«Провожающая в последний путь Фрирен»: феномен, созданный небесами

История вечно живущей эльфийки, которая справляется с потерей близких. Этой весной завершилось одно из знаковых аниме 21 века — «Провожающая в последний путь Фрирен» от студии Madhouse. Как «Фрирен» рассказывает о сожалениях и ценности мгновения? И почему это одно из главных аниме 21 века?

«Провожающая в последний путь Фрирен»
«Провожающая в последний путь Фрирен»
Чтобы раньше всех получить доступ к аниме-обзорам, рекомендациям манги и куче дополнительного контента — подпишитесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ.

Манга Канэхито Ямады и Цукасы Абэ начала выходить в 2020 году в журнале Weekly Shounen Sunday. Тогда за спиной Ямады уже было пару проектов, которые, однако, слабо продавались и были рано закрыты. Редактор журнала Кацума Огура посчитал, что дело в слабом рисунке автора, поэтому прикрепил к нему штатного иллюстратора, для которого «Фрирен» стала дебютом. Именно благодаря Цукасе Абэ манга получила завораживающий визуал.

Интересно, что изначально Ямада и Огура договорились, что предстоящая манга автора будет комедией о похождениях героев. Однако когда редактор получил черновики, то засмеялся от того, что вышло совершенно противоположное. Абэ же иллюстрировал этот черновик, с которым редактор пошел утверждать проект в журнал. А чтобы подобрать ему название, он лично провел конкурс идей, обладателю лучшей из которых он даст из своего кармана 10 000 йен (65 долларов). тем удивительнее, что лучшее название придумал ассистент главного редактора (и еще и начальник Огуры). На японском название звучит очень лаконично и емко — ‘Sousou no Frieren’ (дословно на русский переводится как «Фрирен на похоронах»).

Кстати, Ямада и Абэ никогда вместе не встречались. Все коммуникацию между ними ведет редактор, авторы же предпочитают максимально сохранять свою анонимность (поэтому с ними еще и нет никаких интервью). При этом над каждой главой манги они работают в одиночку, без ассистентов.

«Провожающая в последний путь Фрирен», панель из манги
«Провожающая в последний путь Фрирен», панель из манги

И даже с таким подходом «Фрирен» сумела стать феноменом, завоевав кучу наград, главной из которых, конечно, остается приз на Shogakukan Manga Awards — главной премии для манги, выходящей в журналах Shueisha и Shogakukan. Это был первый год, когда премия не разделяла номинантов на категории. При этом, в 2021 году Ямада и Огура получили еще и приз за «Лучшую новую мангу» в Премии Осаму Тэдзуки. Такой успех, подкрепленный 10 млн проданных копий на сентябрь 2023 года (за 2 года существования манги это действительно успех) не мог не привести к аниме-адаптации.

Предложил издательству Shogakukan экранизировать необычную мангу продюсер студии TOHO Animation Сёитиро Тагути. Он обратился к редакторам издательства практически сразу после выхода первой главы, настолько его впечатлила манга. Конечно, тогда не шло и речи о немедленном начале экранизации, однако уже тогда, в 2020 году, Тагучи начал собирать команду и предлагать экранизацию телеканалам и платформам. Опыт работы в Trigger ему подсказывал, что без именитого продюсера со связями, никакое громкое имя не подключится к проекту. Поэтому он обратился к продюсеру Madhouse Юитиро Фукуси («Ванпанчмен», «Сонни Бой»).

Следом надо было искать режиссера, желательно не менее именитого. Тагути также настаивал на том, чтобы кандидат был способен сфокусировать внимание зрителя «Фрирен» на деталях окружения и микродвижений, что будут окружать главных героев, так как история рассказывает о ценности каждого мгновения в жизни. По этому запросу у Фукуши не нашлось лучшего варианта, чем Кейитиро Сайто, с которым он работал на проектах «Сонни Бой», «Бугипоп никогда не смеется» и «АККА: Инспекция по 13 округам». Продюсер студии прекрасно знал, на что способен режиссер, и что под требования самого Тагучи он идеально подходит.

Вообще, Фукуси уже предлагал режиссеру кучу других работ еще до того, как Сайто прославился с «Рок-тихоней». Однако Сайто, для которого важна близость и ассоциативность с главными героями произведений, часто отклонял предложения продюсера. А вот история про бессмертную эльфийку, которая путем утрат и сожалений осознает ценность каждого мгновения жизни и важность людей вокруг, не могла не приглянуться режиссеру, настолько падкому на социофобных и коммуникативно дисфункциональных героев. Сайто согласился, только на момент предложения он был занят «Рок-тихоней», которая вовсю штурмовала телевидение и Crunchyroll.

