куда же тут без превозмогания лени, командной работы и неожиданных подстав со стороны погодных условий? В общем, в продолжении манги Ягучи и его новые товарищи снова будут вынуждены столкнуться с чередой проблем и найти способы их преодоления.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

В голове-то у меня образ картины выглядит просто чудесно. Но с каждым взмахом кисти я сам же порчу её

Ятора Ягучи

В «Голубом периоде» потрясающе показан мир глазами художника и его философия. Героям здесь в открытую говорят о самовыражении и свободе, что резко контрастирует с процессом подготовки к Университету. Когда всех натаскивали на натюрморты и все, что уничтожало творческое мышление и любовь к рисованию. А простые истины манги можно вынести в подпункты:

  • Границы только у нас в голове
  • Творчество - не для избранных, оно доступно всем
  • Хотите что-то начать - вам не нужно на это одобрение или дозволение
  • Искусство невозможно оценить - оно субъективно
  • Главное, чтобы занятие нравилось именно вам. И чтобы вы получали от него удовольствие, иначе какой вообще в этом смысл ?

Двойственность главного героя

Ятора Ягучи - это медаль с двумя абсолютно полярными сторонами. Для него улучшение баллов за тесты и беспроблемное взаимодействие со сверстниками сродни выполнению рядовых обязанностей. Свой успех в учебе он объясняет лишь продуктивной работой. И он вовсе не считает себя гением. При этом парень испытывает трудности с принятием похвалы за свои достижения. У него это не вызывает никаких чувств.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Но все меняется, когда Ятора вступает в клуб рисования и знакомится с Ётаске. Сначала он думает, что в картинах нет ничего сверхъествественого и авторитетно заявляет, что может рисовать точно также, как Пикассо. Познакомившись с другими талантливыми ребятами, он признает посредственность своей живописи, при этом называя Ётаске одаренным. И тогда наш ГГ решает упорно трудиться до тех пор, пока его полотна нельзя будет отличить от работ гения.

О героях и диалогах

Все персонажи яркие, живые и со своим багажом проблем. Кто-то испытывает давление со стороны семьи и ее «наследия», другие больше думают об окружающих, чем о самих себе. А главный герои в вовсе периодически страдает от синдрома самозванца. При этом все они искренние, и в открытую высказываются о том, что у них на душе. А еще устают, плачут, думают все бросить, но берут себя в руки.

Диалоги - сильная сторона манги, заставляющая задуматься. И речь тут не только о самоидентификации, мотивации и стремлении жить и творить. А о работах, которые дают нашим студентам. Например, когда они получают задание представить проект о виде Токио. Каждый герой по своему интерпретирует это понятие, путешествует по музеям и отдаленным уголкам города, чтобы представить свой взгляд на окружающий его мир.

И тут читатель непроизвольно задается рядом вопросов: А что для меня значит родной город? Что в нем особенно ценно? Как бы я воплотил его образ в искусстве?

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Все ли творческие натуры эгоистичны? Или это стереотип, который четко закреплен в обществе, где каждый конкурирует с другими талантливыми личностями? Манга рушит это восприятие, показывая нам совершенно разных ребят, которые готовы идти на уступки и работать сообща ради общей цели.

Зритель наглядно чувствует это в арке по подготовке к Фестивалю и экстре, посвященной поездке наших студентов на экскурсию на завод по изготовлению холстов. И абсолютно неважно, какой грандиозной является цель: победа в соревновании микоси или же в конкурсе на лучший карри. Здесь это работает практически также, как турнирные арки в сёнэнах, хорошо раскрывая каждого второстепенного героя.

Одним из самых интересных персонажей для меня здесь является Кинеми. Если вы смотрели аниме, то знакомы с ней по эпизоду с зеркалом на вступительных испытаниях Ягучи. Эта девушка относится к тому типу людей, которые думают о себе в последнюю очередь. Первостепенны для них всегда чувства и состояние близких. Поэтому они жертвуют всем, чтобы гарантировать им стабильность.

Кинеми забывает о своем самочувствии, постоянно поддерживая общий настрой в команде. С одной стороны, на таких личностях держится баланс в коллективе. Ведь они всегда все контролируют, мотивируют и подстрекают. С другой стороны, никто не выдержит такого темпа и игнорирования собственных интересов. Так и получается, что в момент запал спадает, и сокомандники автоматом теряют поддержку. Везде нужен баланс, и именно это наш ГГ старается донести до подруги.

Психологический водоворот

Читать «Голубой период» - как отдельный вид терапии. У каждого персонажа здесь свои амбиции и страхи, вставляющие палки в колеса. Ягучи переживает взлеты и падения, находится в состоянии эмоционального выгорания и порой играет в синдром самозванца. Это история о самоопределении и преодолении трудностей, с годным раскрытием психологических аспектов любого абитуриента и первака. А главный герои уж слишком реалистичен и выходит за рамки нарисованного персонажа. Он мыслит логически, не живет в розовых очках, сомневается и непрерывно ищет себя.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Подражание - это нормально! Все с этого начинают. Но если ты будешь использовать лишь чужие идеи, далеко не уйдёшь. Сперва пойми, что тебе нравится. Начнём с этого. Посещай музеи и читай книги по искусству. Делай всё, что хочешь. Просто запоминай всё, что смогло тебя тронуть. Тогда ты поймёшь, что тебе по душе

Маю Оба (преподаватель живописи)

Здесь достойно переданы ощущения от окончания школы и подготовки к экзаменам. И это не просто слова: по поведению персонажей действительно видно, что им приходится нелегко. А манга особенно актуальна всем, кто в ближайшее время собирается поступать на творческие специальности.

