Фильм с историей: «Цвет денег» — драма о бильярдистах с неотразимыми ролями Пола Ньюмана и Тома Круза

В честь недавнего юбилея Круза вспоминаем кино, в котором актёр поработал с Мартином Скорсезе, нашёл свой образ на десятилетия вперёд и помог появиться DOOM.

Фильм с историей: «Цвет денег» — драма о бильярдистах с неотразимыми ролями Пола Ньюмана и Тома Круза

Однажды в баре немолодой мужчина в сером костюме (Пол Ньюман) замечает, как несколько партий в бильярд вчистую выигрывает новичок Винсент (Том Круз). Мужчина приглашает Винни и его девушку на ужин, представляется Эдди Фелсоном и, слегка интригуя, слегка соблазняя, намекает энергичному парню, что под его руководством тот может на бильярде прилично заработать.

Но Винсенту неинтересно выигрывать ради денег, ему хочется играть для удовольствия и хорошо проводить время с подругой. Эдди, сговорившись с девушкой, всё же уговаривает юнца поехать с ним и заняться делом профессионально: делая ставки, блефуя. Винсент часто упрямится, но в партиях неизменно побеждает, Эдди учит его хитрить и из всего извлекать выгоду, а сам всё чаще вспоминает, как и ему когда-то не было равных в бильярде.

«Цвет денег» вышел в 1986 году и несколько несправедливо затерялся среди других фильмов Мартина Скорсезе: перед этим постановщик снял «Короля комедии» и «После работы», сразу после — «Последнее искушение Христа». Режиссёр и сам, кажется, не очень любит вспоминать об этом кино. Вероятно, потому, что это был не вполне его проект: снять «Цвет денег» ему предложил Пол Ньюман, который за 25 лет до этого сыграл бильярдиста Эдди Фелсона в «Мошеннике» и решил, что историю этого героя можно продолжить.

Критика встретила фильм прохладно: сплошные, мол, штампы. С одной стороны, так и есть, в «Цвете денег» много клише, присущих кино о спорте и азартных играх. Молодой игрок — вундеркинд, всё умеющий, но наивный и ничего не знающий. Старый игрок — опытный, но близкий к закату и оттого печальный. Жажда побеждать, которая сменяется готовностью проигрывать ради денег, а потом возвращается.

Фильм с историей: «Цвет денег» — драма о бильярдистах с неотразимыми ролями Пола Ньюмана и Тома Круза

Всё так, но клише бояться — в кино не ходить. Мартин Скорсезе, как и подобает сильному режиссёру, не стал придумывать историю с нуля, а адаптировал материал к своему стилю. Все его фирменные приёмы на месте: длинные проезды камеры, закадровые монологи, резкие переходы. И музыка, много музыки; Скорсезе никого не стесняется, и когда ему нужно показать, скажем, дикую силу Круза, включает на фоне Werewolves of London и Who Owns This Place.

Бильярд, как известно, не самая зрелищная игра, но режиссёр всё время поддерживает визуальную динамику, играя с ракурсами, крупными планами: шар катится прямо в объектив, партию показывают быстрой чередой стоп-кадров. В самом запоминающемся моменте, когда Пол Ньюман теряет самоконтроль, камера кружится вокруг него так, словно он в центре карусели.

Поэтому даже со всеми штампами «Цвет денег» довольно увлекателен. Отдельное удовольствие — наблюдать за вторым и третьим планом, где можно увидеть и самого Скорсезе, и молодых Фореста Уитакера и Джона Туртурро (в бильярде он куда менее хорош, чем в боулинге), и Игги Попа. Мелочи, как доказал этот фильм, важны: вроде бы незначительная сцена, в которой на вопрос соперника «Что у тебя в футляре?» Том Круз отвечает «Doom» (рок, судьба), понравилась зрителю по имени Джон Кармак, и он смог выбрать название для своей игры — которое теперь знают все.

Главное же в «Цвете денег» — это, конечно, Пол Ньюман. Это не самая сильная его работа, и жаль, что единственный свой актёрский «Оскар» он получил за неё, но всё же. Ньюман был актёром такого титанического дарования, что можно просто смотреть на то, как он выглядит и ведёт себя в кадре, и это будет интересно. Здесь он играет последнего идеалиста, ставшего одиноким, несчастным человеком, почти превратившегося в циника — но не до конца. И когда он вновь начинает играть — ради победы, а не денег — трудно не заразиться его решимостью.

Фильм с историей: «Цвет денег» — драма о бильярдистах с неотразимыми ролями Пола Ньюмана и Тома Круза

Впрочем, молодому Тому Крузу было что противопоставить своему могучему коллеге. Он в «Цвете денег» воплощение молодости, сама молодость: наглая, вальяжная, яростная, требующая только победы. Все удары в бильярдных партиях он выполнил, разумеется, сам — кроме одного, удара-перескока (и только потому, что не хватало бюджета и времени, чтобы его выучить). Примерно такое же сочетание качеств актёр использовал в 1986 году в первом «Топ Гане» — да так и сохранил его (вместе с молодым лицом) на следующие 35 лет.

И то, как совпали в «Цвете денег» два артиста и материал, с годами поражает всё сильнее. На экране сошлись не просто два известных актёра из разных поколений, а два чемпиона всех времён. Пол Ньюман, который в 61 год после десятка великих фильмов и ролей не остановился, а продолжил работать и получил давно заслуженный «Оскар». Том Круз, который стал кинозвездой и остаётся ей в свои нынешние 60 лет, собирая со вторым «Топ Ганом» миллиард долларов в прокате. Быть может, ему помог именно пример Ньюмана и вывод, к которому подводит «Цвет денег»: что человек при случае способен на всё.

146146
27 комментариев
41
Ответить
5
Ответить

Извините, не оправдал надежд!

3
Ответить

Единственный нормальный фильм про бильярд :)

2
Ответить

Неповторимый оригинал

2
Ответить

jesus christ!)

Ответить

🥲

Ответить