Австралийский апгрейд жанра

В течение последних пары лет кинотеатры и экраны персональных устройств заполонили фильмы в жанре "киберпанк", ну, по крайней мере, они себя так позиционируют.

Австралийский апгрейд жанра

В течение последних пары лет кинотеатры и экраны персональных устройств заполонили фильмы в жанре "киберпанк", ну, по крайней мере, они себя так позиционируют. Однако, только небольшой процент от всего этого можно действительно отнести к киберпанку, остальное - киберфантастика. От провалившего в прокате, к слову как и оригинальный фильм 1982 года, "Бегущий по лезвию 2049" Вильнёва, сериалу по произведениям Филиппа К. Дика "Электрические сны Филиппа К. Дика" и "Видоизмененный углерод" до таких малобюджетных проектов как австралийский фильм "Апгрейд", о котором и пойдёт речь. Большинство вышедших фильмов и сериалов в жанре киберпанк основаны на оригинальных литературных произведениях, следовательно в определенной мере они вторичны, в то время как такой фильм, как "Апгрейд" подобным недостатком не обладает.

Австралийский апгрейд жанра

Перед нами предстаём довольно незамысловатая сюжетная линия, которая, однако, намного изощреннее, чем может показаться на первый взгляд. Главный герой, человек, который на дух не переносит все, что связано с компьютерами, боится их, от безысходности соглашается наплевать на свои принципы и практически слиться с совершенным искусственным интеллектом, с помощью которого он должен найти убийц своей жены. Казалось бы, ничего необычного, примерно то же самое мы давно лицезрели в "Робокопе" Пола Верховена, но все не так просто.

Искусственный интеллект здесь является главным героем не меньше, чем персонаж Логана Маршалла-Грина, а то и больше чем он. Киберпанковская атмосфера, приправленная духом триллеров и неплохими экшн-сценами даёт зрителю возможность по-настоящему ощутить то, что называется "духом" киберпанка. Отчаяние, грязь, цинизм.

Однако только этим сценарий фильма не ограничивается. Главной темой картины, пронизывающей все от начала и до финальной сцены является актуальнейшая на данный момент проблема разграничения искусственного интеллекта от живого существа. Вопрос, который имеет множество трудноопределяемых аспектов - этический, биологический, социальный. В фильме мы видим искусственный интеллект, который жаждет стать человеком. Готовое пойти на всё, придумавшее грандиозный и жестокий план, существо, помещенное в маленький чип, путём симбиоза с человеком достигает своей заветной цели. Подобного персонажа трудно оценивать с точки зрения простого хороший/плохой. В принципе, это касается и жанра киберпанк в целом - здесь нет четкого разделения на белых и черных, каждый в подобном мире раскрашен в черно-белую полоску.

Оба персонажа, который в общем представлены в одном, вызывают и заслуживают равную долю зрительской эмпатии. Здесь вспоминается фильм "Она", где голос Скарлетт Йоханссон вызывает намного больше эмоций и эмпатии, чем некоторые из её ролей, не в обиду Скарлетт.
Между обоими фильмами можно протянуть параллель, так как в обоих случаях мы наблюдает становление искусственного интеллекта антропоморфным, однако пути у них диаметрально противоположные - у одного хитроумные планы, кровь, ложь, у второй же - любовь, искренность, чистое желание. Но их различие никоим образом не мешает симпатизировать персонажам, сочувствовать, хоть оба этих существа зачастую и пугают.

Возвращаясь к тому, что же ждет жанр киберпанка сегодня, на возросшей волне его популярности можно смело говорить, что нам еще удастся увидеть среди множества однообразных и вторичных работ подобные, оригинальные и интригующие картины.

2929
24 комментария

мы видим искусственный интеллект, который жаждет стать человеком

Ни разу не так. В фильме как раз показан ИИ, уверенный в своем превосходстве рад мясными мешками. Его цели после того, как он захватит хоста, так и не были озвучены, но человеком он стать не пытается совершенно точно.

19

Скажу честно, эта мысль ни разу не промелькнула за весь просмотр. Странно, но мне реально жалко было этого ИИ. Теперь чувствую себя человеком, поддержавшим геноцид собственного вида.

2

В финальной сцене Эрон объяснял, что стем хотел стать человеком. Возможно это проблема локализации, и в оригинале было что-то вроде «получить человеческое тело», но строчка такая точно была

1

В течение последних пары лет кинотеатры и экраны персональных устройств заполонили фильмы в жанре "киберпанк", ну, по крайней мере, они себя так позиционируют.

Блин, вот на кой сходу делать такие претензиозные и откровенно ложные заявления? Один - два проекта в жанре около-киберпанка - это "заполонили"?

6

Тогда один-два тоже не менее ложное, чем моё "заполонили", так как проектов действительно немало. Да, возможно, что они не лезут из каждого экрана и динамика, но и не нужно долго рыться, чтобы наткнуться на что-нибудь "киберпанковское".

почему Том Харди на ковре?

3

Изначально режиссёр видел в главной роли только Тома Харди. Но затем узнал гонорар актёра и понял, что бюджета хватит только на то, чтобы снять как Том Харди лежит на ковре на протяжении всех полутора часов картины. Разумеется, продюсеры сразу же согласились с этой беспроигрышной идеей.

И всё бы ничего, но уже на второй съёмочный день хозяин ковра, сдававший его студии в аренду, задрал цену до немыслимых высот на основании того, что на этом ковре лежал до этого сам Том Харди. В результате, пришлось отступиться от первоначальной идеи и снять обыкновенный шикарный фильм с диалогами, перестрелками, драками, погонями и спецэффектами. От оригинального варианта остался лишь этот кадр с ковром и Томом Харди, который и задействовали для оформления постера.

10