реклама
разместить

Тупые бесполезные 8GB затычки

Ну что, работяги. Все знали, что эта эра настанет, и она настала — жестко и молниеносно. Добавляет пикантности ситуации и тот факт, что всё это совпало с релизом «народных» RTX 4060/Ti и RX 7600, имеющих на борту как раз 8 GB VRAM. О чем я именно? Давайте разбираться.

Тупые бесполезные 8GB затычки

Историческая справка

Микродисклеймер — по большей части я буду оперировать ценниками из зарубежных (США) магазинов, т. к. в условиях нестабильного курса рубля приводить ценники из локального ретейла смысла не так много. По поводу местного рынка будут отдельные сноски, либо отдельный блок в конце.

Впервые 8 GB видеопамяти среди видеокарт «народного» сегмента (условно — до ~400$) появились давно, ещё в далёком 2016 году с релизом линейки Polaris у AMD (RX 480 — 239$) и Pascal у Nvidia (GTX1070 — 379$). С тех пор за исключением отдельных SKU объём видеопамяти, который можно было получить за эти деньги (в случае с Nvidia — и на более дорогих SKU) по сути находился в некоторой стагнации — 8 GB на борту имели RX 5700/XT, RX 6600/XT, RTX 2060 Super — 2080 Super, RTX 3060 Ti, RTX 3070/Ti. Ну и свеженькие RTX 4060/Ti и RX 7600. Таким образом, 8 GB видеопамяти на данный момент можно встретить в видеокартах в весьма широком ценовом диапазоне — от <200 до ~500 долларов, если брать ценники на новые карты.

Однако, это вовсе не значит, что за умеренные деньги нельзя купить видеокарту с бОльшим объёмом VRAM. На рынке имеются выпущенные в прошлом сезоне RX 6700XT (479$ MSRP, от ~350$ сейчас) и RTX 3060 (329$ MSRP, от ~290$ сейчас), имеющие 12GB на борту; так же — Intel Arc A770 в 16GB версии (320$ сейчас) и несколько неочевидная RTX 2060 12GB — зверь относительно редкий, но в контексте б/у рынка вполне заслуживающий рассмотрения вариант. Впрочем, о б/у рынке мы ещё поговорим.

Прикладная часть

Здесь мы поговорим о нехватке VRAM в контексте обычного геймера, и что это значит для него.

Во-первых, какие настройки в играх значимо влияют на потребление VRAM. Тут из очевидного — разрешение рендера, качество текстур, тип сглаживания, LODы/дистанция прорисовки. Из менее очевидного, о чем не все знают — использование трассировки лучей так же ощутимо повышает использование VRAM.

Тут на минутку стоит задуматься, что бы вы предпочли — играть на настройках выше среднего, но с максимальными текстурами, или же на высоких+, но с периодически бросающимся в глаза мылом вместо текстур?

Во-вторых, как может отражаться на вашем игровом опыте нехватка VRAM. Тут проявлений может быть несколько. Первое и самое неприятное — когда GPU просто встаёт на колени и мы видим 10 FPS слайдшоу. Второй случай — появление статтеров, коротких просадок FPS, рваный фреймтайм. На графиках в тестах это выглядит как адекватный средний FPS, и очень низкие значения 0.1%/1%. Это более играбельно, но комфортным экспириенсом это назвать сложно. Ну и третье, как дополнение к первым двум — в игре может просто просесть качество некоторых текстур, где-то они будут подгружаться прям у вас перед лицом, где-то они будут мерцать, где-то будут оставаться мыльными, несмотря на выставленное в настройках качество. При этом производительность может и не сильно страдать (что, кстати, потенциально может делать результаты некоторых тестов производительности обманчивыми).

Тупые бесполезные 8GB затычки
Тупые бесполезные 8GB затычки

Помимо этого стоит затронуть тему отличий в менеджменте VRAM между картами nvidia и AMD. Вникать в подробности сильно не будем, но стоит помнить, что зачастую условные 12 GB на карте от «зелёных» — это не совсем то же самое, что те же 12 GB на Radeon-е, и в одной и той же ситуации одной из карт (как правило, от AMD) может понадобиться чуть больше памяти. Так же отличаться будет и поведение системы в ситуации, когда игра выходит за пределы доступной VRAM. Конкретные различия зависят от игры, т. к. содержимое памяти и его менеджмент всегда будут разными. В качестве конкретного примера можно привести тест в The Last Of Us, где сравниваются RTX 6000 Ada и Radeon Pro W7800, у каждой из которых искусственно аллоцируют разный объем видеопамяти, имитируя меньший объём VRAM. Данный тест рекомендую к полному прочтению, а пока двигаемся дальше.

Тупые бесполезные 8GB затычки

Последнее, чего бы хотелось коснуться в данном блоке — нехватка VRAM может проявляться далеко не в каждой сцене в игре (да и в рамках одной и той же сцены ситуация может отличаться), поэтому к тестам зачастую стоит относиться аккуратно, ведь они не всегда охватывают разные сцены в игре и не всегда на 100% воспроизводимы, а смотреть на забор из статтеров в итоге вам.

Когда перестало хватать?

На протяжении 2021-2022 годов в целом 8 GB VRAM не воспринимались как какая-то критичная проблема. На релизе RTX 3070 многие говорили о 8 GB как о минусе этого видеоадаптера, однако это не мешало ей и другим картам, таким как RX 6600/XT, RTX 3060 Ti пользоваться успехом. Кейсы нехватки памяти на них хоть и были, но их было немного и чаще это было что-то специфическое. Если быть конкретным, с проблемами можно было столкнуться в:

Doom Eternal: Ultra Nightmare настройки ставят 8 GB карты на колени; при этом ситуация сразу же улучшается, если убавить текстуры.

Ещё одно видео, где в Doom Eternal показана нехватка VRAM у RTX 3070 в сравнении с RTX 3060 при использовании Ultra Nightmare текстур.

Far Cry 6: во многих тестах или видео на ютубе может показаться, что в игре нет проблем на картах с 8 GB видеопамяти. Тут мы возвращаемся к одной из первых глав поста, где я писал о том, что нехватка VRAM может проявлять себя не всегда, и даже в одной и той же сцене (например, внутриигровом бенчмарке) проблемы могут появиться не сразу, либо выглядеть по-разному.

На представленных графиках видим, что в одном из тестов проблемы с низким 1% и относительно низким средним FPS на 8 GB картах начинаются уже в 1080p, а в другом тесте в 1440p та же RTX 3070 уже предоставляет абсолютно неиграбельный экспириенс.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.igorslab.de%2Fen%2Famd-radeon-rx-7600-8-gb-mba-im-test-eine-leise-und-kurze-rtx-3060-aber-von-amd%2F5%2F&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source</a>. Низкий 1% на всех 8 GB картах, а по среднему показателю 3060 обгоняет 3070
Source. Низкий 1% на всех 8 GB картах, а по среднему показателю 3060 обгоняет 3070
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fascii.jp%2Felem%2F000%2F004%2F091%2F4091150%2F6%2F&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source</a>. Очевидно выбивающиеся из общей картины 8 GB карты. 
Source. Очевидно выбивающиеся из общей картины 8 GB карты. 

И ещё один тест (с таймкодом), где отключение HD текстур сразу улучшает ситуацию на RTX 3070.

Forza Horizon 5: на 8 GB видеокартах на максимальных настройках графики периодически можно столкнуться с данным всплывающим окошком. Однако, проблем с производительностью при этом в игре замечено не было, как и снижения качества текстур. Был, впрочем, период, когда в Форзе на многих конфигурациях начинали появляться графические артефакты (лично наблюдал на RTX 3070 и GTX 1650), что, вероятно, было связано как раз с нехваткой VRAM и у многих людей чинилось снижением качества текстур в настройках. Впоследствие проблема была исправлена, однако некий осадочек в голове остался.

Resident Evil Village: в 4К разрешении с RT и максимальными текстурами 8 GB видеокарты начинают сдавать позиции относительно своих 12 GB собратьев. Не могу сказать, что пример самый репрезентативный, учитывая что в 4К играют не многие, однако всё же заслуживает упоминания, учитывая что соседние по производительности видеокарты с бОльшим объёмом видеопамяти обеспечивают в этом же сценарии вполне приемлемую производительность.

