Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

Благодаря современным фэнтези и серии игр вроде World of warcraft и Dungeons Dragons, образ Орков в массовом сознании описан, как мускулистые, высокие, невероятно сильные, воинственные гуманоидные существа с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или реальных кочевых народов (например, монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев (такими, как поклонение тотемам и наличие шаманов). Но такими Орки были далеко не всегда.

Термин "орк" существовал в культуре задолго до того, как был привязан к вымышленной расе. Так, на латыни слово"orcus" истолковывается как «þyrs, oððe hel-deofol», то есть - «Гоблин, призрак или дьявол из Преисподней». Это значение связано с одноимённым и позабытым божеством Древнего Рима, владыки Подземного мира, которого вскоре заменил Дис Патер и вытеснил Плутон, аналог греческого Аида. Вообще-то изначально Оркус - злой этрусский бог мёртвых, который пожирал тела умерших, и те попадали в его бескрайнюю подземную утробу. Вроде бы его главными жертвами были злодеи, обречённые на вечные муки в подземном мире (ещё до того, как это стало мейнстримом).

Орками в Англии называли норманнов. В сказках Франции и Италии у Шарля Перро, Страпароллы и Джамбаттиста Базиле есть похожее слово - «orke/huorco» в значении «людоед», то есть большой, волосатый, клыкастый, мужеподобный зверь, который мог говорить, жил в темном лесу или саду и пожирал людей. Да и легенды о великанах - людоедах в те времена были не редки. У всемирно известного сказочника Джамбаттисты Базиле из Неаполя, жившего в XVII веке, в книге «Сказка сказок, или Забава для малых ребят» читаем следующее описание орка:

"И пришел к подножию гор, да таких высоких, что с облаками в чехарду играли, кто кого выше. И тут, на корнях тополя, близ устья пещеры, вырубленной в скале, сидел орк; и — матушка моя — какой же он был страшный! Был он маленького роста и безобразен телом, с головой больше индейской тыквы. Лицо в шишках, брови сросшиеся, глаза косые, нос приплюснутый, ноздри — как две дыры в отхожем месте, рот — как мельница, с двумя клыками длиной до колен, грудь мохнатая, руки — как ткацкое мотовило, ноги кривые, а ступни широкие, как гусиные лапы. А если вкратце, похож он был на демона, как рисуют на картинах, где его архангел Михаил копием поражает, на пугало огородное, на сонное наваждение, на злое привидение, что словами невозможно описать, а разве только сказать, что он навел бы дрожь на Роланда, ужаснул бы Скандербега и заставил бы побледнеть самого отпетого деревенского драчуна".

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В англо-саксонской поэме "Беовульф" (~VIII в.) рядом с эльфами и ётунами упоминаются некие "orcneas". Лингвисты убеждены, что "-neas" как-то связано с мертвецами. В поэме же эти существа кратко упомянуты как одно из племен наряду с эльфами и эттинами (гигантами), осужденными Богом. Во французском рыцарском романе "Персеваль, или Повесть о Граале" (XII в.) говорится, что территория Логрии (это королевство легендарного Артура) до прихода людей была населена ограми ("la terre as ogres"). Похоже, что французское слово "ogre" получилось путём перестановки согласных из итальянского "orco" (через промежуточные "orgo"/"ogro"). Впрочем, есть и другие версии - например, что "огры" произошли от названия азиатского кочевого народа авар (обров).

Как бы там ни было, по-настоящему образ великана-людоеда с характерным названием был описан уже в литературе нового времени. Одним из первых таких произведений стала рыцарская поэма "Orlando Furioso" (Неистовый Роланд) итальянского писателя Лудовико Ариосто (XVI в.). Там фигурировал "orco" - звероподобный великан-людоед с клыкастой мордой. Здесь автор скопировал известный эпизод гомеровской "Одиссеи" с циклопом Полифемом, так что его людоед получился слепой.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В уже упомянутых сказках Шарля Перро - "Мальчик-с-пальчик" и "Кот в сапогах" огр - орк воспринимался. как синоним Людоеда. Дело всё в трудностях перевода - Перро частично пересказал "Сказку сказок", Базиле, заменив неаполитанское слово "uerco"/"uorco" на английский как "ogre". В итоге в современной культуре сформировалось представление об Огре как о толстом злом людоеде, превосходящем человека ростом и силой (но в то же время несопоставимом с размерами сказочных великанов).

Ну, а что насчёт Орков? Писатель - фэнтезист Джон Толкиен впервые упомянул это слово во "Властелине Колец" в качестве обозначения вымышленной расы, по повадкам схожей с животными. Орки имеют человеческую форму и разный размер, их изображают уродливыми и грязными, питающими тягу к человеческому мясу. Они клыкастые, кривоногие и длиннорукие. Большинство из них маленькие и избегают дневного света. Но есть и другие Орки, созданные Лордом Сауроном и известные на Чёрном Наречии как Урук-Хай. Эта раса более крупная и могущественная, и больше не боящаяся дневного света. Орки племени Урук-Хай также едят мясо, в том числе и человеческую плоть, и склонны к каннибализму. Во "Властелине Колец" также упоминаются и редкие гибриды Орков и людей.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В "Сильмариллионе" образ Орков несколько переосмыслен в качестве падших Майар, которые последовали за возгордившимся Морготом. В отличие от их звероподобных собратьев, эти Орки могут говорить, у них есть разум и какие-то моральные ценности. В трилогии "Властелин колец", которая была опубликована в 1954-1955 годах, а также в "Хоббите", термин "орк" употребляется в качестве синонима слова "гоблин" , но предпочтение почти всегда отдаётся слову "орк". Это позволило осуществить переход от полу-комических персонажей детской книжки к более мрачным и суровым антагонистам высокого фэнтези.

Орки во "Властелине колец" это настоящие воины, из которых состоят многочисленные армии тёмных сил. Автор упоминает их когтистые лапы, клыкастые рты, жёлтую или смуглую кожу, невысокий рост и вообще азиатский тип внешности: "Вскоре показались два орка. Один — в ободранной коричневой куртке, с луком из рога, по всем повадкам и виду наверняка следопыт, низкорослый, смуглый, с раскосыми глазами и широко раздувающимися ноздрями. Другой был выше и шире в плечах, со знаком Глаза на шлеме, как у солдат Шаграта. У него тоже за спиной висел лук, в руке он держал короткое копьё с плоским наконечником. Они ссорились на ходу, а так как были из разных племен, объяснялись на искалеченном всеобщем языке".

Ассоциацию с монгольскими ордами дополняет регулярное и массовое использование луков. Холодное оружие орков выглядит зловеще, наносит ужасные раны и нередко бывает отравлено. Орки обладают "нюхом не хуже собачьего" и отлично видят в темноте. Они отличаются врождённой жестокостью и любят пытать своих пленников. Во "Властелине колец" они описаны более умными, чем гоблины в "Хоббите", и столь же изобретательны в том, что касается смертельных машин и прочих подлых изделий. Урук-хай используют чёрный цвет в своей одежде и снаряжении. Исенгардские орки носят чёрные щиты с изображением белой ладони (знак Сарумана) в то время как символ орков Мордора - красное Око Саурона.

Работая над переводом "Беовульфа", профессор Джон Толкин наткнулся на непонятное слово "orcneas" (я упоминал о нём выше) и стал искать что-то подобное в других источниках, пытаясь понять его смысл. Так он нашёл слово "orc" в английском словаре X века. Там тоже ничего не объяснялось, и было очевидно лишь то, что это что-то плохое, поскольку рядом с ним упоминались Оркус, злые великаны и аццкий сотона. Толкин захотел использовать это забытое словечко, поскольку оно было удобно с точки зрения лингвистики (короткое, и на его основе удобно делать всякие варианты и производные в разных вымышленных языках).

