Как 1967 год навсегда изменил американское кино
Я никогда не подозревал, что 1999 был таким плодотворным и новаторским. А вот 1967 упоминается часто, но всё же, мне кажется, стоит вспомнить ещё раз.
В 1950-х и первой половине 60-х Голливуд снимал в основном вестерны, мюзиклы и пеплумы, эксперименты конечно происходили время от времени, но пока люди обеспечивали таким фильмам кассу, мотивации что-либо менять у студий не было. Вот список самых кассовых фильмов за 1965 год:
1.Звуки музыки(The Sound of Music, мюзикл).
2.Доктор Живаго(Dr. Zhivago).
3.Шаровая молния(Thunderball, фильм из франшизы о Джеймсе Бонде).
4.Воздушные приключения(Those Magnificent Men In Their Flying Machines).
5.Этот чёртов кот(That Darn Cat!).
6.Большие гонки(The Great Race, лёгкая комедия с абсурдным юмором).
7.Кэт Баллу(Cat Ballou, комедийный вестерн).
8.Что нового, киска?(What’s New, Pussycat?).
9.Шенандоа(Shenandoah, военный вестерн).
10.Поезд фон Райана(Von Ryan’s Express, военный боевик).
В основном мы видим здесь отличные, но очень уж ограниченные в разнообразии фильмы. Каких-то серьёзных драм почти что не наблюдается. Кроме того, несмотря на некоторые смягчения, происходившие с начала 60-х, кодекс Хейса продолжал действовать, а значит, многое было запрещено цензурой.
В конце любого фильма преступники должны были понести наказание, тема супружеской измены была под запретом, нельзя было показывать кровь и насилие(кровь к середине 60-х всё-таки стала понемногу появляться в фильмах, например в "Шараде" 1964-го), также были запрещены долгие страстные поцелуи и многое другое.
Иногда такие ограничения приводили к довольно любопытным результатам. Вот, как выглядит страстный поцелуй в фильме "Незабываемый роман"(An Affair to Remember, 1957):
Может быть в 1966 что-нибудь изменилось? Давайте посмотрим на кассовые фильмы того года:
1.Библия(The Bible: In the Beginning... по названию всё понятно).
2.Гавайи(Hawaii).
3.Кто боится Вирджинии Вульф?(Who’s Afraid of Virginia Woolf? Уже лучше).
4.Песчаная галька(The Sand Pebbles, военная драма).
5.Человек на все времена(A Man for All Seasons, исторический фильм).
6.Робин Крузо(Lt. Robin Crusoe, USN. Какая-то не слишком хорошая комедия/приключенческий фильм).
7.Русские идут! Русские идут!(The Russians Are Coming, The Russians Are Coming, военный/комедия).
8.Большой приз(Grand Prix, спортивная драма).
9.Профессионалы(The Professionals. Вестерн, боевик).
10.Элфи(Alfie).
Ничего радикального, практически одно безопасное жанровое кино. Безопасное жанровое кино - вот формула успеха, которой пользовались студии того времени, в частности две крупнейшие: Metro-Goldwyn-Mayer и 20th Century Fox.
Немного истории. К началу 50-х отрасль кинопроизводства в США столкнулась с несколькими серьёзными проблемами. Первой из них стало распространение телевидения. К 1955 году в половине американских семей был телевизор. Люди стали меньше ходить в кино. В ответ на это производители кинолент стали предлагать различные технические новшества: цвет, широкоформатная съёмка, 3D.
Эти технологии не были новыми, но в начале 50-х их актуальность резко возросла. Другим способом привлечь зрителей в кинотеатры была съёмка захватывающих фильмов, раскрывающихся во всей красе на большом экране. Популярным стал жанр пеплума. Пеплум - исторический фильм, обычно с античным или библейским сюжетом, снятый с пышными декорациями и массовкой.
MGM стала первопроходцем в этом жанре с фильмом "Камо грядеши?"(Quo Vadis, 1951). Имея невероятный бюджет в 7,6 млн. $, фильм стал самым дорогим в истории, но с лихвой окупился, собрав 21 млн. $(большую часть прибыли получила кинокомпания, т. к. закон, запрещающий студиям иметь собственную сеть кинотеатров, ещё не был принят), и стал самым кассовым в 1951 году.
Несмотря на возраст, фильм довольно неплох. В нём есть выдающаяся игра Питера Установа в роли безумного и жестокого, но инфантильного императора Нерона, а также интересные придворные интриги и хорошие диалоги. Правда, минусов тоже хватает: романтическая линия смехотворно плоха, многие спецэффекты устарели, христиане, подвергающиеся в фильме гонениям со стороны императора, представлены чуть ли не святыми, и скорее навевают скуку, чем вызывают сочувствие. Я лично удовольствия от просмотра получил немало, но всё же не могу рекомендовать всем подряд тратить на такое время.
Ладно, возвращаемся к теме поста. Мы закончили на том, что в 50-х крупные студии смогли предложить зрителям некоторые интересные новшества, способные оттащить их от экранов телевизоров. Вдобавок, производители кино обнаружили, что трансляция по телевизору старых проверенных картин, таких как "Волшебник страны Оз", может принести денег не меньше, чем иной новый фильм. Особенно удачным стал такой опыт для Disney.
Но, как бы то ни было, прибыли продолжали падать. Уже упоминалось, что кинокомпаниям запретили иметь собственные сети кинотеатров. После этого им пришлось делится деньгами с независимыми прокатчиками. Также под запрет попало блок-бронирование - практика, при которой студии продавали прокатчикам вместе с одним потенциальным хитом множество низкобюджетных картин непонятного качества. Блок-бронирование позволяло крупным студим "забивать" весь прокат своими картинами, не оставляя в нём места для более мелких игроков рынка.
Результатом всех перечисленных изменений стало то, что 1957 год стал первым убыточным за всю историю Metro-Goldwyn-Mayer. Ещё больше ситуацию усугубляла неэффективная политика студии. Компания была устроена так, что её успех по большей части зависел от одного высокобюджетного эпического фильма.
В 1959 году "Бен-Гур" оказался достаточно прибыльным, чтобы продержать студию до 1960. Тем не менее, четыре фильма подобного размаха, вышедшие следом, принесли большие убытки. Некоторые более поздние хиты, такие как "Доктор Живаго"(1965) и "Космическая одиссея"(1968), оживляли ситуацию лишь на время. У 20th Century Fox и других крупных кинокомпаний, использовавших похожий подход к производству, тоже возникли финансовые трудности.
В 1969 году MGM была продана бизнесмену Кирку Керкояну за довольно небольшую сумму. Под его руководством было сильно сокращено подразделение, занимающееся кинопроизводством, т. к. оно быстро теряло деньги. Темпы выпуска картин снизились до пяти относительно низкобюджетных в год. Новые владельцы сосредоточились на других видах бизнеса. Например, был построен тематический отель-казино MGM Grand Hotel and Casino - это было крупнейшее казино в мире.
20th Century Fox и другие лидеры отрасли нашли выход из финансовой ямы, переключившись на производство более смелых и при этом менее дорогих фильмов. В заметно изменившемся за последнее десятилетие американском обществе эти фильмы нашли глубокий отклик.
Пятидесятые часто воспринимаются, как десятилетие процветания, мира и счастья во всех отношениях. Но на самом деле под поверхностью тлели различные расовые, гендерные, политические и культурные проблемы, которые к середине 60-х, усилившись недовольством войной во Вьетнаме, вылились в протест в Американском обществе.
Ожидания людей от фильмов изменились, а вместе с ними изменились и сами фильмы. Вот список лент 1967 года с самым большим доходом:
1.Выпускник(The Graduate).
2.Угадай, кто придёт на ужин(Guess Who’s Coming to Dinner).
3.Бонни и Клайд(Bonnie and Clyde).
4.Грязная дюжина(The Dirty Dozen).
5.Долина кукол(Valley of the Dolls).
6.Учителю, с любовью(To Sir, With Love).
7.Живёшь только дважды(You Only Live Twice).
8.Весьма современная Милли(Thoroughly Modern Millie).
9.Книга джунглей(The Jungle Book).
10.Камелот(Camelot).
Конечно, в списке есть пару мюзиклов("Весьма современная Милли", а также основанный на бродвейской постановке "Камелот") и анимационный фильм Диснея, но все остальные фильмы сильно отличаются друг от друга.
В "Выпускнике" рассказывалось об отчуждении поколения бэби-бумеров от общепринятых ожиданий того, какой должна быть жизнь среднего класса. Есть острая и жестокая криминальная драма "Бонни и Клайд",пара фильмов о расах и классах ("Угадай, кто придёт на ужин" и "Учителю, с любовью") и военная картина о расово-смешанном отряде жестоких солдат / заключенных под названием "Грязная дюжина".
Теперь более подробно о четырёх самых авангардных фильмах того времени.
1.Бонни и Клайд.
Это один из самых важных американских фильмов, когда-либо созданных. Он задал в американском кино новое направление. Фильмы стали менее линейными, более ориентированными на персонажей, с неоднозначными выводами о плохих и хороших парнях. Удивительно то, что практически никто не слышал о Бонни Паркер и Клайде Бэрроу, когда фильм был выпущен. Они были парой мелких грабителей банков, действовавших во времена Великой депрессии.
И все же лента вызвала глубокий отклик у зрителей, когда она была выпущена, особенно у бэби-бумеров, которые достигли совершеннолетия в стране, раздираемой гражданскими беспорядками и непопулярной войной. Хотя их детям-миллениалам и поколению Z может быть трудно это представить, многие бэби-бумеры в те дни были полной противоположностью предшествующего поколения, часто восставая против целого ряда вещей. Бонни и Клайд стали антигероями недовольных бэби-бумеров.
Кроме того, откровенное изображение секса и насилия в фильме в то время шокировало и вызывало споры. Насилие было беспрецедентным для крупной голливудской студии, а четкие намеки на то, что Клайд Бэрроу(Уоррен Битти) был геем, ошеломляли.
Фильм получил девять номинаций на премию «Оскар». Эстель Парсонс получила награду за лучшую женскую роль второго плана, а Бёрнет Гаффри получил приз за лучшую операторскую работу. Этот фильм был шокирующим, когда он только вышел, и он до сих пор сохраняет свою силу.
2.Полуночная жара(In The Heat of the Night).
В маленьком южном городке посреди знойной летней ночи совершается убийство. Местная полиция начинает искать убийцу и быстро находит и арестовывает подозреваемого — афроамериканца, стоящего в одиночестве на вокзале в ожидании своей поездки из города.
Есть только одна маленькая проблема: арестованный подозреваемый вовсе не убийца. Этот подозреваемый - детектив Вирджил Тиббс из полицейского управления Филадельфии, который приехал в город навестить семью. В основе этой жгучей драмы лежат вопросы расы и охраны правопорядка.
Игра Рода Стайгера и Сидни Пуатье просто невероятна. Стайгер получил премию Американской киноакадемии за роль шефа Билла Гиллеспи, южного полицейского-расиста. Фильм был номинирован на семь премий «Оскар», выиграв шесть, в том числе за лучший фильм. Непростые отношения, которые развиваются между персонажами Штайгера и Пуатье, когда они вместе работают над раскрытием дела, прекрасно иллюстрирует сцена в начале фильма, когда персонаж Стайгера высмеивает имя Тибба, Вирджил.
Шеф Гиллеспи: "Интересное имя для негра из Филадельфии. Как они тебя там называют?"
Детектив Тиббс: "Они зовут меня мистер Тиббс!"
Пуатье произносит фразу с нужным количеством кипящего, контролируемого гнева.
3.Выпускник.
Какой фурор произвел этот фильм, когда вышел на экраны! Во-первых, провокационные темы: неблаговидная замужняя женщина средних лет(в исполнении Энн Бэнкрофт) заводит роман с 20-летним сыном своей соседки по имени Бен(Дастин Хоффман). Во-вторых, саундтрек: песни Саймона и Гарфанкела и немного джаза Дэйва Грусина.
Однако действительно примечательной особенностью фильма было его анархическое чувство жизни. Получив степень бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли, Бен вернулся домой в пригород Пасадены(штат Калифорния). Он не знает, что хочет делать со своей жизнью дальше. Поэтому он ничего не делает. Всё, во что вовлечены его родители и их друзья и о чем они заботятся, кажется Бену фальшивым и бессмысленным. В это же время замужняя соседка пытается соблазнить его. Энн Бэнкрофт просто идеальна в своей роли. Миссис Робинсон просто хочет развлечься, невзирая на последствия.
За сексом и солнечным настроением происходящего скрывается мрачное и нигилистическое кино. Взгляните на лица Бена и дочери миссис Робинсон, Элейн, когда Бен срывает свадьбу, а Элейн оставляет своего будущего мужа у алтаря, чтобы сбежать с Беном. Элейн и Бен просто мрачно сидят в конце автобуса. "Ну, мы сделали это. А что теперь?" Акт неповиновения быстро превращается в нечто бессмысленное. И вот они едут на городском автобусе в никуда. Что дальше?
4.Хладнокровный Люк.
1967 год был годом антигероев в американском кино, и этот фильм стал кульминацией антигеройского движения 1960-х годов. Пол Ньюман играет Лукаса «Хладнокровного Люка» Джексона, неопасного свободолюбивого преступника, который отказывается подчиняться жестокой системе, в которой он оказался, когда его отправили в тюремный лагерь в Луизиане. В фильме рассказывается о его неповиновении, пока он не будет избит и замучен до подчинения и предан его бывшими сторонниками и сокамерниками.
Это, вероятно, лучшая игра Ньюмана как актера, хотя он и не получил Оскара за свою работу здесь. Однако Джордж Кеннеди получил "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана. Строзер Мартин был незабываем в роли Капитана, произносящего печально известную фразу: "То, с чем мы здесь столкнулись, — это полное отсутствие взаимопонимания". Своей мрачной атмосферой фильм пробирает до мурашек. Многие критики восприняли этот фильм как притчу о жизни Христа.
Пост частично основан на этой статье:
Своей мрачной атмосферой фильм пробирает до мурашек.а так и не скажешь
Папанов хорошо сыграл похотливого работягу)
Спасибо, интересная статья
"Полуночная жара" - отличный фильм! С кульминационного момента допроса местного белого барина просто орал! (специально без спойлеров) Атмосфера между героями постоянно в напряжении: видно, как шерифа ломает от смены ценностей. Оскар заслуженно!
Но ведь получается, что примерно 65-й. 67-й это всего лишь год релиза, а начало сьемок как минимум года за два, может и больше. Всё, что делали в 67-ом - плёнки склеивали.
Честно говоря, не очень понимаю, в чем выражается авангардизма Полуночной жары. Хороший фильм, но Скованные одной цепью со схожим нарративом вышли на десять лет раньше. Хладнокровный Люк - это в общем-то такая лайт версия Полёта над гнездом кукушки. Лучшая роль Ньюмана на мой взгляд, все таки в Хаде. Выпускник и Бонни и Клайд действительно дали зеленый свет тому, что потом назовут новым Голливудом. Кстати, я не считаю, что 1999 год стал прорывом. Это скорее было начало конца.
Как-то неправильно называть Хладнокровного Люка лайт версией Пролетая над гнездом кукушки, по-моему должно быть наоборот(чисто из-за того, что Люк раньше вышел, в остальном фильмы одинаково шедевральны).