«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Возможно ли такое, чтобы человеческие чувства были доступны запрограммированному механизму? Могут ли роботы любить? Есть ли риск, что технологии в итоге уничтожат своих создателей? Эти вопросы раскрываются в потрясающем аниме-сборнике «Карнавал роботов».

Об истории и создателях

Мультфильм вышел на экраны еще в 1987 году, когда реальность была далека от модели, в которой мы живем сейчас. Технологический прогресс набирал обороты, а потому люди не могли не думать о том, к чему это может привести. «Карнавал роботов» - своеобразная вариация на тему «Человек и технологии», вобравшая в себя 9 историй от разных авторов. То есть по своей структуре это не один сюжет с началом и концом, а несколько короткометражек, объединенных одной тематикой. Чуть дальше я подробнее расскажу о нескольких, которые понравились мне больше всего.

По традиции в начале пару слов о студии и авторах. Реализацией проекта занимались две студии – A.P.P.P. и Studio 4°C. Одним из режиссеров выступил Кацухиро Отомо, наиболее известный своей работой «Акира». Говоря о создателях, нельзя не упомянуть такого человека, как Дзё Хисаиси, написавшего аудиосопровождение для этого аниме. Композитор прославился благодаря тому, что создал музыку для мультфильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров».

Что касается «Карнавала роботов», то большая часть аниме состоит из немых сцен, без диалогов и каких-либо голосов. А потому музыкальная составляющая имеет огромное значение.

Поскольку основная сюжетная линия в мультфильме отсутствует, он смотрится несколько разрозненно. Честно сказать, до меня не сразу дошло, что эти истории никак друг с другом не соотносятся и не стоит искать смысловые связки между ними. При этом за счет того, что аниме насыщенно различными сюжетами, в конце остается ощущение, будто ты посмотрел подряд несколько полнометражных фильмов. Хотя на самом деле находился перед экраном всего 1,5 часа. Если говорить в общем, то «Карнавал роботов» цепляет разнообразием визуальной составляющей, музыкальным сопровождением и некой отстраненностью от реальности. Кажется, будто происходящее на экране – череда красочных снов, которые идут один за другим. Разумеется, какие-то цепляют больше, какие-то меньше.

Далее я хочу рассказать о тех эпизодах, которые приглянулись мне в наибольшей мере. Так что, ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!

«Присутствие» или история о любви

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Это сюжет, из-за которого я вообще взялась смотреть аниме. Меня очень привлек образ девочки-робота, увиденный мной однажды. Тогда я еще не знала, что это всего лишь одна из историй, и думала, что весь фильм будет посвящен этой чудесной очеловеченной кукле. И после просмотра приз зрительских симпатий лично от меня получил именно этот эпизод. Хотя, конечно, это очень субъективная оценка, основанная исключительно на личных вкусах.

История рассказывает о симпатичном молодом человеке (внешне напомнившего мне профессора Локонса из «Гарри Поттера»), который конструирует робота, похожего на девушку. Как я узнала из Интернета, женоподобные роботы называются гиноидами. Мужчина признается, что никогда не знал материнской любви и всегда хотел быть любим какой-нибудь очень красивой девушкой.

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Гиноид – его тайна, которую он никому не рассказывал. Он держит ее в собственной лаборатории по антуражу напоминающей подвал. Молодой человек приходит, любуется ею. И однажды робот отвечает ему, открывая свои чувства. Девушка-робот признается, что хочет познать, что такое любовь. Она явно показывает, что влюблена в собственного создателя. Мужчину пугает, что у робота есть чувства, и он уничтожает свое творение. Впоследствии гиноид является ему в форме видения спустя много-много лет.

Каков же смысл этого эпизода? С одной стороны, это некое философское рассуждение на тему того, могут ли роботы стать настолько похожими на людей, что им станут доступны человеческие чувства. С другой - символическая история об объекте привязанности. Ведь мужчина не знал любви матери и, по его собственному признанию, выбрал в жены не совсем ту женщину, которую хотел бы. Робот для него – некая отдушина. Но когда гиноид начинает проявлять чувства, это отталкивает героя. Он предпочитает уничтожить объект симпатии. А, быть может, он сам начинает симпатизировать собственному творению, фантазируя, как робот признается ему в чувствах. Словно Пигмалион, влюбившийся в созданную им статую. Поэтому мужчина предпочитает уничтожить робота. Он воссоединяется с объектом своей любви лишь после смерти (по моему мнению, в конце истории герой умер).

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Что немаловажно, это один из эпизодов, в котором присутствует прямая речь. Это имеет значение, ведь, как было сказано ранее, диалоги – большая редкость в данном мультфильме.

«Звездный ангел света»: диснеевская сказка в парке аттракционов

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Этот сюжет рассказывает о двух девушках, отдыхавших в парке аттракционов. Стоит отметить, что данный эпизод крайне привлекателен с эстетической точки зрения. Несмотря на то, что история происходит в технологичном будущем, по своей сути она очень напоминает красивую сказку о принцессе.

В какой-то момент девушки пробегают мимо сотрудника парка – человекоподобного робота. Одна из них случайно роняет украшение в форме звездочки, которое подарил ей её любимый человек. Однако чуть позже становится известно, что парень изменял ей с ее подругой. Расстроенная и обескураженная героиня убегает и садится в аттракцион, создающий виртуальную реальность. Тем временем робот, подобравший украшение, пытается найти владелицу. Очевидно, что девушка приглянулась ему.

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Робот находит героиню в симуляторе реальности и протягивает украшение-звездочку как некий символ своей симпатии. Для девушки эта вещь напоминает о неприятном эпизоде, и потому она отвергает робота. В этот момент ее хватает огромный механический монстр и тащит в неизвестном направлении. Однако сотрудник-робот проявляет мужество и спасает возлюбленную. Более того, в конце робот превращается в прекрасного юношу. Героиня понимает, что ему можно доверять и отвечает взаимностью на его чувства.

В данном эпизоде, как видится мне, можно найти несколько смысловых пластов. Первый лежит на поверхности. Как уже было сказано выше, история очень похожа на сказку, где отважный юноша спасает несчастную девушку от злодея. Однако есть здесь и кое-что еще.

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Украшение в форме звездочки – некий символ любви, ее олицетворение. Девушка верила парню, который подарил его ей. Однако поняв, что он обманывал ее, она начинает видеть любовь и отношения в негативном свете. Она была не готова принять эту звездочку повторно от кого-то другого, потому что ее доверие уже было подорвано однажды.

Что же касается юноши, то в Википедии пишут, мол, он был в костюме робота, который снял в конце. Я вижу несколько иной посыл. Романтическая привязанность – это то, что сделало робота человеком. То есть, чувства не могут быть доступны механизированным созданиям, способных действовать лишь в том диапазоне, который допускает программа. А вот люди чувствовать могут! Возможно, я чересчур мудрю, пытаясь увидеть то, чего нет. Но мне кажется, сотрудник-робот не просто снимает рабочую форму в конце, а трансформируется в человеческую личность.

«Облака»: невыносимая нелегкость бытия

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

Данный эпизод сильно выбивается среди остальных с точки зрения визуальной составляющей. Я бы сказала, что это вообще самый странный сюжет из всех, потому что поначалу не понятно, что пытается донести режиссер.

Картинка очень проста: зрителям показывается экран, на котором попеременно демонстрируются разные этапы человеческой цивилизации, а также те невзгоды и напасти, с которыми сопряжена жизнь. Проливные дожди, снежные бури, промозглый ветер, взрывы и прочие катастрофы. Сбоку экрана показан маленький робот, который просто идет. Кадры сменяются, а он не прекращает шагать. Кадры меняются словно в слайд-шоу, робот попадает под дождь, борется с ураганом, переживает ядерный взрыв, и продолжает идти. Он как бы проходит сквозь все то, что зритель видит лишь в форме фотокарточек. Можно предположить, что робот идет уже не одно тысячелетие.

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

В конце сюжета в небе появляется ангел, который забирает робота с собой. Зрителям показываются кадры, как маленький робот, поднимаясь вверх, к облакам, превращается в человека. Пришлось пересмотреть этот сюжет несколько раз, чтобы понять его суть. Полагаю, смысл таков: роботы неспособны умереть в человеческом понимании. Лишь превратившись в человека, робот смог прекратить земные скитания. Можно счесть и тот посыл, что вечная жизнь – не счастье, а бремя, и что срок пребывания человека на земле должен быть ограничен. Если учесть, что вместе с технологиями активно развивается тема возможного бессмертия, немудрено догадаться, что этот эпизод – авторское видение данного вопроса.

«Карнавал роботов»: собрание аллегоричных историй

«Карнавал роботов» с уверенностью можно назвать уникальным продуктом, позволяющим ознакомиться с творчеством и стилистикой сразу большого числа режиссеров. И, конечно, особенно интересно его будет посмотреть тем, кому нравится тематика роботов, технологического будущего, также любителям философских рассуждений о том, в какой мир приведет человечество тенденция к механизации. Повторюсь, что перечисленные эпизоды – выборка, основанная на предпочтениях автора материала, который отнюдь не умаляет значение и достоинство других сюжетов.

Если вы смотрели «Карнавал роботов» и вас зацепили другие истории, будет интересно почитать ваше мнение в комментариях.

С вами была Анастасия

7272
5 комментариев

что если мой робот пылесос получит интеллект и накатает на меня заяву за изнасилование

3

Первую упомянутую новеллу использовали в фанатском клипе на Pertubator вместе с другим классическим аниме. Но сюжет из него тут как раз главный. И, на мой взгляд, в клипе отлично передано настроение данной новеллы.

2

Комментарий недоступен

1

Гиноид – его тайна, которую он никому не рассказывал. Он держит ее в собственной лаборатории по антуражу напоминающей подвал. Молодой человек приходит, любуется ею. И однажды робот отвечает ему, открывая свои чувства. Девушка-робот признается, что хочет познать, что такое любовь. Она явно показывает, что влюблена в собственного создателя. Мужчину пугает, что у робота есть чувства, и он уничтожает свое творение. Впоследствии гиноид является ему в форме видения спустя много-много лет.Так вот откуда Пелевин свою сюжеты копипастит