История и развитие японской анимации

Глава первая: рождение

В Японии XII века авторы развивали способность рассказывать истории через иллюстрации. Сложная даже для коренных жителей страны письменность, состоящая из трёх алфавитов, попросту вынуждала добавлять к текстам картинки, ведь даже образованным людям было тяжело уловить весь смысл и прочитать текст полностью. В конце XIX века потихоньку прорастали зачатки местных комиксов – манги, что послужило следствием проникновения западной поп-культуры в страну.

За год до окончания Первой мировой войны выходит первая анимация – «Новый альбом набросков” за авторством Дэкотэна Симокавы. Хронометраж составлял 5 минут. В этом же году выходит экранизация японской сказки »Сражение краба и обезьяны”, создателем которой стал Сэйтаро Китаяма. Пусть, первые аниме[1] уже начали выходить в свет, однако, им было далеко до “полного метра”[2]. Японцы создавали анимацию не только для детей, но и для взрослых, куда входила пропаганда и эротика.

История и развитие японской анимации

Развитие аниме прервалось из-за Великого землетрясения Канто, которое почти уничтожило Токио и Йокогаму. На западе же в 29-м году XX века вышел первый мультфильм со звуком, а в 32- появились цветные.

Переломным моментом послужила атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. После 1945 года индустрия начала активно развиваться. Аниматорам-патриотам не понравилось, что западная мультипликация заметно превосходила японскую, потому они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились делать качественную анимацию, не вкладывая много денег. К примеру, студия «Тоэй», основанная спустя 3 года после конца Второй мировой войны. Со временем она придумала распределять так, чтобы большая его часть уходила на важные сцены, а другие отрисовывали с меньшим качеством. Таким образом, «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации, мало того, даже Америка стала делать заказы. Однако, несмотря на это, в 50-х годах аниме всё ещё была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в 1958 появился первый японский полнометражный мультфильм – “Легенда о белой змее” режиссёра Тайдзи Ябуситы.

История и развитие японской анимации

Осаму Тэдзуки являлся тем самым автором, который смог заинтересовать Запад своими работами. В них японец использовал кинематографические приемы, перенеся в мангу и анимацию киношную систему планов, ракурсов и кадрирования. Он брал вдохновение из французских и немецких кинолент, в частности в его работах заметно влияние автора «Метрополиса». Свою карьеру Тэдзука начал в уже ранее упомянутой студии «Тоэй», но ушёл оттуда, а после основал 1962 году студию «Муши».

История и развитие японской анимации

В «Муши» руками Осаму Тэдзуки и других работников была создана манга, а позже и чёрно-белое аниме «Астробой». Благодаря этому, он обрёл прозвище «Отец манги и анимации”. В 1963 году был произведён релиз аниме, оно произвело настоящий фурор в Америке. «Астробой» задал стандарты качества аниме для других студий в Японии, вдохновившимся успехом сериала. После этого японец продолжил работать, успев также создать мангу и одноимённый сериал «Белый лев Кимба», которому некоторые припысывают плагиат диснеевского «Короля льва», даже не разобравшись. «Кимба» стал первым цветным аниме-сериалом, вслед за «Астробоем» он завоевал широкую аудиторию за границей. Судя по всему, студия “Disney” вдохновилась работой »Отца манги и анимации”, ведь основная идея и некоторые сцены в обоих работах совпадают. Однако, многие, включая озвучившего Симбу актёра Мэттью Бродерика, склонны верить, что намеренный плагиат действительно был. «Tezuka Productions»[3] решила не судиться с Disney, так как попросту не располагала для этого ресурсами. Другие же студии анимации поняли, что адаптировать многосерийную мангу в ТВ-формат является удобным способом создания аниме. Один за другим стали выпускать аниме-сериалы: «Ведьма Салли”, »Секрет Акко-тян” и другие.

История и развитие японской анимации

Глава вторая: расцвет и “Золотой век” аниме

В 1960-е года, пока The Beatles меняли западную индустрию музыки, японские художники-аниматоры, вдохновлённые успехом «Астробоя», взялись менять индустрию аниме. Жанр стал стремительно развиваться, появлялись поджанры и подподжанры. Вслед за мангой, аниме стало делится на мультфильмы для мальчиков(сёнэн) и для девочек(сёдзё). Сёнен – обязательно приключенческие аниме, а главный герой – смелый, умный и целеустрёмленный юноша, часто дружащий с другими представителями мужского пола, а девушки обычно появляются в качестве боевых товарищей. Сёдзё – практически тоже самое, что и сёнэн, но с парой различий: главный герой – девушка, обязательное наличие романтической линии.

Одним из первых сёдзё аниме стал тайтл[4] «Ведьма Салли». Она дала начало поджанру аниме о девочках-волшебницах, когда на Западе этот жанр уже имелся. Одним же из представителей сёнэн аниме является «Железный человек № 28». Первый в поджанре меха, одним из ярких, наиболее популярных примеров которого является аниме “Евангелион”. В таких аниме главными героями частично являются антропоморфные боевые роботы, управляемые людьми.

История и развитие японской анимации

В 1968 вышло первое спортивное аниме «Звезда Кедзина», а через год после успеха данного тайтла выходит спортивное аниме для девочек, про женскую волейбольную команду.

