Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Или как завоевывать женщин, сопротивляться абсурду и избегать неудобных вопросов

Слева направо: Роджер Мур, Тимоти Далтон, Дэниэл Крейг, Шон Коннери, Джордж Лэзенби и Пирс Броснан
Слева направо: Роджер Мур, Тимоти Далтон, Дэниэл Крейг, Шон Коннери, Джордж Лэзенби и Пирс Броснан

Важно

В тексте будут небольшие спойлеры по классическим фильмам. Бондиана не про сюжет, но если не хотите портить себе впечатления, то лучше не читайте.

Стоит ли вообще марафонить фильмы Бонда?

Нет, точно нет. Это очень долгое и изматывающее путешествие, которое вознаграждает не так сильно как хотелось бы. Поймите правильно, во франшизе есть хорошие фильмы, но их очарование слегка теряется когда смотришь их сейчас, или если сравнивать их с фильмами, которые выходили одновременно с Бондом. Бондиана зачастую нелепый, забавный аттракцион, который мало что может предложить на длинной дистанции и весьма однообразна. В серии в какой-то момент градус абсурда достигает пика и она начинает стагнировать пока не получает второе дыхание со сменой титульных актеров.

Рекомендую скорее смотреть отдельные фильмы бондианы. Вы почти ничего не потеряете (сквозной сюжет тут очень избирателен), но вы сэкономите свое драгоценное время.

Так а что со сквозным сюжетом?

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Все сложно. Давайте условно делить Бондиану на 2 этапа: классику и современность. Границу проведем на мягком перезапуске с Крейгом.

Классика: сквозные элементы уже тут были.

Во-первых, сохраняются ключевые персонажи: Q, М, Манипенни, Блофельд и т. п.

Во-вторых, Бонды иногда вспоминают что с ними происходило. Например Бонд в исполнении Джорджа Лэзенби в "На секретной службе Её Величества« вспоминал про свои прошлые приключения, когда его еще играл Коннери.

Первый смена исполнителей Бонда как раз и была от Коннери к Лэзенби. И обыграна она довольно интересно. В начальной сцене до титров, после весьма динамичного экшен момента Лэзенби слегка ломает 4-ую стену и говорит в камеру: »This Never Happened to the Other Fella". Это удачный момент, который сразу настраивает на то, что с приходом Джорджа бондиана должна выйти на новый уровень. Правда почти моментально Лэзенби получил стрелу в колено так как нового Бонда не приняли и переход обнулили.

Есть даже документальное кино про это

В дальнейшем Бонд в исполнении разных актеров будет вспоминать какие-то события, которые с ним происходили, но крайне выборочно.

Так Бонд в исполнении Роджера Мура говорил, что был женат, а это случилось как раз когда Лэзенби был бондом. Мультивселеннная во всей своей красе.

Теория о том, что Джеймс Бонд это кодовое имя, которое дается всем агентам 007 не подтверждается. Это именно что один человек, сыгранный разными актерами. И так будет продолжаться до перезапуска с Крейгом.

С другой стороны, сама история тут всегда разная и вы можете включить абсолютно любой фильм и получите самодостаточное произведение. Ровно поэтому отдельные части можно смело пропускать без какого-либо ущерба.

Современность: это мягкий перезапуск, поэтому все что было до этого обнуляется (за малым исключением), и во всей пенталогии есть нормальный и внятный сквозной сюжет.

То самое исключение: в фильмах будут отсылки не к конкретным сюжетным вехам старых частей, а скорее обыгрывание культовых атрибутов Бонда. Для понимания этих отсылок точно не нужно смотреть всю Бондиану.

А что тогда смотреть?

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Самый адекватный совет: посмотрите по фильму с каждым из Бондов и поймите какой из них вам ближе.

Самый субъективный совет: рекомендую посмотреть все фильмы с Коннери, На секретной службе Её Величества (1969) с Лэзенби, Живи и дай умереть (1973) с Муром, Искры из глаз (1987) с Далтоном, любой из Броснана и всю пенталогию Крейга.

А теперь попробую это аргументировать.

