Всеобщая история пиратства в кино. Часть 1. 1900–1949

Как некоторые поняли, название статьи отсылает к книге 1724 года за авторством некоего Чарльза Джонсона (Считается, что это псевдоним, а наиболее вероятный автор Даниель Дефо). Но в этом материале мы поговорим не о реальных пиратах, а о том, как этих разбойников показывали в кино на протяжении всей истории этого вида искусств.

Всеобщая история пиратства в кино. Часть 1. 1900–1949

Сначала я думал сделать большущий лонгрид на 50 страниц и выложить его как есть. Но потом понял, что так я буду его писать вечно, поэтому и решил разделить статью на три части. Так и вам легче будет, и у меня появится мотивация закончить сей интересный труд.

Первые пираты появились чуть ли не вместе с изобретением кораблей, способных бороздить моря ещё в самые древние времена. Свои типы кораблей строили и в Месопотамии, и в Китае, и в Греции.

Возможность преодолевать большие расстояния на кораблях подтолкнуло развитие торговли. Но нашлись «предприниматели», которые подумали о том, что «покупать подешевле, а продавать подороже» — благородное занятие, но проще взять бесплатно, а потом потратить полученную «прибыль» на немногочисленные прихоти суровой мужской жизни — женщин, алкоголь, да и копьё побольше.

Если смотреть в суть вещей, то пираты от обычных грабителей с большой дороги отличаются лишь ареалом деятельности. Начало меняться всё в XVI–XVIII веках, когда появились типы кораблей, способных преодолевать океаны, что открыло эпоху Великих географических открытий. В этот период торговля разрасталась до невообразимых масштабов. Атлантический океан ежегодно пересекали огромные золотые и серебряные конвои из испанских колоний в Южной Америке.

На сцену вышло новое поколение морских охотников, задачей которых был грабеж испанских галеонов с драгоценными металлами. Они изначально работали с санкции властей таких стран как Англия и Франция — их называли приватиры или каперы соответственно. Но в течение XVII века некоторые из них отбились от рук властей и стали обычными разбойниками вплоть до того времени, пока их не начали усиленно романтизировать в литературе.

Благодаря различным культовым произведениям, пираты обрели множество важных атрибутов, которые выделили их в особую касту людей уникальной эпохи, прозванной Золотым веком пиратства. Чёрная Борода, Бенджамин Хорниголд, Уильям Кидд, Чёрный Барт и многие другие — нынче все эти имена мы хорошо знаем.

Кинематограф, как передовой вид массового искусства, тоже не обошёл стороной пиратов. Об этом и поговорим.

1900–1910-е: первые пробы пера

В один год вышло сразу несколько фильмов-первопроходцев в тематике пиратов. 8 марта 1908 года вышла первая экранизация «Острова сокровищ» («The Story of Treasure Island»). Сюжет практически полностью строится на произведении-первоисточнике. Как и все работы того периода, картина — немая чёрно-белая короткометражка.

В том же году 15 июля вышел французский фильм «Честь пирата» (L'honneur du corsaire), где двигателем сюжета становятся позывы ревности пирата, а ради любви он готов сразиться и с офицером флота. Смелость же, как известно, окупается наградой.

Ещё один американский короткометражный фильм того же 1908 года, но с датой выпуска 6 ноября, называется «Пиратское золото» (The Pirate's Gold). Небольшой фильм, сюжет которого крутится вокруг пиратского сундука с золотом, спрятанного в доме матери главного героя. Пираты умирают, мать умирает, никто не знает, где спрятано золото, как же его найти? Народная мудрость гласит — само найдётся. Так и происходит.

В 1911 году выходит первый фильм про самого известного пирата в истории — Чёрную Бороду, который называется соответствующе — «Blackbeard». Выглядит разбойник не совсем так, как его представляют сейчас по «Пиратам Карибского моря», «Assassin’s creed IV» или документальным фильмам и сериалам. Тем не менее, всегда интересно наблюдать, как получают своё начало те или иные классические образы. А завязка фильма проста — пират похищает женщин, и их необходимо спасти бравым стражам закона. Зачем женщины Бороде? Вопрос риторический, но прямо нам это не скажут.

Blackbeard, 1911

Годом позже на экраны выходит вторая экранизация романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» («Treasure Island»). Фильм малоизвестный. Говорить о нём больше нечего — это снова немая забавная короткометражка, которая повторяет сюжет первоисточника. Отмечаем лишь степень развития кинематографа на примере подобных фильмов — как работают с кадром, насколько убедительны декорации и костюмы. В данном случае, всё это находится в стадии зачатия, поэтому никакой речи о действительно качественном продакшене не идёт.