Типичный персонаж Кейичиро Сайто

В итоге режиссеру пришлось делегировать свои полномочия режиссерам эпизодов и аниматорам на время, пока он не закончит «Рок-тихоню». Первые четыре серии объединили в один фильм на 2 часа, что, возможно, вызвано отсутствием режиссера, хотя более вероятно, что сделали они это на волне успеха первых эпизодов «Предсмертного списка зомби» и «Ребенка идола». В итоге эпизод-фильм попал в телеслот для полнометражных фильмов Nippon TV. Сделать это было несложно, учитывая, что телеканал так-то владеет студией Madhouse. Это был мощный буст для популярности «Фрирен» на старте в Японии.

Чтобы на первых порах тайтл не развалился, Сайто нужны были люди, которые простыми визуальными и сценарными решениями сумеют объединить абсолютно разных аниматоров и художников. Поэтому он был максимально вовлечен в пре-продакшн, определив главных членов команды тайтла, а также подобрав исполнителей и композитора. Среди них выделяются Томохиро Судзуки («Бугипоп никогда не смеется», «АККА: Инспекции по 13 округам») и художника фонов Сэйко Ёсиоку («АККА: Инспекции по 13 округам», «Я хочу съесть твою поджелудочную»), с которыми режиссер уже работал, а также композитор Эвана Колл («Вайолет Эвергарден»).

Судзуки отвечал за композицию сериала и сценарий всего аниме. Обычно эта должность не часто в адаптациях манги, так как под композицией сериала подразумевается написание первоначального исходного сценария для шоу, в котором определяются главные события сюжета и его темпоритм. Как можно понять, для истории, у которой уже есть исходный текст (манга) это не сильно нужно. Однако для Сайто всегда важно дополнять проект собственными идеями, заполнять событийную пустоту, которую оставляют мангаки между фреймами. И поэтому Сайто позвал Судзуки, задачей которого было сбалансировать темпоритм «Фрирен» так, чтобы созерцательная бессобытийность манги не мешала аниме, и насытить действие, например, добавлением экшн-сцен, пропущенных в манге.

Перед Ёсиокой стояла куда более сложная задача: она выступала в проект как концепт-художник, а также делала все сеттинг-лейауты в проекте. Кратко об этом, чтобы вы понимали, насколько она по-хорошему безумная художница. Сеттинг-лейауты — это прорисованные с разных ракурсов локации, на которых условно отбражены герои. По сути это можно сравнить с концепт-артами, только вот сеттинг-лейауты делаются, чтобы потом художники фонов, ключевые аниматоры и режиссеры анимации и эпизодов имели полную информацию о локации, в которой происходит действие (особенно это важно экшн-сценах, где восприятие зрителя сильно зависит о понимания географии боя): текстуру окружающих элементов, масштаб локации в соотношении к главным героям, расположение и природу источников света внутри.

Пример лейаута Ёсиоки для «Провожающей в последний путь Фрирен»
Пример лейаута Ёсиоки для «Провожающей в последний путь Фрирен»

Выше представлен пример таких лейаутов, которые подготовила Сэйко. Оцените масштаб проделанной ей работы, учитывая, что она все это делала для каждого эпизода, в том числе открывающей 2 часовой серии. И это при том, что у Ёшиоки была еще одна задача, куда более расплывчатая — иллюстратор лора. И, видимо, она слишком буквально это поняла, сделав подробные иллюстрации почти всей уникальной флоры мира «Фрирен», элементов одежды, а также орудий труда, оружия и магических книг. Безумие.

Третьей объединяющей тайтл фигурой был Эван Колл, который сделал волшебный саундтрек на основе традиционных кельтских мотивов (все-таки действие происходит в европейском средневековом фэнтези). В целом ему удалось создать цельный гармоничный саундтрек. По сути, Эван Колл ориентировался только на раскадровки первых эпизодов, однако созданные им композиции помогли аниматорам создать единый концептуальный стиль всего проекта.

Саундтрек «Провожающей в последний путь Фрирен»

Именно это умение Сайто находить, подбирать профессионалов и работать со командой, создавая из кадров абсолютно разных аниматоров концептуально и визуально единый сериал, помогает ему во второй раз воплотить в жизнь невероятный проект. Можно еще тысячу страниц перечислять перспективных, уже заявивших о себе или неожиданно проявивших себя аниматоров и художников, однако принцип вы поняли. К Сайто тянутся люди, потому что он умеет раскрывать их лучшие стороны, никогда не отрекается от смелых идей и дает по сути творческую свободу. И хоть «Фрирен» визуально куда более консервативная, чем безумная «Рок-тихоня», она все еще обладает огромным количеством визуальных находок и неожиданных решений.