Эра Шона Коннери

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Перемещаясь с "Доктор Ноу" и по "Живешь только дважды" вы совершаете экстремальный спуск с горки бондианы в омут безумия. В каждой части градус смешного абсурда нарастает, как и масштаб экшена с качеством съемки. Тут рекомендую смотреть всё, потому что каждая часть в чем-то превосходит прошлую.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Третий фильм в серии, "Голдфингер", в принципе является тем краеугольным камнем в серии, на которой держится большинство узнаваемых атрибутов бондианы: знаменитый коктейль, культовый Aston Martin DB5, перепалки с Q. Самое главное - это очень аккуратно взболтанная гремучая смесь разной забавной дичи, которая не приводит к смешению и вырождения в клоунаду и китч. Однозначно рекомендую смотреть, чтобы узнать кто такая Пусси Галор, почему стоит бояться зеркал, китайцев (только тех, что ходят в шляпах) и как ограбить Форт Нокс.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

В Шаровая молния (1965) ставки поднимаются: Бонда пытаются убить массажером, он летает на джетпаке и дерется с женщинами (ну почти). И все это только в первые полчаса. Бонусом: роскошные подводные сцены и грозный спектр. Однозначно смотреть.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Пика нарастающий абсурд (влажные мечта Албера Камю) достигает в "Живешь только дважды". Если вы ни разу не видели как Коннери притворяется японцем и дерется с ниндзя - жизнь прожита зря. Это очень смешно (и однозначно оскорбительно). Можете также насладится классическими элементами шпионских фильмов - секретные базы в жерле вулкана, двойные агенты, нелепые гаджеты и отличная сцена погони по крышам. Правда уже в этой части все это начинает окончательно скатываться в китч, который перейдет все разумные пределы с Муром.

Наверное самое главное украшение этих частей - сам Коннери. Он идеально чувствует себя в безумном стереотипном мире, его фирменная улыбка словно транслирует нам с экрана: "Да, я знаю, что это нереально, но давай забудем про это на пару часов и просто получим удовольствие". Думаю что без харизмы Коннери фильмы бы потеряли львиную долю своего очарования.

Отдельно стоит обсудить Бриллианты навсегда (1971) и Никогда не говори никогда(1983). Бриллианты, где после провала Лэзенби решили вернуть Коннери, немного меркнут в тени прошлых частей. Они уже не раздвигают границы возможного в бондиане, но все еще остаются просто хорошим фильмом про Бонда. Если другие фильмы нравились и раньше - смело смотрите, но в целом можно пропустить. Тем более, что тут происходит полная нелепица с хронологией и этот фильм плохо соотносится с вышедшим ранее "На секретной службе Её Величества (1969)". По большому счету он нужен был лишь, чтобы откатить изменения и попробовать перезапустить вселенную еще раз, но уже с Муром.

Теперь про "Никогда не говори никогда(1983)" Фильм не входит в канон и я не буду в 1000 раз пересказывать историю про то, как продюсеры права делили. Если интересно, почитать можно тут. И сам по себе фильм очень хорош, это по сути прото-версия "Не время умирать (2020)". Вечная история про стареющего агента, который взялся за одно последнее дело. Девушка Бонда великолепная Ким Бейсингер. Враги тоже на уровне, засветился даже любимец Бергмана Макс фон Сюдов. Фильм умело играет на ностальгии по эре Коннери и очень красиво ее завершает. А для Бондианы это особенно ценно, второй похожий шанс выпал только уже Крейгу.

Эра Лазенби

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Эра конечно слишком громкое слово для одного фильма, и то не самого лучшего. Трудно сейчас сказать в чем конкретная причина неудачи На секретной службе Её Величества (1969). Лично мне вообще не нравится Джордж как Бонд, но я не могу обвинять в провале только его. Свой вклад внесли продюсеры, которые не смогли увести его от неизбежных сравнений с Коннери (не в пользу первого), так и сам актер. Продюсеры и сценаристы внутри фильма никак внятно не объясняют почему сменилось лицо Бонда. Там есть один подкол в сторону Коннери (см. выше), есть сцена с воспоминаниями прошлых приключений (противоречит подколу) и перепутана хронология прошлых 5 фильмов (Бонд впервые знакомится с Блофельдом, хотя спектр был в 4 из 5 прошлых фильмов).

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Сам Лэзенби в большинстве сцен выглядит попросту нелепо, ходит с видом потерянного Винсента Веги и притворяется что он тот же персонаж что и Коннери. Только без харизмы и иронии в глазах. Костюм Остина Пауерса кстати будет отсылкой к Лазенби, ведь нарядили его в фильме весьма нелепо.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

В общем и целом, фильм мне скорее не понравился. Хотя потенциал у него был и периодически встречается мнение, что Лэзенби на сам деле был лучшим Бондом. Что точно можно отметить - с правильным подходом он бы точно занял место в зале славы бондианы: тут есть как минимум одно событие эпохального масштаба для бондианы, и Дайана Ригг, невероятно красивая в роли девушки Бонда. Уверен, что с правильным позиционированием нового актера (либо возможно с другим актером) фильм бы стал одним из лучших в серии.

Эра Мура

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Крайне рекомендую посмотреть "Живи и дай умереть (1973)" как минимум для того, чтобы как продюсеры провели уроки над ошибками. Мура постарались максимально дистанцировать от Коннери и очень аккуратно изменили основные элементы бондианы. Так например вместо стандартного брифинга Бонда в кабинете М он происходит у Бонда дома.

То есть: все ключевые элементы на лицо, но их расстановка позволяет пережить абстинентный синдром после Коннери максимально безболезненно. И вообще, сам по себе фильм весьма хорош. Тут новый интересный сеттинг (Новый Орлеан, Вуду). Тут полно достаточно веселых и гротескных сцен (от похорон до прыжков по крокодилам и погони). И сам Мур тут еще не в пенсионном возрасте и весьма обаятельный. Крайне хороший перезапуск, правда до китча остался лишь маленький шаг.

И остальные фильмы с Муром его успешно делают. Не буду их подробно расписывать, почти все одинаковые (кроме чуть более приземленного "Только для твоих глаз (1981)") . Ключевые признаки: сомнительные экшен сцены, абсурд без границ, сюжеты напоминающие безумный трип англофила, наличие хороших актеров и духа времени.

Вот последние две причины как раз то, ради чего и можно смотреть эру Мура. По фильмам наглядно видно как сменялись эпохи. Уже в Шпион, который меня любил (1977) культовый симфонический мотив разбавляется электроникой.

Эта мелодия очень органично могла бы смотреть в любом фильме Марка Захарова

Юбки со временем становятся короче, а декольте еще глубже. В ролях мелькают Кристофер Ли, Кристофер Уокен, Дольф Лундгрен.

Шутки становятся еще безумнее. Бонд расхаживает в маске Паши Техника, отправляется в космос и пытается пережить нападение центрифуги.

Если у вас есть свободное время и хочется просто насладиться максимально глупым очаровательным фильмом на грани категории Б - смело смотрите. В остальном можно смело пропускать.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Эра Далтона

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Очень недооценённая дилогия: Искры из глаз (1987) и Лицензия на убийство (1989). Далтон крайне хорош. В меру агрессивный, в меру ироничный, в меру серьезный. Согласен с мнением, что он по сути предтеча реализма эры Крейга. Больше мне нечего особо добавить, это просто хорошие фильмы в бондиане. Не могу назвать их гениальными или прорывными, но после Мура это просто глоток свежего воздуха.

Эра Броснона

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Тут будет 2 спорных тезиса: 1. Броснан как Бонд безликий. 2. Сами фильмы интереснее, чем кажутся.

Разберемся с 1 тезисом. Я не испытываю никакого негатива к выбору Броснона Бондом и номинально он по всем статьям подходит. Красив, отлично смотрится в экшене, органично смотрится в разных по настроению сценах. Его основная беда - он максимально теряется на фоне харизматичных соперников. Во всех 4 фильмах с его участием у меня впервые возникло и потом еще стойко держалось желание, чтобы Бонд проиграл. У каждого из его врагов был свой мотив, свои отличительные особенности и свои справедливые претензии к Англии и к Бонду. На которые у Бонда в исполнении Броснона просто не было внятных ответов. Да даже девушки Бонда выглядят ярче самого Бонда,

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

На одной чаше весов по своему харизматичные Шон Бин, Роберт Карлайл, Джонатан Прайс, Мишель Йео, Розамунд Пайк, Софи Марсо и др., а на другой простоватый и смазливый Пирс Броснан. И не стоит забывать про М в исполнении Джуди Денч. Так что основная его проблема лишь в том, что он меркнет на фоне других актеров.

