Четыре лекарства Эпикура. Философия освобождения

Пара слов о книге Джона Селларса

«Философия безмятежности. Тетрафармакос Эпикура»

Развенчивающая обывательские представления об эпикурейцах как о порочных гедонистах или изнеженных сибаритах, книга Джона Селларса привлекла мое внимание в первую очередь по следующей причине. Видный психолог Альберт Эллис причислял древнегреческого философа Эпикура к основоположникам когнитивной психотерапии. Меня, посещающего сеансы психотерапевта, который придерживается в своей работе когнитивно-поведенческого подхода, не могли не заинтересовать истоки этого направления в лечении психических заболеваний.

«Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека», — говорит Эпикур, и Джон Селларс сразу дает нам понять, что собирается писать об эпикуреизме преимущественно как о форме терапии. Автор книги немедленно разоблачает карикатурные образы эпикурейцев, всплывающие в умах филистеров при упоминании этой философской школы. Джон Селларс даже проводит параллель между Эпикуром и Буддой, утверждая, что конечной целью эпикуреизма было избавление от страданий.

Центральное понятие эпикурейства, то, к чему стремятся приверженцы эпикурейской философской школы, это атараксия. Атараксия — состояние невозмутимости, внутренней безмятежности, свободы от тревог, страхов и волнений. Любопытно, что первый назначенный мне транквилизатор назывался «Атаракс». Назначил его странный, как теперь я понимаю, психотерапевт, хотя в общем-то неплохой человек, использующий в своей практике китайскую акупунктуру и имеющий право выписывать рецептурные препараты. Я был у него на сеансах два раза, после чего отказался от его услуг.

В подзаголовке книги значится: «Тетрафармакос Эпикура». Что за слово такое, тетрафармакос? Тетрафармакос — «четверолекарствие», квинтэссенция философии Эпикура, сформулированное эпикурейцем Филодемом следующим образом:

Бог не внушает страха

Смерть не внушает опасений

Благо легко достижимо

Зло легко претерпеваемо

Эпикур
Эпикур

До нас дошли письма Эпикура о физике и метеорологии. Зачем философу размышлять о таких вещах и учить им? Джон Селларс пишет: «Эпикур настаивал: знание того, как устроен мир, освобождает». Красной нитью эта идея проходит через всю поэму «О природе вещей» самого известного последователя Эпикура, римлянина Тита Лукреция Кара. Другой автор, Стивен Гринблатт, в своей работе «Ренессанс. У истоков современности» (так ее перевели у нас, в оригинале на английском название у книги другое) полагает, что поэма Лукреция сыграла важнейшую и определяющую роль в возникновении современной западной цивилизации.

Лукреций, как и Эпикур, был материалистом-атомистом. Устройство мироздания и социума Лукреций объяснял, обращаясь к атомистической теории. Он заявлял, что облек свою философию в форму поэмы, как врач заключает горькое лекарство в сахарную оболочку. Основным злом Лукреций полагал многочисленные предрассудки и боролся с ними, опираясь на материалистическое представление об атомах, мельчайших частицах, из которых состоит абсолютно все. С тех пор наука продвинулась существенно вперед в своем понимании устройства вселенной, но, как мы видим теперь, эпикурейцы-атомисты избрали верное направление мысли.

«…многие наши страхи и заботы произрастают из неполных или ложных представлений о том, как устроен мир. Изучая природу, понимаешь, что все происходящее во вселенной является результатом обычных физических процессов. Нет ни трагедий, ни несчастий, ни наказаний; есть только движение бесстрастной материи, которая сама по себе не представляет ничего страшного», — заключает Селларс.

Итак, знание того, как устроен мир, освобождает. Что же выходит? Изучение современной науки — квантовой физики, астрофизики, эволюционной биологии, нейробиологии etc. — является формой терапии и способно освободить человека от тревог и страхов, привести его к атараксии? По Эпикуру, получается, так; по крайней мере, это поможет избавиться от страхов перед загробной жизнью, богом или богами.

«Философия безмятежности» Джона Селларса — небольшая книжица, скорее брошюра. Из нее вы узнаете и об именитых античных приверженцах эпикурейства, и о разных типах наслаждения и желаний, и о том, как следует относиться к физической боли и смерти, и о значении дружбы. Кто знает, быть может, эта маленькая книга станет вашим первым шагом на пути к освобождению от страхов перед смертью, богом или богами, или судьбой, или перед чем бы то ни было еще.

Четыре лекарства Эпикура. Философия освобождения
7575
46 комментариев

Увидел, пролистал, ничего не читал, лайк поставил, в комментых насрал. Программа дтфера выполнена.

17
Ответить

Молодежь ничего не читает, эх

9
Ответить

Святые пушистики, отличный обзор!

5
Ответить

Спасибо )

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Обе школы стремятся к одной и той же цели, но имеют разный подход.
Эпикурейцы стремятся к счастью через отсутствие боли, они её пытаются минимизировать.
Стоики же говорят, что нужно смириться с тем, что уготовила и предопределила нам судьба.
Давно не читал эллинов, так что могу ошибаться)

8
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить