Будешь знать, как доверять Одину!

Не смотря на то, что в интернете уже порядком понаписано строк разной степени информативности о Скандинавском боге, ни одна из них не даёт исчерпывающего представления о субъекте. Во многих случаях всё сводится к тому, что "У Одина есть волки, вороны и нет глаза". Мне в свою очередь есть что добавить сверх того и присыпать сверху, "так чтобы ни одного волоска не было видно." Полностью раскрыть Аса цели не стоит, в действительности это вряд ли возможно. Задача следующая: скорректировать расхожие заблуждения и дополнить информацией всё то общедоступное, что было сказано и написано до меня.

Говоря об Одине, неизбежно речь пойдёт и о скандинавском язычестве в целом. Здесь следует оговорить следующее; Различие между Христианством и Язычеством колоссальны, но главное, что нас волнует в рамках темы - это то, что у древних Северян, не было своего Папы Римского, который точно скажет, что является религиозным каноном, а что ересь. По этому приведённые мной ниже тезисы являются лишь одним из множества вариантов трактовки мифа, сам миф же в свою очередь тоже имел разные формы в момент своего возникновения, в зависимости от того кем, когда и где был рассказан.

Хейти и Кенинги

Для начала об условимся, что не будем лишний раз звать Одина по имени, но будем чаще использовать хейти(поэтический синоним; прозвище) или кёнинги(разновидность метафоры) для обозначения Отца битвы. Дело в том, что если часто называть бога по имени, то он непременно обратит на нас внимание, а то и вовсе явится лично. Будьте уверены вам бы не хотелось, чтобы тот кого зовут Сеющий смуту, Негодяй, Страшный, Злодей, повстречался вам в неосвещённой арочке у подъезда.

Тут же будет к месту упомянуть, что само по себе имя Вотан или Один тоже является поэтическим синонимом, дословно переводящимся, как "Одержимый яростью" "Пребывающий в исступлении". Изначального личного имени Одержимого в истории не сохранилось. Зато сохранились десятки, возможно даже сотни выше упомянутых прозвищ, а умелые скальды могут даже в наше время придумать свои хвалебные метафоры в честь Родителя Тора. Благо, до наших дней дошёл замечательный самоучитель по скальдической поэзии под названием "Младшая Эдда"

Атрибуты Одина

Князь Асгарда, как и положено языческому богу, регулирует общественные отношения и нормы морали, и служит нравственным ориентиром для весьма узкого круга людей.

Отец всех живущих, не смотря на свой статус, был востребован далеко не среди всех слоёв населения. Если хотя бы поверхностно взглянуть на то какие добродетели прославляет Один и какие совершает поступки - становится ясно, что простой землепашец, рыболов, ремесленник или даже член местного ополчения не найдёт для себя в нём должного авторитета.

Однако, Странник в капюшоне был в большом почёте на местах пребывания воинской аристократии, обитателей фронтиров, викингов, берсерков, разного рода проходимцев, торговцев, изгоев и плутов. Причём, не редко всё это могли быть одни и те же личности. Словом, сегодня бы такой контингент назвали бы маргинальным, в лучшем случае организованно-криминальным.

Неудивительно, что такие индивидуумы наградили своего бога всеми самыми крутыми штуковинами, какие только могли придумать северяне родившиеся и выросшие на хуторе, а именно следующими: лучшее оружие - копьё Гунгнир разящее без промаха, лучший хутор Гладсхейм - где стоит Вальгалла, крыша которой покрыта золотом, лучшее сокровище - золотое обручье Драупнир, которое каждые девять ночей само по себе рождает девять таких же обручий, лучший конь Слейпнир - ног у него не четыре как у других, а сразу восемь, бесконечный алкоголь, который доится из вымени волшебной козы Хейдрун, кабан Сегримнир - его можно бесконечно закалывать на мясо, а от него совсем не убудет. Вобщем, всё, о чём только может мечтать викинг, помноженное на десять. И самое главное: Мудрейший из Асов добыл всё это ни разу не коснувшись сохи или мельничного круга, то есть никогда не работая!

<i>Обратите внимание, отсутствующим глазом Один видит больше, чем кажется на первый взгляд</i>
Обратите внимание, отсутствующим глазом Один видит больше, чем кажется на первый взгляд

Один, Один и Один

Касательно родственных связей Наставника Путешественников всё более-менее ясно. Супруга Фригг, Сыновья от разных женщин Тор, Бальдр, Видарр, Вали, Хёд и прочие, менее известные, фигурирующие в некоторых версиях мифа.