И тут мы входим в 2023 год.

Всего за последние несколько месяцев уже вышло немало игр, которые совершенно не стесняются в использовании VRAM и готовы ухудшить вам экспириенс при её нехватке. В каждой из них 8-гиговые (а иногда и 10-гиговые) видеокарты сталкиваются с теми иными проблемами при выставлении высоких настроек графики, максимальных текстур, особенно в сочетании с RT.

Forspoken: не самая интересная игра сама по себе, однако вполне неплохой пример нехватки 8 GB видеопамяти. В некоторых ситуациях в ней можно отметить появление статтеров при нехватке VRAM (ссылка с таймкодом), а в некоторых — снижение качества текстур без значимой потери производительности.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FalguJBl-R3I%3Ft%3D442&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source (с таймкодом)</a>. Справа - 16 GB RTX A4000. 
Source (с таймкодом). Справа - 16 GB RTX A4000. 

The Last Of Us Part I: прошумевший на весь интернет порт консольного эксклюзива. Данная игра несет в себе много интересных моментов, связанных с производительностью, в том числе на стороне процессора, но сейчас нас интересует другое — использование VRAM. И действительно, тут мы уже в 1080p видим, что 8-гиговые видеоадаптеры показывают крайне печальные результаты, с периодическими просадками фреймрейта до неиграбельных значений.

Тупые бесполезные 8GB затычки
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FalguJBl-R3I%3Ft%3D292&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source (с таймкодом)</a>. Едва ли приятно играть с периодическими просадками до &lt;15 FPS. 16 GB RTX A4000 с лёгкостью справляется с той же сценой. 
Source (с таймкодом). Едва ли приятно играть с периодическими просадками до <15 FPS. 16 GB RTX A4000 с лёгкостью справляется с той же сценой. 

Callisto Protocol: не самый широко известный пример, но с включенным RT в данной игре требования к VRAM возрастают, и на 8 GB видеоадаптерах в некоторых сценах так же можно увидеть крайне неприятную картину.

Resident Evil 4 Remake: как мы уже выяснили на примере RE8, игры этой серии на движке RE Engine не стесняются в использовании VRAM. Но если в RE8 с проблемами можно было столкнуться разве что в 4К разрешении, в ремейке RE4 вопрос нехватки VRAM стоит острее. Так, на RTX 3070 Ti в 1440p игра крашится если включен RT в сочетании с макс. качеством текстур. (Source 1, Source 2 с таймкодом).

Hogwarts Legacy: ещё один громкий пример игры, имеющей нюансы с производительностью. Многие из них связаны именно с требованиями данного тайтла к VRAM. Тут и видимые проблемы с качеством текстур на 8 GB видеокартах, и крайне печальная производительность в определенных локациях. Стоит отметить, что в этой игре под угрозой оказывается уже и 10 GB RTX 3080, встающая на колени в некоторых сценах с RT уже в 1080p.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FRh7kFgHe21k%3Ft%3D481&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source (с таймкодом)</a>. Великолепное качество текстур на 8-гиговой RTX 3070. 
Source (с таймкодом). Великолепное качество текстур на 8-гиговой RTX 3070. 

Plague Tale: Requiem: и напоследок — не самый громкий, но весьма репрезентативный для нашей темы тайтл. Тут RTX 3070 8 GB показывает крайне печальные результаты с включенным RT как на фоне 16 GB RTX A4000, так и на фоне RX 6800.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FRh7kFgHe21k%3Ft%3D1017&postId=1951621" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Source</a> (с таймкодом)
Source (с таймкодом)

Во многих вышеуказанных примерах фигурирует сравнение RTX 3070 с RTX A4000. Многие не совсем в курсе, что это вообще за зверь такой, поэтому пару слов об этом. RTX A4000 — видеокарта из профессиональной линейки nvidia, имеющая конфигурацию GPU, соответствующую RTX 3070 Ti, но с ограниченным до 140W TDP и 16 GB GDDR6 на борту. В ситуациях, где нет проблем с нехваткой VRAM, эта карта обычно имеет производительность примерно на уровне RTX 3060 Ti. Учитывая это, данный видеоадаптер является неплохим примером для демонстрации нехватки VRAM на RTX 3070/3060Ti/3070Ti, т. к. является достаточно близким их аналогом по конфигурации и не отличается менеджментом VRAM (в отличие от конкурентов от AMD), что делает сравнение максимально честным и наглядным.