Дотошность каждого из участников помогла создать настолько ощутимый мир, который очень легко представить без самой Фрирен. Конечно, на это еще работает функция наблюдателя главной героини, однако куда сильнее на это повлияла проработанность мира и сюжетов. Например, это касается даже того же Химмеля, про которого мы узнаем все больше в течение тайтла. Раскрываясь во флэшбеках разных людей, мы понимаем, что даже после его главного приключения, он продолжав наведываться в разные точки мира, в которых он был, и помогать людям.

Однако влияние Сайто прослеживается и вне его команды. Режиссер известен тем, что порой очень вольно обращается с оригинальными историями, дополняя их сценами и деталями, цель которых либо дораскрыть персонажей и историю, либо связать между собой пропущенные в первоисточнике сцены-связки. Например, Сайто добавил во «Фрирен» экшн-сцены, которых не было в самой манге. Казалось бы, истории подобного формата не нужны полномасштабные экшн-сцены, все-таки она не про это. Но в подобных сценах вшито раскрытие героев, как, например, в сцене боя между командой Денкена и двойником Лаофэнь. Там нам куда лучше раскрывают самого Денкена как опытного стратега и лидера. Ну, и плюс ко всему, это отличный фансервис, работающий на сёнэн-аудиторию.

Битва против двойника Лаофэнь

Подобные экшн-сцены не были бы возможны без одного конкретного человека — Тору Ивадзавы. Сам Сайто не раз признавался, что не умеет ставить экшн-сцены (что, по нашему мнению, излишняя скромность, вспоминая даже его выпускную работу), поэтому полностью доверил их постановку Ивадзаве, который был экшн-режиссером в «Черном клевере». У Ивадзавы есть репутация человека, усиленно работающего с пространством, постоянно перемещая героев не только по оси X и Y, но и вглубь самого кадра, тем самым бесконечно расширяя возможности внутрикадровой перспективы, только делает он это в обмен на детализацию объектов. Во «Фрирен» режиссер врубил все свои фишки на максимум, выжимая все из минимального хронометража для экшна.

Куда сильнее внимание к деталям можно проследить в первых сценах, к которым Сайто не имел прямого отношения, но транслировал это видение на команду. В эпизодах, где Фрирен воспитывает Ферн в доме у Хайтера, можно отследить течение времени по росту волос будущей ученицы эльфийки. Зрителю наглядно показывают, что время идет и что главная героиня действительно надолго задержалась. При этом традиционно для первых серий тайтла, нам показывают это самое время, проведенное у священника дома, клиповой склейкой с интересными ракурсами, будто демонстрируя незначительность этого периода в жизни главной героини. За пару кадров могут пройти годы и это ли не лучший способ показать, как сама Фрирен ощущает время.

Конечно, нужно отдать должное и оригинальной истории. Ведь сама по себе концепция абсолютно нетипична для фэнтези-истории даже в масштабе мировой литературы и кинематографа. Во-первых, само действие происходит уже после основного путешествия, то есть главное приключение в жизни главной героини уже прошло. Тот факт, что оно было главным, говорит количество лет, потраченных на подготовку к этому самому испытанию, ведь Фрирен всю жизнь потратила на то, чтобы обманывать демонов. Во-вторых, нам дают взглянуть на жизнь не главного героя того самого путешествия Химмеля, а по сути сайд-персонажа Фрирен — эльфийки-мага, которая сама по себе мало как влияла на путешествие группы и скорее всего из них всех хуже всего запомнилась миру.

Слева направо: Фрирен, Химмель, Хайтер и Айзен
Слева направо: Фрирен, Химмель, Хайтер и Айзен

О самых главных подвигах героев сериал никогда не вспоминает: ни о сражении с великими полководцами короля демонов, ни о сражении с самим Владыкой. Фрирен о них даже не заикается, если только они не встают на пути, как было с Аурой или Квалом, но даже во флешбеках нам не покажут сражения с ними. Зато коротким эпизодам разговоров и повседневной жизни героев в перерывах между сражениями уделена чуть ли не половина всего хронометража аниме. И в этом есть важная мысль, которую вслух проговорил один из персонажей тайтла — полководец северной армии Вирбель:

«В детстве я обожал истории героических приключений Химмеля, но старшие в деревне о таких подвигах почти не говорили. Зато любили вспоминать, как он победил монстров, напавших на деревню, или как защитил какого-то торговца, или вообще о том, как он помог принести ящик, будто какой-то грузчик. Только когда герой Химмель скончался, а демоны снова начали нападать, я наконец понял, что даже Король демонов не имел никакого значения для моей деревни. Если бы Химмель не заглянул в мою деревню, не думаю, что я сидел бы здесь. И не так важно, спас бы он весь остальной мир или нет».
— Вирбель.

