Несмотря на юный возраст, в котором я впервые взялся за ВК, ощущения и выводы не сильно отличались от тех, что были сделаны при последующих, «взрослых» прочтениях. И тогда, и спустя 20 лет я смело могу заявить: трилогия Толкина, как и всё его творчество (легендариум) - прежде всего про мир, а не про повествование. Профессор уделяет мало внимания характерам, чувствам и мотивам персонажей, ему не интересно выстраивать сложные психологические игры и многозначительные диалоги. Конечно, здесь есть Голлум/Смеагол с ярко выраженным внутренним конфликтом, и всё же это второстепенный герой. Ассоциировать себя с Фродо, а тем более Арагорном у меня совсем не получается - на протяжении почти всего романа они представляют из себя безоговорочную сторону света, которая идёт к финалу от одного квеста к другому, встревая в драки и порой получая помощь от имбовых персонажей вроде Гэндольфа или Тома Бомбадила.
Отсутствие упомянутой выше «интерактивности», характерной для фэнтези-игр, в книгах Толкина не компенсируется лихими перипетиями сюжета. По существу, за всю трилогию читатель не увидит ни одного действительно неожиданного поворота или шокирующего события. Нет, конечно же, назвать ВК скучным произведением язык не повернётся, но в жанре есть немало авторов, у которых истории получаются куда увлекательнее, да и персонажи более «выпуклыми». А разгадка проста, и я её уже упомянул выше: неправильно оценивать Толкина по тем же критериям, что мы оцениваем других писателей, ведь его деятельность относится к научной и даже философской сфере не в меньшей степени, чем к литературе. Художественный стиль Толкина нельзя назвать поэтичным, он редко использует метафоры и прочие «красивости». Для его языка, а точнее языков куда важнее быть настоящими, чем красивыми. Отсюда такое внимание к диалектами, поэтому нуменорцы говорят высоким стилем, а хоббиты, наоборот, с деревенской простотой.
Я просто оставлю это здесь (разгрузите мозги после моей писанины):
https://youtube.com/watch?v=TPBq1khnb-w
Вы же наверняка прекрасно знаете, кто такой Джон Рональд Толкин
плагиатор и калька великого Перумова, больше ничем не запомнился.
Бездарь, который написал новеллизацию великой трилогии Джексона
Толкин как бы говорит читателю: «Нет, приятель. Ты можешь. Ты тоже способен бороться со злом».Только у Толкиена Фродо (который действительно образ вполне обывательский) в итоге терпит поражение. Кольцо Всевластия уничтожает не он — а Горлум, персонаж вроде бы сугубо отрицательный, и не из высоких побуждений. И в этом амбивалентность добра и зла, от которого ты почему-то хочешь Профессора избавить. Не был он, конечно, примитивным морализатором, который просто расчерчивал мир на плохое и хорошее.
А в середине прошлого века, в тот момент, когда стали по-научному истребляться десятки миллионов людейМне кажется что ты какие-то штампы повторяешь здесь, не то чтобы это самостоятельно прожитая тобою мысль. Никакие расовые теории нацистов, развернувших промышленную инфраструктуру по уничтожению не людей, не были научными. Напротив нацисты как раз обращались к "традиционным ценностям", к гиперборее, которую мы потеряли, или старой-доброй формуле Gott mit uns, выбитой на пряжках солдат верхмахта. Характерная черта фашизма во всем разнообразии его проявлений — это антиинтеллекутализм, антинаучность, склонность видеть в академии врагов и пятую колонну.
Толкин, этот католик-ретроград, который предложил европейской культуре вернуться к своим корням: к старой-доброй сказке.Легко заметить, что есть большое расстояние между народными сказками и авторскими. Генезис народных сказок связан с архаическими практиками инициациями (поэтому там всегда герой отправляется в какой "иной" мир, переходит границу и т.д.). Авторская сказка, высокое фэнтезис, которое принято отсчитывать с Толкиена, устроено иначе, оно переосмысляет сказку и использует ее материал. Но говорить что Толкиен "просто вернул старую-добрую сказку" — это значит сильно упрощать дело, понижать разрешение картинки настолько что все превращается просто в квадратики.
Спасибо за мнение !
По поводу Фродо - я вроде как пояснил: кольцо уничтожает не он лично, но если бы не его снисходительность (читай, добро) по отношению к Голлуму, то кольцо так бы и не было расплавлено в том походе. Вот в чём идея !
Что касается нацистов, то это действительно сложный вопрос. Безусловно, к реальной науке их концепции не имели никакого отношения. Но всю свою безумную эзотерику они старательно пытались обернуть в научную форму, придать ей строгий и формальный вид. Впрочем, сами же от своих принципов регулярно отступали (сотрудничая с «унтерменшами»), но это другая тема.
Хорошая статья, лайк.
Григорьева и Грушевский > остальные переводы