1915 год подарил нам 25-минутный фильм «A Submarine Pirate», в котором некий официант случайно подслушивает разговор одного изобретателя о планах захватить на подводной лодке корабль с золотыми слитками. Ушлый парень, недолго думая, обманом попадает на эту лодку, угоняет и решает заняться пиратской самодеятельностью.

Фильм не посвящен пиратам Золотого века, однако он крайне интересный по двум причинам. Во-первых, в нём весьма недурно для того времени сделали практические эффекты морского сражения, то бишь присутствует добротный экшен. Во-вторых, актёр, сыгравший главного героя, чересчур похож на Чарли Чаплина — почти те же усы, то же лицо, и похожая манера актёрской игры. Оказалось, неспроста. Этот актёр, не кто иной, как Сидней Чаплин — старший сводный брат Чарли Чаплина. Вообще, два брата-акробата почти всю карьеру работали вместе — в поздний период Сидней был даже менеджером Чарли.

A Submarine Pirate, 1915
A Submarine Pirate, 1915

В следующем году на экраны вышел фильм «Дафна и Пират» («Daphne and the Pirate»). Это одна из первых почти-полнометражных (50 минут) работ про пиратов, а также в ней разворачивается довольно типичный для последующих лет романтический сюжет, который частично ляжет в основу первой части «Пиратов Карибского моря». Если очень коротко описать завязку — молодой парень влюбляется в девушку, она ответила взаимностью, но её семья брак не одобрила бы, поэтому молодой жуир похищает возлюбленную и прячет в борделе, куда неожиданно наведываются пираты — они похищают местных жриц любви, в охапку к ним попадает и Дафна. Удастся ли ей спастись? Вопрос хороший.

Ещё один интересный фильм, вышедший в 1918 году, называется «Морская Пантера» («The Sea Panther»). Как и предыдущий, он длится 50 минут. Кинематограф постепенно входит во вкус, режиссёры меньше стесняются более длинного метра, что только на радость нам. Правда, кто ж знал, к чему это в итоге приведёт? Но возвращаясь к фильму, стоит кратко описать сюжет, который довольно забавный — В XVII веке по морям плавает пират Поль Лё Марсан. Как-то захватив один британский корабль, он встретил на нём девушку, в которую по уши влюбился. С этого момента у парня конкретно поехала крыша. Он яростно защищает её, дерётся с каждым пиратом, который только осмелится к ней подойти. Но суждено ли им остаться вместе? Время покажет.

The Sea Panther, 1918
The Sea Panther, 1918

Закончим разговор про 1910-е и вспомним третью экранизации «Острова сокровищ» 1918 года. Очередное прочтение сюжета оригинального романа. Однако фильм крайне примечательный из-за подбора актёров — все роли играли дети, которых зачем-то загримировали в бороды и выглядят они, мягко говоря, жутко. Но самый печальный факт — фильм официально считается утерянным. Сохранилось лишь несколько кадров и рекламных постеров.

Treasure Island, 1918
Treasure Island, 1918

1920-е: неожиданное появление на сцене итальянского кинематографа

1920 год открывает новое десятилетие очередной адаптацией «Острова сокровищ». Это последняя немая экранизация романа, а также вариант знакомой всем истории, где роль Джима Хокинса исполняет женщина. Однако, как и многие фильмы этой эпохи, он утерян, сохранились лишь отдельные кадры.

Treasure Island, 1920
Treasure Island, 1920

Помимо Фабрики Грёз темой пиратов в 1920-х годах неожиданно заинтересовались итальянцы. Во многом это случилось из-за популярной серии произведений итальянского писателя Эмилио Сальгари, который опубликовал в 1898 году приключенческий роман «Чёрный корсар». Позже он написал несколько продолжений — «Королева Карибов», «Иоланда, дочь Чёрного корсара» и «Сын Красного корсара». Эти романы экранизировал итальянский режиссер Витале Ди Стефано. В 1920 году вышла «Иоланда, дочь Чёрного корсара» (Jolanda, la figlia del Corsaro Nero), а в 1921 году остальные — Il corsaro nero, Il figlio del corsaro rosso, La regina dei Caraibi и Gli ultimi filibustieri.

