Как менялся образ Ангела в монотеистических религиях⁠⁠

Как менялся образ Ангела в монотеистических религиях⁠⁠

В различных теистических религиозных традициях ангел — это сверхъестественное духовное существо, служащее Богу. Авраамические религии часто изображают ангелов доброжелательными небесными посредниками между Богом (или Небом ) и человечеством. Другие роли включают защитников и проводников для людей, таких как ангелы-хранители и слуги Бога. Авраамические религии также описывают ангельские иерархии, которые различаются в зависимости от религии и секты. Некоторые ангелы имеют определенные имена (например, Гавриил или Михаил) или титулы (например, серафим или архангел). Тех, кто изгнан с небес, называют падшими ангелами. Ангелы в искусстве и в иконописи обычно изображаются людьми необыкновенной красоты с птичьими крыльями, нимбом и божественным светом, хотя это не всегда так — иногда они могут быть изображены в устрашающей, нечеловеческой манере.

Слово ангел происходит в современном английском языке от староанглийского engel (с твердой g ) и старофранцузского angele. Оба они происходят от позднелатинского angelus , который, в свою очередь, был заимствован из позднегреческого ἄγγελος angelos (буквально «посланник»). Самая ранняя форма слова — микенская а-ке-ро , засвидетельствованная в слоговом письме линейного письма Б. По словам голландского лингвиста RSP Beekes , сам ангелос может быть «восточным заимствованием, как ἄγγαρος (ángaros , «персидский конный гонец»). Перевод слова « ангелос» в Септуагинте по умолчанию является переводом библейского еврейского термина малах , обозначающим просто «посланник», не подразумевая его природу. В латинской Вульгате это значение становится раздвоенным: когда предполагается, что malʼākh или ángelos обозначают человека-посланника, применяются такие слова, как nuntius или legatus . Если слово относится к какому-то сверхъестественному существу, появляется слово angelus.

Впервые ангелоподобные существа встречались в зороастризме, и считалось, что у каждого человека есть один ангел -хранитель по имени Фраваши . Они покровительствуют людям и другим существам, а также проявляют Божью энергию. Амеша Спента часто рассматривались как ангелы, хотя нет прямого упоминания о том, что они передают сообщения, а скорее эманации Ахура Мазды («Мудрый Господь», Бог); сначала они появились в абстрактной форме, а затем стали персонифицированными, связанными с различными аспектами творчества.

В Книге Бытия возник термин «сыны Божьи (бэне Элохим)», который предположительно относится к Ангелам. Другой еврейский термин - малах ( מלאך ) - это стандартное слово для обозначения «посланника», как человеческого, так и божественного, однако в Танахе (еврейская Библия), хотя оно редко используется для человеческих посланников в современном иврите, поскольку последний обычно обозначается термином шалийах ( שליח ). Библия сообщает, что ангелы являлись каждому из потомков Сифа, третьего сына Адама и Евы - Моисею , Иисусу Навину, пророку Илии и многим другим фигурам. Они поднимаются и спускаются по Лестнице Иакова в Бытие 28:12 и снова появляются Иакову в Бытие 31:11–13. Бог обещает послать одного к Моисею в Исход 33:2 и посылает одного - Ангела Господня - встать на пути Валаама в Числах 22:31.

И вот это вот выражение "Ангел Господень" до сих пор сбивает с толку многих христиан. Почти каждое появление этой фигуры в Танахе соответствует следующему образцу:

  • Повествование вводит ангела Господня ;
  • Он ведет себя так, как будто он божество, например, обещает плодородие (Бытие 21:18), уничтожает армию одним ударом (например, 4 Царств 19:32–36) или просто произносит речь, в которой ангел представляет себя Богом. (например, Исход 3:2–4);
  • Собеседники этой фигуры обращаются к нему и почитают его способом, предназначенным исключительно для божества.

Таким образом, инцидент оставляет читателя с вопросом, был ли это ангел на самом деле или это второе божество, которое только что появилось. Второй вариант то и дело приходится отметать, ибо Бог Яхве - Единый в своём роде и не терпит конкуренции, если только Он Сам не принял облик этого самого Ангела Господня, чтобы посодействовать собственному творению.

Как менялся образ Ангела в монотеистических религиях⁠⁠

В Танахе Ангелы весьма многофункциональны. Они показаны не только, как вестники Бога Яхве, но и имеют способность исцелять человека от нечистоты (греха). Например, в книге Исайи Исайя видит серафимов, восхваляющих Господа. Голоса их были так сильны, что заставляли трястись стержни на порогах и наполняли храм дымом. (Исаия 6:3-4) Вся эта сила заставила Исаию почувствовать себя недостойным и нечистым, поэтому он воскликнул: «Горе мне! Я погиб, ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, а мои глаза видели Царя, Господа воинств!» (Исаия 6:5). Тогда один из серафимов прилетел к Исаии и коснулся его уст горящим углем, который «взят с жертвенника клещами». Как только серафим коснулся губ Исайи углем, он сказал: «Теперь, когда это коснулось твоих уст, твоя вина удалилась, и твой грех изгладился». (Исаия 6:6–7)

В Книге Захарии Иисус Навин стоял перед ангелом Господа и Бога. (Захария 3:3). Он был «одет в запятнанные одежды», когда стоял перед ними. Затем ангел приказал ему снять свою грязную одежду и дал ему «праздничное одеяние» и чистый тюрбан, чтобы он мог надеть его. Когда Иисус снял с Иисуса Навина грязную одежду, ангел провозгласил: «Смотри, Я снял с тебя твою вину». (Захария 3:4–5). Таким образом, снятие с Иисуса Навина грязной одежды было равносильно исцелению его от вины.

В Книге Даниила ангелы показаны, как Воинство Небесное и напрямую вмешиваются в дела людей. Так, в Даниила 10:13 упоминается своего рода битва между князем царства Персии и говорящим, которым, как полагают, был Гавриил. Здесь Гавриил рассказывает Даниилу, что глава князей Михаил помогал ему в противостоянии, с которым он столкнулся со стороны князя Персидского царства. Таким образом, оба ангела действуют как воины добра против злой оппозиции со стороны князя царства Персии. Кроме того, в Даниила 12:1 оратор Гавриил говорит, что ангел Михаил является защитником израильского народа и великим князем.

Есть в Библии ещё один странный персонаж - Ангел Присутствия / Лика (букв. «Лица», иврит : Малах Ха-Паним , מלאך הפנים ) или Ангел его присутствия / лица (иврит: Малах Панав , מלאך פניו) ) относится к сущности, которая по-разному считается ангельской или отождествляется с самим Богом .Эта фраза встречается в Книге Исаии ( Исаия 63:9 ), в которой говорится, что на протяжении всей истории израильтян Бог любил и был милостив к этому народу и разделял его бедствия, спасая Израиль «ангелом присутствия Своего». Септуагинтный перевод Книги Исаии объясняет этот термин в наиболее явной форме как ссылку на Бога: «не старец и не ангел, но Сам Господь (греч. αὐτὸς κύριος) спас их».

В Книге Еноха у Ангела Присутствия появилось имя - либо Фануил, или Сариэль. В Книге Юбилеев ангелы присутствия и ангелы освящения являются двумя высшими чинами ангелов. Они были созданы в первый день, чтобы они могли участвовать в соблюдении субботы с Богом на небе и на земле. Бог поручил одному из этих ангелов (считается, что это святой Михаил ) написать историю творения для Моисея . Ангел взял скрижали истории и закона и в длинном откровении прочитал их Моисею с указанием записать их.

Во многих отрывках из Танаха Ангелы используются в качестве посланников Бога и не имеют никаких имён. Ангелы кажутся обычными людьми; они обычно изображаются, как красивые мужчины и (в отличие от серафимов) не имеют крыльев. Есть также мнение, что Ангел - существо бесполое. Несмотря на это, ангелы-посланники являются очень важной частью сохранения и укрепления связи, а также необходимой дистанции между Богом и людьми. Природа знания, которое несут ангельские вестники, всегда небесна; то есть оно божественно, и только с санкции Бога оно может быть передано людям и только по необходимым причинам.

Примеры этой роли можно увидеть во многих известных отрывках из Ветхого Завета, включая трех таинственных мужчин в истории Авраама и разрушения Содома в Бытии 18:1–19:23, а также ангела, который сообщает матери Самсона. о характере младенца, которого она носит в Судей 13:3–5. В этих примерах ангелы замаскированы, их личности не важны по сравнению с небесной величиной знаний, которыми они обладают; они полностью определяются их работой.

Имена Ангелов - Уриил/Ауриэль, Гавриил, Михаил, Рафаэль, Азраил и другие - упоминаются в Книгах Даниила, Еноха, Товита и других библейских апокрифах. Раввин Симеон бен Лакиш из Тверии (230–270) даже утверждал, что все конкретные имена ангелов были взяты евреями из вавилонских знаний. Из семи Архангелов только Михаэль и Гавриил упоминаются по именам в канонизированных еврейских писаниях. Есть версия, что именно Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о рождении Мессии, которого сперва хотели назвать Эммануилом, а назвали Иисусом.

Более спорный момент - иерархия ангелов. Так, еврейский философ XII века Маймонид в своей "Мишне Тора или Яд ха-Хазака: Есодей ха-Тора" насчитывает десять чинов ангелов:

  • Хайёт Ха Кодеш являются четырьмя ангелами огня, поддерживающими престол Бога или небосвод (в христианстве - херувимы). Они описаны в видении небесной колесницы пророком Иезекиилем в первой и десятой главах Книги Иезекииля, имеющими четыре лица - человека, льва, быка и орла. Также они являются хранителями Эдема.
  • Офанимы/Ауфанимы - ангельские существа, изображаемые в виде четырех покрытых глазами колес (каждое из которых состоит из двух вложенных друг в друга). колеса), которые движутся рядом с крылатыми херувимами, под престолом Божиим (в христианстве - это Престолы).
  • Эрелимы - класс ангелов, существование которых происходит из стиха в книге Исайи относительно грядущего вторжения в Иерусалим Сеннахирима во время правления царя Езекии. Хотя эрелим приписывают множество функций в еврейских и каббалистических текстах и литературе, чаще всего они ассоциируются с моментами смерти и национальной трагедией.
  • Хашмаллимы (חשמלים Ḥašmallīm). В переводе с современного иврита слово обозначает «электричество».
  • Серафимы. В основополагающем отрывке из Книги Исаии ( Исаия 6: 1–8 ) этот термин используется для описания шестикрылых существ, которые летают вокруг Престола Божьего , восклицая « свят, свят, свят ». Эта тронная сцена с ее тройным призывом к святости оказала глубокое влияние на последующее богословие , литературу и искусство. Слово происходит от « сараф », что означает «горящий» и семь раз используется в тексте Еврейской Библии как существительное, обычно для обозначения « змеи ».
  • Малахимы - то есть "посланники".
  • Элохимы - божественные существа
  • Бэне Элохим - "Сыны Божии" - выражение используется, как метафора.
  • Херувимы
  • Ишимы - ангелы, которые разговаривают с пророками и являются им в видениях. Они называются людьми, потому что их уровень находится почти в пределах досягаемости человеческого разума.

В классификацию чинов Ангелов также входят Шинанимы и Таршишимы в Исходе 43а. В Христианстве же Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем произведении De Coelesti Hierarchia включает в иерархию Ангелов Господства, Власти, Начала и Архангелов, которые относятся ко второй и низшей сфере чинов. Распространенным заблуждением является то, что архангелы являются высшим рангом ангелов, это заблуждение проистекает из « Потерянного рая» Джона Мильтона и, вероятно, путаницы с приставкой «арх-». Еврейская Библия использует термин מלאכי אלהים ( малахей Элохим ; Ангелы Божьи), еврейское слово для ангела — «малах», что означает посланник, поскольку ангелы מלאכי יי ( малахей Адонай ; Ангелы Господа) — это Божьи посланники для выполнения различных миссий — например, «ангел смерти»; בני אלהים ( b'nei elohim ; сыновья Бога) и הקדושים ( ha-q'doshim ; святые) для обозначения существ, традиционно интерпретируемых как ангельские посланники. В более поздних текстах используются и другие термины, такие как העליונים (ха-элионим, высшие).

В канонических текстах еврейской Библии нет явных ссылок на архангелов . В постбиблейском иудаизме некоторые ангелы приобрели особое значение и развили уникальные личности и роли. Хотя считалось, что эти архангелы относились к небесному воинству , никакой систематической иерархии никогда не существовало. Метатрон считается одним из высших ангелов в Меркаве и каббалистическом мистицизме и часто служит писцом. Он кратко упоминается в Талмуде и занимает видное место в мистических текстах Меркавы. Михаил, который служит воином и защитником Израиля, на него смотрят с особой любовью и Гавриил упоминаются в Книге Даниила и кратко в Талмуде, а также во многих мистических текстах Меркавы. Самые ранние упоминания об архангелах встречаются в литературе межзаветных периодов (например, 4 Ездры 4:36).

Восточно-православная традиция упоминает «тысячи архангелов», однако, только семь архангелов почитаются по имени. Уриил включен, а трех других чаще всего называют Селафиилом , Иегудиилом и Варахиилом (восьмой, Иеремиил , иногда упоминается как архангел). В православной иконографии каждый ангел имеет символическое изображение:

Как менялся образ Ангела в монотеистических религиях⁠⁠
  • Михаил на иврите означает «Кто подобен Богу?» или «Кто равен Богу?/Кто как Бог?» Михаил изображался с самых ранних христианских времен как полководец, который держит в правой руке копье, которым он атакует Люцифера/Сатану , а в левой руке — зеленую пальмовую ветвь. На вершине копья льняная лента с красным крестом. Архангел Михаил особо считается хранителем православной веры и борцом с ересями.
  • Гавриил в переводе с еврейского означает «Бог — моя сила» или «Мощь Божья». Он вестник тайн Божиих, особенно Воплощения Божия и всех связанных с ним тайн. Он изображен следующим образом: В правой руке он держит фонарь с зажженной свечой внутри, а в левой руке зеркало из зеленой яшмы . Зеркало означает мудрость Божью как сокровенную тайну.
  • Рафаил — еврейское имя, означающее «Бог исцеляет» или «Бог исцеляет». Рафаэль изображен ведущим Товита (который несет рыбу, пойманную в Тигре ) правой рукой и держащим алебастровый кувшин врача в левой руке.
  • Уриил на еврейском языке означает «Бог есть мой свет», или «Свет Божий» (II Ездра 4:1, 5:20). Он изображен с мечом в правой руке и пламенем в левой.
  • Силтиэль означает «Ходатай Бога». Он изображен с лицом и опущенными глазами, сложив руки на груди в молитве.
  • Иегудиил означает «Славящий Бога». Он изображен с золотым венком в правой руке и тройным кнутом в левой руке.
  • Варахиил означает «Благословенный Богом». Он изображен с белой розой в руке, прижатой к груди.
  • Иерахмеил означает «возвышение Бога». Он почитается как вдохновитель и возбудитель возвышенных мыслей, возвышающих человека к Богу ( 2 Ездры 4:36 ). Как восьмой , его иногда называют архангелом.

Также в некоторых источниках, не библейских, упоминаются поимённо и другие ангелы (например, в Книге Еноха):

  • Иофиил (перевод: Красота Божья ) изгнал Адама и Еву из Эдемского сада, держа в руках пламенный меч, и наказывает тех, кто отступает от Бога.
  • Рафаил (архангел) (перевод: Бог исцеляет ), исцеляющая сила Бога
  • Уриэль (архангел) (перевод: Бог — мой свет ), ведет человечество к судьбе
  • Самаэль (архангел) (перевод: Божий яд ), ангел смерти, позже отождествляемый с Сатаной-Люцифером.
  • Сандалфон (архангел) (перевод: объединение ), сражается с Самаэлем и объединяет человечество .

Также в Библии был особый вид ангелов - мала -хамашхил (Ангел-Разрушитель). Во 2 Царств 24:15-16 ангел-губитель убивает жителей Иерусалима. В I Паралипоменон 21:15 Давид видит того же «Ангела Господня», который стоит «между землей и небом с обнаженным мечом в руке, простертой против врагов евреев». В Книге Еноха ангелы наказания и разрушения принадлежат к группе ангелов, называемых сатанами, с Сатаной в качестве их лидера. Сначала они искушают, затем обвиняют и, наконец, наказывают и мучают как злых людей, так и падших ангелов . В иудаизме таких ангелов можно рассматривать как созданных нашими грехами. Пока человек жив, Бог позволяет ему покаяться . Однако после смерти ангелам разрушения позволено исполнить приговор, провозглашенный на небесном суде.

Ангелы-Хранители - это тип ангела , которому поручено защищать и направлять конкретного человека, группу или даже нацию. Считается, что ангелы-хранители служат для защиты любого человека, которому Бог их назначит. Концепция ангела-хранителя присутствует в книгах еврейской Библии и Ветхого Завета , и ее развитие хорошо заметно. В этих книгах Божьи ангелы описываются как Его служители, исполняющие Его повеления и которым временами давались особые поручения в отношении людей и мирских дел. В Бытие 18–19 ангелы не только действовали как исполнители Божьего гнева против городов равнины, но и спасали Лота от опасности; в Исходе 32:34 Бог сказал Моисею: «Ангел Мой пойдет впереди тебя». В еврейской мифологии изначально был только один Ангел-Хранитель, упоминаемый в Талмуде - Лайла - ангел ночи, отвечающий за зачатие и беременность. Лайла служит ангелом-хранителем на протяжении всей жизни человека и при смерти ведет душу в загробный мир .

1717
3 комментария

Честно, думал картинок будет побольше

2
Ответить
Ответить