Философия Гатса

Философия Гатса

1. Вступление.

Кто для вас черный мечник? Это мужественный человек, который идет против судьбы и воли Длани Господни? Может это воплощение архетипов Искателя, Бунтаря, Героя и Любовника или просто мемный парень с огромным мечом, который ищет свое счастье? Каждый из этих образов подходит под описание Гатса, но дает не полную его трактовку. Я уже делал разбор Гриффита, потому что анализ его личности это целое приключение. Хочу сказать сразу, что и Гатса списывать со счета в этом плане не стоит. Возможно сначала он может показаться вам достаточно простодушным парнем, мотивация которого прозрачна и ясна. Но я так не считаю. В этом небольшом эссе я хотел бы обратиться к философии Юнга, поговорить о том, как экзистенциализм связан с Гатсом и при чем здесь постмодернизм. Ну и кончено обратимся к восточным религиозным течениям, которые куда лучше раскроют нам Гатса.

2. Юнг, Эго и Персона.

Философия Гатса

Интересно, как нам преподносят личность Гатса. С самого начала произведения Миура сразу раскрывает нам образ, которым станет черный мечник. Нам показывают его холод и отношение ко всему окружающему, показывают то, что Гатс из себя представляет. Арка “Золотой век” в свою очередь просто ставит зрителя перед фактом, что все события в любом случае приведут героя именно к такому состоянию. Это отсылает нас к фаталистической трактовке судьбы героя. Зрителю прямым текстом заявляют, что история Гатса в золотом веке - это уже прописанный сюжет. Какие бы действия не совершал герой - в итоге это приведет его к одному результату. Нам же, как стороннему наблюдателю, остается только смотреть на это со стороны. Но начать я хочу вовсе не с фатализма. Идеи Густафа Юнга о существовании тени внутри личности каждого человека прямым образом пересекают Гатса. Юнг говорит о том, что в каждом из нас есть так называемая тень. Юнг описывает понятие тени, как идентификация с персоной. У общества припасен для нас набор определенных ролей. Оно запечатлевает в нашей душе свои идеалы, одевает нас в платье адекватного и приемлемого поведения. Мы же принимаем на себя эти роли подобно тому, как актер надевает тот или иной костюм, и поэтому ведем себя неестественно. Так как Миура - это автор с востока, то и смотреть на эту теорию я предлагаю с опорой на восточные учения. В традиционных обществах Индии, Китая, Японии вы и ваша роль — одно целое. Соль в том, чтобы дать этой роли самое совершенное воплощение, будь вы нищим монахом или безутешной вдовой, бросающаяся в огонь вслед за ушедшим супругом, — вы должны стать тем, чем вы должны стать. Юнг же предостерегает: вы должны играть свою роль, помня о том, что это не вы. Это совершенно противоположная точка зрения. Для этого требуется индивидуация, отделение эго, т. е. образа самого себя, от социальной роли. Это вовсе не означает, что не нужно играть социальные роли. Но кем бы вы ни захотели стать в жизни, вы всего лишь играете роль, и не стоит принимать ее слишком всерьез. Персона — только маска, которую вы надеваете, чтобы принять участие в игре. У Гатса этой маской стали проклятые доспехи. Их символизм воплощается именно в неком трансцендентном состоянии Гатса в их облачении. Он перенимает на себя роль мстительного зверя, полностью отвергая изначальную человечность. Среди последствий отождествления с персоной наблюдается утрата индивидуального взгляда на себя; реакции такого человека предопределены коллективными ожиданиями. Точно также и Гатс каждый раз рискует полностью потерять свой человеческий облик, и лишь окружающие его близкие люди не дают ему сделать это. В его случае смешиваются понятия персоны и эго. Доспехи дают ему невообразимую силу и являются воплощением его эго, но в тоже время они остаются лишь промежуточной ролью Гатса. Основная проблема индивидуации как раз и заключается в том, чтобы отыскать некое состояние равновесия, в котором эго и персона не будут резонировать, а станут дополнять друг друга. Гатс же постоянно сталкивается с этим, маневрируя между собственным эго и персоной в лице проклятых доспехов.

3. Постмодернизм.

Философия Гатса

Я уже заикнулся о постмодернизме, поэтому хочу вернуться к нему. С одной стороны образ добродейтельного рыцаря полностью рушит Гриффит, который пусть и верно идет к своей цели, но делает это весьма аморально. Мы привыкли, что в стандартной модели сказки, рыцарь - это воплощение чести и мужества. Но в случае с Гриффитом такими характеристиками герой легенд не обладает. Напротив - мы имеем Гатса, который не тянет на звание рыцаря, половиня людей направо и налево, плюя на мнение окружающих и неся свое тяжелое бремя во имя мести. Это никак не подходит к образу доблестного человека или хорошего парня, который занимается спасением мира. Гатсу абсолютно наплевать на все окружающее, его эгоцентричные стремления делают из него машину. Именно в этом заключается посмодернистская идея “Берсерка”. В арке “Золотой век” нам дают Гриффита, который на первый взгляд является воплощением типичного героя-рыцаря. Белые чистые волосы, гладкая кожа, ум, сила, решительность и упорство. Его катализатором становится Гатс, из-за которого мы видим обратную сторону Гриффита. Постмодерн играет с нами, переворачивая роли персонажей и, тем самым, делая сюжет менее предсказуемым. Даже после казалось бы устоявшихся позиций персонажей мы не до конца верим автору. Гатс лишается всего, червствеет внутри, но все равно остается в состоянии испытывать положительные чувства и эмоции. Перерождение Гриффита и все последствия этого события не убивают в Гатсе человечность полностью. Наоборот - это становится неким логическим началом для формирования его истинной личности. Личность формируется и набирается сил только через испытания и трудности. Почти поверженный Гриффитом Гатс не спешит умирать, как это обычно происходит. Изнанка рыцаря из сказок не убивает Гатса до конца, и тем самым дает новую веху сюжету. Там, где обычные истории заканчиваются, Берсерк благодаря постмодернизму только набирает обороты.

4. Экзистенциализм.

Философия Гатса

Если говорить об экзистенциализме в Берсерке, то несомненно нужно и рассказать о сущности понятия смерти, ибо эти понятия нераздельно связаны между собой. Свободный человек ни о чем не думает меньше, чем о смерти, и мудрость заключена в рассуждениях не о смерти, но о жизни. Это слова Бенедикта Спинозы, который говорил о том, наш мир - это огромный механизм, познать который мы можем только в том случае, если обратимся к изучению самого бытия. Как же эта идея отражается в Гатсе? Каждую серию звучит риторический вопрос. Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господни, парящий над миром. Нам дают ответ, что человек не властен даже над своей волей, но это утверждение крайне спорно, потому что даже сам Миура не выражает четкую позицию по этому поводу. Нам говорят о фатализме, но при чем тут экзистенциализм? Дело в том, что Гатс по сути смог заглянуть за ширму мироздания. Он испытал трансцендентный опыт. В основе экзистенциализма лежит два процесса - экзистенция и трансценденция. Экзистенция - это способ связи Божественного через человека в бытие. Трансценденция - это связь с Божественным из бытия через человека, то есть процесс обратный. Гатс увидел, что правит этим миром, подобный опыт является крайне травмирующим, особенно, если учесть характерные черты Длани Господни в лоре “Берсерка”. Если брать трактовку экзистенциализма у Мартина Хайдеггера, то можно заметить, что он делает акцент на том, что бытие вытекает из существования. Он не берет в основу наличие Божественности, просто игнорируя этот вопрос. Но в мире Берсерка божественность присутствует, против нее и борется Гатс. Он жаждет мести и ставит это превыше всего. Проблематика экзистенциализма скорее характерна Гриффиту, нежели Гатсу. Гриффит рассуждает о своем предназначении, мыслит о цели и ценности собственной жизни. Гатс же перенимает это стремление у него, из-за чего и покидает отряд. Его уход - это не случайное и спонтанное решение. Можно сравнить этот поступок с инициацией. Гатс покидает отряд, дабы обрести собственную личность, чтобы иметь свои стремления и цели, а не слепо идти за Гриффитом, как это делают остальные. Вернувшись, он чувствует под собой почву и осознает себя. Может даже показаться, что Гатс становится заменой Гриффита, который в это время находится в плену. После событий в чистилище мстительный стимул и как следствие эгоцентризм концентрируют его мысли только на мщении Гриффиту. Познав себ, Гатс вновь начинает путаться, потому что не может жить без этой мести. Его личность начинает тускнеть и блекнуть на фоне негативных чувств и стремлений, из-за чего Гатс постепенно теряет себя.

Возможно ээсе получилось немного сумбурным, за что прошу меня простить. Я планирую выпустить полномасштабный ролик о всем лоре Берсерка, естественно с хорошим анализом и отсылками к философии. Поэтому, если вам такая идея нравится, то поддержите меня лайком или комментарием.

Видеоэссе:

2929 показов
8.9K8.9K открытий
11 репост
12 комментариев

Моё лицо, когда увидел отсутствие абзацев.

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

факты

Ответить

Философия Гатса:
Просто включаешь это и все понимаешь без слов

Ответить

Философия Брюса Ли

Ответить

Гатс просто искал счастье

Ответить