ТРИ проблемы, убивающие крутость мюзикла с Зои Салданой

Делюсь крутыми музыкальными номерами «Эмилии Перес» Жака Одиара (2024), которая на Каннском фестивале получила коллективный приз за женскую роль, и жалуюсь на её сумбурную драматургию.

Итак, смотрим, на Зои Салдану! Крутая же!

В фильме она играет Риту — талантливую юристку, к которому обращается наркобарон Манитас с необычной просьбой: помочь сменить пол, чтобы бесследно исчезнуть из криминального мира.

Вот сам наркобарон, тоже поёт:

Ух меланхолия... По сути, такой отчаянный шаг можно сравнить с прыжком на тот свет

Какая же подача, какие же песни! Кайфую, интригуюсь и предвкушаю нечто!

Но по ходу просмотра я то и дело спотыкаюсь о проблемы. И прежде чем перейти к ним, вас ждёт цитата товарища Дисклеймера:

О фильме сложно говорить без спойлеров, так как он пытается постоянно удивлять. Но иначе, вместо того, чтобы по делу ворчать на сюжет, придётся лить воду. Во избежание этого автор сосредоточится на основных моментах в первых двух третях фильма, оставив финальный акт за скобками.


Кстати, все видео со звуком, есть что посмотреть и послушать!

Товарищ Дисклеймер

Проблема №1. Скудная постановка

Трудности с восприятием фильма у меня случились уже на этапе трейлера: он вроде пытается удивить чем-то необычным через попытки в яркий монтаж, но скучное исполнение в духе сериалов Netflix всё портит.

Плохо ли это для мюзикла? Нуууу... Местами он реально может и в хореографию, и свет, и монтаж:

Рита пишет пламенную защиту для адвоката в защиту чела, убившего жену

Но где-то номера берут не постановкой, а музыкой. Взять хотя бы сцену, где Рита уговаривает доктора сделать операцию её клиенту. Тут без операторских выпендрёжеств всё работает: мелодия и красивая сама по себе, и классно вплетена в диалог. Слухайте:

А вот когда герои перестают петь, я спускаюсь на землю — глянцевая невыразительная картинка сама себя не заметит.

Проблема №2. Непонятно, кто главный герой и в чём основной конфликт

Все номера с Ритой, которые я показал — это сплошная экспозиция, которая длится первые 40 минут фильма. По ним кажется, что именно она — главный герой.

Рита берётся за сомнительные дела, защищая преступников, несмотря на благородный нрав и внутренние терзания. Заключает сделку с наркобароном, который в результате превращается в Эмилию Перес. И устраивает всё так, чтобы его семья — Джессика и двое сыновей — считали его погибшим.

Повествование концентрируется на Рите. А события, связанные с Эмилией и Джессикой — это новые приключения Риты.

Итак, мы познакомились с тремя звёздочками — ВСЕ ТРИ, кстати, и получили приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале. Зафиксируем:

ТРИ проблемы, убивающие крутость мюзикла с Зои Салданой
  • Раз — Рита (Зои Салдана), юристка, адвокатесса, к которой приходит Манитас с запросом помочь незаметно сменить пол.
  • Два — Манитас/Эмилия (Карла Гаскон), сначала главарь картеля, а позже ЖЕНЩИНА.
  • Три — Джессика (Селена Гомес), жена Манитаса, считающегося мёртвым.

Ну всё, предыстория позади — теперь ждём главных событий! Скоро начнётся завязка: новая встреча Риты с давним опасным клиентом, теперь — женщиной! Наверняка придётся выгребать последствия сделки, а заодно проходить арку персонажа.

И вот, четыре года спустя Рита встречается с Эмилией и приходит в шок. Эмилия хочет её убить?

В следующей сцене прям чувствуется намёк на грядущий конфликт, ощущается то самое нарастающее напряжение, какое обычно бывает между протагонистом и антагонистом:

Но... Мои ожидания — мои проблемы, да? Фильм резко меняет маршрут.

Оказывается, Эмилия не хочет не замести следы. Она вернуть утраченное.

Эмилия так сильно скучает по семье, что задумывает притвориться сестрой умершего мужа Джессики и приютить её под своё крыло.

А Рита нужна, чтобы это адекватно провернуть. Всё.

Только здесь становится понятен основной конфликт: Эмилия Перес — настоящая главная героиня — хочет быть с Джессикой и детьми, но в нынешней роли не может быть отцом. ИБО ОНА ЖЕНЩИНА.

Вопрос — причём тогда здесь Рита? Зачем на ней такой акцент, если речь об Эмилии и Джессике? Только чтобы побыть нашим аватаром и связать их сюжетные линии, как подобает персонажу-функции?

Хорошо, допустим.

Проблема №3. На основной конфликт забивают болт

Мой мозг перестроился на Эмилию и Джессику. Я ожидаю, как они будут разговаривать неуютные диалоги, общаться намёками, попадать в неуютные ситуации и рефлексировать.

И такие моменты были. Их целых три:

1-й момент — первая встреча семьи покойного Манитаса и ЭМИЛИИ:

Вспомните детство, когда вы приходите к какой-то тёте, тёще, ЖЕНЩИНЕ, и она вас так целует. А вы недоумевате, мол, ты кто и что ты от меня хочешь?

2-й момент — младший ребёнок поёт о том, что Эмилия пахнет папой:

Слишком трогательно, чево творите-то!

3-й момент — разговор по душам:

Интересно, когда Эмилия слушает Джессику, хочет ли она её задушить?

А всё остальное время нам придётся следить за грубыми отрезками жизни Джессики и Эмилии, в частности второй, что пытается заниматься благотворительностью и строить личную жизнь.

