Интимность мультипликации Макото Синкая

Его называют вторым Мияздзаки, художником городского пейзажа и мастером эмоций. В свои картинах Макото Синкай объединяет и разлучает героев, превращая неуловимые мгновения в вечность. Этот лонгрид - не рецензия на его фильмы, а скорее анализ подхода к их созданию.

С чего начался творческий путь

Макото Синкай родился в 1973 в префектуре Нагано. Позднее он перебирается в Токио, чтобы получить образование по японской литературе. Еще со средней школы неразрывной частью его жизни были аниме и манга, которые он хотел создавать.

Анимация и Синкай неделимы. В старшей школе он искал в аниме отдушину. Оно помогало ему найти мотивацию и вдохновение. В одном из интервью Синкай скажет, что его работа сейчас - это возвращение своеобразного долга за ту поддержку, что он получил от аниме в юности.

Долгое время Синкай не мог найти свое место в жизни. Он знал только одно: ему определенно хотелось придумывать и создавать. После окончания университета, Макото Синкай устраивается на работу в игровую компанию «Minori». Там он работает в отделе, занимающемся синематикой. По сути, он рисовал что-то вроде опенингов для игр. Здесь Синкай впервые попробует себя в качестве постановщика. А еще начнет сочетать обычную анимацию и CGI, выработав практически их идеальную пропорцию.

Первый опыт в создании короткометражных произведений он получил, когда рисовал во все той же компании. Со временем он набил руку и сформировал стиль, за который его любят и ценят.

В 2002 свет увидит полноценное произведение «Голос далекой звезды». Это первый узнаваемый проект Макото Синкая. Ради него он бросил работу и посвятил всего себя хобби. Он сам написал сценарий, срежиссировал, отрисовывал и смонтировал фильм.

«Голос далёкой звезды» - это получасовая история о любви, разлуке, одиночестве и таких волнительных отправках сообщений, доходящих до получателя с задержками. А еще этот фильм с нотками научной фантастики и роботов. Именно он откроет Синкаю дверь в новые проекты с большими бюджетами и собственной командой.

Я человек из игровой индустрии. От меня индустрия кино как будто далека, я никогда ей всерьез не интересовался и пока не особо понимаю значения того, что происходит.

Макото Синкай

В картинах Макото Синкая отображаются воспоминания детства. В каждый проект он добавил свой опыт и переживания. Синкай - это мультипликатор, который умея и имея возможности, делится со зрителями своей авторской интерпретацией мира. Именно поэтому его можно считать интимным.

Его история - это наши истории

Макото Синкай говорил о том, что не считает свои фильмы идеальными или их концовки беспроигрышными. Для него большую ценность играет путь, пройденный каждым героем. Ведь не зря нам говорят, что путешествие всегда важнее конечной точки.

Его работы про перманентный поиск: себя, близких людей, мотивации. Синкай - это наблюдатель за людьми, жизнью городов и природой. Он следит за мельчайшими изменениями окружающей действительности и фиксирует это в картинах.

Макото Синкай умеет не просто смотреть, а видеть, и транслировать это зрителю. Он четко ловит момент, не боясь крупных планов и детальных прорисовок фонов и пейзажей. А на вопрос, почему он выбрал анимацию, а не художественное кино, отвечает логично: только анимация позволяет ему делать все, что он хочет.

Изображая яркие эмоции — будь то грусть или радость, — я хочу, чтобы персонаж был не в вакууме, а в красивом месте.

Макото Синкай

Одиночество - лейтмотив творчества Макото Синкая. С развитием города и технологий, человек становится все более отдаленным от реальности. Уходя в телефон, люди не замечают, как становятся одиноки. Поэтому персонажи Синкая так часто испытывают тоску. Борьба за упущенное мгновение или желание найти человека - это аспекты, делающие мультфильмы меланхоличными и оставляющими после себя осадок.

Макото Синкай не равно Миядзаки

Главной особенностью работ Синкая выступает избегание штампов и клише. Вместо этого, он скрупулезно прорисовывает пейзажи и дальние планы, незатейливо играя с ракурсами. Макото Синкай безупречно выстраивает кадр, прорабатывая его на всех уровнях. А его образы всегда символично-реалистичны. Ведь прекрасное в простоте. Стоит лишь научится его подмечать.

Хаяо Миядзаки — человек другой эпохи. У него другая энергетика и другого масштаба талант, до которого мне далеко.

Макото Синкай

Синкая часто приравнивают к Хаяо Миядзаки, хотя он сам не согласен с высказыванием, считая доводы переоцененными. Его путь соприкосновения со зрителем иной, нежели у основателя студии Ghibli. Даже не смотря на то, что любимое аниме Макото Синкая - «Небесный замок Лапута».