Теперь к тезису 2.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Это все еще максимально глупые фильмы про неуязвимого секретного агента. Сложно ставить это в плюс или минус, если так было всегда до этого. А вот что тут появилось впервые - рефлексия внутри Бондианы. Это и знаменитый монолог М

Вы сексист, женоненавистник, динозавр, пережиток холодной войны

Это и постоянны упреки в сторону Британии. Например ситуация с казаками из Лиенца из Золотой глаз (1995). Это и разумные вопросы к Бонду, что он готов слепо следовать приказам без какого-то осмысления на сколько они вообще правильные. То есть, в фильме открыто признается что МИ6 и Бонд приносили страдания людям и ошибались. Это и максимальная гипертрофия Бондовских качеств в виде персонажа Тоби Стивенса в Умри, но не сейчас (2002), которая хорошо высмеивает всю нелепость Бонда как персонажа.

Грубо говоря, фильмы поднимают хорошие вопросы. А Бонд отвечает на них как умеет - убивая всех, кто их задает. Поэтому рекомендую их смотреть и осмыслять, хотя собственно художественной ценности там не очень много. А вот как симптом внутренней противоречивости бондианы как феномена тетралогия хороша.

Ну и отдельного упоминания заслуживает шедевральный опенинг с пытками Бонда под бодрую песни Мадонны

Эра Крейга

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Ну и наконец пенталогия Крейга. Кратко по всем фильмам.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Казино Рояль (2006) - идеальный перезапуск, один из самых очевидных кандидатов на лучший фильм в Бондиане. Отличный каст, Крейг, Грин и Миккельсон там словно греческие боги, которых внезапно занесло в наш 21 век. Красивы, сексуальны, харизматичны. Перезапуск аккуратно очерчивает границы вселенной (да это все еще Бонд, но это новый Бонд). Музыка и съемка очень хороши. Когда в очередной эпичный момент узнаешь в саундтреке мелодию You know my name эпичность достигает своего пика.

Минутка духоты. У меня есть только 2 микропретензии к фильму. 1. Я не понимаю зачем в перезапуске нужно было оставлять Джуди Денч в роли М. Она отличная актриса, но одновременно она и связь между прошлым Бондом и новым. Ну то есть, она очевидно должна знать прошлого агента 007 (Броснона), но все идет к тому что его попросту не было во вселенной Крейга. В общем небольшое противоречие, которого можно было избежать. 2. Я до последнего верил, что последняя треть фильма это некий тайный план Бонда. Уж очень предсказуем был сюжетный поворот, и крайне наивно он себя вел.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Квант милосердия (2008) - ничего не хочу говорить об этом фильме. Мельтешение и рваный массаж вместо экшен сцен, Куриленко с блэкфейсом (ну почти), Амальрик который не понимает кого он играет и главное зачем, и нелепое развитие прошлого фильма. Единственный примечательный момент это как раз сюжетное продолжение прошлой части, но такое, что лучше бы его все таки не было.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

007: Координаты «Скайфолл» (2012) - самый любимый фильм во всей бондиане. Это просто нужно смотреть. Фильм очень чутко уловил тренд на стареющих и небезупречных морально героев, в основу истории положил личную вендету и прошлое Бонда и М. И снято это просто невероятно красиво. То самое схождение звезд, когда кажется фильм не смог бы уже стать лучше.

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

007: СПЕКТР (2015) - самый спорный фильм из новой трилогии. Открывающая сцена великолепна, фильм снова снимал Мендес и снято все еще очень хорошо. Каст актеров тоже отличный. А вот что подвело - сама история. Я не знаю зачем нужно было приплетать Спектр и делать это настолько топорно. Вся эта история с архизлодейской организацией злодеев смотрится приветом из 60-х. И вместо ностальгии Скайфолла чувстуется нафталин времен шаблонных злодеев. Да и сюжетные твисты им под стать. В общем, фильм не ужасный, но удачным его тоже назвать сложно.

Та самая начальная сцена
Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Не время умирать (2020) - финал истории Крейга. Трудно быть объективным или оценить этот фильм как-то категорично. У меня есть стойкое чувство нереализованных ожиданий по отношению к Фукунаге как режиссеру. Начиная с "Настоящего детектива", где была очень сильная первая половина и сомнительный финал (субъективно), я ожидал чего-то от него такого же сопоставимого по атмосфере или съемке. И каждый раз он снимает просто что-то нормальное. То есть, у него есть какие-то хорошие вещи и сцены, но ощущения в целом скорее разочаровывающие. Второй сезон Настоящего детектива, Безродные звери и вот 5 часть Бондианы. Из всего фильма запоминается экшен сцена в Италии, красивая Лея Сейду и Ана де Армас, экшен сцена в лесу и на лестнице в бункере. В остальном очень пресный и долгий фильм, с очевидными сюжетными ходами. Не отвратительный финал, но Крейг заслуживал большего.

