По мотивам теракта в Беслане в 2017 году поставили спектакль "Новая Антигона"

По мотивам теракта в Беслане в 2017 году поставили спектакль "Новая Антигона"

Напомним, террористический акт произошёл в 2004 году и продлился трое суток - с 1 по 3 сентября. В результате трагедии в школе № 1, где в заложниках удерживалось около 1200 человек, 334 человека погибли или позже скончались в больницах от ранений. Из них 186 — дети. Прошло 12 лет, и в 2016 году шестеро женщин из организации "Матери Беслана" в очередную годовщину появились в ставшей мемориалом разрушенной школе в белых футболках с провокационной надписью «Путин — палач Беслана». Они ругались, требовали от властей тщательного расследования и наказания виновных в том, что их мирная жизнь превратилась в ад. Ответ не заставил себя долго ждать - полиция, которая дежурила в тот день, мгновенно арестовала бунтовщиц. Женщины были избиты и судимы, их приговорили — кого-то к штрафам, кого-то — к общественным работам.

По мотивам теракта в Беслане в 2017 году поставили спектакль "Новая Антигона"

При чем здесь "Новая Антигона", спросите вы? Именно события 2016 года и вдохновили режиссёра - Елену Гремину - поставить спектакль, за оскову которого была взята античная трагедия Софокла "Антигона". Там главная героиня пошла против воли царя Креонта и предала тело ее брата Полиника погребению, несмотря на то, что это было строжайше запрещено. Антигона была одной из четырёх детей царя Эдипа, который пытался тщетно изменить свою судьбу и в итоге выколол себе глаза. Два ее брата - Этеокл и Полиник - убили друг друга в битве под Фивами. Причём одного похоронили с почестями, а другого оставили на растерзание падальщикам.

Осталась только младшая сестра Антигоны, и та была вскоре прогнана после тщетных попыток уговорить не идти против воли царя Креонта: «Уходи, Исмена, скоро я возненавижу тебя, и мёртвые тоже возненавидят, потому что твои слова полны ненависти. Оставьте мне мой глупый план. Я не боюсь опасности, если это означает смерть, то это не будет худшей из смертей, ибо нет ничего хуже, чем смерть без чести…». Антигона верила в справедливость законов греческих богов или хотя бы возмездие Эриний, поступила по совести.

Отстаивая свою точку зрения, Елена Грёмина провела параллель между греческой и вымышленной Антигоной и современными, но вполне реальными Матерями Беслана, аргументируя это тем, что они преследовали схожие цели. Об этом пишет "Новая Газета":

- Почему погибли люди в Беслане? Потому что где-то шли игры всесветных сил, столкновения воль, геополитических интересов…Все это было далеко. Высоко. А расплатились в огне обычные люди. Дети. Волей рока. Как в античной трагедии. А потом: Антигона ведь тоже платит жизнью за траур, противный интересам государства. В «Антигоне» Софокла много «мелких сошек»: стражников, граждан Фив. Ими и движется трагедия. Они выполняют волю царя Креонта. Вот человек, который — против указа царя — роет землю, тайно хоронит бунтовщика. Держи его! Ах, это царевна, сестра бунтовщика? Очень жаль ее, конечно… У Софокла есть и вопрос о женщине. Мужская власть, мужская целесообразность, мужская держава говорят ей: «Нет». Она должна слушаться, быть робкой, скромной… А она — действует против воли сильных. Только из сострадания.

Напомним также, что в первую годовщину теракта, в 2005 году, Михаил Угаров поставил пьесу под названием "СЕНТЯБРЬ.DOC" - документальный спектакль о том, как реагировали россияне разных национальностей на трагедию в Беслане. Материал для постановки был взят с чеченских, осетинских и русских интернет-форумов. Елена Грёмина позже призналась:

- Это был страшно неудобный спектакль. Неудобный всем. Моментальный снимок ада в головах. Одни и те же актеры играли ваххабитов, русских националистов и просто обывателей. Нам этот спектакль испортил отношения с департаментом культуры Москвы (до того сотрудничали). Мы оттуда получили окрик: это ваххабитский театр, это антиправительственно. Но поехали на фестиваль в Нанси, там тоже был скандал: это проект ФСБ… Что они говорят со сцены?! Помню статью в Le Monde: «Где позиция этого театра?» А наша позиция — в том, что мы видим точку, где жертва превращается в агрессора. Видим эскалацию ненависти, в которой нет правых и виноватых. Выполняем работу свидетелей.

2
6 комментариев