Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера

Дисклеймер. Обзор написан с точки зрения простого пользователя, поэтому сложных технических моментов здесь не будет. Устройство не подвергалось никаким изменениям и доработкам.

Что это такое

Конвертер для подключения старых игровых консолей к современным телевизорам и мониторам. Это решает сразу две проблемы: отсутствие необходимых входов (высококачественные аналоговые разъемы вроде компонента или SCART уже практически не встречаются на 4К-телевизорах) и низкое качество изображения при подключении через композитный вход (как правило, из аналоговых входов остается только он, да и то часто для галочки, в результате чего картинка получается ужасная).

Где купить

GBSC продается на AliExpress. Аппарат для обзора был куплен в магазине MAXGEEK Tech Store в версии Mini. На момент написания статьи в конце января стоимость составляет около 5100 рублей. Продавец также ответил на некоторые вопросы, которые возникали при написании обзора.

Внешний вид и комплектация

В комплекте с устройством идет зарядный блок с китайской вилкой и переходником под европейские розетки. Также прилагается кабель питания, на одном конце которого находится USB-A для подключения к блоку, на другом — разъем питания. Так как само устройство не имеет USB входа для питания, заменить его любым подручным кабелем от старого смартфона не получится, придется искать совместимый.

Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера

Так как GBSC — проект для самостоятельной сборки, то на Aliexpress продаются, по сути, кустарные устройства. Корпус открытый, однако детали крепко подогнаны и ничего не болтается. Желательно устанавливать устройство так, чтобы внутри не собиралась пыль. На верхней крышке находится небольшой дисплей, а также «крутилка» для выборов пунктов меню. Подтверждение осуществляется нажатием на «крутилку». Через экранчик можно совершить только базовые действия: выбрать разрешение, загрузить пресеты и т.п. Остальные настройки доступны через веб-интерфейс.

Рассмотрим остальные разъемы и элементы управления.

Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера
  1. Входной разъем VGA.
  2. Переключатель Compatibility Mode (нужен только для AES консолей).
  3. Регуляторы для настройки сигнала RGB (если не уверены, то лучше их не трогать).
  4. Входной разъем SCART.
Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера
  1. Переключатель входа Component или RGBS.
  2. Разъемы RCA для аудио (красный и белый, работают как на вход, так и на выход).
  3. Желтый вход с названием S используется для синхронизации RGB-сигнала (это не композит!).
  4. Разъемы RCA (зеленый, синий, красный) для подключения YPbPr/YCbCr или RGB.
На этой версии охлаждение пассивное, при этом радиатор греется довольно сильно, вероятно, придется все же колхозить вентилятор
На этой версии охлаждение пассивное, при этом радиатор греется довольно сильно, вероятно, придется все же колхозить вентилятор
  1. Переключатель HDMI OFF/ON (при выводе через VGA нужно выключить HDMI).
  2. Кнопка включения и выключения синхронизации RGBS.
  3. Кнопка включения и выключения Sync on Green.
  4. MicroUSB вход платы управления (для разработчиков).
  5. Переключатель RGBHV to RGBS, но в данной модификации его нет.
Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера
  1. Кнопка включения и выключения.
  2. Разъем для питания.
  3. Разъем 3,5 мм.
  4. Выход HDMI.
  5. Выход VGA.
  6. Lowest Resolution Video Output — судя по всему, здесь мог быть порт для вывода сигнала 240p, но на данной модификации его нет.

Подключение игровых консолей

Так как у обозреваемого устройства нет композитного входа или S-Video, то консоли можно подключать только по SCART (RGB), VGA или компоненту. Выводить картинку можно через VGA или HDMI, также можно использовать соответствующие переходники (например, с HDMI на DVI-D) или конвертеры (но лучше минимизировать количество устройств, через которые проходит сигнал).

Проверим работу на примере PlayStation 2 через компонентный кабель и SCART на разных дисплеях.

Телевизор 4K LG 55SM8200

В этом тесте используем неоригинальный компонентный кабель от JoyTech (покупался во времена расцвета PlayStation 3, но, похоже, что его еще можно найти в продаже). GBSC подключаем через HDMI. Также у телевизора есть и собственный компонентный вход, поэтому сравним, как консоль будет показывать картинку без конвертера. Фотографии, конечно, не могут точно передать картинку, но можно составить примерное представление. Ниже скриншоты при прямом подключении консоли к ТВ через компонент.

Смена разрешения немного запутанная. К примеру, если вы хотите вывести широкоформатную картинку на весь экран на мониторе 1920х1080, то такое разрешение не подойдет. Оно, наоборот, выводит картинку с соотношением сторон 4:3, даже если источник широкоформатный. По итогу получились такие настройки:

  • для игр с соотношением 16:9 выбираем 1280х960 (NTSC), 1280х1024 (PAL) или 1280х720 (может понадобиться принудительная установка соотношения сторон в настройках телевизора);
  • для игр с соотношением 4:3 выбираем 1920x1080 (при этом в телевизоре должно быть установлено соотношение сторон 16:9).

При разрешении 1080p также может понадобиться активировать параметр Full Height, чтобы убрать черные полосы сверху и снизу экрана.

Режим 480p / 576p
Режим 480p / 576p
Режим 1280х720
Режим 1280х720
Режим 1280х960
Режим 1280х960
Режим 1920х1080 (формат игры установлен 4:3)
Режим 1920х1080 (формат игры установлен 4:3)
Сквозной режим
Сквозной режим

Как видим, изображение, получаемое с собственного компонентного входа, чуть более контрастное, четкое и красочное. Конечно, при реальной эксплуатации это сложно заметить, если не сравнивать две картинки одновременно. Да и если у телевизора нет компонентного входа, то вы ничего не теряете. Также конвертер при компонентном подключении немного зеленит картинку, с этой проблемой еще предстоит разобраться.

Вывод сигнала 240p

В описании на AliExpress написано, что GBSC не теряет синхронизацию при переключении с 240p на 480i (или 288p и 576i, если игра в PAL). Такую смену режима отображения можно встретить, например, в игре Silent Hill для PS1. В меню сигнал 480i, в самой игре — 240p. И это действительно так, переключение происходит очень быстро.

Подключение через GBSC по компоненту
Композитное подключение консоли к ТВ

Интересно, что при прямом композитном подключении без конвертера сам телевизор на этом моменте заметно тупит, а картинка дергается. При компонентном подключении переключение происходит быстрее, но периодически выскакивают артефакты и подергивания (правда, непонятно с чем это может быть связано).

В целом, телевизор не понимает сигнал 240p, который выдает консоль в режиме обратной совместимости с PS1, хотя картинка и не пропадает. В меню сигнал указан как 576i. То есть в конкретно этом случае, наиболее беспроблемный вариант подключения консоли оказался через конвертер.

В режимах отличных от 240p сканлайны не активируются
В режимах отличных от 240p сканлайны не активируются

В режиме 240p появляется возможность включить искусственные сканлайны. При этом можно отрегулировать интенсивность. Но это больше подходит для игр в 2D.

Монитор BenQ FP93GX+ (5:4, 1280х1024, 19 дюймов)

Мониторы такого плана можно недорого купить на «Авито», что сгодится в качестве бюджетного варианта для ретрогейминга, например, для консолей эпохи PS2. Хотя, конечно, лучше выбирать варианты с соотношением 4:3. Некоторые игры могут растягиваться, поэтому придется подстраивать картинку или мириться со слегка искаженными пропорциями.

Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера

Монитор не понимает сигналы 50 Гц, поэтому при подключении консоли PAL требуется конвертация в 60 Гц через настройки GBSC. Некоторые консоли PAL-региона, в частности Nintendo Wii, могут выдавать сигнал 60 Гц (480i и 480p) даже в дашборде, поэтому в этом случае конвертация не требуется.

В этом тесте для подключения консоли использовался недорогой кабель SCART с AliExpress. Как выглядят игры на экране монитора, можно понять по скриншотам (матрица TN+Film, поэтому изображение не такое красочное).

Прогрессивная развертка и деинтерлейсинг

При подключении через SCART возможно установить режим 480p. Для этого необходимо включить оба переключателя синхронизации, когда на устройство будет подан соответствующий сигнал. На PS2 достаточно игр с поддержкой прогрессивной развертки. При компонентном подключении прогрессивная развертка работает без дополнительных манипуляций, как и на обычном ТВ.

Если игра не поддерживает 480p, то включается деинтерлейсинг. В настройках можно выбрать один из двух режимов: Bob или Motion Adaptive. Рекомендуется использоваться Motion Adaptive — и он действительно работает. Эффект мерцания пропадает, если игра идет с чересстрочной разверткой. Это хорошо видно на примере меню Resident Evil: Code Veronica X. Также гасится и эффект «гребенки».

Как зайти в настройки

Зайти в меню настроек можно через Wi-Fi. Для этого нужно:

  1. Включить устройство.
  2. Найти Wi-Fi сеть с названием gbscontrol на смартфоне или компьютере.
  3. Подключиться к этой сети, используя дефолтный пароль qqqqqqqq.
  4. Набрать в адресной строке браузера 192.168.4.1 или http://gbscontrol.
  5. После этого должно открыться меню настроек.

В целом все работает, но меню настроек периодически подвисает или становится недоступным.

Чтобы можно было зайти в меню из домашней сети, не переключаясь каждый раз на точку доступа GBSC, можно настроить сеть. Впрочем, некоторые продавцы с AliExpress предостерегают от этого, так как может пропасть доступ настройкам.

Обзор настроек

Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера

Resolution (разрешение):

  • 1920x1080;
  • 1280x1024 (рекомендуется для PAL);
  • 1280x960 (рекомендуется для NTSC);
  • 480p / 576p;
  • 15 KHz (разрешение 240p);
  • Pass Through (сквозной режим).

Presets — пресеты настроек, которые можно использовать с разными консолями, телевизорами или мониторами.

AGC Gain (brightness) — настройки яркости, можно оставить в авторежиме.

Picture Control (настройки экрана):

  • Move — двигает картинку;
  • Scale — растягивает картинку;
  • Borders — вероятно, должен регулировать рамку вокруг изображения, но при нажатии ничего не меняется.

Filters (фильтры):

  • scanlines — «сканлайны» имитируют кинескопный телевизор, работают только с источниками 240p, рекомендуется использовать в комбинации с линейным фильтром;
  • intensity — регулирует интенсивность сканлайнов;
  • line filter — работу фильтра можно увидеть на скриншоте ниже;
  • peaking и step response — увеличивают резкость изображения, рекомендуется оставить включенными.
Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера

Matched Presets — устанавливает параметры по умолчанию в 1280х960 для NTSC и 1280х1024 для PAL.

Full Height — убирает черные линии по высоте экрана на некоторых пресетах, работает с разрешением 1920х1080.

Low Res: Use Upscaling — во включенном состоянии позволяет апскейлить входное разрешение по VGA (640x480 и ниже), в выключенном состоянии сигнал сквозной.

RGBHV / Component Toggle — переключает вывод с RGBHV (совместимо со стандартными кабелями VGA или с конвертерами HDMI) на YPbPr. В теории пригодится для подключения кабелей или переходников с VGA на компонент (не активных конвертеров, а именно переходников).

Output Frame Rate: Force PAL 50Hz to 60Hz — принудительно включает режим 60Hz, но могут быть проблемы с фреймрейтом. Полезно, когда дисплей не поддерживает 50Hz, а консоль не выдает 60Hz. Нужна перезагрузка.

ADC calibration — рекомендуется выключить, если возникает эффект смещения цвета (color shift).

Active FrameTime Lock — помогает избавиться от тиринга (разрывов экрана), доступно два метода, между которыми можно переключаться. В некоторых сборках GBCS на AliExpress встречаются модификации со встроенным Clock Generator (генератор тактовых импульсов). В этом случае опция будет неактивна, так как функцию на себя берет Clock Generator.

Deinterlace Method (устранение чересстрочности на разрешениях вроде 480i/576i):

  • Motion Adaptive (рекомендуется) — устраняет мерцание, но добавляет 1 кадр задержки, также могут возникать артефакты при движении;
  • Bob — базовый деинтерлейсинг а, по сути, его отсутствие. Стоит включать, если по какой-то причине нужно отключить Motion Adaptive.

Developer Mode — режим для разработчиков.

Custom Slot Filters — если активировать, то настройки фильтров будут сохраняться в пресеты. В противном случае даже при активации пресета будут подтягиваться текущие настройки фильтров.

System:

  • Enable OTA — разрешить обновления по воздуху (over-the-air update);
  • Restart — перезагрузка;
  • Reset Defaults — восстановить заводские настройки.

Backup — делает резервную копию настроек.

Restore — восстановить настройки из резервной копии.

Wi-Fi:

  • Access Point — режим точки доступа (то есть, когда нужно подключаться к gbscontrol);
  • STA | Scan Network — настройка доступа из внутренней сети.

Выводы

Не стоит ожидать от GBSC чудес. Апскейлинг не избавит от чересчур мыльной картинки, которая получается на современном ЖК-экране. Получить таким образом какой-либо аутентичный опыт невозможно. Все же, ретрогейминг это не только про оригинальные консоли, но и про кинескопные телевизоры. Стоят они сейчас сущие копейки, но тяжелые и громоздкие, занимают много места. Если разместить ЭЛТ негде, то лучше использовать эмуляторы — получите гораздо больше удовольствия.

Тем не менее с выводом картинки на телевизор или монитор устройство отлично справляется. К тому же у него есть и некоторые преимущества, в частности, деинтерлейсинг и вывод прогрессивного сигнала через SCART. Также GBSC окажется незаменим, если нужно захватывать видео с оригинальной консоли через карту захвата по HDMI, но это уже немного другая история.

4848
14 комментариев

Комментарий недоступен

А сколько стоит это дерьмо?

Все я увидел, стоп. 5100 р,

Апскейлинг не избавит от чересчур мыльной картинки, которая получается на современном ЖК-экране.

Странно, вроде на OSSC можно было получить немыльную при кратном масштабировании (даже при том, что 1080p в 4K апскейл на ресивере или самом ТВ), но в зависимости от источника, естественно, с полосами по бокам. Оно не аутентично прошлому, но картинка даже слишком чёткая была.

Больше проблем возникало с частотами, не всякие телевизоры поддерживают нестандартную частоту развёртки, которая получалась при масштабировании 240p до 1080p.

Может еще от источника зависит. PS2 сама по себе выдает довольно мутный сигнал. Судя по информации из сети OSSC в целом почетче будет. Но зато у GBSC есть деинтерлейсинг.

Видел на али новую версию GBSC с композитом и Svideo (но похоже, в нем тоже композит), вот такую бы я взял. Пока думаю. 7100р.
А раньше хотелось OSSC с композитным аддоном, но там ценник под 15к получается и VGA выхода нет.