Напоминаю, что все фильмы этого периода до сих пор немые. До звукового кино нам ещё жить целое десятилетие, поэтому авторы полностью полагаются на визуальные решения в создании кино. Разумеется, это влияет на качество. Книги, где важнейшую роль играют диалоги, не самые удобные источники для немых фильмов, поэтому адаптации пиратских приключенческих романов получаются куцыми, но их всё равно гораздо проще экранизировать, чем условных Достоевского и Гюго. В приключенческой литературе действие преобладает над рефлексией, у авторов кинопроизведений больше свободы для построения сюжета, и поэтому фильмы про пиратов 1910–1930-х годов получаются вполне удобоваримыми. Несчастье в том, что многие из них сейчас невозможно найти — какие-то утеряны, другие в закрытом доступе, а некоторые настолько глубоко спрятаны в недрах интернета по причине своей малоизвестности, что проще пойти в американский киноархив и там попросить включить вам катушку с фильмом.

В 1924 году выходит первая экранизация книги Рафаэля Сабатини «Капитан Блад» («Captain Blood»). Напоминаю, что сама книга была опубликована в 1922 году, то есть фильм вышел всего спустя два года. Весьма быстрые телодвижения киноделов. Связано это с большой популярностью, который роман обрёл сразу после своего появления на полках. Лично мне история чересчур удалого и прекрасного со всех сторон пирата «поневоле» не нравится. Книга слишком далеко откатилась к наивному сентиментализму, а местами и к штампам рыцарских романов. На фоне того безумия в литературе, которое творилось в первой половине XX века это очень примитивное произведение. Но справедливо будет сказать, что для экранизации оно подходит идеально, потому что не перегружено излишними деталями, которые невозможно воспроизвести на экране, чем, например, страдает «Мастер и Маргарита», из-за чего хорошей экранизации шедевра Булгакова мы так и не дождались и вряд ли дождёмся.

Captain Blood, 1924
Captain Blood, 1924

В 1924 году в прокат выходит первая экранизация пьесы Дж. М. Барри 1904 года «Питер Пэн». Без всяких «но» — это уже нормальная полнометражная работа, которая длится 1 час 41 минуту. Фильм получил награду за спецэффекты, его внесли в реестр Библиотеки Конгресса как имеющий «культурную, историческую или эстетическую значимость». Весьма интересная постановка, которая выглядит по-театральному выразительно — пираты похожи на костюмированную шайку злодеев, жаждущих попугать восприимчивых детишек, но именно здесь появляется первый экранный образ капитана Крюка — классического предводителя буканьеров наряду с Флинтом, Капитаном Джеком Воробьём и другими вымышленными морскими разбойниками.

Peter Pan, 1924

В 1924 году вышла ещё одна интересная картина под названием «Морской ястреб» («The Sea Hawk»). Основой стал одноимённый роман уже знакомого нам Рафаэля Сабатини. Забавно то, что фабула романа и, соответственно, фильма очень похожа на «Капитана Блада» — снова благородный человек поневоле попадает куда-то в Атлантику из-за ложного обвинения и в конце концов становится королём пиратов.

Сабатини, видимо, прощупал идеальную формулу приключенческого произведения про пиратов и бессовестно эксплуатировал её. Это доказывает, что не только в наше время существует кризис идей. Всегда есть авторы, которые качеству предпочитают количество, пираты же — золотая жила привлекательных историй для литераторов и киноделов, а они никогда не постесняются на этом заработать.

1925 год немного отходит от привычного жанра романтических фильмов и предлагает нам посмотреть комедию под названием «Одежда делает пирата» («Clothes Make the Pirate»). В центре сюжета парень по имени Тидд, который желает стать пиратом — он надевает пиратскую одежду и входит в соответствующую роль. Однако спектакль приводит к неловкой ситуации, когда его принимают за настоящего пирата Дикси Булла. Тидду придётся победить злодея и восстановить своё доброе имя, потому что жить в розыске не очень-то приятно.

Clothes make the pirate, 1925
Clothes make the pirate, 1925

Отметим и появление на сцене немецкого кино о пиратах, когда в 1925 году вышел фильм «Корсар Пьетро» («Pietro, der Korsar»). Ничем, кроме страны создания, произведение не выделяется — крайне стандартная романтическая история, но если вы любитель немецкого кинематографа периода Веймарской республики, то можете глянуть.

В 1926 году вышло ещё два фильма, которые заслуживают внимания. Первый из них — «Чёрный пират» («The Black Pirate»). Интересен он, пожалуй, не сюжетом, который опять использует клише «пирата поневоле» и «дамы в беде», а технологией «двухцветной колоризации», что создаёт ощущение нормального цветного фильма. Ради того, чтобы оценить технический прогресс кинематографа, фильм можно посмотреть.

The Black Pirate, 1926
The Black Pirate, 1926

Второй фильм — «Old ironsides» (Честно, не придумал, как корректно перевести название), который повествует об американском корабле «Конституция», вышедшем в XIX в. в плавание, дабы выследить и одолеть пиратов Средиземного моря. Фильм интересен в первую очередь сценой морского сражения, которая происходит в конце — для 20-х годов она сделана весьма впечатляюще — пушки, искры, щепки, манёвры кораблей и абордаж — настоящий эпик уровня Майкла Бэя в глазах людей начала XX века.

Old Ironsides, 1926

Перемещаемся в 1928 год и обращаем внимание на ещё один итальянский фильм «Прекрасный Корсар» («The Beautiful Corsair»). Главная изюминка картины в том, что корсар-то женщина, поэтому, собственно, он и прекрасный. Забавно, как в те времена выделить женщину могли только её красотой. Сейчас за такое название фильма и «сексизм» в отношении героини стражи «cancel culture» наказали бы нерадивых киноделов.

Beautiful Corsair, 1928
Beautiful Corsair, 1928

И завершаем мы это десятилетие фильмом «Восхитительный разбойник» («The Delightful Rogue») 1929 года. Картина повествует уже о современном пирате, который угоняет яхту, встречается с красивой девушкой, у них закручивается интрига, но их кто-то постоянно преследует. Смогут ли они остаться вместе и жить долго и счастливо? Ну, как показывает опыт таких историй, всё у них будет прекрасно, а сам фильм заинтересует только тем, что перемещает пиратский сеттинг в XX век.

1930-е: переход к звуковому кино и цензура Голливуда

В 1930-е годы Великая депрессия сильно повлияла на развитие кинематографа, особенно на Голливуд. Вспомним и роковую дату 1 июля 1934 года — в США приняли так называемый Кодекса Хейса, на 30 лет сковавший Голливуд в цепи цензуры «традиционных ценностей».

Нельзя утверждать, особенно на примере уже рассмотренного, что это сильно повлияло на пиратское кино, которое до корней пропитано романтизмом, но разнообразия и откровенности в новой плеяде произведений стало меньше, а благочестия больше до безобразия.

Первой жертвой стала очередная экранизация «Острова сокровищ», вышедшая 17 августа 1935 года. Снято благородно и красиво, но фильм потерял долю остроты и «жизни» исходного романа. При этом нельзя сказать, что всё плохо. Фильм уже звуковой, история передана в подробностях, актёры отлично смотрятся в кадре, съёмка и работа с декорациями впечатляют. Вот вам «грёзы», поданные на дорогом блюде — кушайте, пожалуйста!

Treasure Islands, 1934

В 1935 году выходит вторая экранизация «Капитана Блада». И снова перед нами вылизанные декорации, красивые актёры и невыдуманная история, о которой невозможно молчать. Но ведь и выглядит прелестно! И посмотреть сей фильм можно с большим удовольствием, чтобы уйти от действительности и окунуться в фантастическую (я бы даже сказал фэнтезийную) эпоху морской романтики.

Captain Blood, 1935

Похожим образом сделана и картина под названием «Капризная Мариетта» («Naughty Marietta») всё того же 1935 года. На экране мы видим настоящий пиратский мюзикл, который кому-то может показаться чересчур приторным и искусственным, а кто-то увидит в этом отражение той самой эпохи беззаботного Голливуда и примет её со своим особым вкусом и подходом к созданию кино.

Naughty Mariettaб 1935

Фильм 1936 года «Танцующий пират» («Dancing Pirate») уже своим названием подчёркивает направление мысли данного десятилетия — танцы и песни всегда помогали людям в самые сложные времена, и не важно, что танцуют-то пираты!

Dancing Pirate, 1936

Стараются от Голливудского лоска не отставать и итальянцы, которые никак не могли насытиться своим «Чёрным Корсаром» и сделали очередное продолжение в 1937 году. И снова романтика, много музыки и с иголочки одетых пиратов.

Il corsaro nero, 1937
Il corsaro nero, 1937

Тем сильнее выделяется фильм «Доктор Шин» («Doctor Syn») того же года, где происходит уже настоящая драма, детективная интрига и даже режиссёр осторожно показывает зубки, вплетая в своё творение социальный комментарий.