Теперь, когда мы рассмотрели множество ярких примеров нехватки VRAM на 8 GB видеокартах, отдельно хочется коснуться некоторых аргументов, используемых сторонниками позиции «8 GB хватит всем».

  • «Это в 4К или 1440p может не хватать, в 1080p же не должно такого быть»

Практически не валидный аргумент. Если посмотреть на все представленные выше примеры, в большинстве из них проблемы с нехваткой 8 GB VRAM встречаются и в 1080p. При этом очень многие на картах уровня RTX 3070 пользуются 1440p мониторами.

  • «В сценариях, где проявляется нехватка VRAM, производительность и так низкая, поэтому без разницы, все равно надо снижать настройки»

Опять таки, тут стоит ещё раз внимательно посмотреть все вышеуказанные примеры. В большинстве случаев я подбирал именно те ситуации, где соседние, схожие в производительности, но обладающие бОльшим объёмом видеопамяти GPU предоставляют вполне играбельный экспириенс. Ну и в который раз предлагаю задать себе вопрос — какими именно настройками вы готовы пожертвовать в первую очередь?

Так же оставляю здесь подборку видео по теме (большая часть ссылок уже фигурировала в посте, просто собираю в одном месте)

Что тогда покупать?

Во-первых, отбросив максимализм, стоит ответить для себя на вопрос — насколько же бесполезны видеокарты с 8 GB VRAM?

Ответ для каждого может быть разным. Не могу сказать, что 8 GB на борту сразу делают карточку неюзабельной. Однако, рассматривая такой видеоадаптер к покупке, стоит быть осведомленным и готовым к нюансам использования, связанным с объёмом памяти.

Во-первых, стоит приготовиться, что в некоторых играх придётся попускаться качеством текстурок, чтобы избежать проблем с производительностью. Это всё субъективно, но, как мне кажется, многим приятнее играть с максимальными текстурами и скинуть какие-то другие настройки вниз, чем смотреть на мыльцо. Где-то придётся попускаться рэй-трейсингом, что для кого-то может быть не так критично, однако держать в голове это всё ещё стоит. И таких ситуаций со временем скорее всего будет только больше.

Во-вторых, я бы до последнего не рассматривал к покупке видеокарты с 8 GB на борту за какие-то относительно серьезные суммы. Если покупку условной RTX 3070 за 27к с Авито я ещё могу понять, RTX 2060 Super или RX 6600 за 15к в рамках бюджетной сборки — тем более, то всякие 4060 Ti из DNS за 40+ тысяч рублей — это откровенный развод лохов на бабки. Так же не стоит забывать, что в последующем при продаже карты на вторичке объём VRAM тоже повлияет на её ликвидность.

И напоследок — небольшой взгляд на рынок видеокарт с вменяемым объёмом VRAM, начиная с недорогих и по возрастанию. Речь идёт о сегменте до ~50 000 рублей, дальше уже начинается территория новых RTX 4070 (от ~58 000р на момент написания статьи). По большей части здесь я буду рассматривать именно рынок б/у видеокарт.

Курсивом выделены не приоритетные варианты. Ценники актуальны на 14 июля 2023 г.

RTX 2060 12 GB: Достаточно редкий зверь, о котором не многие и знают/помнят. Карта достаточно свежая, вышла примерно в одно время с RTX 3050, по производительности на ~10-15% отстаёт от RTX 3060-12. Новыми за вменяемые деньги искать смысла нет. Встречается на Авито, чаще в бедноватых исполнениях, разумный ценник на момент написания поста — ~17к.

RTX 3060 12 GB: Всем знакомая видеокарта. В большом кол-ве встречается на Авито. Если не гнаться за топовыми исполнениями, вменяемый ценник — около 21-22к, иногда можно встретить не самые плохие варианты и за 20. Для адептов новых карточек — ~30к. Стоит внимательно смотреть на указанный объём видеопамяти, чтобы случайно не купить 8 GB версию, которая уступает старшему варианту не только объёмом памяти, а и «чистой» производительностью из-за 128b шины. Из отдельных плюсов RTX 3060 — наличие маленьких по габаритам версий (EVGA XC, ASUS Dual Mini и др.), что может быть актуально для SFF сборок.

RX 6700 XT/6750 XT: не совсем выгодная на релизе из-за достаточно высокой MSRP, на данный момент эта карта является одним из самых выгодных вариантов по отношению цена-производительность на вторичке. Доступна на Авито от ~22-23к рублей, за эти деньги будет ощутимо быстрее RTX 3060 без RT и сопоставима с ней в многих RT-тайтлах. Если вам не принципиально наличие DLSS, вы не планируете заниматься рендером/нейросетями/использовать какой-то другой специфический проф. софт, и у вас нет каких-то предубеждений против карт AMD, то это действительно один из лучших вариантов в своём ценовом сегменте на данный момент. Так же у этой карты есть обрезанная сестричка в виде RX 6700 10 GB, однако я бы её брать не рекомендовал, лучше сразу смотреть на XT.

RX 6800 16 GB: младшая Navi 21. Быстрее 3070 без RT, медленнее с RT. Можно найти на Авито за 29-31к. Стоит избегать референсной версии — несмотря на отличную производительность системы охлаждения в обзорах, реальные карты далеко не всегда ведут себя так хорошо (проверено на опыте нескольких знакомых).

RTX 2080 Ti 11 GB: не совсем очевидный, но всё ещё способный старый флагман. По производительности — около RTX 3070. Поддержка RT, DLSS — на месте. Из минусов — карта весьма прожорливая, что повышает требования к блоку питания и продуву внутри корпуса. Так же этим картам уже около 4 лёт, видали они многое, так что многие из них будут требовать обслуживания, замены вентиляторов и т. д. Ассортимент на Авито не сильно широкий, ценники начинаются от ~29-30к, и за эти деньги чаще будут не самые лучшие исполнения. С учётом вышеуказанных нюансов и обилия более свежих видеокарт на рынке — я бы рассматривал только при наличии каких-то отдельных вкусных предложений.

RX 6800 XT/6900 XT/6950 XT: старшие Navi 21. На Авито от ~35к за 6800ХТ, от ~40-42к за 6900XT. Прекрасные карты в плане производительности без RT. В тяжелых RT-тайтлах — где-то около RTX 3070/Ti (когда та не страдает от нехватки памяти). Прекрасно поддаются разгону через MorePowerTool, что порадует любителей настраивать своё железо. Из минусов — карты достаточно прожорливые (особенно 6950ХТ), что опять-таки подразумевает требования к блоку питания и продуву в корпусе. Аналогично RX 6800, референсную версию лучше не брать.

RTX 3080 Ti/3080 12 GB: мощно, прожорливо со всеми вытекающими. Отличная производительность с RT, достойная и без RT (немного уступает 6900ХТ). От 45-50к на Авито. Может требовать обслуживания, замены термопрокладок/вентиляторов. Дешевые исполнения могут не порадовать эффективностью системы охлаждения, что частично можно исправить андервольтом. Как и у прочих подобных карт, есть определенные требования к блоку питания и продуву в корпусе.

Тут отдельно пару слов о младшей сестричке вышеуказанных карт — RTX 3080 10 GB. В целом, учитывая ценник на Авито от ~35к, с точки зрения чистой производительности вариант весьма вкусный, однако 10 GB — объём памяти на грани актуальности, учитывая результаты тестов в том же Hogwarts Legacy. Это стоит держать в голове, поэтому приоритетной к покупке данную карту назвать нельзя.