В связи с выше сказанным допускаются следующие хейти Одина: Восторг Фригг, Родитель Немого, Отец Ваора и другие

Но есть в генеалогическом древе Аса одно очень расхожее заблуждение, над которым следует заострить внимание. А именно, речь идёт о братьях Одина - Вилли и Ве, которые вместе с Одином цитата:

создали землю из Имира тела,

Шумящее море из крови его;

Из волос его лес, из костей его горы,

Из черепа — неба лучистую твердь.

Из ресниц его мудрые боги сумели

Мидгард создать для людей.

Из мозгов грозовые зловещие тучи

Появились по воле богов

Довольно уважаемые мужчины, как кажется на первый взгляд.

А н-не совсем, братья ни чему не покровительствуют, не имеют личностных отличительных черт, в отличии от других богов нигде не обозначено их место обитания и, в отрыве от Одноглазого, никогда нигде не упоминаются.

В Младшей Эдде в главе "Видение Гюльви" просиходит следующее: Гостя в Вальгалле привечают трое хозяев, каждый на троне. Представились они так: Высокий, Равновысокий и Третий. Каждый из них продолжает и развивает по смыслу реплики предыдущего. Практически нет сомнений, что речь идёт об Одине Вилли и Ве.

Так-же в одной из песен Старшей Эдды упоминается, что Вилли и Ве пребывали в объятьях Фригг - жены Одина, когда тот отворачивался.

Исходя из выше сказанного напрашивается вывод, что эти трое, которые всё делают синхронно и вместе и делят одну жену, пребывают под одной крышей - есть ничто иное, как альтернативные личности Верховного Аса, другого более подходящего определения подобрать мне не удалось. Сущности и ипостаси - термины слишком размытые и смотрятся слишком синтетический в рамках Скандинавского Эпоса.

В связи с этой "Тройственностью", многим известный символ Валькнут(сплетенный треугольник), может являться одним из атрибутов Подстрекателя Поединков. К тому же, Сплетённый треугольник изображен рядом с иллюстрацией человеческого жертвоприношения на Стура-Хаммарском камне в современной Швеции. Так, что версия не лишена смысла. Стоит отметить, что название Валькнут, скорее всего, является современной выдумкой, сами древние скандинавы такое слово, вряд ли употребляли.

Зачем, спросит иной любознательный, Богу Виселицы нужны эти придатки - Вилли и Ве. Однозначного ответа нет, но я изложу простую теорию, которая мне импонирует больше других.

Итак, в ранних версиях мифа о сотворении мира, не дошедших до наших дней, Один Вилли и Ве, действительно были самостоятельными сущностями, каждый представлял из себя божество со своими функциями. Но с течением времени, миф реформировался и на смену им пришли другие боги или другие ценности и необходимость в Ве и Вилли отпала сама собой и забылась, а их имена остались в сказаниях и дошли до нас, так как скандинавское язычество перестало реформироваться и развиваться, сразу как только перестало существовать, в качестве общепринятой религии.

“Wodan, Id est Furor»

Далее будет раскрыта заезженная, но не лишенная смысла цитата Адама Бременского: "Вотан - это Ярость".

Кто знает, как правильно перевести слово "Ярость" на язык криминологии? Так это же старое-доброе состояние аффекта! Одержимость мстителя, фанатичность праведника, неистовство берсерка, прозрение мудреца, вдохновение поэта, радостная злоба, что окрыляет авантюристов на пути в неизвестность. Странствующий бог не раз примерял эти образы на себя, путешествуя среди людей и не раз одаривал ими своих избранников. Кто способен принять дар Высокого непременно станет храбрым воином, ловким прохвостом, учёным человеком, умелым стихотворцем и по итогу будет приглашён на дружный пир в зале павших, а кому не повезёт, тот просто сойдёт с ума в лабиринте дворов и бетонных коробок.

Излюбленный путь Господина побед - по головам, а методы достижения цели - это обман и насилие. По этому поводу, в Старшей Эдде есть неочевидная метафора, которая иллюстрирует это его качество:

Фрэки и Гери* телами погибших

кормит прославленный Ратей отец

Сам же от века Князь Асгарда Один

Питается только вином

*Синонимы слова "Голод"

Поясню. Псы по кличке Прожорливый и Жадный олицетворяют собой неуёмный голод присущий Славному. Голод до знаний, до побед, голод до богатства, до крови и женщин. Голод, утоляя который он не брезгует идти по головам. А Вино в выше упомянутой строфе - это горячность, возбуждение и состояние аффекта которые сопровождают Высокого в его авантюрах.