Doctor Syn, 1937

В 1939 году в пиратском кино себя пробует, кто бы мог подумать, Альфред Хичкок (!!!), который выпустил фильм «Таверна “Ямайка”» (Jamaica Inn). Действие фильма происходит в 1819 году, сюжет строится вокруг борьбы красивой девушки и полицейского под прикрытием с бандой разбойников, которые грабят суда, терпящие крушения во время штормов у английских берегов. А таверну «Ямайка» они используют как свою базу. Закручивается настоящая криминальная история, где честность и правосудие будет бороться со злом. Фильм стоит посмотреть, чтобы хотя бы отдать дань уважения мастеру кино.

Jamaica Inn, 1939
Jamaica Inn, 1939

1940-е: затишье перед бурей

Вторая мировая война не особо повлияла на конвейер фильмов, в 40-е годы кинолент о пиратах даже вышло немного побольше, чем в 30-е, но мы поговорим только о некоторых из них, потому что всё подряд, понятное дело, рассмотреть не получится. В дальнейшем выборку будет делать ещё сложнее, но такова моя работа.

В 1940 году вышел интересный фильм «Морской ястреб» («The Sea Hawk»). Не стоит его путать с более ранним фильмом, о котором мы говорили. Хоть поначалу авторы действительно собирались написать сценарий на основе романа Сабатини, но в конце концов их вдохновила история реального пирата Фрэнсиса Дрейка. Однако связь с англо-итальянским писателем всё же осталась — главного героя сыграл актёр Эррол Флинн, который играл также и персонажа капитана Блада в экранизации 1935 года. Помимо этих деталей фильм может предложить сеттинг XV–XVI веков, когда в моде были ещё металлические шлемы, а не треуголки, а также вы увидите забавную обезьянку, очевидно, предка капуцина Джека из «Пиратов Карибского моря» (Простите за СПГС).

The Sea Hawk, 1940

Два года спустя свет увидел фильм под названием «Чёрный Лебедь» («The Black Swan»), в котором на протяжении полутора часов капитан Генри Морган пытается раздвинуть ноги актрисе Морин О’Хара. И надо сказать, у него это в принципе получается. Разумеется, всё в рамках приличия, ведь чтобы заслужить красивую девушку, надо оказаться на волосок от смерти в героической схватке, по-другому в то время никак, раньше-то девушки были достойны подвигов.

The Black Swan, 1942

Ещё одна лента, где пираты скорее похожи на благородных идальго, чем на морских грабителей — «Французская бухта» («Frenchman's Creek») 1944 года. Здесь практически нет морских сражений и даже духа приключения — перед нами лишь любовная история, пропитанная оммажами к сентиментальным романам XIX века. Красивые декорации, пышные костюмы, прелестная дама и удалой джентльмен удачи — вот секрет успеха любого пиратского фильма той эпохи.

Frenchman's Creek, 1944
Frenchman's Creek, 1944

Как будто услышав эти слова, режиссёр Роуленд Ли снял в 1945 году фильм под названием «Капитан Кидд» («Captain Kidd»). Женщины, конечно, никуда не исчезли, но настроение фильма в корне отличается от многих тех, что мы рассмотрели ранее. Возвращение к чёрно-белой картинке, тревожная музыка, неспешные диалоги серьёзных мужиков, но самое главное — потрясающая актёрская игра Чарльза Лоутона, который воплотил образ капитана Кидда — получился крайне самобытный и яркий, хитрый и злобный морской разбойник. Вообще, по стилю фильм кажется близким к триллерам Альфреда Хичкока, даже концовка соответствующая.

Captain Kidd, 1945

Завершить рассказ о 40-х годах стоит одним из первых мультфильмов про пиратов, где главным персонажем стал не абы кто, а сам Bugs Bunny, который так и называется — Buccaneer Bunny (1948). 7-минутная короткометражка анимационной студии Looney Tunes знакомых нам персонажей погружает в сеттинг-клише пиратской эпохи, где ушлому и не унывающему кролику Банни нужно будет пережить хрестоматийную историю борьбы за сокровища. Цветная картинка, превосходная анимация — этот мультфильм может стать хорошим средством скоротать несколько минут своей жизни в удовольствии.

Buccaneer Bunny, 1948

Спасибо за прочтение, следующую часть опубликую когда-нибудь, надеюсь до середины августа, так что можете подписаться, чтобы не пропустить.

9797
44
44 комментария