Обзор Xbox Adaptive Controller: необычный контроллер в необычной ситуации

Привет, DTF! Хочу рассказать вам про одну занятную вещицу. О ней многие из вас слышали в различных местах в интернете, но по естественным причинам достаточно сложно до конца понять её предназначение и реальный опыт применения. Зато автор данного текста как раз может в полной мере рассказать вам про Xbox Adaptive Controller и опыт его использования.

В чём суть?

Данный геймпад является устройством, которое призвано помочь приобщиться к миру гейминга людям с ограниченными возможностями здоровья. И к данной группе людей я непосредственно отношусь. Впрочем, данное обстоятельство не помешало мне выучиться управлять ПК и другими электронными устройствами при помощи ног, найти своё увлечение в играх и даже начать стримить.

Подробнее о моей истории вы можете узнать из двух статей на DTF: Первая и вторая.

К сожалению, не всем «повезло» так, как мне, и очень многие люди вынуждены обходиться специальными режимами, устройствами ввода и другими ухищрениями для возможности приобщения к цифровому миру.

Полный набор из посылки
Полный набор из посылки

Скажу сразу, что как сам геймпад, так и консоль Xbox One S были предоставлены мне по программе «Гейминг для всех», которая стала реальностью благодаря сотрудникам Microsoft, Logitech и РООИ «Перспектива». Я бесконечно благодарен за этот подарок, который получился практически новогодним. Мне безумно стыдно за то, что эта статья задерживалась так долго. Прошедшие полгода были очень насыщенными, и время сесть и написать её появилось только сейчас. До сих пор нахожусь в шоке от того, что мне выпала честь оказаться в столь значимой программе и опробовать всё то, о чём так часто спрашивают на моих стримах.

По естественным причинам, у меня нет возможности делать множество подробных фото или даже видео материалов для данного текста. Поэтому мы будем вынуждены обойтись несколькими фотографиями, а в остальных случаях довольствоваться изображениями из интернета.

Поставка и внешний вид

Xbox Adaptive Controller состоит из основной базы и специальных наборов клавиш, приобретаемых отдельно. Такие комплекты производятся различными компаниями. В моей же посылке оказалась коробочка со всем необходимым от компании Logitech.

Набор дополнительных клавиш
Набор дополнительных клавиш

Не вижу особого смысла перечислять всё, что входило в комплект. Мне кажется, достаточно знать, что всего этого разнообразия кнопочек различных форм и размеров достаточно для того, чтобы в теории собрать удобную конфигурацию под любую игру.

Основа в упаковке :)
Основа в упаковке :)

Сама основа геймпада выполнена в едином стиле современных консолей от Microsoft. Узкая направленность совершенно не мешает ему быть стильным и отлично сочетаться с Xbox One S или Xbox Series S.

По ощущениям база достаточно внушительна, как и должно быть в подобном устройстве. Всё стоит достаточно прочно благодаря немаленькому весу контроллера. Даже в моём случае можно спокойно нажимать клавиши и не бояться, что всё куда-то уедет или будет шататься.

Вот что можно обнаружить на самом контроллере:

● Две огромные чёрные кнопки, имитирующие нажатия A и B (подробнее о них будет позже);

● Самый обычный D-Pad, обладающий приемлемым качеством;

● Кнопки меню и профиля, повторяющие обычный геймпад;

● Два USB порта для подключения внешних аналоговых стиков;

● Огромное количество выходов на задней части устройства. Гнезда соответствуют всем возможным нажатиям клавиш, кроме направлений стиков;

● Технический выход USB и стандартный порт для наушников.

На нижней стороне устройства расположены специальные крепления для установки на различные стойки, которые продаются отдельно. Такой способ необходим для тех, кто может дотянуться до кнопок только под определённым углом.

Философия использования и ПО

Создатели Xbox Adaptive Controller явно предполагали, что сутью использования геймпада станет сборка органов управления под каждую конкретную задачу. Причём помогает в этом не только набор из различных кнопочек, но и возможность переназначения клавиш.

Приложение для назначения клавиш
Приложение для назначения клавиш

Происходит настройка посредством приложения на консоли, которое напоминает любую знакомую вам программу для управления геймерской периферией. Как и везде тут можно создать несколько раскладок, между которыми можно переключаться на лету.

Пример внешней клавиши :)
Пример внешней клавиши :)

Помимо этого, есть возможность назначить клавишу Shift, которая позволяет использовать одну клавишу для нескольких действий. Порой такая функция и правда помогает, особенно если необходимо сократить количество подключенных аксессуаров.

Обмануть физику, конечно, не выйдет. Для имитации работы курков требуется подключение специальной кнопки, которая без проблем позволяет это делать. При желании её даже можно взять в руку и нажимать посредством сжимания пальцев.

Хаос из проводов :)
Хаос из проводов :)

На словах, конечно, всё звучит здорово, однако на практике сидеть в окружении уймы разных кнопочек не так уж и комфортно. Первое время такой разброс внимания сильно сбивает с толку и требует привыкания, хотя в теории поиграть в простые игры так, конечно, можно.

Главная проблема и практическое использование

Какой бы впечатляющей не была данная инициатива и труд всех, кто к ней причастен, меня в случае Xbox Adaptive Controller ждало скорое разочарование. Всё дело в том, что у всей этой конструкции нет никакого средства для управления осями, заменяющего аналоговые стики.

Мне кажется, что очень многие люди, смотря на фотографии основы контроллера, решили, что две огромные чёрные блямбы наверху — это аналоги тачпада у ноутбука или нечто, работающее как сенсорная панель у канувшего в небытие Steam Controller.

Хороший пример сенсорых панелей
Хороший пример сенсорых панелей

К сожалению, оказалось всё вовсе не так. Я уже писал выше о том, что большие черные кружки представляют собой просто две огромные кнопки, имитирующие нажатие A и B. Думаю не нужно говорить о том, какую проблему рождает отсутствие эмуляции осей в современных трёхмерных играх. По сути, такой тип управления делает их непроходимыми.

Решения столь важной проблемы проблемы авторы контроллера предлагают два. Первый — это использование режима Co-Pilot в котором часть функций по управлению берёт на себя второй человек, управляющий основным геймпадом. Концепция такого подхода мне понятна, и, думаю, она отлично работает в центрах реабилитации. Но всё-таки игра с кем-то в паре далеко не полноценное самостоятельное покорение виртуальных миров.

Второй же способ предполагает подключение внешних аналоговых стиков, которых у меня в комплекте нет. В видео демонстрации Xbox Adaptive Controller можно увидеть вариант, где человек держит стик в руке, как нунчак у Wii, а остальные кнопки использует при помощи ног.

Использование основы для перемещения по меню
Использование основы для перемещения по меню

Но опять же, для использования данного варианта у играющего должна функционировать как минимум одна рука или ладонный хват. Конечно, такой вариант удобнее стандартного контроллера, но уместен далеко не во всех ситуациях.

Что касается меня, то подключив и настроив всё требуемое, я просто не нашёл варианта, как можно имитировать стики для хоть сколько-то приемлемого управления. Да, можно переназначить все 4 направления на отдельные кнопки или D-Pad. Однако такой костыль сделает возможным лишь перемещение по меню и игру в простенькие 2D игры, но никак не в полноценные современные проекты, где нужна выверенная точность движений.

В результате ни общение с отличными ребятами из Microsoft, ни моя собственная генерация мыслей и идей не помогли мне придумать решение этой проблемы. Возможно, будь у меня в комплекте внешние стики, опыт использования оказался бы совершенно другим.

Итог

Сама идея и инициатива по созданию Xbox Adaptive Controller восхитительна. Однако из-за проблемы с осями конечная реализация лично у меня вызывает вопросы. Возможно, виноват мой частный случай или то, что у меня не было дополнительных аксессуаров.

В любом случае, я ни в коей мере не могу назвать данный контроллер бесполезным. И дело вовсе не в том, что он достался мне безвозмездно, а в том, что не в моих силах осознать всё разнообразие ситуаций и сфер применения, которые предусматривали его разработчики. Уверен, что он помог многим людям приобщиться к играм. Пусть и не на хардкорном уровне, приемлемом для прохождения Dark Souls, но в таких ситуациях главное далеко не покорение всех боссов без получения урона. Иметь возможность хоть как-то сделать то, что для остальных является ежедневной рутиной уже безусловно бесценный опыт.

Хотелось бы написать что-то ещё интересное про такую уникальную штуку, но, к сожалению, это всё, что можно о ней рассказать. Поэтому ещё раз благодарю всех, кто был причастен к моему уникальному тестированию возможности использования Xbox Adaptive Controller.

Послесловие

Данная статья должна стать одной из первых работ в рамках моих задумок по занятию полноценным текстовым блоггингом. В планах имеется написание множества материалов на тематику игр, к чему я шёл достаточно давно.

Как всегда, выражаю огромную благодарность за прочтение и желаю вам всего самого наилучшего!

Ссылки:

И да, я читал историю от best39. И не думаю, что Xbox Adaptive Controller может повторить всё то, чего они смогли достигнуть с его отцом. За что им бесконечный респект!

686686
71 комментарий
333 ₽

С марта жду твою статью про этот контроллер ) Молодец, подробно и очень интересно! Так держать!
P.S. Вы с best39 настоящие борцы, образец для многих!

39
Ответить

Большое спасибо за статью! Было очень интересно почитать о таком устройстве, так как много раз о нем слышал и видел на картинках, но о том, как все это вообще работает не знал.
Статья очень интересно написана, продолжай в том же духе!

82
Ответить

Спасибо за отзыв! Всего наилучшего!

47
Ответить

Лол, тоже думал, что 2 чёрные фиговины это стики.

36
Ответить

Ведь реально в чём была проблема сделать их тачпадами с возможностью просто биндить кнопку если надо...

5
Ответить

Ник Вучич ставит палец вверх этому девайсу

26
Ответить