Pixar на минималках: зачем и как копируют известные мультфильмы

Создатели «мокбастеров» рассказали, как им удавалось без последствий красть идеи и образы из проектов Disney и Dreamworks и почему они занимались этим.

Pixar на минималках: зачем и как копируют известные мультфильмы

Ещё несколько десятилетий назад процветал рынок «мокбастеров» — дешёвых копий известных мультфильмов, продаваемых нелегально. Они эксплуатировали образы и идеи из голливудских проектов, но обходились своим создателям в тысячи раз дешевле. Нередко их продавали доверчивым покупателям под видом продолжений их любимых фильмов — например, так делали в России и других странах СНГ.

Автор The Guardian поговорил с создателями «мокбастеров» и выяснил, как работает эта индустрия и почему Disney и другие правообладатели не хотят судиться с ними. Выбрали главное из материала.

«Рататуй» и его копия «Рататуинг»
«Рататуй» и его копия «Рататуинг»

Первые «мокбастеры» появились ещё в 1950-х, но настоящую популярность они обрели в 90-х и ранних 2000-х — благодаря появлению видеосалонов. Число дешёвых копий известных мультфильмов возросло в разы: каждый крупный анимационный релиз сопровождался появлением как минимум одного «мокбастера»

Этим занимались мелкие студии по всему миру, но больше всех отличилась бразильская компания Vídeo Brinquedo. Среди её «заслуг» есть копии «Тачек», «Би Муви» и «Рататуя». Каждый проект, по словам создателей, обходился им всего в сто тысяч долларов. Для сравнения, бюджет мультфильмов Pixar составляет минимум 150 миллионов долларов.

Полная версия «Рататуинга»

Ал Макхаддо, продюсер Vídeo Brinquedo, рассказал, что на сценарий, озвучку и анимацию их «мокбастеров» уходило всего четыре месяца. Из-за сжатых сроков и ограниченного бюджета студия не заморачивалась с качеством своих фильмов — производство картин должно было идти подряд друг за другом.

Я не жалею о создании этих проектов, но и не горжусь ими. Я был молод и мне нужно было продюсировать хоть какие-то фильмы. И тогда я думал: «Да, у меня полно разных идей, но мне же нужно чем-то оплачивать счета».

Ал Макхаддо
, продюсер Vídeo Brinquedo
«Маленькие и большие монстры», копия «Монстров против пришельцев»
«Маленькие и большие монстры», копия «Монстров против пришельцев»

Порой сценарии для «мокбастеров» создавали в течение нескольких дней — так случилось, например, с «Маленькими и большими монстрами» от той же Vídeo Brinquedo. Сценаристы этого фильма столкнулись с уникальной ситуацией: они планировали скопировать «Монстров против пришельцев» от DreamWorks, но на тот момент у них в распоряжении был лишь постер. Студия ещё не выпустила трейлер и даже не рассказала о сюжете своего будущего мультфильма.

Но сценаристы не растерялись — и с нуля придумали всю историю для «Маленьких и больших монстров» всего за три дня. Такая скорость, впрочем, означала, что никто не занимался вычиткой: в мультфильм попали досадные ошибки, которые не собирались исправлять.

Студию не заботило качество сценария. В фильме был персонаж по имени Фред — это сокращение от бразильского имени Фредерико. Но в последнюю минуту студия решила поменять его имя на Гуто. Так что сотрудники просто заменили в документе всех «Фредов» на «Гуто». Но в сценарии была строчка, где злобный дядя обратился к Фреду по его полному имени. А из-за замены тот назвал его Гуторико, в чём вообще нет никакого смысла.

Витор Брандт
, сценарист «Маленьких и больших монстров»
Полная версия «Маленьких и больших монстров»

Дэниел Турини, другой сценарист «Маленьких и больших монстров», вспомнил, что студия попросила его придумывать для сценария как можно меньше экшен-сцен и больше диалогов: аниматоры не хотели тратить слишком много времени на спецэффекты. В итоге мультфильм получился почти самостоятельным — он имел мало общего с «Монстрами против пришельцев».

Но даже если бы «Маленькие и большие монстры» тщательно копировали оригинал, вряд ли бы DreamWorks подала в суд на Vídeo Brinquedo. Всё дело в юридических тонкостях, которые не позволяют правообладателям предъявлять претензии создателям «мокбастеров».

Часто студии вроде Vídeo Brinquedo создают мультфильмы на основе интеллектуальной собственности, ставшей общественным достоянием — то есть, эти произведения юридически уже никому не принадлежат. Так произошло, например, с «Аладдином»: Disney проиграла дело против компании GoodTimes, скопировавшей их мультфильм, как раз из-за закона об общественном достоянии.