RTX 4060 Ti 16 GB: едва ли данная карта будет интересна, учитывая MSRP 500$ и огромное количество интересных предложений на вторичке, да и в рамках покупки новой карты — лучше докинуть до RTX 4070. Однако, в отличие от 8 GB собратьев, эта карта как минимум не outdated at launch и позволит вам ещё долго играть с качественными текстурами, пусть и не всегда на максимальных настройках графики.

Выводы

Ну а выводы, как водится, рекомендую всем делать самостоятельно. Думайте собственной головой, анализируйте информацию, изучайте рынок и старайтесь чётко понимать свои хотелки. Всем благ.

P.S. Бонус :)

Тупые бесполезные 8GB затычки

За помощь в подготовке материала огромная благодарность моим дорогим БРАТЬЯМ Bugworm, Сергею Князеву и Марлену.

309309
реклама
разместить
674 комментария

А что если начать оптимизировать?

152

По такой логике и 8 гигабайт это много, пусть оптимизируют под 4, а то и под 2.

53

Хуанг, перелогинься. И завези, наконец, нормальные обьёмы памяти. GDDR6 копейки стоит, заебал

32

Оптимизировать что? Первые карты с 8гб появились в 2014 году. Если на то пошло, то удивительно, что мы столько лет жили на 8гб, как на дефолте.

29

Ты что, они же ещё дети

6

А сколько должно пройти лет, чтобы 8 гигов исчерпали себя? Они были в мейнсриме с 2016 года. 7 лет тебе мало? Надо чтобы 20 лет не росли требования к памяти? Ты вообще в адеквате? Выглядит как защита своей задыхающейся говнокарточки...

3

Так их и оптимизируют под консоли. А потато-пк в этот раз за бортом (мой картошко-пк, кстати, тоже).

2
Раскрывать всегда
Indiana Jones and the Great Circle стала лучшей игрой 2024 года по версии пользователей DTF

Тоже с большой буквы «И».

Indiana Jones and the Great Circle стала лучшей игрой 2024 года по версии пользователей DTF
502502
7474
4242
1111
55
22
22
11
11
11
11
Хороший топ вышел, явно получше такового на вручении Игры года.
реклама
разместить
Razer представила прототип игрового кресла с функцией обогрева и охлаждения

Для комфортной игры в любых условиях.

Razer представила прототип игрового кресла с функцией обогрева и охлаждения
6161
99
55
Наконец -то, можно не только охладить, но ещё и обогреть тра**ние!
Это правда. Игра красивая и только, всё остальное сделано наиотвратнейшим образом, хотя видно, что работа была продела огромная, но большая её часть была уделена визуалу, а не геймплею, что ставит крест на самом смысле существования игры.
Это правда. Игра красивая и только, всё остальное сделано наиотвратнейшим образом, хотя видно, что работа была продела огромная, но большая её часть была уделена визуалу, а не геймплею, что ставит крест на самом смысле существования игры.

Долго не доходили руки до этой игры, но всё же настал час заценит то, что многие так восхваляли и что же можно сказать? Картинка действительно впечатляющая, несмотря на то что игре несколько лет, до сих пор не найдётся той, что переплюнула бы её по атмосферности дикой природы и её эффектам. Туман, дождь, метель выглядят просто впечатляюще, лес, гор…

170170
7979
1616
88
77
33
11
Игра: признанный шедевр Рандом с дтф: крест на самом смысле существования Полнейший делулу
Diablo, UFC 5 и Road 96 добавят в Game Pass

Пока без Call of Duty.

Diablo, UFC 5 и Road 96 добавят в Game Pass
4848
99
44
44
11
11
Path of Exile 2 вновь возглавила чарт Steam среди платных игр — спустя месяц после выхода

В топ также попали Helldivers 2, Elden Ring и Baldur's Gate 3.

Path of Exile 2 вновь возглавила чарт Steam среди платных игр — спустя месяц после выхода
4545
77
44
44
11
11
11
11
Хорошей игре хорошие продажи
«Умные» ИИ-напарники от NVIDIA начнут появляться в играх

Их добавят в PUBG и симулятор жизни inZOI.

201201
9292
3131
1313
33
33
22
У меня нет друзей? Ну и ладно, теперь буду с ИИ играть. Нет мне правда весело у меня нет депрессии....
[]