А зачем я еще проделал этот путь?

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Трудно уже ответить себе на этот вопрос. По большому счету мне скорее нравится бондиана. В ней много забавных или запоминающихся моментов, но соотношение временных затрат и конечного результата удручает.

Из плюсов: Остин Пауерс и Кингсман становятся смешнее после Бонда, новая пенталогия скорее хорошие и интересные фильмы, и отдельные девушки бонда (Ева Грин, Лея Сейду, Розамунд Пайк, Софи Марсо) теперь в сердечке.

Минусы: долго, однообразно, и иногда достаточно глупо, чтобы вызывать раздражение, но недостаточно чтобы веселить.

Послесловие

Посмотрел всего Джеймса Бонда и не сошел с ума

Спасибо что дочитали! Буду рад замечаниям или обмену впечатлениями в комментариях. Если подпишетесь на мой канал в Telegram, буду также признателен. Планирую выкладывать в него такие срезы по сериям/режиссерам или малопопулярным фильма, которые хотелось бы отметить. Ссылка:

И опросы

Лучший Бонд
Шон Коннери
Джордж Лэзенби
Роджер Мур
Тимоти Далтон
Пирс Броснан
Дэниэл Крэйг
Лучшая часть Бондианы
Доктор Ноу (1962)
Из России с любовью (1963)
Голдфингер (1964)
Шаровая молния (1965)
Живешь только дважды (1967)
На секретной службе Её Величества (1969)
Бриллианты навсегда (1971)
Живи и дай умереть (1973)
Человек с золотым пистолетом (1974)
Шпион, который меня любил (1977)
Лунный гонщик (1979)
Только для твоих глаз (1981)
Осьминожка (1983)
Вид на убийство (1985)
Искры из глаз (1987)
Лицензия на убийство (1989)
Золотой глаз (1995)
Завтра не умрет никогда (1997)
И целого мира мало (1999)
Казино Рояль (2006)
Квант милосердия (2008)
007: Координаты «Скайфолл» (2012)
007: СПЕКТР (2015)
Не время умирать (2020)
Никогда не говори «никогда» (1983)
Умри, но не сейчас (2002)
284284
120 комментариев

Как-то устроил марафон и понял, что лучший Бонд для меня — это Броснан. Фильмы с ним набиты удобоваримыми спецэффектами, что сказалось на зрелищности и экшоне, а сами сюжеты и происходящее отдаёт теми самыми наивными весёлыми Бондами с Коннери и Муром.

Но при этом лучший фильм всё равно «Казино Рояль» (2006), хех

31
Ответить

Ну надо же, думал никогда не встречу человека с тем же мнением, что и у меня.
Золотой глаз и казино рояль самые топовые фильмы про Бонда. Броснан очень харизматичный, весёлый и сыпет клеевыми ванлайнерами, а Крейг выглядит как суровый дядька потрёпанный жизнью.

13
Ответить

Возможно потому, что Казино - это не фильм про Бонда, это фильм про то, как один хороший агент становится Бондом :\

11
Ответить

Возможно я как то слишком необъективно оцениваю, но Броснан для меня лучший Бонд, потому что в детстве именно с ним все фильмы посмотрел. Отложилось в голове, что именно таким и должен быть Джеймс Бонд.

С Крейгом фильмы конечно дорого сняты, хорошие, даже очень, но какой-то вайб от Крейга деревенского простачка. Не знаю как это описать.

6
Ответить

удобоваримыми спецэффектамиА как же блевота из "Умри, но не сейчас"?

1
Ответить

Броснан, слишком смазливый. Как злодея его ещё можно воспринять , но полевой оперативный агент , совсем не ассоциируется

Ответить

Крейг - супер, Казино Рояль - отличный фильм. Люблю всю франшизу. Из всех Бондов не нравится только Броснан. Спасибо за пост.

25
Ответить