Про игрушки и мозги

Всем привет! Давно хотела начать писать посты, но все не могла придумать куда же мне их заливать. Добрые люди посоветовали закидывать их сюда. Не знаю, будут ли они тут актуальны или нет, но попробовать стоит.

По образованию я педагог, и за последние годы у меня накопилось много разных мыслей и фактов из области психологии, педагогики и нейробиологии, но все они на данный момент просто пылятся где-то в глубинах моей черепной коробки. Знания из этих сфер прекрасны тем, что их можно применять не только в работе, но и в повседневности, в связи с чем я подумала, что нет-нет да кому-то может они и будут интересны, и начала потихоньку их доставать, очищать от пыли и подготавливать к выходу в свет.

Концепт решила выбрать следующий: буду брать убеждения, популярные в обществе, и рассматривать их с точки зрения вышеперечисленных наук. Начну, конечно же, с плюс-минус хайповой темы, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание.

Но прежде, чем перейти к самой теме, предлагаю вам решить одну незатейливую задачку.

Про игрушки и мозги

Если вы легко и просто нашли ответ на эту задачку, то я могу вас поздравить – вы прогрессивный, свободный от сексистских стереотипов человек, который легко способен допустить тот факт, что женщина в 21 веке может стать профессором.

Если же нет, то у феминистического сообщества могут возникнуть к вам вопросы. Ну или к автору этой загадки, ведь по новым фем-нормам правильно будет говорить «профессорка»

Ответ, если что: ( брат и муж профессора )

Признаюсь, я не смогла дать верный ответ на этот вопрос. Обусловлено ли это тем, что по сей день я продолжаю быть рабой сексистских установок? Или, может, наоборот излишней прогрессивностью, которая позволила мне предположить, что у сына профессора может быть два отца? Не знаю. Но о чем я могу заявить со стопроцентной уверенностью, так это о том, что в 21 веке люди по-прежнему продолжают присваивать профессии и увлечения определенным полам, и связывают это зачастую с интеллектуальными особенностями этих самых полов. В связи с чем, сегодня я хочу обсудить с вами следующее утверждение:

«Мужчины умнее женщин»

Ну что ж, давайте по порядку. Откуда вообще могло появиться данное суждение?

Дело в том, что если взять среднестатистического мужчину и среднестатистическую женщину, то мозг особи мужского пола по своим размерам окажется больше мозга особи женского пола (как в общем то и сама особь целиком). Ученые придумали множество способов, чтобы этот факт подтвердить: измерение объема внутричерепного пространства, объема серого и белого вещества по отдельности, взвешивание мозга и много чего еще интересного.

Однако сам факт количественного превосходства не говорит нам ровным счетом ничего и ни разу не намекает на превосходство качества. Тем более, что если брать в расчет коэффициент энцефализации (если упрощенно, соотношение массы мозга и массы тела), то мы обнаружим, что в этом случае женщины даже выигрывают.

Когда мы говорим об абсолютной величине мозга, стоит помнить, что чем больше тело, этим мозгом обладающее, тем большая масса мозга отводится для того, чтобы это самое тело обеспечивать (следить за тем, чтобы оно хорошо двигалось, дышало и поддерживало определенную температуру). Из чего следует, что размер действительно не имеет значения и куда важнее умеючи пользоваться тем, чем наградила природа.

Про игрушки и мозги

И раз соблюдение правил пользования мозгом играет намного большую роль в достижении различного рода высот, то давайте затронем и эту сторону вопроса.

Существует мнение, что мужчины больше предрасположены к деятельности, связанной с пространственным ориентированием, а женщины, в свою очередь, отличаются высоким эмоциональным интеллектом. Этот факт опровергнуть я не могу, однако могу попробовать объяснить причину такого положения дел. И раз уж я имею какое-то отношение к психологическим наукам, то с радостью сообщу вам о том, что все идет из детства.

Давайте вспомним, в какие игрушки вы играли, будучи детьми. Мужчины, с большей долей вероятности, сейчас погрузились в те чудесные времена, когда они проводили вечера за построением целых городов из деталек конструктора. Девушкам же на ум, скорее всего, пришли их красивые куклы и милые животные. Даже если конкретно у вас было по-другому, есть целый ряд исследований, подтверждающих наличие гендеризации игрушек в современном обществе и так же подтверждающих наличие негативных последствий, вызванных данным явлением.

Про игрушки и мозги

Разделение игрушек по половому признаку является серьезной проблемой, о которой в последнее время все чаще стали задумываться крупные организации, занимающиеся производством игрушек. Одним из таких производителей стала всемирно известная компания LEGO, являющаяся вторым по величине производителем игрушек в мире. В 2021 году компания решила отказаться от гендерного разделения своей продукции, причиной этому послужило проведенное ею исследование. По результатам исследования оказалось, что мальчики более скованны в вопросе выбора конструктора, чем девочки. 71% мальчиков, принявших участие в опросе, сообщили, что боятся столкнуться с насмешками в свой адрес, в случае если будут играть с конструктором для девочек. Беспокойство детей разделили и их родители.

Подобное исследование, выявляющее сформированность гендерных стереотипов у детей дошкольного возраста было проведено Н. Фримен. В своем эксперименте она предлагала детям в возрасте от 3 до 5 лет рассортировать игрушки на «девчоночьи» и «мальчишеские», а затем предположить, одобрили бы родители выбор ребенка, если бы он отдал предпочтение игрушкам, предназначенным противоположному гендеру. Оказалось, что лишь 9% пятилетних мальчиков допустили вероятность одобрения выбора куклы или набора посуды со стороны отца, остальные посчитали, что папе бы такой выбор не понравился.

Результаты приведенных исследований говорят о том, что мальчики из-за существующих гендерных стереотипов лишаются возможности играть в куклы или отдавать предпочтение конструктору «для девочек», что, в свою очередь, негативно сказывается на их личностном развитии. Нейробиолог С. Герсон вместе с коллегами провели исследование, в ходе которого изучались преимущества игры в куклы при помощи нейробиологических методов. Было выявлено, что во время игры в куклы у детей становилась активной задняя часть верхней височной борозды, отвечающая за обработку социальной информации и развитие эмоционального интеллекта, в том числе эмпатии. Интересно, что данная область мозга становилась активной как при игре с партнером, так и при одиночной игре, что в свою очередь подтверждает корреляцию между игрой в куклы и развитием эмоционального интеллекта.

Однако, разделение игрушек по полу оказывает негативное влияние на развитие не только мальчиков, но и девочек. Ж. Н.Тельнова Ж и Е. Г.Ожогова, изучая проблему родительской компетентности в области современной детской игрушки, провели опрос, направленный на изучение осведомленности родителей относительно детских предпочтений в вопросе выбора игрушек. При обработке полученных результатов были обнаружены гендерные различия, указывающие на выбор родителями игрушек в соответствии с общепринятым гендерным разделением. Результаты опроса показали, что наиболее предпочитаемыми игрушками среди мальчиков являются конструкторы (их упомянули 36,7% родителей), различные виды транспорта (30,6%) и герои мультфильмов (28,5%). У девочек же наиболее предпочитаемыми оказались куклы (53,1%), на втором месте стояли наборы для игр в куклы (28,6%), о конструкторе, как о предпочитаемом виде игрушек сообщили лишь 12,2% родителей дочерей. Создатели LEGO также подтверждают, что изначально их товар был больше ориентирован на мальчиков. Данная статистика говорит о недостатке опыта игры в конструктор и взаимодействия с трехмерными фигурами у девочек, что впоследствии негативно сказывается на развитии пространственного мышления и навыка ориентировки в пространстве.

Про игрушки и мозги

Исходя из приведенных выше исследований, можно сделать вывод, что гендеризация игрушек лишает детей возможности разносторонне развиваться, в связи с чем у мальчиков страдают социально-коммуникативные навыки, а девочкам сложнее даются задачи, требующие пространственного воображения.

Все вышеперечисленные факты указывают нам на то, что мозг новорожденного ребенка, какого бы пола он ни был, не определяет его жизненный сценарий. Намного большую роль играет нейропластичность, позволяющая вам выточить себе мозг инженера, математика, архитектора или кого-либо еще за счет построения новых нейронных связей.

Надеюсь этой информации хватило для того, чтобы убедиться в отсутствии корреляции между полом и интеллектом, и миф можно считать развенчаным. Если же нет, и в моих словах вы обнаружили что-то, что беспощадно режет ваши глаза, уши и умы, - не сдерживайтесь и пишите мне гневные (но не слишком) комментарии, я всегда открыта к дискуссиям и обсуждениям.

Всем желаю хорошего дня, побольше полезных нейронных связей и поменьше сковывающих установок. До скорого!

66
84 комментария

Добрые люди посоветовали закидывать их сюда.Ууу, я бы не назвал этих людей добрыми. Коварными и жестокими ? Возможно.

6
Ответить

Жырными и живущими в норах

4
Ответить

Я сюда не за этим прихожу.

6
Ответить

Да какая по сути разница, под каким постом щитпостить комментарии?

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Хз, за феминизм не шарю, только за игрушки...

Ответить

Однако сам факт количественного превосходства не говорит нам ровным счетом ничего и ни разу не намекает на превосходство качества.

... до тех пор пока у женщин не заходит речь о размере пенисов!

мальчики из-за существующих гендерных стереотипов лишаются возможности играть в куклы или отдавать предпочтение конструктору «для девочек», что, в свою очередь, негативно сказывается на их личностном развитииДевочки из-за существующих гендерных стереотипов во взрослом возрасте не в состоянии забить гвоздь, настроить нормальную работу Windows и т.д. и т.п. потому что в отличие от мальчиков продолжают со своими гендерными стереотипами жить и во взрослом возрасте. А мальчики себе ни в чем не отказывают, в том числе и в игре в куклы.

5
Ответить