Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

Мы привыкли воспринимать Гномов как исключительно фэнтезийную расу, которая иногда собирает сокровища, обладает низким ростом и длинными бородами, носит колпак на голове. Примером тому служат, конечно же, мультфильмы - диснеевская "Белоснежка" и "Гномео и Джульетта". В рамках игр Warcraft и Warhammer, с развитием жанра стимпанк, образ Гнома начал переосмысливаться ещё и в качестве носителей технического прогресса, отвергающих магию и суеверия. Гномы теперь из добытчиков выступают как создатели паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, включая даже огнемёты. Некоторые из них жутко воинственные и носят с собой топор, секиру и даже молот.

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

Но такими Гномы были далеко не всегда, да и слово это появилось лишь в XVI веке в трактате швейцарского теолога и алхимика Парацельса под названием "Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и других духах" (лат. "Ex Libro de Nymphis, Sylvanis, Pygmaeis, Salamandris et Gigantibus"). Латинский термин "gnomus" происходил от слова "genomos", которое означает «подземный житель». Согласно учению Парацельса, Гномы олицетворяют собой элементалей земной стихии, предстают существами ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступают в контакты с людьми и способны двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Гномы неразрывно связаны с землёй, они обитают в самых её недрах и охраняют древние сокровища, в том числе - залежи золота. У Парацельса Гномы отождествлялись с Пигмеями - карликами из греческой мифологии, которые были рождены богиней Геей и прославились только «Гераномахией» - битвой с журавлями.

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

Также в Швейцарии была довольно распространена легенда о том, как жители деревни Пьюро/Плюрс разбогатели благодаря золотому руднику, который был создан именно Гномами, и в отместку, в 1618 году, коварные существа из подземного мира вызвали оползень. В скандинавской мифологии, существовавшей ещё до Эпохи Возрождения, подобные существа назывались цвергами (zwerge) или двергарами (dvergar). Они фигурировали в качестве карликов, созданных богами из червей, живших в мясе инеистого великана Имира, который сам когда-то пал жертвой богов, включая Одина. Убив Имира, скандинавские боги сотворили из него мир: из мяса — сушу, из крови — воды, из костей — горы, из зубов — скалы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небесный свод. Двергары невелики ростом и темны лицом, обитают в Свартальвхейме. Под действием солнечных лучей превращаются в камень что было позже обыграно Толкиеном по отношению к Троллям.

Каждый из четырёх углов небесного свода, созданного из черепа Имира, новые боги (Асы) свернули в форме рога и в каждый рог посадили по двергу: в северный — Нордри, в южный — Судри, в западный — Вестри и в восточный — Аустри. Миф о сотворении мира из тела великана (Турса) - Ётуна схож с индуитским верованием, где Вселенная возникает из Пуруши и даже ранним греческим мифом про бога Диониса, связанного в оригинале не только с виноделием. С одной стороны, ётуны в Скандинавии — это первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям, сродни Титанам в Греции. С другой — это представители стихийных демонических природных сил. Подобно греческим Киклопам/Циклопам, скандинавские дверги занимались также кузнечным ремеслом и ковали для богов различные магические предметы - цепь Глейпнир, которой сковали чудовищного волка-Фенрира, знаменитый молот Тора под названием Мьёллнир, воздвигли корабль Скидбладнир, номинально принадлежащий богу Фрейру, копье Одина Гунгнир, а также кольцо Драупнир.

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

В древнегерманском эпосе "Песнь о Нибелунгах" нибелунгом считался только карлик Альбрих, хранитель клада, который стал служить герою Зигфриду/Сигурду. Дело в том, что два брата, короли нибелунгов, которым служил и сам Альберхт, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили Зигфрида организовать делёж, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешённый Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Далее сага переносит название «нибелунги» на всех владельцев клада, в том числе на бургундов, то есть людей, убивших Зигфрида и завладевших его кладом. Связь Нибелунгов с Гномами в произведении потерялась и была восстановлена только в опере Рихарда Вагнера, где карлик Альбрих был показан как архетипичный Тёмный Лорд.

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке для обозначения привычного нам фэнтезийного персонажа, в языках германской семьи менее употребимо. А если и встречается, то с отсылкой к трудам Парацельса. Англичане именуют этих существ «дворфами» (dwarf), в языках же романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, и все эти три слова также означают и переводятся как «карлик». Также с гномами отождествлён и другой персонаж из французского фольклора - домовой Лютен. Иногда в сказках гномы также выступают как аналог Кобольдов, гоблинов и троллей. В этом нет ничего удивительного - многие мифические существа, придуманные людьми на Заре Времён, были весьма неотличимы друг от друга.

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

Французский учёный - фольклорист - Жерар Лесер написал обстоятельную работу о различии гномов, «наинов» и лютенов по представлениям народа Эльзаса, где гномы и «наины» различаются в первую очередь ростом (гномы значительно меньше), но и те и другие обитают под землёй, тогда как лютены обычно обитают на поверхности вблизи людских домов и иногда выступают в качестве лесных и полевых духов. В Нормандии лютен являлся эквивалентом английскому Хобгоблину. Вместе с тем, сейчас слово «гном» (gnome) часто используется как синоним для всех подобных существ и в европейских языках. О недопустимости этого писал на страницах книги "La Grande Encyclopédie des lutins" французский учёный Пьер Дюбуа, указывая, что «скандинавские» и «средневековые алхимические» гномы — вовсе не одно и то же, а образа «алхимического» гнома не существовало в скандинавской мифологии.

В сказках и литературных произведениях Гномы носят уже собирательный образ, а то и сатирический характер. Так, в 18 веке была популярна пародийно-героическая поэма "Похищение замка" Александра Поупа, в которой образ Гнома трактуется как разновидность Фей, существ, которые в своих прошлых жизнях были чопорными женщинами, а теперь проводят всю вечность, высматривая ханжеских женщин и покровительствуя им (параллельно ангелам-хранителям в католической вере). В эпоху романтизма гномов всё чаще изображают как безобразных и совсем маленьких карликов, но у них сохраняются и такие их черты, как коварство, богатство, способность к магии. В немецких сказках тех же Братьев Гримм гномы-карлики предстают то положительными персонажами помогающими людям (как в сказке "Белоснежка"), то сугубо отрицательными, неблагодарными и готовыми напакостить ("Румпельштильцхен", "Беляночка и Розочка").

Эволюция Гнома в фэнтези и мировой культуре

В XX веке писатели фэнтезисты Джон Толкин и Клайв Льюис лишили Гномов той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, теперь они — лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Дж. Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны. По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1,5 метра. Именно Джон Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх — молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Портоса. Есть также сказки, где Гномами ошибочно называют домовых, родственных им духов ниссе (Сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями") и даже лепреконов.

Тем не менее, Дварфы и Гномы предстают в фэнтези играх как хоть и похожие внешне, но всё-таки разные расы. Дварфы более коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов. Во вселенной The Elder Scrolls «дварфы» (или двемеры) переосмыслены как раса подземных эльфов, чья культура была сосредоточена вокруг науки и техники, что отличается от концепции Толкина тем, что они не особенно короткие и вымершие. Гномы же утратили свою изначальную связь с подземным миром и зачастую показаны искусными инженерами, мастерящими вертолёты и дирижабли. Лишь иногда гномам позволяют охранять сокровища, как в старые добрые времена.

2929
1 комментарий

Эрон-дон-гном. Keep faster!!!

1
Ответить