Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

В прокат выходит социальная сатира, в которой легко не заметить искренние трогательные моменты.

Метафора с терпящим крушение кораблём, отражающим гибель высшего общества, стара как сам кинематограф — достаточно вспомнить «И корабль плывёт» Федерико Феллини 1983 года. Но при этом она снова (или вечно) актуальна — в последние вышли и «Авеню 5», и «1899». Везде элита сталкивается со стихией, которой плевать на статус человека.

Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

Добавьте к этому ещё и робинзонаду с сатирической сменой ролей — тоже не новая история, вспоминаем «Унесённых необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (который потом ужасно переснял Гай Ричи с Мадонной в главной роли).

Вот примерно из этого и состоит «Треугольник печали» Рубена Эстлунда — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года, вызвавший немало споров и полярных отзывов. Он как раз выходит в российский прокат

Но ирония в том, что фильм не только об этом. Если почитать синопсис и разные отзывы, то там описывают именно плавание, а особенно — крушение и жизнь на острове. На самом же деле корабль утонет через полтора часа после начала фильма. Хотел Эстлунд того или нет, все запомнили и обсуждают только финал, забывая, что до этого было несколько интересных и забавных сцен.

Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

Начинается «Треугольник печали» с истории Карла (Харрис Дикинсон) — юноши-модели, который завязывает роман с девушкой по имени Яя (Чарлби Дин — в августе всех потрясла новость о её скоропостижной смерти). Она тоже модель, да ещё и более успешная. Портит отношения красивой пары только денежный вопрос: Яя хочет, чтобы Карл за неё платил, но заставляет его это делать обманом. Что в итоге приводит к скандалу.

Уже позже пара получает билеты на круизный лайнер в обмен на рекламные фотографии и сторис. Так герои оказываются рядом со множеством пожилых туристов, каждый из которых — ходячая сатира.

Стоит признать, что в этот раз у Эстлунда практически все герои получились скорее стереотипами, чем живыми людьми. Настоящим кажется лишь Карл — он проявляет человеческие эмоции, ведёт себя неоднозначно, пугается, подстраивается под обстановку. Даже Яя на его фоне — некое клише, хотя в её рассуждениях о гендерных ролях очень легко услышать слова, знакомые многим.

Но потом кадр буквально заполняют комедийные маски. Вот русский бизнесмен, который прямо говорит, что продаёт дерьмо. Причём в самом буквальном смысле — он сделал состояние на навозе, удачно использовав развал совхозов. Путешествует он, конечно же, с женой и любовницей.

Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

Одинокий айтишник клеит чужих девушек, покупая их внимание дорогими часами и не стесняясь присутствия мужей или бойфрендов. Пожилая миловидная пара рассказывает, что продаёт «товары, несущие демократию» — ручные гранаты, например. А возглавляет всю эту вакханалию капитан в исполнении Вуди Харрельсона — марксист и алкоголик, который меньше всего хочет выходить из каюты.

Каждый из этих героев, пожалуй, хорош лишь для небольшого сатирического скетча. Благо, что у большинства роль примерно этим и ограничивается. Но всё же с какого-то момента у зрителя может проснуться ностальгия по персонажам предыдущих фильмов Эстлунда — даже в «Квадрате» (тоже победителе Канн) герои были интересней, не говоря уж «Форс-мажоре».

Тем более, что режиссёр теперь и ситуации строит более схематично. Например, слишком сильно фиксируя внимание на еде: Яя фотографируется со спагетти, которые не ест, капитан предпочитает гамбургер высокой кухне, герои ругаются в ресторане, а во время качки жутковатое желе предательски дрожит. Метафоры рабочие, но слишком банальные.

Всё это приводит к центральной сцене (её даже вынесли на постер), в которой всех просто тошнит. А капитан и русский олигарх в это время рассуждают о капитализме и социализме, причём большей частью не своими мыслями, а цитатами.

Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

Но что же, получается, всё это — и правда поверхностная и глуповатая сатира? И да и нет. Конечно, режиссёр в подаче явно соответствует своим же персонажам: поверхностные люди не заслуживают глубокой истории. Но даже и здесь он прячет несколько тонких элементов, которые легко не заметить за блюющими богачами и «менеджером по туалетам», ставшей капитаном острова.

Эстлунд остаётся мастером неудобных ситуаций. Как в «Форс-мажоре» он показывал отца, который в минуту опасности вспоминает о телефоне, а не о детях, или в «Квадрате» персонажи спорили из-за использованного презерватива.

Для меня лучшие сцены «Треугольника печали» так и остались в первой трети. Где посетителей показа мод просили сдвинуться ради приглашённой звезды и крайнему не хватило места. Или пресловутый спор из-за чека в ресторане. Не говоря уже о лобовой, но крайне точной шутке про лица моделей в рекламе брендов разных уровней.

Главный фильм года или нелепая комедия: каким получился «Треугольник печали», победивший на Каннском кинофестивале

Так что фильм можно полюбить хотя бы за его первую треть. Да и в дальнейшей сатире нет-нет да и проскочат искренние трогательные элементы, от которых зрителю станет очень неуютно и всплывут какие-то флэшбеки из собственной жизни.

Хотя бы ситуация, когда герои попадают в общество, совершенно им не близкое ни по возрасту, ни по статусу. Или идеально сыгранная роль стюардессы, которая не может ни отказать гостье в нелепом требовании, ни нарушить внутренний распорядок. Да и эта неуклюжая дорогая каюта с полотенцами в виде лебедей, в которую ломится уборщица.

И в конце концов можно просто посмотреть, как Эстлунд показывает поведение мужчин (увы, на женщин его не хватило), которые буквально всегда оказываются заложниками ситуации, пытаясь неумело поддерживать свою гендерную роль, но проваливая каждую попытку.

Стоило ли давать «Треугольнику печали» главный приз Каннского кинофестиваля — вопрос спорный. Хотя я знаю критиков, которые разругали этот фильм за полгода до того, как посмотрели — так, конечно, поступать не надо. Остаётся только гадать: увидело ли жюри в картине сатиру над собой же и отдало награду из чувства вины или большинству искренне понравились эти неудобные царапающие моменты.

Но хорошо, что в «Треугольнике печали» можно найти несколько слоёв повествования и выбрать, какой из них нравится больше. А потом поспорить с остальными, которым оказалась ближе другая часть.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

3838
40 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Откровенно говоря, довольно странный комментарий.
Прочел без удовольствия, обобщение не понравилось.. Впрочем, после прочтения его вскользь, интерес к комментарию от ноля не изменился, так что какой-никакой статус кво сохранился.
Просто потратил время.

12
Ответить

Стоило ли давать «Треугольнику печали» главный приз Каннского кинофестиваля — вопрос спорный.

Нихуя себе, нет в нем ничего спорного. Стоит. Это блять глоток свежего воздуха, среди всего того дерьма что сейчас выходит.

6
Ответить

На это фестивале хоть раз победила не хуита?

7
Ответить

Были хорошие фильмы. Но малоизвестные

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

У меня тут схожие вайбы как с "Все везде и сразу" возникли: сначала кажется, что фильм - ирония на самого себя и свою прямолинейную идеологию, а потом с ужасом обнаруживаешь, что это вовсе и не ирония.
Но Треугольнику еще, прости господи, Пальму за это дали...

5
Ответить