Через Вирбеля создатели проговаривают важную мысль: большие подвиги — это, конечно, хорошо, но ежедневные маленькие дела куда лучше сохранят тебя в памяти людей. И вот ценность момента, в котором человек живет здесь и сейчас, и пытается исследовать Фрирен. Нам показывают через флешбеки, как она жила тысячу лет отложенную жизнь. И как изменил ее Химмель, показав важность действий человека в конкретные мгновения. Теперь, вместе с Ферн и Старком, Фрирен пытается не строить долгосрочных планов, а наполнить ценностью свою ежедневную рутину, проводя время с близкими ей людьми, помогая посторонним, и бесконечно рефлексируя то самое приключение, которое она провела с Химмелем.

Ценим моменты жизни с Фрирен и Ферн

Чтобы погрузить зритель в это самое ощущение ценности момента, создатели нарочно фокусируют внимание на микродвижениях персонажей, рутинных и медленных сценах, фонах. Все это создает ламповую атмосферу, работает на ощущение реалистичности действия, погружает в мир и задает зрителю ощущение теплой меланхолии повседневности. При этом, чтобы так же передать некое ощущение сожаления главной героини и еще больше придать кадровому содержанию осязаемости, аниматоры и художники пропускают сцены через зернистый фильтр, наполняют их оболием бликов и солнечных лучей и теней, крайне точно имитируя реальное освещение. При этом, тут важна еще и фишка Сайто с эффектом ветра: в его тайтлах часто можно заметить, что в сценах почти не бывает исключительно статичной картинки, что-нибудь да двигается, в крайнем случае волосы. И вот движение волос из-за ветра, хоть и самое элементарное, показывает, что действие находится в динамике времени.

О «Фрирен» можно бесконечно говорить. В тайтле раскрываются многие темы, как, например, последствия войны, от которых пострадали в разное время Фрирен, Ферн, Старк и Вирбель. Все они столкнулись с отчаянием и были на грани выживания, если бы не один конкретный человек в их жизни, который помог им справится. Или то, как люди справляются с потерей, будь-то Фрирен, лорд Орден, или тот же Старк. Но нам все-таки кажется, что прежде всего «Фрирен» — это аниме о сожалениях и упущенных возможностях, и том как справлятся с ними. Потому что это то, что делает буквально каждый персонаж этого тайтла, от Фрирен до Зайна. Ну, и, конечно, это аниме о памяти. О ее обманчивости и коварности, а также о том, как память помогает справлятся с травмами и жизнью. Потому что для самой Фрирен именно память о Химмеле помогает не допустить новых ошибок и куда качественнее проживать момент.

Самая трогательная сцена

«Провожающая в последний путь Фрирен» — уникальное аниме, которое работает безусловно как контрапункт остальному фэнтези. Феномен, созданный Канэхито Ямадой и Цукасой Абэ, а позже ограненный командой Кейичиро Сайто, вряд ли помножит за собой похожие истории, уж слишком уникальная и индивидуальная концепция, которая выделяется благодаря безумнейшему вниманию к деталям и без этого вряд ли работала бы. Однако «Фрирен», как в свое время это сделал «Стальной Алхимик», доступно и нестандартно транслирует важную мысль. Если в «Стальном Алхимике» этой мыслью был тот самый справедливый «равноценный обмен», то «Фрирен» призывает жить моментом и исследует, как этим моментом живут разные люди. Обе мысли банальны, но, как это часто бывает, важно то, как именно создатели преподнесут эти мысли. И возможно, благодаря тому, как именно авторы преподнесли свои мысли, «Фрирен» и стала самым высокооценным аниме в истории.

В телеграм-канале мы выпустили много дополнительного контента по «Фрирен». Чтобы не пропустить его и прочий дополнительный контент к тайтлу, а также читать эксклюзивные рекомендации манги и развернутые обзоры аниме-тайтлов раньше — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ.

117
273 комментария

Всем, кто здесь развивает беседу о чрезмерном хайпе сериала — большое спасибо! Вы помогаете тексту держаться в трендах и получать ещё большее внимание. Благодарим от все сердца за ваше неравнодушие!

13
Ответить

Как «Фрирен» рассказывает о сожалениях и ценности мгновения?Об этом вы узнаете в первых 4 сериях, а дальше получите очередной батл-сенен
И почему это одно из главных аниме 21 века?Потому что это не оно

80
Ответить

Опять гореэлитарный нитакуся from dtf решил блестануть отрицательным наличием интеллекта. Никогда такого не было и вот опять.

22
Ответить

Это в каком месте Фрирен стала батл-сененом, нитакусик?

5
Ответить

Как не оно? Если оно сместило Стального Алхимика с первого места?

Ответить

Ну, в топ 5 точно войдёт на пинках.

Ответить