С каждым годом успех аниме как жанра рос, всё больше и больше тайтлов покупались для показа за рубежом. В 70-х начинается карьера по-настоящему легендарного человека – Хаяо Миядзаки.

Очень скоро начинается «Золотой век” для аниме индустрии: эволюция жанров и поджанров, новые студии стремительно появлялись, жанры смешивали. Параллельно с этим Японию сопровождал подъём экономики и развитие технологий, она буквально перегнала США в этих показателях. В связи с этим, подростки, которые не знали ничего, кроме экономического роста, взбунтовались против хорошей жизни. Параллельно с этим выходит фильм “Бегущий по лезвию”, где »главным злом” являются японцы. Этот фильм буквально создал жанр киберпанк[5], однако, японцы, на удивление, понимали этот жанр намного лучше американцев.

История и развитие японской анимации

В 1982 году начинает выходить первая японская киберпанк манга — «Акира», которая будет взята за основу экранизации в 1988 году и наберет большую популярность на Западе. На удивление, большой фурор на родине эта работа не вызовет. «Акира» стал первым аниме, снятым со скоростью 24 кадра в секунду, да ещё и снятым с детализацией, которой ранее не было.

Японцы не знали, как продавать что-то связанное с киберпанком самим себе, пока Мамору Осии не придумывает формат OVA – Original Video Animation, которые продавались на кассетах. Студии, выпускающие что-либо в формате OVA могли не бояться за продажи и рейтинги.

В это же десятилетие в японскую анимацию приходит 3D, которое совмещается с обычной анимацией. Для 21 века это вызывает отторжение. Дебютом же компьютерной графики можно считать фильм «Голго 13: Профи» (1983)

Примерно в это же время Миядзаки создаёт студию «Гибли», за авторством которой за 5 лет выходит 4 полнометражных аниме: «Навсикая из Долины ветров», а следом «Небесный замок Лапута» в 1986-м, «Мой сосед Тоторо» в 1988-м и «Ведьмина служба доставки» в 1989-м.

Также является важным отлаживание экспорта аниме в Америку, где наконец многие проявили интерес к японской мультипликации.

Глава третья: успех повсеместно

Конец прошлого века запомнился в России по двум основным причинам: развал СССР и экспорт аниме в страну. Уже множество людей знают о том, что те же «Покемоны» и «Сейлор Мун» — это японская мультипликация. Однако, в РФ показывались не изначальные японские варианты, а европейские, с большим количеством цензуры. Таким образом, был изменён пол одной из героинь в тайтле «Сейлор Мун», дабы не показывать в стране проявление ЛГБТ.

Главное отличие «Сейлор Мун» от сёдзё тайтлов – романтическая линия перестала быть доминирующей, героини стали социально активными и проявляли качества, свойственные лидеру. «Сейлор Мун» стала буквальной смесью сёдзё и сёнэн аниме, совмещая в себе черты этих поджанров. Таким образом, основная формула этого тайтла заключалась в том, что главные герои – девушки, романтическая линия, пусть и была перемещена на второй план, но всё ещё являлась частью сюжета, в каждой серии героини с кем-то сражались. Ну а главным привлечением юношей переходного возраста были сцены с перевоплощением девушек, в которых показывались обнажённые силуэты. Благодаря этому, история о девушках-воителях стала популярной не только в Японии, но и на Западе и даже в РФ.

Глава четвёртая: падение

После длительного подъёма обычно следует падение. Так и случилось: постепенно рынок аниме наполнился однотипным и скучным однообразием, кто-то стал прямо заниматься плагиатом, а по-настоящему хорошие тайтлы можно пересчитать по пальцам двух рук. Чего стоят одни только иссекаи[6], они заполонили рынок не только аниме, а ещё и манги. Сюжеты большинства тайтлов строятся на клише, пытаясь выбраться в что-то оригинальное. Если сравнить два произведения одного времени можно легко заметить их сходства и едва заметить различия, пересчитать которые хватит пальцев одной руки. На смену сёнэнов и сёдзё пришли спортивные и “повседневные”[7] аниме, которые, к сожалению, тоже не изобилуют оригинальностью.

Несмотря на все эти проблемы, рынок постепенно вновь взмоет на крыльях оригинальности и свежих идей. Да что там говорить, уже сейчас аниме постепенно расцветает, как было давным-давно.

[1] Аниме – обобщающий всю японскую анимацию термин

[2] «Полный метр” – иное название »Полнометражного фильма”

Полнометражный фильм – фильм длиной 40 минут или больше

[3] Tezuka productions – издательская компания, позже ставшая анимационной студией

[4] Тайтл – обозначение любого аниме иными словами

[5] Киберпанк – жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой морали на фоне технологического прогресса

[6] Иссекай – поджанр аниме, основной сутью которого является перенос из нашего в параллельный мир по средству, чаще всего, смерти.

[7] Жанр “повседневность” – суть жанра заключается в показе жизни совершенно обычных людей, будь то школьник или офисный работник.

33
2 комментария

Вау, интересная статья,лучший !

Сохраню, чтобы потом почитать