Мультипликация Синкая - это дань чувствам и воспоминаниям, скрытым в каждом из нас. Это добрый рассказ о простых взаимоотношениях, переданных через пейзажи, предметы, локации, транспорт. И во всех полнометражках есть мотив юности, тоски и ускользающего мгновения. С музыкальными композициями фильмы обретают особую атмосферу доброй грусти и переносят нас в то эмоциональное состояние, в котором живут персонажи.

Диалоги - не главное в аниме Макото Синкая. Безусловно, нарратив там тоже присутствует, и весьма неплохой. Но фильмы говорят о себе визуально, мотивируя зрителя разделить с героями моменты их жизни и осознать это на уровне собственных ощущений. Поэтому и постановка кадра все больше концентрируется на мимике. Все же Синкай - это про простые эмоции, чувства, цикличность и вечный поиск.

Мимолетность момента - еще один важный аспект его творчества. Будь то природа, путь на учебу или же встреча в беседке под ливень. Это про секунды, становящиеся мгновениями и про случайные встречи, навсегда меняющие персонажей. В «Саду изящных слов» эта идея раскрывается наиболее ярко, четко рисуя частые свидания двух незнакомцев, под монотонный шум стихии раскрывающих душу друг другу.

Природа — это нечто очень большое, нечто с очень длинной историей. Если взглянуть в прошлое, то жизнь и деятельность человека не играли существенной роли, они были почти незаметными.

Макото Синкай
Интимность мультипликации Макото Синкая

Я смотрю фильм и вижу в нем реальность. И причем не важно, какую картину и на каком моменте остановить, чтобы разглядеть все детали пазла, составляющего вселенную Макото Синкая. А они, собираясь воедино, переходят из одного проекта в другой.

Воздушные замки из облаков

Пожалуй, это первое, что выделяет работы Макото Синкая и пласта других анимационных проектов. Это детальная прорисовка каждого перьевого облака, каждого луча солнца или парящей звезды. Он играет с оттенками, всполохами, цветом и светом. И порой кажется, что небо - отдельный герой повествования, раз за разом перетягивающий внимание зрителя на себя. А все потому, что Синкай с детства любил небо. Он вырос за городом, где всегда была хорошая погода.

Дождь и символ непостоянства

Помните, когда идет дождь, люди испытываю самые искренние эмоции и открывают сердца. Поэтому еще одна характерная особенность полнометражек Синкая - буйство стихии. Пока идет ливень, герои могут сидеть за оконным стеклом, наблюдая, как капли играют в догонялки. Или же заводить новых знакомых, пытаясь укрыться от дождика в парке.

Интимность мультипликации Макото Синкая

Пока бежит поезд

Это еще один символ в работах Синкая. Он отражает важность момента, в который герои могут побыть в своих мыслях. Будь то ожидание электрички на заснеженной платформе, или же счастливый момент, когда удалось поймать закатные лучи солнца, завороженно прильнув к окну. И снова нам вторят извечный урок - внимание к мелочам, деталям, обыденности.

Оставаясь на связи

Быть в моменте и наслаждаться им с близкими рядом. Вот философия Макото Синкая. Не зря же многие его персонажи преодолевают одиночество. Это идет еще с «Голоса далёкой звезды» и неминуемо звучит в последующих работах Синкая. Иногда мы на связи по сотовому, ожидая, когда сообщение достигнет адресата, а иногда стремимся найти тех, связь с которыми прервалась в реальном мире.

Я хочу, чтобы у аудитории — особенно у японской — было чувство, что перед ними реальный мир, а не просто какая-то абстракция.

Макото Синкай

Макото Синкай не второй Миядзаки и никогда им не будет. Они разные, и каждый заслуживает быть назван по имени. Просто идет время, появляются новые личности и приносят свое видение мира, находящее отражение в искусстве.

Единственное, что объединяет мультипликаторов, так это любовь к природе. Но у них совершенно разный диалог со зрителем. Миядзаки - это невероятные сказки с взмывающими в небеса замками и драконами, а Синкай - это про трепетность отношений и внимание к мелочам повседневности.

Традиционный плейлист с композициями из полнометражек:

Ваша Саша

2424 показа
4K4K открытий
77 репостов
66 комментариев

@Виабу
Будем благодарны за репост )

Ответить

Простите за тупую шутку, но...

Ёсиюки Томино: Слыш, Макото, а где интим?!

https://dtf.ru/anime/78839-sozdatel-franshizy-gundam-schitaet-chto-anime-makoto-sinkaya-ne-hvataet-otkrovennyh-scen

Ответить

Ахаха. Окей)

Ответить

Сказал человек уикоторого ЛИ ГГ стабильно помирает

Ответить

С каких пор Мастера Облаков стали называть всего лишь "художником городского пейзажа"?
А вообще, спасибо за лонг. Синкай - это статус шедевра.

Ответить

Одно другого не отменяет. Про облака тоже есть в лонге

Ответить