Эмилия, видишь ли, решила искать жертв наркокартелей в Мексике, снова заручившись помощью бедной Риты. И эта линия забирает уйму драгоценного времени от основного конфликта!

Справедливости ради, дарит очень красивую песню. Слушаем:

Ох мурашки!

И всё же, в чём смысл этой сюжетной линии?

  • Поднять проблематику? Донести посыл?

Так снимите социальную драму, сосредоточенную на определённой ЦА, в которую я, конечно же, не войду. Причём здесь приключения трансгендера?

В любом случае будьте готовы к обвинениям в продвижении повестки.

  • Показать, что криминальный босс преобразился в общественно-деятельную мадам, чтобы пройти искупление?

А лучше покажите, как искренне Эмилия заботится о Джессике и своей семье. Покажите, как реально любит детей и сожалеет о своём выборе (именно поэтому песня про папу трогает за душу). А деятельность Эмилии пусть останется ха кулисами кадра, как было с преступной деятельностью Матинаса.

Нет же...

История всё-таки вернётся к главному конфликту, когда злая сущность Эмилии проснётся. На то будет причина: Джессика решит выйти замуж за нового бойфренда и забрать детей, оставив Эмилию одну.

ВОТ ОНА, КУЛЬМИНАЦИЯ КОНФЛИКТА. НЕУЖТО ДОБРАЯ УСПЕШНАЯ ЖЕНЩИНА УПАДЁТ НА САМОЕ ДНО В ПОПЫТКАХ ОСТАНОВИТЬ СВОЮ...КХМ...«БЫВШУЮ» ЖЕНУ?

Не скажу. Я и так уже рассказал слишком много.

Но абсолютно точно фильм снова сменит акценты на ровном месте. А бедная Рита вновь выступает как персонаж-функция, на которого будет удобно свалить все сюжетные условности.

Что мы имеем в итоге и как это можно исправить?

Фильм никак не может сосредоточиться на чём-то одном: он скачет от жанра к жанру, меняет акценты между темами, проблемами и героинями. Это дезориентирует зрителя. Как минимум, меня.

В итоге конфликта как такового нет — он то исчезает, то появляется, когда это удобно фильму. Триллера тоже нет — напряжение создаётся искусственно, с помощью музыки и подобных перформансов:

Так я нативно продолжаю вставлять чуть ли не все яркие номера в статью. Здесь Джессика радуется новому дому

Как сделать фильм лучше? (Рубрика «Критикуешь — предлагай»)

  • Вычёркиваем Риту. Она классная, но в этой истории не нужна. Главной героиней делаем Джессику.
  • Мутим завязку: Джессика, уже четыре года переживающая утрату мужа, получает неожиданное приглашение от его сестры, Эмилии, приехать в гости (возможно, здесь могла бы помочь какая-нибудь Рита, но только как второстепенный персонаж, без акцента на её жизни).
  • Джессика отправляется вместе с детьми к тёте Эмилии.
  • Однако вскоре она начинает замечать в её поведении что-то странное. Здесь должны быть саспенс, интрига — совершенно оправданные! УХ!
  • В конце, как вы понимаете, нас ждёт ТВИСТ! Эмилия оказывается не тем иным, как её погибшем мужем!
  • Можно придумать душераздирающую драматическую концовку, чтобы у зрителей челюсть отвисла, оторвалась и упала на пол.

Получится яркий понятный триллер для очередной подборки фильмов с неожиданной концовкой.

Никто не запрещает провернуть и более сложное произведение с идентичным сюжетом, где личность Эмилии была бы нам известна с самого начала. Тогда бы мы рефлексировали вместе с героями, а не только укутывались в объятия саспенса.

А бонусом сделайте спин-офф про Риту, которая будет ввязываться в отчаянные дела и с огоньком выходить из них целой и невредимой. Хе-хе.

Напоследок. Что действительно хорошо в «Эмилии Перес»?

Фильм — потенциально сильная драма о человеке, что разрывается между прошлым и настоящим и размышляет о последствиях своего выбора в формате классного мюзикла!

Помимо «арий» и «речетативов» Жак Одиар вбрасывает в фильм визуально-эпатажные перформансы, как здесь:

...а также интригуют «автотюнским ультрапением» — всё, чтобы мы прищурились и ощутили всю НЕОБЫЧНОСТЬ творения:

Благодаря оригинальной подаче я увлёкся, хотя по ходу просмотра бубнил, как старый дед.

А ведь без всех этих украшений история станет ещё хуже. Станет унылой стриминговой драмой о трансгендере, начинающем новую жизнь.

ТРИ проблемы, убивающие крутость мюзикла с Зои Салданой

P. S.: Если понравилась статейка, подписывайтесь на телегу — там вещаю о кино куда чаще. Рубрики-шмубрики, отзывы о новинках, всё-всё-всё, крч.

1919
44
11
11
29 комментариев

Мюзиклы говно

8
1
Ответить

Мюзиклы требуют определенных техник абстрагирования. Если ты способен принять, что если человек без предварительных предупреждений и признаков вдруг начинает петь и плясать прямо посреди напряженного делового разговора, то надо тут же к нему присоединятся, а не тащить его в ближайший дом для умалишенных, то мюзиклы твое.

1
Ответить

Почему?

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Я Зои помню синей и зелёной, в другом кино редко видел. Но актриса клёвая, в фильме раскрылась)

1
Ответить

Зойка клевая, жаль я мюзиклы не выношу

1
Ответить

Отвратительно, что за бабкины ноги?

3
Ответить