Целеустремленность заразительна? Да, и еще раз да! Посмотрите на первый фрейм сверху. А теперь на второй. Этот грозный байкер, по совместительству друг Яторы, на самом деле хочет стать кондитером. А триггером для реализации собственных амбиций послужило стремление нашего ГГ воплотить свою мечту в реальность. Друг, вдохновившись его поступком, тоже решает следовать за своим сердцем. Да, будет сложно. Придется работать по утрам, чтобы оплатить курсы, и учиться по вечерам в школе. Но это нормально: жертвовать чем-то ради высокой цели.

Про художников и для художников?

Отдельно отмечу подход тайтла к процессу творчества. Здесь в доступной манере рассуждают о сложности искусства, проводя экспресс-курс в живопись: от композиции до смешения цветов. Анализируются как реальные произведения, так и картины, написанные главным героем и его товарищами. Вас научат правильно грунтовать холст, работать с графитом, маслом и даже создавать инсталляции. Я с увлечением читала о тонкостях ремесла и подводных камнях искусства, о которых могут поведать только те, кто в этом варится.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Не смотря на фокус манги на конкретной области, она не душная и подойдет многим. Простые смертные погрузятся в атмосферу искусства и получат небольшой гайд. А эксперты смогут посоревноваться в поиске отсылок на известные произведения.

Аллюзия на картину Альбрехта Дюрере «Руки молящегося»:

Аллюзия на картину Джузеппе Арчимбольдо «Лето»:

Аллюзия на картину Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»:

Аллюзия на картину Гюстава Курбе «Отчаяние. Автопортрет»:

Из менее очевидных и узнаваемых аллюзий - картина Эвелин де Морган «Клития»:

Об авторе и стиле

Цубаса Ямагучи сама заканчивала Токийский университет искусств, поэтому ее тайтл отчасти автобиографичен. Она уж точно знает, какого было там учиться и сдавать проекты на сессии. После окончания вуза, Ямагучи выпустила два ваншота в журнале «Good! Afternoon» (и вам того же) и полноценную мангу «She and her cat».

Летом 2017 года свет увидит «Голубой период». По состоянию на ноябрь 2021 года тираж манги превысил 4,5 миллиона экземпляров. А уже в 2020 году она была удостоина 44-й премии Kodansha Manga Award и главного приза 13-й премии Manga Taishō .

«Голубой период» - это кульминация творчества автора в рамках мангаки. Здесь каждую главу презентует яркая обложка и арт, выполненный в разных художественных жанрах ( по типу сюрреализма или модернизма). В открывающей первой главе мы и вовсе видим яркую комиксную заливку, которую потом сменяют привычные ч/б фреймы. На страницах «Голубого периода» между собой сражается графика, акварельная и масляная живопись. Со скринтонами у Ямагучи тоже случилась любовь. Резюмируя, получилось самобытно и завораживающе.

Зачем это читать?

Если вы художник - то подобный вопрос вообще не должен был у вас возникнуть. Я серьезно. Другое дело, если читатель далек от тайтлов про повседневность и прочую учебную спесь. Но по личному опыту отмечу, что читать только лишь сёнены взахлеб бывает утомительно. И для переключения фокуса вам на помощь приходит «Blue Period», сочетающий в себе заряд мотивации, психологические самокопания и извечный поиск своего места под солнцем.

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника

Это простая история со своими проблемами и юмором. С хорошим трениногом по зарубежному искусству и планом по преодолению его шаблонов. А еще с качественным визуалом от дипломированного специалиста, не боящегося рисовать персонажей в разных стилях и техниках. Особенно советую к ознакомлению тем, кто в свое время запоем читал «Bakuman».

Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника
Этот блок временно не поддерживается

Предыдущие обзоры на мангу:

2.7K2.7K показов
1.6K1.6K открытий
33 репоста
23 комментария

Как и в случае с чуваком ниже, смотрел лишь аниме. На мангу не хватает концентрации в большинстве случаев. Было это ещё когда я активно занимался дизайном и вся эта тема мне была интересна.

В поддержку блога и стабильно выходящих статей, за которыми иногда слежу. В зависимости от того, знаком мне материал или нет, разумеется)

Ответить

Не читал мангу, но аниме понравилось. Интересно описаны техники и сам процесс от вдохновения до создания арта.

Ответить

Очень советую к прочтению мангу. Автор отлично передает эмоции персонажей

Ответить

Сел за мангу после просмотра на тот момент вышедшей одной или двух серий, и остался крайне доволен. Посоветовал девушке, которая мангу не очень жалует, однако тема уж больно ей близкая. Она пишет картины, очень её впечатлило наличие огромного количества референсов и точности материала, довольная ходила и объясняла мне что "вот это вот вообще-то не просто так взято, а потому что..."

Ответить

Там вообще все не просто так) Мангака же сама из Токийского Университета искусств. Поэтому всем людям творчества реально ее можно к прочтению советовать

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить