Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Top wo Nerae - дилогия из двух шестисерийных ов, выходивших с 1988 по 2006 года. В плане жанров это космическая фантастика элементами боевика, мехи (супер и обычной) и большим количеством драмы.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Оба произведения выпустила студия Gainax, широко известная такими громкими тайтлами как Fushigi no Umi no Nadia, Ouritsu Uchuugun: Honneamise no Tsubasa, Shinseiki Evangelion, Karekano, Abenobashi Mahou Shoutengai, Furi Kuri и светочу секты фильченко Tengen Toppa Gurren Lagann. Контора эта всемирно известна крутейшими креаклами и крайне хреновыми менеджерами. От первых мы где-то до 2007-го года получали многочисленные культовые тайтлы-иконы с бомбезной рисовкой и увлекательными сюжетами, ну а авторая подарила студии (и фанатам) такие рофлы как заканчивающиеся посреди тайтла деньги, аутсорс анимации у корейцев, постоянные финансовые проблемы и т.п. приколюхи.

В жизни студии я бы выделил три этапа:

1) Этап классической элегантности и фантастики. Длился он с основания Gainax в 1981 году до выпуска Karekano в 1998 и сопровождался красивой олдскульной гипердетализованной рисовкой, доминированием фантастических сюжетов и обычно серьёзной подачей. Honneamise, Evangelion, Gunbuster, Nadia были выпущены именно тогда. Далее тоже будут интересные произведения, но всё же продукты именно этого этапа стали моими любимыми. В них я вижу более душевные сюжеты, восхитительную и креативную рисовку, а также всемирно известные и весьма оригинальные способы не уронить тайтл на дно, когда у тебя в кошельке закончились кешики. Согласитесь, ведь именно за магическую способность превратить длящийся 40 секунд единственный кадр в захватывающую сцену мы и любим аниме.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

2) Для простоты назовём этот этап "фурикуришным". Длился он с 2000-го года, когда выпустили Furi Kuri, до 2010-го, когда вышел Panty & Stocking with Garterbelt. Здесь были TTGL, Re: Cutie Honey, Abenobashi Mahou Shoutengai, Diebuster и другие. Этап я бы охарактеризовал созданием совершенно новой для студии концепции подачи, в которой теперь превалирует кичливая несерьёзность, гипертрофированная анимация, гиперболизация и дикий пафос. Явно было видно, что студию покинули художники старой школы, а вместо них пришли новые - люди вроде Imaishi Hiroyuki, больше ценящие фановый безбашенный икшончик. Сейчас я не вижу в этих тайтлах ничего крышесносящего, однако на этапе ньюфажества я с них просто ссался. Эти произведения забивали все тогдашние списки ньюфаговской годноты. Именно поэтому я бы сказал, что весь этот треш идеален для вкатывания в аниме. Ничто так не кричит "Fuck yeah, it's anime, baby!!", как происходящее в Furi Kuri хрен пойми что. После условных симпсонов, бетманов, эй арнольдов и царей горы тот же Abenobashi смотрелся как божественное откровение. В то же время отмечу, что продукция стала более подпивасной и совершенно не разила в мурчало так, как это было до 2000-го.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

3) Этап теплоты. Какую теплоту может излучать студия, недавно делавшая Shinseiki Evangelion, а теперь выпускающая Dantalian no Shoka? Тепло гниения, конечно же. Период этот длился с 2011-го по 2017-ый и включал всякий порожняк типа Houkagou no Pleiades, Medaka Box, Stella Jogakuin Koutouka C3-bu, Mahou Shoujo Taisen. Честно говоря, на половине продукции прошлого-то этапа студию было узнать довольно тяжело (ребилды, сёрные попытки превратить TTGL во франшизу, Shikabane Hime), ну а тут контора превратилась в какой-то безликий ноунейм, в основном клепающий экранизации сомнительного контента. Примерно в 2017-ом Gainax окончательно загнулся - и слава богу.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Насколько я понял (эксперты поправят в комментах), в конце первого этапа произошёл массовый исход креаклов в AIC, а где-то в середине второго - в Gonzo - то были самые лучшие люди компании, без которых она окончательно скатилась на дно. Идеологи дрисни Имаиши перетекли в созданный им Trigger и продолжили выпускать рескины Гурен-Лагана. Когда-то являвшийся легендой индустрии Anno Hideaki аналогично скатился до клепания тошнотворных переосмыслений Shinseiki Evangelion в течение полутора десятков лет. Незавидный конец некогда великой анимационной студии.

Режиссёров у первого TwN два: Анно Хидэаки, чьё имя в представлении не нуждается, и Tsurumaki Kazuya, новичок, для которого ова стала дебютной работой. Судя по открытым источникам, Цурумаки режиссировал последние два эпизода; в дальнейшем он также поработает сольным режиссёром продолжения, Furi Kuri, Ryuu no Haisha и в ребилдах Евы.

Кульная история

С франшизой я познакомился на заре своего ньюфажества где-то в районе 2008 года. Естественно, первым я посмотрел именно вторую часть, случайно натолкнувшись на неё во время браузинга world-art.ru, замечательного агрегатора игр, кино и, естественно, аниме. Именно в качестве концентратора информации об аниме данный сайт надолго стал для меня одним из основных анимешных ресурсов интернета вместе с anidb.net, который я открою для себя немного позже. Кстати, как и многие другие агрегаторы информации (тот же Youtube), и World-Art, и AniDB сильно испортились со временем. Так на WA ранее можно было в отзывах и комментарниях прикладывать скриншоты прямо в текст, но история похерила этот момент. Доказательства забытых технологий древних можно увидеть на странице овы Ice, где в комментариях лежат заглушки ныне удалённых с сервера скринов. В случае с AniDB изменение было более болезненное. Ранее ресурс применял прямые теги, непосредственно описывающие важные сюжетные ходы, порой весьма спойлерные: mindfuck, kill 'em all, apocalypse, face-heel turn (и наоборот), virtual reality, anyone can die, 90% talk 100% awesome и т.п. штуки. Пускай это были и спойлеры, но по ним реально было легко найти аниме на подобие тех, что тебе нравятся. Просто выбираешь нужный сюжетный тег (psychological) и получаешь целый ворох годноты. Теперь же эта система заменена каким-то абстрактным мусором вроде origami, super robot wars, shipboard, Asia, small breasts, bendy lasers. Спрашивается, кому это говно вообще интересно? Вы догадались, что во втором случае описывается Diebuster? Сильно сомневаюсь. Так вот, это УГ прижилось и в дальнейшем также распространилось на WA, где отсроумные "пользователи" судорожно обмазывают аниме отстоем вроде

ШКОЛЬНИК, ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЬНИКИ, ШКОЛЬНИЦЫ, ШКОЛА, ШКОЛЫ, ШКОЛОЙ, ШКОЛАМИ, ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ.
ШКОЛЬНИК, ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЬНИКИ, ШКОЛЬНИЦЫ, ШКОЛА, ШКОЛЫ, ШКОЛОЙ, ШКОЛАМИ, ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ.
ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛА, ГЕНДЕРНАЯ ИНТРИГА, СУПЕРСИЛА. А где же ШКОЛЬНИК?
ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛА, ГЕНДЕРНАЯ ИНТРИГА, СУПЕРСИЛА. А где же ШКОЛЬНИК?

Попробуйе угадать, что за аниме скрывается за этими тегами и вообще нужны ли они? За исключением чего-то более-менее вменяемого типа "королевской битвы" и "шоджо аи" всё остальное представляет из себя расплывчатый никому не интересный шлак. Пример того, как было, можно уведеть на vndb.org, где ещё сохранилась старая система тегов. В отношении аниме единственный известный мне аналог - tvtropes.org, пока ещё не засраный бредом шизиков годный ресурс, позволяющий действительно легко подбирать аниме или узнавать о нём интересные фишки. Вдобавок, на WA где-то в середине 2010-х годов пришли совершенно безумные люди, начавшие заваливать ресурс своим аФтАрСкЕм рУсЕкАкРеАтИфАм, подменяя названия никогда не лицензировавшихся в СНГ тайтлов на какой-то самопальный бред из промта. В итоге искать тайтлы стало жутко неудобно, т.к. к уже привычным применяемым во всём интернете названиям, теперь добавилась бредятина ру-васянов, а порой и несколько, т.к. блеснуть умелыми навыками юзания Google Translate порой желает далеко не один васян. Тем, кто испытывает трудности с самостоятельным подбором аниме и ВН, крайне рекомендую эти 4 ресурса - посещая их вы обязательно найдёте массу новой годноты для себя. Я даже не могу оценить, насколько громадный вклад они внесли в моё анимешное хобби.

Так вот, возвращаясь к теме, тайтл меня привлёк постером со стоящей в крутой позе со скрещенными руками главгероиней и не менее крутым названием - Diebuster. На тот момент я уже знал, что студии Gainax вполне можно доверять, т.к. с удовольствием сожрал Daicon и вертевшийся тогда в ЗФН Furi Kuri. Сюжеты я особо глубоко не копал - скорее поддался волне восторженных отзывов на World-Art. Но фоне их же я решил подступиться к дилогии Top wo Nerae именно со второй части - она ведь более свежая и наверняка более крутая.

Daicon IV.

Впечатления от просмотра я сейчас могу просуммировать лишь как "мне понравилось", но ничего конкретного я тогда выдать не мог. Мне кажется, тут действовала ньюфажеская тема, что, когда аниме в принципе в новинку, любое произведение кажется каким-то мегакрутым, хотя по факту ты ничего толком описать не можешь (своего рода культурный шок). Как выяснилось позже, Diebuster был усеян прошедшими мимо меня отсылками на прошлую часть, до которой я дошёл лет так через 9. С приквела я также кайфанул и даже смог вынести намного больше положительных впечатлений: там были крутейшая драма, мощный фантастический сюжет, любопытный финальный эпизод с чёрно-белым изображением. Особенно мне запомнились два момента: полёт к Luxion и bittersweet возвращение на Землю.

С этого момента прошло 5 лет. Как-то раз, я случайно напоролся на сцену из первой части - ту самую, про потрясающий полёт со сверхсветовой скоростью, где главгероиня Noriko догоняет брошенный буквально недавно Люксион. Проработка сцены меня просто поразила - было немедленно принято решение пересмотреть всю дилогию.

Top wo Nerae

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Затравка

На дворе... хммм... 2023 год, далёкое будущее, где человечество вместо производства айфона 15 занялось чем-то более продуктивным и вылезло в космос. За 8 лет до этого, звездолёт Luxion всё ещё существующей здесь Японской Империи напоролся на неизвестную форму жизни, расправившуюся с судном - инсектоидными "космическими монстрами", как их просто и понятно обозвало командование. Конечно же, с такой угрозой надо что-то делать, поэтому Земля запускает строительно оборонительного флота с новейшим линкором Exelion в качестве флагмана.

Поскольку это 80-е, то, разумеется, в сюжете помимо крутого звездолёта должна быть и крутая меха, для обучения управления которой сооружена целая академия. Главная героиня Takaya Noriko поступает в это учебное заведение, надеясь пойти по стопам отца. Несмотря на то, что она дочь известного адмирала (командира Luxion), учёба идёт далеко не лучшим образом; особенно Норико плохо даётся пилотирование меха. Всё радикально меняется, когда девочка знакомится с топовой ученицей академии Amano Kazumi и поступает под руководство строгого тренера Outa Kouichirou, которого прямо так и клиут - Тренер.

Поначалу произведение стартует как некий оммаж к Ace wo Nerae, спортивному аниме про теннисистку, где главная героиня тоже стремится стать умелой спортсменкой; там также есть обожаемая всей школой "onee-sama", ну и молодой умелый тренер присутствует. Затем, сюжет постепенно нагонит масштаб и перерастёт в мощнейную военную и экзистенциальную драму, в которой явно заметны зачатки идей, позже огранённых в TwN2 и воплотившихся в культовый сериал ру-сегмента нулевых - Tengen Toppa Gurren Lagann.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Рисовка

Это Gainax 80-х, и этим всё сказано. Данный период известен своим рассветом фантастической тематики, особенно всего космического. Так, TwN берёт общую канву Ace wo Nerae и забрасывает персонажей в будущее, в космос, сопровождая всё это прямо оргазмически-подробно нарисованной техникой через каждый кадр. Причём, техника не рисуется просто до кучи, как технодемка: герои постоянно взаимодействуют со всем этим добром – дёргают рычаги, открывают двери, полируют линзы лучевых пушек. Это было время, когда анимация (особенно в овах) была роскошной и делалась по принципу «если можно лучше – делаем!». Так, торпедные аппараты не просто торчат в виде дырок в корпусе, а закрыты сложной составной крышкой, открывающейся в 2 движения. Титульный мех комбинируется не аляповатым «срастанием» двух желейных кусков, а подробно переконфигурируется, зацепляется захватами, закрывает стыки резиновыми экранами.

Техника не рисуется заливками «на отвали», а на каждой её грани изображают потёртости, заклёпки, винты, надписи, при этом явно видно, что механизмы эксплуатируются. Тем самым укрепляется образ реальной вещи, улучшается погружение в сеттинг. Также видно, что у художников отличный вкус: корабли, роботы, техника, предметы – всё в лучших традициях ранних работ студии получилось крайне самобытным и запоминающимся.

При этом визуал не жертвует детальностью ради демонстрации большего количества дрисни: в отличие от пост-Furi Kuriшных тайтлов, рисовка здесь олдскульно-подробная, делающая упор на изысканную грацию, нежели на сумбурную дерготню. Результат такой концепции в том, что зритель может прожать паузу в любой момент, хоть во время экшена, хоть в диалоге, и получить красивейший детальный кадр. Такой тайтл включаешь через 30-40 лет после выхода и тебя прям шокирует, как раньше умели рисовать. Ну и поскольку это не телевизионное издание, цензура бубисов-шмубисов отсутствует. Тайтл в этом плане очень знаменит подробной прорисовкой женских прелестей - он даже породил соответствующие тропы: gainaxing, gainax bounce.

Концентрированное качество.

Кстати, о птичках. По постеру можно легко предположить, что сабж – какой-то фансервисный боевичок типа Godannar (кстати, очень крутой тайтл), однако первое впечатление обманчиво. Леотарды героинь, пожалуй, единственное «фансервисное» допущение TwN; в остальном тайтл ведёт себя крайне серьёзно и никогда не скатывается в цирк; да даже нагота подаётся, скажем так, нефансервисным образом и в ситуациях, не располагающих к пошлятине. Есть, конечно же, и "беззаботные сцены" отдыха на импровизированном пляже в корабле, но, довольно часто в такие моменты персонажи толкают интересные мысли, отвлекающие зрителя от купальников.

Впрочем, не буду отрицать, "культурным джентельменам" тоже будет на что полюбоваться за бокальчиком ослиной мочи.

Рисовка персонажей доставляет олдскульными «щенячими глазками» и красивыми копнами ярких разноцветных волос.

Дизайн роботов сочетает классические «трубчатые» конечности волкеров 70-х с замороченными «лицами» и нутром из 80-х. По меркам периода дизайн вполне крутой, а уж как для современности – так вообще бомба. Тем более здорово, что роботы нарисованы вручную, а для Ганбастера ещё замутили красивейшую трансформацию. Дизайн машин не слишком вычурный / замороченный – без переборов с деталями, превращающих робота в безликое месиво. Ганбастеру придали определённую замедленность движений – чтобы чувствовалась масса техники.

Головы обычных роботов из первых серий сильно отдают Getter Robo – те же составные «глаза»; в то же время в Ганбастере и Сиззлерах уже применяется моноглаз. Кстати, сами ОБЧР именно что ОГРОМНЫЕ: Ганбастер ростом вышел в районе 250 метров; Сиззлер в несколько раз меньше, но тоже совсем не малышка – раза в 3 больше среднестатистического гандама. Зрителю даже в какой-то момент показывают, как Ганбастер приземляется рядом с горой и легко затмевает её своими габаритами. На скринах роботы могут казаться так себе, но в движении производят неизгладимое впечатление.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Обязательно ищите BD-издание. Оно того стоит.

!!!СПОЙЛЕРЫ!!!


Ниже пойдут открытые спойлеры, так что, если вы планируете посмотреть сабж - читать про персов и сюжет вам не стоит.

Персонажи

Главных персонажей три: пилоты Ганбастера Норико и Казуми, а также их тренер Коичиро, которого весь сериал называют просто «Тренер». Второстепенных персонажей немного: подруга Норико по имени Кимико, приятель главгероини Смит, напарница Юнг и командир флота. Причём Кимико и командира показывают ну совсем эпизодически, а Смиту отведён сегмент одной серий, после чего он не появляется. Юнг показывают чаще остальных. С второстепенными персонажами мне крайне понравился «сдержанный» подход: их достаточно много, чтобы прибавить тайтлу «ширины», но в то же время авторы не перебарщивают с количеством и грамотно дозируют их экранное время, не отнимая его у главных героинь (этот момент я подниму в разделе про продолжение). Короче, персонажи друг другу совершенно не мешают; дополнительные персы, как и положено правильному чардевелопменту, помогают раскрыть уже существующих героинь, а не создают новых.

В случае с Юнг (да и Реико) первое знакомство с Норико начинается с дуэли, однако дальше эта тема развиваться не будет, персы не становятся заложниками своего амплуа «соперника». Реико просто отваливает и в будущем становится директором тренировочного центра, Юнг находит общий язык с героинями, горбатится пилотом наравне с Норико, даже некоторое время пилотирует с ней Ганбастер.

Со Смитом сделали классный и очень трогательный эпизод: только он и раздавленная неудачами Норико находят друг в друге родственные души, как героев отправляют в первый бой, где Смита утилизируют. Гибель сделана достаточно необычно: без финальных реплик, флешбеков – парня просто… не стало, как на настоящей войне. Он «пропал без вести», его труп даже не нашли.

Зацените прорисовку торговых автоматов.

Норико – «обычная девочка». У неё плохо получается рулить роботом, она не особо успешна в учёбе – даже терпит от этого насмешки одноклассниц, удивляющихся, как Норико может быть дочерью целого адмирала. Как правило у таких персов с течением сюжета появляется абилка, делающая их «необычными» (например, Ноно из второй части), но TwN выделяется в этом плане: Норико весь сериал была и остаётся обычным человеком, а всех своих успехов достигает исключительно усердными тренировками. Более того, процесс укрепления её психики и навыков проходит постепенно. Если внимательно пересмотреть сериал, то можно даже заметить, как она за баранкой Ганбастера применяет те движения, что ранее усердно изучала (inazuma kick, отбивание снарядов рукой). Тут, конечно, можно подискутировать, что Норико судорожно проталкивал Ота, отсеяв других потенциально более умелых на тот момент кандидатов, но я всё же придерживаюсь мнения о как минимум «уменьшенной избранности» героини.

Этим же движениям ранее героинь обучали в академии.

В Норико мне крайне понравилось, как её изобразили не кавайной, а именно в традиционном плане милой и доброй девочкой, испуганной во время опасности, но одновременно с этим смелой и решительной в нужный момент. У неё весьма широкая гамма эмоций – все чувства искренне просты и понятны каждому, а сюжет постарается показать девочку во всех возможных ситуациях, где проявятся её различные эмоции и чувства: радость, уныние, горе, отчаяние, страх, отвага, любовь. Её характерная поза со скрещенными руками, выражения лица, мощные боевые крики во время сражений навсегда врезались мне в память. Сцена, где с Норико с криком приземляется прямо на Экселион и пробивает ногами робота несколько палуб – просто божественна, равно как и «вырывание сердца»; это тот уровень чувственной крутизны, до которого ТТГЛ как пешком до Марса.

Божественный момент. As badass as it gets.

Тоже комбинирующийся мех с двумя пилотами, тоже юная ГГ и её более взрослая опытная наставница, которую кличут схожим образом, тоже поза со скрещенными руками, тоже rule of cool.

В развитии Норико показаны темы трудового взросления (героиня мотивируется усердной работой Казуми), преодоления страха (когда так страшно, что уже невозможно терпеть страх), можно даже сказать взросления психики, а также влияния замедления времени на ближайшее окружение. Последняя тема отражается в том, что каждый раз, когда ГГ отправляется в бой и возвращается через пару недель, для её знакомых на Земле проходят десятилетия. Так, Норико попадает на борт летящего со сверхсветовой скоростью Люксиона, звездолёта, где полгода назад погиб её отец. По времени корабля с момента уничтожения мостика прошло лишь несколько минут (кстати, тоже очень крутой ход, что кораблю просто отстрелили рубку – даже трупов не осталось).

В какой-то момент героиня задерживается на миссии на 12 секунд и прилетает на Экселион уже через полгода (а вот Люксион продолжит своё бесконечное путешествие). Далее одна из миссий заставляет Норико припоздниться на десяток лет: её подруга Кимико уже выросла, вышла замуж, даже родила ребёнка, хотя буквально пару дней назад девочки были ровесницами. Такую же тему поднимали в Lily C.A.T.: каждый раз, когда команда возвращается из сверхсветового полёта – они словно попадают в другой мир, где всё в новинку, а знакомых людей почти не осталось. Из того, что я видел, эта идея в анимешной космической фантастике (да и неанимешной тоже) всплывает крайне редко. Здесь она доведена до абсолюта и своего логического конца, что делает TwN крайне ценным образчиком космофантастики. В последних сериях дочь Кимико молится, чтобы её мать в принципе успела хоть раз на своём веку повидать подругу, ну а во время концовки героини так вообще возвращаются домой через… двенадцать тысяч лет.

В случае с Ганбастером героиню не вкидывают туда насильно со словами «у тебя всё получится», напротив, формально неготовая Норико самостоятельно забирается в недоделанный Ганбастер и хватает быка за рога. Это она внушает себе, что у неё всё получится за счёт тренировок, а не обстоятельства делают из неё нагибатора.

Казуми вначале кажется «успешной гениальной ученицей, которой всё дано с рождения», но сценарий грамотно преподносит её как некий аналог Норико, также добившуюся всё не фартом, а усердными занятиями и учёбой. Эта мотивация и лежит в названии произведения – Top wo Nerae!, Стремись к Вершине! Казуми – трагический персонаж, ибо дама умудряется влюбиться в, как позже выясняется, больного радиационной болезнью (эта тема тоже редко всплывает в фантастике) мужчину, поэтому вылеты на задания для неё в какой-то момент становятся испытанием, ведь героиня может более не увидеться с любимым. По итогу она всё же получает какой-то промежуточный хэппи энд, даже сама позже становится тренером в академии (ученицы также её называют «Тренер»). В последних сериях показали интересный момент, когда повзрослевшая лет так на 10 Казуми встречается с застрявшей во времени Норико на борту Эльтреума. Последняя теряется и не понимает, как ей лучше обращаться к взрослой подруге.

Тема взросления в отношении Казуми поднимается в том плане, что Норико – «ребёнок», а Казуми – «взрослый». Так вот, в процессе выясняется, что, как и ребёнку, взрослому также что-то может очень плохо даваться, взрослым тоже может быть до усрачки страшно (в том числе за близких), но, если у ребёнка это написано на лице, взрослый судорожно не подаёт виду. Получается, что взросление с одной стороны – преодоление страхов, превозмогание, а с другой – умение продолжать с ними жить и двигаться дальше, не показывать окружающим свои эмоции.

Ота Коичиро, которого по имени почти никогда и не называют – дико колоритный товарищ с громогласным голосом. Да и как может быть иначе, если его озвучивает Вакамото Норио? Его рычащий голосище моментально даёт понять, что, да, именно ТАК и должен звучать Тренер. В продолжении и ТТГЛ сильно нехватало такого типажа. Ота крайне самоотвержен и жертвует всем ради долга перед командиром (отцом Норико), человечеством и, наконец, перед Казуми. Даже симпатизируя ей, Тренер показательно отвергает признание, т.к. боится, что Казуми не сможет исполнить свой долг, если узнает правду, при этом Казуми и так всё известно, что добавляет драмы.

Чувак выглядит предельно круто.

Тренер толкает правильные мотивации: если хочешь чего-то добиться – старайся до тех пор, пока не получится. Единственно, его обозначили как разработчика Ганбастера, но сам этот процесс показали крайне скудно (поднимали на словах + разочек показали комнату, где собирался робот). Возможно, это не сильно важный аспект сюжета и его не нужно было детально отражать, но я бы с удовольствием посмотрел дополнительную экспозицию на данную тему.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Сценарий

В западных кругах Top wo Nerae часто проходит как Gunbuster, тем самым теряя главную отсылку из названия. По первым сериям возникает вопрос: а где же, собственно, Ганбастер, в честь которого названа ова? Я часто вижу, как народ с упоением заливает про некий придуманный ими «жанр» «меха», однако TwN – яркий пример несостоятельности этого тезиса: меха – не ключевой персонаж; титульный волкер так вообще появляется в кадре лишь в последних сериях; сюжет – о Норико, о времени, о взрослении и усердии, нежели о каком-то там Ганбастере. Робот – всего лишь средство, позволяющее Норико достигнуть цели – как M4 в «Ярости» или F8 из Area 88. Никто же не говорит о существовании «жанра» «танк» или «самолёт»? Это ведь «очевидно бред»?

Сам робот не одушевлён, не обладает собственной волей (как во второй части), он самый обычный крутой прототип: управлять им может любой при должном умении, и это было позднее продемонстрировано. Такая концепция мне видится выигрышнее, т.к. сюжет в любом случае 99% будет концентрироваться именно на пилоте, а не на роботе, но в то же время позволяет убрать кучу странных сценарных ходов, когда робот не имеет личности, но всячески преподносится одушевлённым, поэтому несмотря на пустоту, его «персонажу» выделяется слишком много времени (Dix-Neuf).

На фоне современных сюжетов, где «на боевую школу нападают стада НЕХ» TwN радует реально классными монстрами, нарисованными вручную, разнообразными (это важно!), устрашающими своими действиями и количеством. Фактически каждый бой с ними люди проводят вовсе не на равных, а как загнанные в угол крысы, порой даже не успевающие увидеть, кто их убил. Для обычного пушечного мяса, которым долгое время пребывают даже главные героини, и 1 мелкий монстр – серьёзная угроза. Даже при наличии Ганбастера «космические монстры» не перестают натягивать людей: положим, они далеко не сразу вынесут Ганбастер, но их так много, что единственным роботом один хрен не победить – человечество обречено. Ганбастер в руках ГГ – не орудие возмездия, а средство, которым можно лишь попытаться «на время задержать» наступление звёздной саранчи. Да даже следующая ступень эволюции бастер-машин – никакой не робот, а огромная бомба с двигателями. Монстры также обладают разными атаками: в зависимости от формы, они могут хватать и раздавливать клешнями, пронзать носами, расплющивать телом.

Происхождение монстров не раскрыли, т.к. узнать это у персов нет возможности, но на эту тему военачальники высказывали разные идеи, т.е. обсуждение темы было, что однозначно достойно похвалы.

Ова – драма и её вариаций тут много: драма от потери отца, учебная драма, военная драма, экзистенциальная драма, эпическая драма – каждый найдёт себе слёзодавилку на свой вкус. Драма со временем – крайне неприятная тема, т.к. это не учёба и не монстр – ей невозможно противостоять, от неё нельзя спрятаться, с ней лишь можно смириться и двигаться дальше.

Боевых сцен не так уж и много, но все они пылкие, цепляющие, заставляющие кровь бурлить и волосы вставать дыбом. Про похожую тему я слышал от фанатов ТТГЛ, но у меня он подобных эмоций не вызвал, хотя Гурен Лаган был одним из моих ранних тайтлов, а TwN1 – поздним. Я думаю, здесь всё связано с душевностью персонажей, правильным выбором музыки и более грамотной постановкой боевых сцен. Gainax времён ТТГЛ уже давно делал упор на максимум сумбурной движухи в кадре, а старый Gainax – на вальяжной детальной анимации и эффектных моментах. При всём моём уважении к «дрисне», она совершенно не цепляет так, как это делали старые тайтлы. Собственно, за эту тему мне аниме и нравится: оно может простенько анимированной сценой так развальцевать душу, доставить такие долгоиграющие эмоции, какие не подарит ни один высокобюджетный голливудский мультфильм (фильм) или рендер.

Вот это более правильное изображение боевых действий - солдат может даже не узнать, ЧТО его убило. Бах, и человека не стало.

Авторы радуют серьёзным подходом к фантастике: огромные звездолёты собирают сразу в космосе (их даже видно с Земли; один из easter eggов – Эльтреум собирают из модельных шаблонов, пластин, к которым припаяны элементы сборной модельки), расстояние исчисляется не километрами, а миллионами километров; герои вынуждены полировать линзы корабельных лучевых пушек; внутри огромного корабля работает метро, управление робота полностью автоматизировано, а все движения пилота передаются машине через подвесной крепёж водителя. Народ любит поднимать на смех сцены с прокачкой в роботах – отжимания, бег, прыжки, но их суть вовсе не в том, чтобы «нарастить мышцы волкера» (абсурд), а развить у пилотов координацию, чтобы машина стала продолжением тела человека и точно повторяла мелкую моторику даже при отключённых «помощниках». Сейчас с автоматизацией в тех же автомобилях вопрос самостоятельного умелого управления тоже всплывает. Даже если данный ход вам не нравится, согласитесь, это довольно оригинальное решение.

Финальная серия сделана чёрно-белой: как и в случае со знаменитой лифтовой сцены из Евы, сетевые критиканы до пены изо рта усираются, что это элемент экономии. Какой ужас! Всё аниме – продукт экономии и именно за способность превратить меры удешевления в стильную запоминающуюся анимацию мы любим японскую мультипликацию! Я не вижу ничего ужасного, даже, напротив, ЧБ исполнение придало своеобразного колорита концовке, делая её более мрачной и безнадёжной. И тем более трогательно видеть самый конец, когда на вроде бы мёртвой планете загорается слово okaerinasai с отзеркаленной последней i.

Крайне трогательная сцена.

Приятно понимать, что героинь всё же ждали – в принципе это возможно, мы ведь до сих отмечаем разные, порой даже языческие, праздники, чей смысл уже слабо понимаем. Почему бы тамошним людям не помнить величайшее событие в их истории? Что касается буквы: может быть это и ошибка, кто знает. Впрочем, надпись вертится довольно долго и не заметить её при проверке было бы трудно. С точки зрения лора ничего критического нет: за последние 100 лет тот же русский язык (да и японский) крайне радикально поменялся, а уж метаморфозы за 12 000 лет с одной буквой i на этом фоне кажутся пустяком.

В кадре часто встречаются отсылки на разую всячину, например, постеры Kaze no Tani no Nausicaa, Tonari no Totoro, Uchuu Senkan Yamato в комнате Норико. В одной из сцен гиперпрыжка можно заметить и сам линкор. Cosmo Attacker вызвал чёткое ощущение, что я такое уже видел в Uchuu Senkan Yamato, но я никак не могу найти нужную сцену, где это упоминают (в комментах знатоки поправят). Двигло Exelion крайне похоже на яматовский генератор для волновой пушки. Заодно в самом начале в газете можно рядом с фоткой Тренера увидеть лица Анно, Садамото и других сотрудников Gainax. + Уверен, посмотрев Ace wo Nerae зритель вообще прозреет от обилия схожих сцен.

Помимо этого внимательный зритель может разглядеть Lynn Minmay (Choujikuu Yousai Macross)

и даже Karala Ajiba (Densetsu Kyojin Ideon)

Также на экране Ганбастера можно увидеть другие атаки, которые машина в мультике не юзала: buster cowboy, buster homerun, buster tomahawk (Getter Robo, ага), buster ring. Якобы этот томагавк даже можно при трансформации увидеть где-то в наплечнике робота, но я его там разглядеть не смог.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

В других отзывах я видел пассаж про «распиаренный Gainax». Определённое зерно истины в этом есть – тот же срыгнувшийся из него Trigger сейчас имеет схожую и гораздо менее заслуженную популярность. Так вот, «распиаренный Gainax» – это Furi Kuri, TTGL, Ребилды, совершенно незаслуженно наречённые великими шедеврами эпох людьми, для которых это банально были первые аниме в СНГ. Fushigi no Umi no Nadia, Honneamise, Top wo Nerae, Shinseiki Evangelion – это тот самый старый «техногенный» Gainax, расприаренный и породивший культ заслуженно. После Евы они действительно выпустили ряд хороших тайтлов, но нереально культовым стал лишь неудавшаяся дойная корова TTGL, закономерно продолжающий идеи TwN, на который у нас всем насрать.

По моим ощущениям старьё Gainax в СНГ слабо популярно: по сравнению с непонятно почему захлёбно нахваливаемыми Furi Kuri, Diebuster и TTGL, на ранние тайтлы рецензий меньше, в них заметна «сдержанность, осторожность», по ним видно, что люди по каким-то причинам совершенно не прониклись произведениями. У меня тоже был такой период, когда казалось, что новые анимационные фишки, современный чардизайн и более ядрёный экшен – топ, а старые тайтлы – мусор (они же старые). Со временем и опытом я перестал измерять качество изображения соотношением сторон и разрешением, смог взглянуть на классику незамутнённым предрассудками взглядом.

Творчество на тему

Ничто так не побуждает смотреть тайтл, как качественное сделанное АМВ. Само собой, на такой годный исходник не могла не появиться годнота:

Лучшее АМВ по сабжу.

Артов на TwN удивительно мало, впрочем, среди доступных художеств предостаточно колоритных картинок.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Итого, ова оказалась просто божественной - яркой, красивой, чувственной. Такие произведения обязательно нужно пересматривать, чтобы насладиться всеми деталями, по первости ускользнувшими от взгляда анимешника. Это я говорю по своему опыту: неоднократно замечал, что в первый раз глаза разбегаются от обилия интересных вещей в кадре - никогда не понятно, на чём заострять внимание. Те же камео Лин Минмэи и Каралы я увидел только во время третьего просмотра (перемотки), когда нарезал скрины из сабжа.

Из этого тайтла вы узнаете, откуда растут ноги ТТГЛ, увидите массу знакомых тропов вроде «комбинирующегося из 2х кусков робота, управляемого «братаном» («сестрицей») и его более молодым протеже», превалирование rule of cool, громадные масштабы и т.д. Тайтл я смотрел дважды и, честно говоря, крайне жалею, что увидел его так поздно, ибо он просто невероятен. Не помню, чтобы ТТГЛ оставил у меня хотя бы 1/10 тех долгоиграющих впечатлений, что я получил от TwN. Вам обязательно надо смотреть Top wo Nerae.

Top wo Nerae 2

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Если первая часть была больше про драму и достижение цели, то продолжение ставит во главу угла комедию и забористый экшен. В своё время я начал знакомство с TwN именно с этого произведения, поэтому сабж был мне особенно интересен в качестве теста - пройдёт ли аниме проверку временем? Сколько среди моих впечатлений именно розового восторга ньюфага?

Затравка

Ранее было будущее - теперь оооочень далёкое будущее, в котором человечество "интересно" деграднуло. Часть технологий намного более наворочены - скафандры, бытовые роботы (неотличимые от человека андроиды воспринимаются как норма), здания, также колонизирован и терраформирован Марс. С другой стороны, люди утратили технологии гиперпространственного прыжка и сверхсветового полёта, их флот представляет жалкое подобие армад из первой части, остов систершипа Эльтреума бросили бултыхаться на орбите Юпитера, а потом выдолбили всё внутреннее пространство, превратив его в космическую станцию. Человечество вроде бы победило космических монстров, но Солнечная система в продолжении окружена ими - человечество более не пытается вылететь за пределы своего загона. С бастер-машинами не всё гладко - их производство идёт крайне медленно, многие из них являются реликтами 500-летней давности, чьи функции уже частично забыты. Управляет БМами узкая каста "избранных элитариев" из организации Fraternity. Их члены владеют некой магией, на которой работают бастер-машины, поэтому ни в чём себе не отказывают, в то время как остальное немагическое человечество живёт на порядок скромнее. В состав этой группы попадают по знакомству, а, чтобы стать даже обычным космическим пилотом, надо пройти 150 кругов бумажного ада.

Главная героиня на этот раз не человек, а робот - весёлая и неуклюжая Nono, сбежавшая из глубинки покорять Москву и становиться космическим пилотом. Что для этого надо сделать девочке не особо понятно, поэтому она для начала устраивается в припортовое кафе официанткой. Там она встречает topless, одного из вышеуказанных элитариев. Персона носит кошмарное имя Lar'c Mellk Mal, обладает сварливым надменным характером и вообще крайне тошнотворный персонаж. Впрочем, Ноно это не интересует - она напористо втирается Ларк в доверие и, продемонстрировав незаурядные физические способности на космическом монстре, неожиданно попадает в ряды топлессов. В качестве уборщика. Ну да это неважно, ведь главная цель в жизни Ноно - стать похожей на её идеал, отважную, умелую и сильную Нонорири.

Эволюция жанровой канвы будет такая: комедийный слайс -> боевик -> TTGL.

Рисовка

После изысканного в своей сдержанной красоте Gunbuster, продолжение лучше всего характеризуется как безбашенный сумбур. Поменялось всё: Садамото вкинул свой характерный чардизайн, канули в лету милые «щенячьи глазки» оригинала, сверхдетализация движений. Исчезла крышесносяще-подробная рисовка техники. Вместо этого пришли аляповатые разноцветные костюмы с галифе, скафандры под мумми тролля, клоунские фуражки, порой до противности «мультяшные» рожи персонажей (вроде губошлёпа Касио). Камера нашла себе пристанище поблизости от промежностей героинь, постоянно заглядывая под их юбки.

Звездолёты, бастер-машины и другая техника нередко рендерится, нежели рисуется. Качество 3Д хорошее даже (вернее «особенно») до сих пор, но после аттракциона божественной детализации из первой части, 3D мягко говоря разочаровывает. Аналогичные чувства я испытывал и от внешности роботов. После вполне «нормальных», «реалистичных» мехов и кораблей оригинала, тутошний дизайн ОБЧРов какой-то вырвиглазно-«анимешный». Если вы смотрели Star Driver или DitF, то знаете, что тут можно ожидать.

Опять же, это не обязательно плохо – в упомянутых тайтлах мне нравился дизайн роботов; внешка Dix-Neuf – крутая (особенно тема с застрявшим рогом), робот Николы – тоже; машина с шестерёночной темой также годно смотрелась. Звездолёты-сперматозоиды выглядели совсем не по-ганбастерски, но всё же вполне достойно. Понятно, что авторы пытались изобразить что-то радикальное отличающееся по внешности, т.к. между овами сюжетно прошло 12 000 лет, но реализация довольно неоднозначная. Я бы сказал, что по визуалу чётко видно, что Gunbuster делали художники старой закалки, рисовавшие Еву, Хоннеамиз, Надию, Карекано, «старый Gainax», а вот Diebuster ваяли уже рисовальщики Абенобаши, ТТГЛ, Шикабане Химе.

У последних товарищей совершенно другой подход, к сожалению, противоречащий духу исходника. Мощные медленные движения Ганбастера сменились безудержной дерготнёй, а камера вместо эффектных ракурсов предпочитается вертеться словно в стиральной машине (и утыкаться в промежность). «Оператор» более не в состоянии выбрать цепляющие ракурсы, поэтому битвы, от которых в Ганбастере бурлила кровь и шерсть поднималась дыбом от восхищения (особенно с боевых криков Норико), в Дайбастере не вызывают вообще никаких эмоций. Они просто безликие и не откладывающиеся в памяти, ведь их делали люди, думающие, что много дрисни в кадре = крутая анимация.

Всяким впечатлительным казуалам типа "A3zazel" просьба не смотреть. Это контент не для вас.

Былое величие громадных космических кораблей заменили каком-то таким же безвкусным УГ, как и одежд персонажей. Внешка бастер-машины 7, напротив, получилась довольно крутой, в отличие от "исходной" БМ 19, выглядящей как… мужик в штанах. Т.е. не как робот, а как обычный такой пират в шапочке с выбитым глазом. В образе Dix-Neuf биомашина имела хоть какой-то колорит за счёт шлема, маски, плаща.

Также пну музыку: в прошлой части она прям рвалась вперёд, задавала тон в нужных сценах – музыку было ярко слышно, и она всячески выходила на передний план. В продолжении же ОСТ где-то незаметно бренчит на фоне; крутых будоражащих сознание треков вроде Fly High больше нет.

Персонажи

Споооооойлеры!

С персонажами тоже вышла какая-то запара: если в исходнике их было сравнительно мало, а повествование концентрировалось на небольшой группе людей, то в Дайбастере действующих лиц так много, будто клонотроном настрогали. У нас есть командующие эскадрой (адмирал и начальник штаба), правительство стариков (штук 6+), карланы-бомжи (штуки 3), какие-то сёстры-близнецы, рулящие Fraternity, далее сама эта организация, состоящая из невообразимого для шестисерийника количества именных персонажей (и их именных бастер-машин!), опекун Ноно. Затем уже идут ключевые персы – сама главгероиня Ноно, её onee-sama Ларк, «злобная конкурентка» Чико, неудавшийся хахаль Ларк по имени Никола и техник Касио.

^ Напоминает одно недавнее говнище:

Проблема с этими персонажами в том, что повествование в безумных попытках их задействовать постоянно прыгает туда-сюда и никак не может сконцентрироваться на чём-то одном. Вот нам показали адмирала и начальника штаба, даже подписали, кто они. Для чего? Они будут как-то участвовать в сюжете? Нет конечно: все их реплики – сценарные междометия типа «Ваау!», «Не может быть!», «Она взяла целую планету и кинула её в монстра!» (комментируя, как героиня взяла планету и кинула её в монстра). В отличие от Ганбастера, операцией они тоже не командуют – это скорее «поражающиеся сайдкики», добавленные для нагнетания дешёвого пафоса. Для движения сюжета эти люди особо не нужны, даже губительны: так, любая симпатичная сцена космического боя всегда содержит жирный костяк «комментаторов», на высеры которых повествование рвётся по несколько раз в минуту, что особенно докучает в последних сериях. Эти люди – никто, им не развили личности и характеры, их мнение касательно происходящих событий мне неинтересно. Если бы они реально поясняли ситуацию, строили мастерпланы, описывали причины, почему действие Х возможно – это было бы другое дело, но, увы, в нашем случае всё иначе.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Близнецы – вообще непонятные фигуры. Их ввели как загадочных руководительниц Fraternity, живущих сильно дольше, чем подчинённые (при этом они сохраняют возможность рулить бастер-машинами). Они там устраивают какие-то оргии, что-то мутят, судя по намёкам, жрут на обед жаренных космических монстров, руководят целой мини-армией вне закона, они явно в курсе, что «космические монстры» - не монстры. И... В 4 серии их за секунду убивают залпом лучевой пушки монстра. Хоба! Зачем, спрашивается, было плодить сумбур, если вы не собирались раскрывать сестёр?

Кстати, в 3ей серии зрителя судорожно бросают в конференц-зал, где собрались все topless, после чего… этих болванов начинают представлять прямо во время разговора, засирая и без того реактивную беседу многоэтажными субтитрами с нечленораздельными именами вроде «Кво’К Чмок ПУК СРЕ-НьК тРеТиЙ, пилот бастер-машины катревён-нёф». Надписи демонстрируются на секунду, прочитать их заодно слушая и пытаясь вникнуть в суть диалога – нереально; запомнить, у кого какое имя и кто рулит какой БМ не представляется возможным, тем более, что эти БМ не показали. Т.е. зритель не в курсе, что вот эта БМ статиста – номер такой-то. И, конечно же, далее выясняется, что ни номера, ни имена этих дятлов зрителю не понадобятся, ведь эти персонажи будут вообще не нужны! Если уж вы так хотели их показать, почему бы не сделать это в спокойной обстановке? Но нет, буквально всех персов и локации обязательно подписывают (что хорошо) ВО ВРЕМЯ ДИАЛОГОВ (ужасно!!!). Названия локаций также километровые и максимально пафосные: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПУТНИК № 1 (ЛУНА)». «БЫВШАЯ ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ – АБСОЛЮТНОЕ ШТУРМОВОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РЕШАЮЩЕЙ БЫТВЫ ЗА РОДИНУ, ЗЕМЛЯ». I kid you not.

Такое ощущение, что подписи делал школьник.

Ларк – второй ключевой перс, считай, аналог Казуми, но времени её развитию уделили крайне мало – во многом из-за паразитных статистов, сжирающих всё экранное время. У неё, Касио и Николы поднимается тема взросления / перехода во взрослый мир, поданная через призму утери абилок topless. Об этом ничего толком не говорится, но по достижению определённого возраста все набигаторы теряют свои абилки и отвергаются бастер-машинами, т.е. взрослеют: им приходится отказаться от комфортной жизни шикующих иждивенцев (а они там прям конкретно жируют) и найти себе обычную плебейскую работу среди стада. Касио цепляется за Fraternity, оставаясь там механиком, Никола просто молча уходит на флот, а вот Ларк или Lar’C Mellc Mal (джизас крайст) просто продолжает нагибать, т.к. сценарный костыль ей это делать не помешал (об этом позже). В принципе варианты интересные – кто-то остаётся верным себе, кто-то цепляется за детство, а кто-то становится норми.

Вторая ветка Ларк идёт про её дружбу с Ноно. Вначале надменная «принцесса» всячески поливает ГГ грязью, считает чмом, даже бьёт, но постепенно размякает под натиском жизнерадостной и вечновесёлой Ноно, принимая её как близкую подругу. Очень жаль, что сцены с их диалогами про птиц были показаны… в конце в рамках абсурдного хода: вот персонажи -> сопереживайте им -> по этой причине. Причину надо показывать до ключевого события, либо сценарист должен быть богоподобным. Увы, второе – не наш случай. Мне банально не хватило времени и сцен, чтобы проникнуться «сестрицей». Весь сериал мы знаем лишь, что она «принцесса» родом с Земли. Всё. Даже каких-то развитий этих фактов не будет – почему принцесса, чем прославилась, какая иерархия в организации, как она в неё вступила, как получила Dix-Neuf?

Есть ещё третья и четвёртая мини-ветки: про соперничество с Чико и зачатки любовной линии с Николой, слишком переживающим от перспективы потери абилок и замечающим знаки внимания со стороны Ларк. Эти две – ну вообще микроскопические даже по сравнению с вышеописанными.

Перс в целом приятный, но нераскрытый. Все четыре ветки легко смогли меня заинтересовать, и я бы с удовольствием узнал про Ларк больше, будь такая возможность. Кстати, если Казуми в финальном замесе участвует опосредовано (Ганбастером рулит Норико), то вот Ларк успевает понагибать параллельно с Ноно.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Ноно – сельская дурочка-растяпа, неуклюжая, но полная энтузиазма. Её цель – стать космическим пилотом. Ноно лажает почти во всём кроме привлечения «космических монстров» и ломания посуды, своего рода антоним обожаемой ей спортсменки-комсомолки-уберменша Нонорири, к образу которой героиня всячески стремится. Где-то на середине сериала авторы делают интересный финт ушами – Ноно ИРЛ оказывается максимально далека от статуса «обычной растяпы», а вот её кумир любому смотревшему Ганбастер вспоминается как обычная девочка. Получается, что обычная Норико рвала зад, чтобы ломать реальность, а разрывающая реальность Ноно всё это время, наоборот, стремилась стать обычной девочкой.

История Ноно меня неприятно удивила: персонаж милый, добрый, всегда навеселе, никому плохого не скажет; но вот при первой встрече с Ларк её словно помоями обливают. Когда Ноно проявляет себя и оказывается на базе Fraternity, местное быдло подвергает её ничем не обоснованным насмешкам и чмырению, как Рентона из Eureka. Ларк так вообще кидает ей мусорное ведро на голову и швабру в рожу, однозначно указывая на место у параши. Одинокая Ларк так нуждалась в подруге, ей так нужен был собеседник, что первую же потенциальную подругу она сходу облила помоями, а потом ещё раз облила помоями, а затем вообще ударила. Возникает вопрос – стоит ли с такими мразями водиться? Конечно, приятно перевоспитать мразь силой доброты, но с возрастом с такими людьми просто не хочется общаться, они вызывают отвращение.

В комедийных моментах довольно часто поведение и рожи Ноно действительно забавляют.

Не, я понимаю, что topless – по сюжету зажравшиеся уроды, но всё же смотреть это отношение было крайне мерзко. Тем более противно, учитывая роль Ноно как жертвенной коровы.

Как и в случае с Ларк, ГГ много показывали, но мало раскрыли: она полсериала ходит как butt monkey, а потом по щелчку пальца даже не превозмогает свои страхи / получает новые навыки, а оказывается БАСТЕР-МАШИНОЙ!!!! ХОБА!!! Ход прикольный, но хотелось бы больше жизненных ситуаций с Ноно, более плавного подвода к вотэтоповроту, какую-то нормальную экспозицию на её прошлое. Кто и как её создал? Почему она летела в комете? Почему не сохранилось записей о ней? Почему она сама вдруг всё забыла? Что за трэш в конце творился с этими руками?

Как аналог Норико Ноно крайне слаба – не хватает глубины. Норико мы видели и в радости, и в отчаянии, и превозмогающей, и скорбящей по товарищам, и испуганной, и максимально крутой, ну а что Ноно? Она вначале веселушка, потом блеймовский Килли. Этого мало, чтобы я начал проникаться персонажем. Да и все крутые сцены с Ноно, где она всячески косит под Нонорири, выдались крайне слабыми, во многом из-за дриснявого подхода к анимации, никаких ракурсов и аляповатого дизайна. Да и сеию Ноно, хоть и не плохая, но до уровня Hidaka Noriko недотягивает. А так, персонаж мне понравился, хоть как личность я её и не запомню.

Интересный момент: если так подумать, у Ноно ведь нет имени собственного, только обозначение БМ7. Это имя «Ноно» пошло от повторяемых ею «но-но-ри-ри-ко».

Про Николу и Касио хотелось бы что-то чиркануть, если бы было что. Персы потенциально интересные, как и большинство действующих лиц, но им всем в Дайбастере слишком тесно. Надо было либо их всех выкинуть, оставив Ноно, Ларк и Николу, либо делать сериал на 26 эпизодов, где для каждой фракции и персонажей было бы предостаточно времени на раскрытие.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Сценарий

Сценарий весьма интересный: нигде это открыто не говорится, но действо происходит в 14 000 каком-то году, т.е. за 10 с хвостиком лет до концовки Ганбастера. Помимо освежения воспоминаний, моей целью было заценить, как много во второй части будет отсылок на первую – их оказалось предостаточно, тут авторы постарались на славу. На месте подрыва флагмана Exelion в первой части образовалась чёрная дыра, которую в продолжении считают последствием взрыва какого-то «оружия, основанного на чёрных дырах», а название эта точка интереса носит Exelio, в честь судна. Юпитер, насколько мы помним, ужали в кучу раз, засунули в БМ 3 и увезли в какую-то галактическую задницу, однако в TwN2 Юпитер всё же есть – им называют остов одноклассника Eltreum, потроха которого люди превратили в гигантский город, выточив всё изнутри.

Очень прикольно было наблюдать, как Ларк сидит в тёмной полузатопленной рубке (её можно было увидеть в 6 серии Gunbuster) или открывает окно в одном из домов, чтобы увидеть сразу за ним приборную панель. Также героини спускаются в знакомый по Eltreum транспортный туннель. Кстати, сам звездолёт тоже найдут. Помимо этого, есть разные словесные отсылки вроде очевидных Но-но-ри-ри-ко, Inazuma Kick (тут аж двойной), знакомый леотард в кабине Dix-Neuf, разрывание футболки на левой стороне груди, вырывание сердца бастер-машиной, конечно же, характерное появление в позе со скрещенными руками. Присутствует часть треков исходника + есть отсылка на Еву, где в 6ой серии рука Ларк проходит сквозь бубис БМ7, явно намекая на аналогичный эпизод с Гендо и Реи. Ещё один очевидный момент – космические монстры. При большом желании можно натянуть разрубание планеты на Densetsu Kyojin Ideon, где титульный мех тоже рубанул небесное тело пополам. Под самый конец показывают, как тухнут огни городов и зажигается okaerinasai. Затем идут титры в стиле первой части. Тем самым TwN2 оказывается не продолжением, а спин-офом, происходящим внутри TwN1.

Подача контента прям один в один Furi Kuri и Abenobashi Mahou Shoutengai; также современный зритель здесь узнает творчество конторки Trigger, куда явно сбежали из Gainax ответственные за Diebuster креаклы. С первых же секунд авторы будто очко рвут, пытаясь всем видом показать, как сделали нечто иное, совершенно непохожее на исходник, но кое-где на него ссылающееся. Зрителя сходу окунают в напористую комедийную дрисню – с характерными колбасящимися персонажами, гипертрофированными эмоциями, кучей дрисни ради дрисни. Аниматоры прям упиваются своим «стилем» полностью в ущерб содержимому. Ради этой дрисни им пришлось упростить чардизайн, добавить 3D, разбодяжить серьёзный тон предшественника.

Окромя забавных прикидов главгероинь, Gunbuster был совершенно серьёзным произведением с проработанным научно-фантастическим сеттингом, мощной драмой и весьма глубокими персонажами. Героизмы и rule of cool подавались не в ТТГЛовской манере «лел, смари как мы можам!11», а серьёзно, словно бы героев загнали в угол и приставил пистолет к виску, будто бы им некуда отступать. При этом, Gunbuster во время боевых сцен шокировал крутой постановкой, например, когда героини под играющий Fly High применяют Inazuma Kick и смачно приземляются на Exelion. Ну или сцена, где монстр пытается раздавить Ганбастер, а Норико с диким криком его взрывает – боже, да никакому пресному ТТГЛ и уж тем более Diebuster до этого уровня эмоций никогда не добраться! Блеющему голоску Fukui Yukari просто никак не потягаться с мощью Hidaka Noriko. Голос тёзки реально создавал ощущение припёртости к стенке главгероинь.

Просто сравните импакт двух схожих сцен - исходника и а-цыл-ачки:

К разговору о дрисне.

И это я ещё не говорю про Тренера в исполнении громогласного Wakamoto Norio. Плюс к тому, Ганбастер поднимал серьёзную тему замедляющегося течения времени в процессе сверхсветового полёта – героини возвращались домой и видели, что за пару месяцев их друзья выросли уже на 10 лет.

Так вот, Дайбастер эту канву ломает: заваливает зрителя комедией, уделяет время не главным героям, а каким-то случайным утыркам, место действия постоянно скачет туда-сюда, показываются какие-то фарсовые организации шкальников-«Topless» с некой магией (тайтл даже сам стебётся, что название больше похоже на снятую майку, чем на «безграничных»). Роботы вообще спавнятся из воздуха при отрывании нашлёпки на лобешник. Каст героев с визуальной точки зрения – какое-то сборище фриков, абсолютный антоним того, что мы видели ранее. Словно бы раньше сценарий писал взрослый фантаст, а сейчас – какой-то кид-попсовик. Абстрактно в вакууме такая обёртка совершенно не плоха и очень даже мне по нраву, но я с трудом могу в ней разглядеть Top wo Nerae. Тайтл больше похож на кривой фанфик, чем на реальное продолжение.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Вводимые авторами сюжетные ходы и условности порой крайне странные. Так, солнечная система буквально окружена со всех сторон «космическими монстрами», однако космический плот землян, несмотря на высокий уровень развития, малочисленен и уступает даже тому, что было в первой части. Основная задача по обороне возложена на бастер-машины, пилотируемые магическими кидами, а обычных (боевых) роботов вообще больше нет, как и истребителей. Ранее роботы работали на конвенциональных двигателях, но в Diebuster они оперируют на… магии школоты. Причём у них есть звездолёты с двигателями, которым не нужны никакие Топлесс, но вот сделать маленький двигатель для робота они не могут, т.к. технологии утеряны. Однако!!! Они могут сделать самого робота с двиглом, РАБОТАЮЩИМ НА МАГИИ!!!! Просто абсурд. Кстати, у того же Dix-Neuf всё ещё есть конвенциональный двигатель, который инженеры могли бы скопировать, но вместо этого про него забыли и в корпус впихнули магическую хрень. Видимо потому, что прошлый двиг пришёл в негодность? Неа, он всё ещё работает!!! Просто ПУХА.

Также совершенно непонятно, куда делись сиззлеры (где их новые версии?) и почему нужно создавать бастер-машины одушевлёнными? Какой смысл специально стрелять себе в колено, позволяя МАШИНЕ, местному ТАНКУ, самостоятельно выбирать себе водителя? Т.е. в нужный момент долбанный танк может просто отказаться подчиняться? И это сделано СПЕЦИАЛЬНО? Тем более, что в Dix-Neuf есть обычная кабина, позволяющая рулить роботом рычагами. Да и тему воли робота авторы никак не раскрыли – техника не разговаривает, у неё нет целей, желаний, это просто гиммик. Ну и что за бред с «мы просто не стали вынимать рог и забыли, что за ним проход в кабину»? «Мы просто не стали вынимать дерево из кабины самолёта, забыли про неё и сделали рычаги управления палубой ниже» *facepalm*.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Магия эта никак не поясняется – вот она просто есть и точка. В Ганбастере её не было, поэтому управлять БМами мог любой квалифицированный человек. Здесь – только хиропрактик. Пропадает магия по желанию сценариста, без всяких внешних признаков, чтобы зритель мог самостоятельно понять, когда карьере Топлесса приходит конец.

В прошлой части Габастер был просто ОБЧРом с лазерами, ракетами, кулаками и электрошокером, пускай громадная, но всё же конвенциональная машина. В продолжении бастер-машины спавнятся из воздуха, замораживают миллионы врагов щелчком пальца, искривляют материю – используют откровенную магию, однако их результирующаяся эффективность почему-то ниже технологий 12 000-летней давности. Даже притом, что БМ ещё и целая куча!! Более того, все эти меганавороты не идут ни в какое сравнение с обычным пинком ногой: в космического монстра стреляют, его бьют, в него даже зашвыривают целые ПЛАНЕТЫ и всё ему нипочём, даже пинок ОБЧРа, превышающего размеры Луны!!!! Но почему-то пинков мелкого человека и одной из этих соснулых бастер-машин достаточно, чтобы завалить монстра. Почему? Как это работает? Вот так, просто молча жри и не задавай вопросы.

Ещё одна тотально зафейленая сцена-отсылка из второй части:

Сюда A3zazel тоже не надо.
Особенно скукожило, когда волкер начинает шамкать ртом под голос Ларк.

Идея швырнуть планету в монстра просто шокирует уровнем аутизма: герои шваркнули мелкую планету в монстра – это не сработало, поэтому они решили, что надо бы швырнуть планету побольше. И для этого выбрали… ЗЕМЛЮ. Вот не пустую Венеру схожего размера, не малонаселённый Марс, а ЗЕМЛЮ. Действительно, ведь эвакуировать миллиарды людей всяко проще, чем спасать миллионы? Да и что такое профукать богатую жизнью Землю по сравнению с мёртвым Марсом? Ерундааа!

Если можно взять целую планету в руки, то что мешало не планету запустить в монстра, а… монстра в планету? Например, швырнуть его в Солнце?

Ну это ладно, проблемы идут и дальше, ведь этот ход – фарс. Незадолго до упоминаемых событий Ноно почему-то исчезает никого не предупредив, чтобы молча сформировать гигантскую БМ7. Всех людей с Земли убрали, её сдвинули с орбиты (фактически там уже должно было быть убито всё живое) и потащили к монстру, однако по пути вылезает Ноно и начинает бороться с защитниками, тащить Землю обратно. Почему она просто не могла сообщить о своих намерениях заранее, чтобы дебилам вообще не пришлось двигать Землю? Какой-то на пустом месте высосанный из пальца конфликт.

УЛЬТРАГИГАНТСКОЕ ГУМАНОИДНОЕ СОВЕРШЕННОЕ ОРУЖИЕ ИМПЕРСКИХ ЗЕМНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ДЛЯ АБСОЛЮТНОЙ ЗАЩИТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

КРИНЖМАШИНА

С Топлессами происходят странные пертурбации: то на них полагаются военные, то, стоит лишь появиться БМ7, как всех Топлессов бросают на нары, наплевав на их заслуги. Якобы они привлекают систему защиты. Видимо, они тысячелетиями её привлекали без особых проблем для человечества (оно до сих пор живо), но именно сейчас потребовалось их зачмырить. Только лишь БМ7 исчезает, как военные снова вынимают Топлессов из-за решётки и сажают в бастер-машины. Что за бред? Зачем эта сумбурная дрисня? Какой смысл самостоятельно стрелять себе в коленку, лишая вооружённые себя боевой мощи? Тем более, в отличие от пожизненных политиков / военных бейби-бумеров, Топлессы – требуют частого обновления – военные / правительство всегда могли поставить туда своих людей или же взять организацию под жёсткий контроль. Сама идея, что перед лицом великой опасности власти будут настолько безумны, что вместо укрепления армии начнут репрессировать её важнейших и лучших солдат абсурдна. Хотяяя, вспоминая 1937 год…

Ещё сильно деградировали трудности, с которыми сталкиваются героини по ходу повествования. Потерявшей отца Норико нужно было до полумёртвого состояния прокачиваться, чтобы достичь уровня Казуми, оправдать надежды Тренера, вообще *ВЫЖИТЬ* в бою – в своём первом столкновении с пришельцами она даже пошевелиться не могла от страха, а её приятеля вообще убили щелчком пальца. По возвращении домой героине требовалось бороться с временем – её подруги взрослели, уже становились другими людьми. Собственно, Норико возвращалась вообще в другой мир, что было доведено до логического завершения в самом конце. Казуми столкнулась со смертельной болезнью любимого и возможностью не успеть к нему вернуться из полёта, где 12 лишних секунд могут превратиться в потерянные 6 месяцев.

Довольно неплохой икшончик под музяку из первой части. Правда под конец начинается кринж.

А что же Ноно? Нуу, она хочет стать пилотом, но ломает тарелки, т.к. неуклюжая. Впрочем, проблем с космосом и пилотированием она не испытывает, т.к. с рождения является бастер-машиной, а в элитную организацию попадает не через бюрократический круг ада, а по знакомству. Если Норико долго училась, чтобы стать пилотом бастер-машины, то Ноно просто просыпается им в 4ой серии. Т.е. ей с рождения было уготовано стать пилотом. Её мечта – не результат тренировок и надрываний спины, а дарованная привилегия избранного, про которую она просто… забыла. Кстати, Норико гнобили из-за неудач в учёбе и известной фамилии, а Ноно чмырят потому, что Топлесс – мрази.

Важен не размер! Навыки, умения, интеллект - ничего это не важно. Важны хотелки.

Ларк не надо тренироваться, чтобы быть пилотом №1, её абилки и магия просто дарованы ей с рождения, причём бабу с этого от гордости прямо-таки распирает. Её главная проблема – не избежать гибели, не научиться чему-то, не защитить больного любимого, а… не профукать магию. Собственно, это самая главная экзистенциальная проблема всех ключевых героев кроме Ноно. Они дико боятся, что через потерю абилок лишатся уютных привилегий, исключительного отношения и станут обычным чмом, которое они серией ранее обсирали – механиками, солдатами, уборщиками.

Не смогут поедать фуа-гра.
Не смогут поедать фуа-гра.

В 1988 году у нас были возвышенные стремления, благородные цели, а в 2006 – подростковый примитив.

Хоть по сравнению с первой частью Дайбастер уже не смотрится захлёбно, подача всё же довольно хороша, просмотр шёл на ура, проматывать совсем не было желания. Абстрактно в вакууме персонажи были интересными, а фантастическая часть – пускай абсурдна, но всё же уникальна и самобытна; в наш век практически полного отсутствия космической фантастики так вообще дико кайфовая. Ход, что откатившиеся назад в развитии земляне всё это время боролись с системой обороны, принимая её за комических монстров мне понравился, хотя при желании его тоже можно было бы разбомбить в прах.

Ключевая проблема произведения в его предшественнике, который задал слишком высокую планку. Новый Gainax был не в состоянии достичь этого уровня, поэтому даже не пытался – они сделали что-то другое, иное видение, осовремененный Ганбастер, где качество заменили количеством. Возможно, этот ход бы отлично сработал, будь в произведении ещё и большее количество серий. Самая ближайшая аналогия: первая Ева и Ребилды. Последние также вполне интересные произведения абстрактно в вакууме, но им не повезло иметь крутого предшественника, чьему уровню они вообще не удовлетворяют. Точно так же и с Дайбастером: я с прискорбием вынужден констатировать, что это хорошая фантастическая ова, но паршивый Ганбастер.

П.с.: оказывается, есть какая-то секретная манга Top wo Nerae! Next Generation, где освещались события между первой и второй овами; там же показывали бастер-машины 4-5-6, собирающиеся в Great Gunbuster. Мангу отменили после 2х томов; перевода вроде как нет.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов

Творчество на тему

С AMV по сабжу не густо - вроде они есть, но вообще не цепляют, да и тайтл как-то не обрёл популярность у креативного класса.

Ныне не существующий релик эпох из 2008/2009го года.
Обязательное АМВ под опенинг.
TwN2 наряду с 48ю другими аниме фигурировал в известном (тогда) AMV Auriga.
Аналогично - Magic Pad.

Такая же ситуация сохраняется и с художествами.

Заметили, что скринов и вырезок из второй части как-то маловато? Дело в тайтле и его характерной рисовке, выглядящей зачётно лишь в динамике и часто разочаровывающей в стоп-кадре. TwN2 у меня изначально не вызывал трепет души, и никакой розовой ностальгии по нему я не испытывал. При повторной проверке произведение показало себя любопытной фантастической историей с большим, но упущенным потенциалом. Что ни говори, но фантазии Gainax не занимать: они смогли придумать реально интересный сеттинг, но обломались в деталях. Идей было слишком - им нужно было либо снимать больше серий и давать нормальную экспозицию на организации, героев и сеттинг, либо сокращать излишки. Ребята пошли по неправильному пути и выдали TTGL на минималках с его характерной сумбурной движухой, гигантизмом, бросанием планет, крутыми позами, неортодоксальным чардизаном и, конечно же, крутыми очками. Правда тайтл про братка оказался лучше второго тайтла про сеструху, но это уже другая история. Если подытожить, то я повторю ранее высказанную мысль: сабж - хорошая фантастика, но посредственный Top wo Nerae.

Зато конец получился трогательный:

Послесловие

Вот вы и познакомились с предтечей Гурен Лагана. Если вы были хорошими прокручивальщиками, то совершенно точно увидели все характерные ходы и фишки, применяемые в экранизации культа фильченки, а ещё насладились шикарным артом и чардизайном 35-летней давности. Надеюсь, тех, кто топит только за актуалочку этот пост заставит задуматься о годности не только онгоингов. Не забывайте, что наш любимый медиум в первую очередь нарисован в неустаревающем 2D: даже по истечении трёх десятков лет произведения вполне могут выглядеть и даже выглядят очень достойно. К тому же, сейчас мир переживает явный микровсплеск популярности старья, что выражается перевыске реликтов на BD.

На вопрос "насколько дилогия достойна просмотра?" отвечу так: Top wo Nerae - MUST SEE, золотая классика из классик, шедевр на века; Top wo Nerae 2 же советую смотреть по остаточному принципу. Сам я о потраченном времени не желаю, чего желаю и вам.

Дилогия Top wo Nerae 1988 / 2004 годов
58K58K показов
13K13K открытий
2828 репостов
189 комментариев

Занимательно)

Ответить

На ослиную мочу

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Надеюсь, когда нибудь застану лонг по логгу. Величайшее аниме.

Ответить

Глянь Versailles no Bara. Очень близкое по духу произведение, также затрагивающее жизнь и политоту на протяжении нескольких десятков лет.
японская анимация с годами основательно измельчала в контексте идейОсобенно жалко фантастику. А вот в обильных вариациях "я переродился в вантуз" японцам не откажешь.

Ответить