Позже орки вместе с другими классическими элементами фэнтези перекочевали в ролевые игры и там, по мере появления новых правил и сеттингов, стали видоизменяться, приобретая новые черты в силу фантазии авторов. Так. в серии игр D&D Орки — племенная раса враждебных и звероподобных гуманоидов с мускулистым телосложением, большими клыками и мордой, а не носом, подобным человеческому. Именно в этой игре персонаж приобрёл традиционный зелёный цвет кожи.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В некоторых сеттингах, таких как «Готика», орки показаны уже как антагонисты людей. В большинстве случаев опасность, исходящая от орков, заключается в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. Армия орков чаще всего представляет собой плохо организованную, хаотичную силу. Орочьи командиры часто описываются как сильные и харизматичные лидеры, но плохие стратеги.

В серии игр Heroes of Might and Magic есть несколько вариантов орочьей расы. Так, во 2 и 4 части Орки изображены как уродливые свиноподобные гуманоиды, в 3 части же они сохраняют свой привычный вид и зелёную кожу. Зато начиная с 5 части образ Орков переосмысливается как результат неэтичных экспериментов Академии Волшебства.

Орки из 4 части "Heroes of Might and Magic"
Орки из 4 части "Heroes of Might and Magic"

Так маги, жившие в городе Шахибдия, в преступников вливали кровь демонов, чтобы создать вид воинов- рабов, но мудрый орк Куньяк вместе с шаманом Бату сумели освободится из оков «Стальных Мужей» и основали своё племя, чья культура напоминает тюркскую и монгольскую одновременно. Его потомок Курак продолжил дело предка: освободил остальных орков-рабов и уничтожил город человеческого Герцогства Ворона. При новом хане Готае они объединились с другими расами Асхана и выбили ненавистных всем демонов. В 6 части игры Орки уже действуют как союзники людей, а их культура напоминает ацтецкую, возможно из-за их проживания на островах в джунглях.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В Might and Magic Heroes VII орки снова возвращаются в качестве играбельной фракции. Роль у них аналогична таковой в Heroes VI. Но в этот раз появляется новая их разновидность — «Пустынные орки», кочующие по пустыне Сахаар к югу от страны магов. Их типаж основан на древнеарабской и бедуинской культурах. Расклад сил в самой первой части игрового сериала Heroes of Might and Magic был, как и все гениальное, очень прост: «добрая» Мощь Рыцарь/Knight и «злая» Мощь Варвар/Barbarian; «добрая» Магия Чародейка/Sorceress и «злая» Магия Колдун/Warlock. Орки относились к фракции варваров наряду с варгами, гоблинами, ограми и циклопами. Надо сказать, после Второй части армия Варваров стала еще крепче и получила летающих существ. В состав входили: ХОБГОБЛИНЫ, РАЗБОЙНИКИ НА ВАРГАХ, ОРКИ ВОЖДИ, ОГРЫ МАГИ, ГРОМОВЫЕ ПТИЦЫ и ДРЕВНИЕ ЧУДИЩА.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

Нужно отметить, что с первой по третью часть Героев, Варвары не чурались Магии и даже могли использовать многие примитивные и продвинутые заклинания. Лишь Магия высших порядков была для них недоступна — не хватало мудрости и интеллекта. А вот в Heroes 4 Магия в государстве Варваров — Stronghold, попала под запрет. В 5 части игры в среде Орков академическая магия если и не была под запретом, то уж точно презиралась. Исключение составляли практические знания шаманов и шаманок, без которых нельзя было бы выследить добычу, вызвать дождь или вылечить рану.

Вот мы снова вплотную подобрались к представителям фракции Stronghold, какими они предстали нам на просторах нового мира, новой игровой вселенной — Ашан/Асхан/Эшен. На первый взгляд изменений не так много: орки не зеленые, а красные; в небесах парят не Рухи-Птицы Грома, а Паокаи-Виверны; Огры теперь зовутся не Людоедами, а Палачами-Убийцами; Циклоп снова выжигает все живое губительным лучом из глаза, а Гоблины побросали копья и булавы и обзавелись капканами и бубнами. Также в число Орков добавились ещё и кентавры:

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

Во вселенной Warcraft Орки имеют традиционную внешность с зелёной кожей. В играх Warcraft: Orcs & Humans и Warcraft II: Tides of Darkness орки изображены безжалостными монстрами, одержимыми идеей захвата мира планеты Азерот. Они нередко вступают в ожесточённую войну с человеческим Альянсом. В обеих играх оркам в начале сопутствует удача, но в конце они терпят окончательный разгром.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В мире игры Warcraft III: Reign of Chaos орки были совращены и порабощены демоническим Пылающим Легионом, который использовал их как марионеток для уничтожения Азерота. Орки изначально являются благородной расой, имеющей свои законы, устои и правила. И они, возрождая своё благородное начало, освобождаются от пагубного влияния Легиона. Начиная с этой игры орки предстают положительными персонажами. В Warcraft III некоторые лидеры орков напоминают самураев и даже носят имена, похожие на японские (Самуро, Гэндзюрос, Дзюбей). Также у них имеются бунчуки. В серии игр World of Warcraft у орков в качестве самостоятельной расы помимо привычного шаманизма появились специальности - охотник, чернокнижник, монах, маг и даже рыцарь смерти.

В серии игр компании Games Workshop - Warhammer AOS, Old World, 40 000 орки причислены к более широкой видовой принадлежности "Оркоидов", включающих в себя в том числе и гоблинов, снотлингов, гротов и сквигов. Всему зеленокожему виду, также придано некое наукообразное описание. В частности, орки описаны как симбиотические организмы, сочетающие в себе как животные (почти идентичные человеческим) гены, так и гены грибов и/или водорослей. Именно «растительная» сущность придаёт им зелёный цвет кожи.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

Анатомия и физиология орков относительно детально описаны, включая объединение кровеносной и пищеварительной систем, размножение спорами и так далее. Орки этих вселенных преимущественно имеют ширко расставленные ноги, низко посаженную голову, мускулистое тело, широкую челюсть и частичное или полное отсутствие носа, что делает их внешне схожими с прямоходящими обезьянами (например, гориллами). Также, для орков этих вселенных характерна определенная религиозность в основе которой находится дихотомичный пантеон богов Горка и Морка. Орки описаны как хитрые и жестокие существа, которыми движет не столько потребность творить зло, сколько получение удовлетворения посредством акта войны.

Эволюция Орков в литературе, фэнтези и фильмах

В ответ на типизацию орков как обычных злых персонажей или антагонистов, некоторые литературные произведения изображают их более симпатичными персонажами. Так, роман Мэри Джентл 1992 года под названием "Grunts!" представляет орков как типичную пехоту, используемую в качестве метафорического пушечного мяса. Серия книг Стэна Николлса « Орки: Первая кровь» посвящена конфликтам между орками и людьми с точки зрения орков и впервые показала эту расу в положительном ключе.

В серии книг Терри Пратчетта «Плоский мир » орки близки к исчезновению и говорят, что «когда Злому Императору понадобились бойцы, он заставил превратить гоблинов в орков» для использования в качестве оружия в Великой войне, «поощряемые» кнутами и избиениями. В серии игр Аллоды Онлайн и The Elder Scrolls орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других видов, за них также можно играть, хотя они по-прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. Во вселенной Lineage II орки являются видом, обладающим крупными размерами (на голову выше человека), серо-зеленой кожей, недюжинной силой, но не слишком ловким.

30
9 комментариев

О, я тебе сейчас покажу орка. Есть писатель Лаймен Фрэнк Баум. С него Волков содрал Волшебника изумрудного города. У него много книг и в одной из них был Орк. Вот он

3
Ответить

Вроде в этой книге

1
Ответить

Похож на страуса

1
Ответить

Спасибо за статью. Хорошая работа

Ответить

Спроси лучше, откуда спизжено.

1
Ответить

отличный лонг - жаль не замечен особо

Ответить