Неуёмное стремление к новым вершинам омрачается для Шумного лишь тем, что однажды прорицательница поведала ему о том, что в самой важной схватке в своей жизни Один потерпит сокрушительное поражение. Такой расклад конечно же не устраивает Аса и он берётся сломать судьбу об колено с остервенением, только ему присущим. Позже об этом ещё будет сказано. Интересно, что судьба в скандинавской мифологии представляет из себя, ни что иное, как кусок материи, в прямом смысле - ткань. Переломить её будет довольно трудно.

Шаман и берсерк

Иной читатель поинтересуется, зачем верховному богу следует пьянствовать и хулиганить, как футбольный фанат? Это шаманские практики-отвечу я. Тут обозначим, что шаман - это тот, кто по средствам особых ритуалов погружает свой разум в то или иное экстатическое состояние и производит в нём полезные для себя манипуляции. Опытный шаман погружается в состояние аффекта мгновенно и без необходимости употреблять алкоголь или другие вещества.

Жрецов в полном смысле, подобных Индийским Брахманам, в Скандинавском обществе не было, но были те, воины, которые исполняли некоторые жреческие функции. Бог скрывший под шляпой широкой чело - послужит тому иллюстрацией.

Вступительная часть "Старшей Эдды" под заголовком "Прорицание Вёльвы" повествует о том, как Потрясающий Копьём вопрошает мёртвую великаншу о судьбе мира. Интересующий нас момент, вынесен за скобки, а именно: чтобы пообщаться с мёртвой ведьмой, Один сам тоже умер. Не буквально, но истощив свой разум и тело до состояния близкого к гибели. Шаманизм по Кастанеде одним словом.

Такой вид колдунства среди древних скандинавов считался недостойным мужчины, вероятно потому, что требовал от себя переодевания, или пребывания в непристойном виде или просто истязания себя до беззащитного состояния. Вероятно всего вместе. Но Владыка Курганов занимался этим по всем известному принципу "Сила-есть право" или как сказали бы Римляне "Что дозволено Юпитеру не дозволено быку".

А вот вхождение в боевое безумство, наоборот было в почёте, особенно среди знати. Людей умевших лишь одним только волевым усилием поймать кураж и войти в состояние неконтролируемой агрессии называли берсерками, и несомненно-это тоже своего рода Шаманизм. Думаю не стоит упоминать, что иногда такое "умение" дорого обходилось окружающим. Примеров тому великое множество найдётся в сагах. Далее текстовая иллюстрация.

Однажды шла игра в мяч в Сандвике, южнее Борга. Эгиль с Тордом играли против Скаллагрима, и Скаллагрим устал, потому что им было легче играть, чем ему.

Вечером же, после захода солнца, дело пошло у Эгиля с Тордом хуже. Скаллагрим сделался таким сильным, что поднял Торда и так швырнул его оземь, что переломал у него все члены, и тот сразу же умер. После этого Скаллагрим схватил Эгиля.

Одну из служанок Скаллагрима звали Торгерд. Она ходила за Эгилем, когда тот был ребенком. Она была рослая и сильная, как мужчина, и умела колдовать. Торгерд сказала:

— Озверел ты, Скаллагрим, на собственного сына бросаешься!

Тогда Скаллагрим отпустил Эгиля и бросился на нее. Она увернулась и убежала, а Скаллагрим — за ней. Так они выбежали на мыс Дигранес, и она прыгнула со скалы в пролив. Скаллагрим бросил ей вслед большой камень и попал ей между лопаток. После этого она больше не выплыла.

-из "Саги об Эгиле"

Мысль и память

Главная страсть Вотана, однако - это не жестокие женщины, ни коварный алкоголь, который заменяет ему пищу и даже не горы золота. Всего этого у Длиннобородого, как мы знаем, в достатке. Главное достояние Укротителя волков - это мудрость, которую он добывает в своих странствиях, знания о грядущем, настоящем и прошлом - это главное чем он дорожит и не гнушается, сказать вслух об этом в "Речах Гримнира".

Хугин и Мунин

над миром все время

летают без устали;

мне за Хугина страшно,

за Мунина больше тревожусь —

вернутся ли вороны!!

Речь идёт о двух ручных воронах, чьи имена в переводе означают "Мысль" и "Память". Птицы ежедневно облетают все миры, видят чем заняты люди и Боги, какие реки скованы льдом, а какие ещё движутся, кто богат и кто нуждается, затем вороны возвращаются к хозяину и обо всём ему сообщают. Примечательно, что каждый раз Кровавые чайки воротятся к Асу с опозданием. Мысль и Память замедляются. Всеотец стареет и это тревожит его сердце.

Ты мне, я тебе

Если хочешь что-то получить - предложи что-то взамен. Так размышляли древние северяне, следуя примеру Родителя Ратей. Богатые жертвовали скот и имущество, храбрые жертвовали своими жизнями, а искусные в битве жертвовали чужими. Чем знатнее родом была жертва тем почётнее было пролить её кровь.

Преисполнившись жаждой знаний, Вождь Эйнхериев пригвоздил себя к мировому дереву копьём Гунгнир, терзаемый жаждой и голодом провёл он так девять ночей, затем умер, затем воскрес. Получив в награду безграничную мудрость и тайны магии. В связи с этим, Бремя Виселицы - так же одно из имён Одина.

Объясняю, произошло буквально следующее: Верховный бог принёс сам себе же в жертву жизнь Верховного бога и ни какой, даже самый богатый и отчаянный конунг, с тех пор, не сравнится с ним в жертвенности.

Так же этот миф проливает свет на ритуальные самоудушения и повешанья на деревьях северных язычников, ведь таким образом воители и шаманы не нашедшие своей достойной смерти посвящали себя Одину. Отсюда же и вытекает, что старая добрая викингская забава, набрасывать младенцев на копья - тоже есть жертвоприношение, так как именно копьё является символом Владетеля воронов.

Бог висельников
Бог висельников

Чо там в Вальгалле

Чтобы избежать своей незавидной участи, быть съеденным волком Фенриром в век Страшной зимы, Высокий решается организовать всеобщую мобилизацию войск среди смертных. Понятно, что абы какие срочники Хозяину Побед не нужны, поэтому Один, совместно с комитетом валькирий, тщательно отбирает новых рекрутов, которые до известного момента будут квартировать в Вальгалле на правах личной дружины Бога. Такие люди назывались Эйнхериями т.е Избранниками

Принято считать, что главным критерием для того, чтобы попасть в Вальгаллу является факт смерти в бою, с оружием в руках. Отчасти это так. Валькирии полуженщины-полувороны - верные подручные Злодея выбирают самых удалых мужей, получивших смертельные раны в сечи или поединке и самостоятельно уносят их под золотую крышу, к особо отличившемуся воину мог спустится сам Отец Избранников и собственноручно убить его, чтобы забрать с собой. Однако, разумеется, это не единственный способ обрести достойное посмертие. Как говорят саги: в Зал Павших так-же допускаются люди, убившие себя, посвятив Многомудрому, люди которых убили, посвящая ему, а так-же женщины, принявшие добровольную смерть вслед за супругом.

Однако, главным требованием, перевешивающим всё остальное является богатство рода и социальное положение. Слугам, работникам и прочей черни в Вальгаллу путь заказан.(Социальные лифты в древней Скандинавии, кстати, работали исправно) Стоит упомянуть, что были случаи, когда Господин мог поручиться за своего раба перед богами и провести своего товарища за собой в Обитель Павших. Но для этого рабу следовало погибнуть в след за хозяином, иначе Хелль.

К месту будут упомянуты следующие цитаты из "Речей Гримнира"

Пять сотен и сорок дверей запираютВальѓаллы великий чертог.Восемь сотен воителей выйдут из каждой,Когда против Волка пойдут

Пять сотен и сорок хором помещаютсяВ жилище по имени Бильскирнир;Из всех мне известных чертогов, просторнейшимВладеет мой доблестный сын.

В Фолькванге Фрея решает прекрасная —Где кому в доме сидеть.Половину берет она воинов павших,Половину — Властитель побед.

Я допускаю такую трактовку этих строф: Всего Вальгалла вмещает в себя 432 000 Эйнхерия, которые в промежутках между пьянством и насилием квартируют в Бильскирнире - просторнейшем чертоге из всех. На фоне этого, в Фолькванге - в жилище Фрейи, уготовлено место для ещё такого же количества избранников. Нигде не сказано, чем же будут заняты эти смертные, будучи на попечительстве богини, чьё прозвище так же может звучать как "Владычица павших". По сути своей архетип Фрейи - это богиня фертильности и плодородия, подобно греческой Афродите, но со свойственной скандинавам воинственностью. Итого, мы уже имеем 864 000 вакантных мест для обитателей мидгарда. Но и это ещё не всё. Известно, что и другие боги Асгарда так-же принимают гостей, в "Cловестной распре Локи" говорится о Бюггвире- человеке который пришёл на пир в компании Аса Фрейра-своего покровителя. Итак, с некоторыми допущениями, население Асгарда стремится к городу миллионнику.

Дальше развивать эту тему в рамках статьи смысла не вижу, так как неизбежно придётся ещё сильнее отойти от заданного курса.

Внимательному читателю не составит труда разглядеть на иллюстрации Одина и других. Поясню только, что чувак с пылающим мечом - это огненный великан Суртр(Черный) - тоже одно из хтонических чудовищ на ряду с Фенриром, Хель и Змеем.
Внимательному читателю не составит труда разглядеть на иллюстрации Одина и других. Поясню только, что чувак с пылающим мечом - это огненный великан Суртр(Черный) - тоже одно из хтонических чудовищ на ряду с Фенриром, Хель и Змеем.

Речи Высокого

В этой части пробежимся по такому литературному артефакту, как "Речи Высокого", кто такой Высокий, думаю пояснять не следует. Контекст повествования заключается в том, что Равновысокий делится со смертным по имени Лоддфафнир разной мудростью, травит байки и колдует руны на все случаи жизни. "Речи Высокого" прежде всего раскрывают не Третьего в частности, а всех скандинавских язычников в целом, эти люди предстают не просто оторванными от реальности поедателями мухоморов, а очень даже практичными и хозяйственными людьми, которым так-же не чужда любовь, дружба и взаимовыручка, удивительно, как всё это способно уживаться с давящим фатализмом, которым так-же пропитано произведение.

Очевидно, что в скандинавском обществе тех времен очень остро стоял вопрос пьяной поножовщины, по этому Мудрый в Рунах, уделяет особое внимание тому как, с кем и сколько следует выпивать алкоголя, а так же освещает следующие вечные вопросы: как правильно подобрать коня и меч, как дарить подарки, о чём беседовать, как подкатывать к светлобровым женщинам, во сколько лучше проснуться, если собрался кого-то убивать и даже какой наклон делать, при строительстве кровли, а так же регулярно напоминает слушателю о неизбежности и принятии героической смерти. "Ну, не голова, а дом советов!" - как сказали бы в наше время. В целом "Речи Высокого" насчитывают свыше 150 строф, каждая из которых содержит тот или иной ценный отеческий совет.

Некоторая часть произведения, по всей видимости, относится к более позднему христианскому периоду и выделяется из общей художественной стилистики Эдды и представляет из себя нечто вроде сборника пословиц, не смотря на это, она тоже является занимательным фольклорным источником.

Послесловие и список источников.

Нюансы не озвученные в статье я посчитал либо в достаточной мере доступными для ознакомления самостоятельно, либо слишком неочевидные для меня в силу недоступности нужной информации. Было не очень сподручно писать о субъекте в вакууме, не забредая в смежные темы, но иначе статья не закончилась бы до Рагнарёка.

Благо сказавшему!

Благо узнавшим!

Кто вспомнит — воспользуйся!

Благо внимавшим!

Высокий

Список источников под спойлером

  • "Старшая Эдда" С. Стурлусон
  • "Младшая Эдда" С. Стурлусон
  • "Саги об Исландцах" С. Стурлусон
  • "Круг Земной" С. Стурлусон
  • "Деяния Данов" С. Грамматик
  • "Эпоха Викингов" П. Сойер
  • "Саги о древних временах."
  • Отдельные родовые саги.
  • Статьи других Авторов
  • Сотни часов лекций в видео, аудио формате.
8
3 комментария

Самое время такое писать.

1
Ответить

Из всего вышесказанного остаётся лишь два вопроса, сожрал ли Фенрир Высокого, и где были эти валькирии столько лет?

Ответить

Конец света пока не наступил по этому, пока что ещё не сожрал. Валькирии помогают Всаднику готовиться к Рагнарёку

Ответить