Советская рецензия на Rogue 1986го года

Совсем еще маленьким мальчиком, игравшим только в "сегу" и "денди", в 90е среди родительских книг я нашел томик "Кибернетика стучится в школу", 1986го года издания:

Фото книги из интернета
Фото книги из интернета

Книга для ребенка была заумной, посвященной педагогическим аспектам цифровизации позднесоветского образования. Детский глаз привлекла глава под названием "Лицом к лицу с дисплеем", в которой автор пересказывал в литературной форме игровой опыт в некую загадочную американскую игру под названием "Бродяга". Приведу отрывки "рецензии":

"Ежегодно в Подземелье Обреченных гибнут тысячи людей. Сегодня обречен погибнуть я. Надев доспехи и рюкзак, я приближаюсь к входу в подземелье с чувством тревожного возбуждения. Ночные силуэты чего-то, напоминающего крепость, наводят на мрачные мысли. Спуск тянется бесконечно... вижу перед собой низкорослое существо, облаченное в грозные доспехи и сжимающее в лапах булаву. Только когда оно подняло оружие, чтобы нанести удар, я вышел из оцепенения, заправил в лук стрелу, словно делал это не в первый раз в жизни, натянул тетиву и выстрелил. На это ушло, наверное, не более мгновения. И каково же было изумление, когда Гоблин (это был он) повалился на пол, корчась в бессильной ярости. У меня дрожат ноги. Осторожно ступаю, пытаясь найти лестницу. Где мой уютный письменный стол с неоконченной рукописью "Кибернетика стучится в школу"? Внезапно натыкаюсь на груду камней. Под ногами что-то заблестело. Да это же золото! ... Делаю осторожные шаги. Иду туда, куда решил... Я на 21-м уровне подземелья."

Дальше автор в таком же стиле пересказывает битву с драконом и смерть от голода на 22м уровне подземелья, а затем довольно абстрактно описывает управление и общую логику игры:

"Перед тобой телевизионный экран и клавиши с обозначением знаков, которые надо запомнить: Бродяга, стены помещений, пол, проход, лестница, западня, оружие, доспехи, золото, фляжка с напитком, еда, волшебный свисток, волшебная палочка, волшебное кольцо и все обитатели подземелья. Когда спускаешься на очередной этаж, экран пуст. Только светится значок, показывающий, где находится Бродяга. Начинаешь обследовать помещение, даешь команды ходов: вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, вверх или вниз по лестнице. Постепенно высвечиваются знаки, показывающие окружение. Если движешься вдоль стены, то видна стена, которую прошел, и та, что перед тобой, в зависимости от того, как освещено помещение. Так, исследуя обстановку, попадая в западни, обыскивая углы и обнаруживая проходы, двигаешься вперед. Другие команды означают: надеть (снять) доспехи, надеть (снять) кольцо, подобрать или не брать предмет, выбросить его, выпить напиток, поесть, прочесть свиток, взмахнуть волшебной палочкой или оружием, биться насмерть. Когда в соседней клетке обнаруживается какой-нибудь предмет, можно обойти клетку, то есть не брать его, тогда как вступление на ту же самую клетку означает, что ты взял его. Чтобы перейти на ту же клетку и не брать предмета, надо подать команду "не брать".

Время от времени Бродяга должен отдыхать и есть, чтобы восстановить силы. Кроме ограниченного запаса еды в рюкзаке, он может что-нибудь найти, но находки не всегда бывают съедобными, Подобранные предметы кладутся в рюкзак или надеваются на себя. Если это доспехи, то они обеспечивают дополнительную защиту в бою. Однако на них может лежать заклинание, и, чтобы снять его, необходим волшебный свисток. На нижней части экрана под схемой игровой обстановки высвечиваются показатели состояния Бродяги на данный момент: что он имеет на себе и в рюкзаке, какой приобрел опыт в борьбе, есть ли у него раны, насколько устал и голоден. Чем больше он минует чудовищ, не померившись с ними силами, тем меньше опыта приобретет и тем меньше шансов, что он победит следующих. "Биться насмерть" означает, что надо перейти на ту же самую клетку, где находится чудовище, и тогда исход битвы определится соотношением между силой чудовища и силой Бродяги - его физического состояния, класса опыта и класса доспехов. "Бродяга" стал пользоваться таким большим успехом у взрослых и детей, что нашлись охотники усовершенствовать игру."

Описываемая автором красота 1980го года выпуска
Описываемая автором красота 1980го года выпуска

Затем, автор уделяет много внимания неким "экспертным системам", помогающим рассчитать лучшую экипировку, исход боя и тд. При желании, полный текст можно найти целиком в сети (правда, про Rogue там не так много)

Прочитав эту рецензию в детстве, я решил, что дедушка (автор книги родился в 1926м году) сочиняет и игры такими сложными и абстрактными не бывают (сказывался скудный опыт игры в "денди" и "сегу"), и только много позже, отыграв множество РПГ и узнав про "рогалики" я вспомнил про эту необычную рецензию. Возможно, это первая отечественная рецензия если не на компьютерные игры, то на "Rogue" наверняка...

PS. Идея поста навеяна обсуждениями воспоминаний о первом Fallout-е, в который довелось поиграть DTF-ерам

4
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Очень крутая рецензия

1
Ответить

Вот завершение приключений, не удалось втиснуть в саму статью:

"Ем, отдыхаю и пытаюсь спрятать золото, но оно не помещается. Может быть, выбросить что-нибудь? Например, фляжку. Но тогда придется выпить се содержимое, которое мне неизвестно. Залпом выпиваю все, фляжку выбрасываю, золото в рюкзаке, рюкзак снова на моих плечах.
Но мне как-то не по себе. Выбрал направление, а почему-то иду в противоположную сторону. Соображаю с трудом. Наверное, все дело в напитке. Он нарушил мою ориентацию.
Буду осторожно шарить вокруг. Что это такое? Палочка. Какая палочка? Волшебная. Потом я узнал, что она не просто волшебная, а "Палочка Полиморфа", которая помогла мне, когда я увидел Змея. Змей опередил меня и обвился вокруг кольцом. Почему я вздумал вытащить палочку, не знаю. Но Змей сразу превратился в мышь. Кстати, палочка способна и на обратное, по я не был достаточно глуп, чтобы посмотреть, что получится.
Случай со Змеем был потом. А сейчас я решаю, что еще выбросить из рюкзака, чтобы спрятать палочку.
Вот какой-то сверток. Зачем он мне? Там что-то написано. Прочитаю, а потом выброшу. Произношу вслух бессмысленную фразу. Снялось заклинание, нарушившее координацию. Делаю осторожные шаги. Иду туда, куда решил...
Я на 21-м уровне подземелья. Почти нос к носу сталкиваюсь с новым чудовищем. Оно спит. Чтобы его не разбудить, обхожу стороной.
22-й уровень. Здесь состоялась моя встреча с самым грозным чудовищем Драконом. Увидев дверной проем, я вошел в него и... Применив уже дважды волшебную палочку, я попытался вновь воспользоваться ею. Но Дракон действовал стремительно и изрыгнул на меня струю пламени. Не поверил собственным глазам (опять помог случай): струя прошла мимо - я почувствовал ее жар - и, отразившись от стены, поразила самого Дракона.
Я жив и могу идти дальше? Да. Делаю несколько шагов. Но какая неудача! Погибнуть в подземелье просто так, из-за того, что увлекся, не рассчитал свои силы, забыл поесть и отдохнуть. Неужели я должен остаться здесь? Неужели никто и ничто меня не спасет?.."

Ответить