«Аладдин» от GoodTimes

Кроме того, закон об авторском праве в США не защищает те фильмы, у которых нет продолжений: нельзя копировать франшизы вроде «Гарри Поттера» или «Звёздных войн», но можно снимать свои версии «Титаника». Поэтому авторы «мокбастеров» могут беспрепятственно снимать свои копии мультфильмов, пока у них не появятся сиквелы — так произошло, например, с «Рататуем».

Но что с теми мультфильмами, которые заимствуют целые концепты у голливудских студий, вроде танцующих пингвинов или разумных пчёл? По словам юриста по авторскому праву Ларри Зернера, одних схожих образов для суда недостаточно: «мокбастеры» копируют оригиналы ровно настолько, чтобы к ним нельзя было предъявить соответствующий иск.

Вопрос в том, насколько два фильма действительно похожи друг на друга. Нужно найти достаточное обоснование. Просто дом, летающий на воздушных шарах? Этого недостаточно.

Ларри Зернер
, юрист по авторскому праву
Pixar на минималках: зачем и как копируют известные мультфильмы

Сами создатели «мокбастеров» считают, что их фильмы нашли собственную нишу. Марко Ботана, один из руководителей Vídeo Brinquedo, заявил автору The Guardian, что его компания никогда не получала жалоб от покупателей. Более того, «мокбастеры» их производства были финансово успешными: в одной только Бразилии продажи «Маленьких тачек», копирующих «Тачки» от Pixar, составили более миллиона копий.

Мы всегда хотели снимать мультфильмы, продаваемые по доступной цене. Мы также предлагали работу тем людям, которые хотели заниматься анимационными проектами в Бразилии. Всё это время мы создавали рабочие места, платили налоги и делали детей счастливыми.

Марко Ботана
, руководитель Vídeo Brinquedo

Бывший аниматор «мокбастеров», пожелавший остаться анонимным, заявил автору The Guardian, что ему платили по четыре доллара за готовый кадр. Для сравнения, другие крупные студии платят от 150 до 2500 долларов за кадр. Но многие аниматоры были вынуждены работать над «мокбастерами» из-за волны сокращений на фоне финансового кризиса.

Более того, «мокбастерами» занимались не только новички анимационной индустрии, но и ветераны. Аниматор Даррелл Ван Ситтерс, работавший на Disney, основал компанию Renegade Animation, среди проектов которой есть копии «Кунг-фу Панды» и «Кота в сапогах». В отличие от других фильмов такого рода, «мокбастеры» Ван Ситтерса выглядят на порядок лучше.

Мы создавали эти мультфильмы в самый разгар экономического спада, когда мы почти не получали никаких денег. Некоторые люди в Фейсбуке писали мне, что я должен стыдиться из-за этих проектов. Но мне не стыдно за то, что я пытался прокормить свою семью.

Даррелл Ван Ситтерс
, основатель Renegade Animation
Chop Kick Panda, копия «Кунг-фу Панды»<br />
Chop Kick Panda, копия «Кунг-фу Панды»

Портфолио в виде «мокбастеров» помогло их авторам найти другую, более престижную работу. Сейчас компания Даррелла Ван Ситтерса создаёт новый мультсериал по «Тому и Джерри», а сценарист «Больших и маленьких монстров» Витор Брандт занимается сериалом Young Hearts: Embrace Diversity, за которую получил «Эмми».

Продюсеры Vídeo Brinquedo тоже не остались без работы: Ал Макхаддо работает в Nickelodeon, а Марко Ботана создаёт образовательные видео для детей. Макхаддо рассказал автору The Guardian, что производство «мокбастеров» дало ему бесценный опыт. Но возвращаться к ним сейчас он бы не стал.

Опыт работы с маленькой командой и ограниченным бюджетом пригодился мне для развития. Так что это было важно для меня. Был ли я доволен результатом? Нет. Никогда, никогда, никогда не был доволен.

Ал Макхаддо
, продюсер Vídeo Brinquedo
1010 показов
11K11K открытий
22 репоста
58 комментариев

Дисней у кого-то спиздил. Кто-то спиздил у диснея. Круговорот.

Ответить

Ну те же Тачки это буквально Доктор Голливуд с Майклом Джей Фоксом

Ответить

А потом Дисней такой:
О, клевая идея для новой франшизы!
Давай не украдём!
И все по новой.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

М-м-м-м-м, энциклонги.

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить