Алексеев Фёдор

Русский живописец Фёдор Яковлевич Алексеев (Санкт-Петербург, 1753—1824), один из основоположников русского городского пейзажа. Крупнейший мастер русской ведуты. Живописец, акварелист, пейзажист.

Соборная площадь в Московском Кремле
Соборная площадь в Московском Кремле

Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) в 1766–1773, вначале в классе «живописи плодов и цветов», затем в ландшафтном классе.

Вид Цвингера в Дрездене
Вид Цвингера в Дрездене

Обучался в Академии художеств в Венеции у Дж. Моретти и П. Гаспари. По возвращении был определен в Дирекцию Императорских театров.

Вид на Катанью и Этну
Вид на Катанью и Этну

Профессор ИАХ с 1802. С 1803 и до конца жизни руководил классом перспективной живописи. Среди его учеников – крупный пейзажист первой половины XIX века М.Н. Воробьев.

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции

Ф.Я. Алексеев – мастер городского пейзажа. Писал виды Санкт-Петербурга, Москвы, а также губернских городов России.

Красная площадь в Москве
Красная площадь в Москве

Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади – храм Василия Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Художник не просто «перечисляет» многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать целостный, единый образ города. Люди, заполняющие площадь, а также тщательно прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты, повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

В картине изображена панорама Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Поэт К.Н. Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!» На берегу Невы справа виден Мраморный дворец со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец контр-адмирала Х. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с его знаменитой оградой. Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости

Картина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга. Художник стремился представить столицу Российской империи образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Неве ведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна. За Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената (прежде дом А.П.Бестужева-Рюмина), Адмиралтейство с поднимающимися из-за него куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец. По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга, скользит множество больших и малых судов.

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве

Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней между проездами. К воротам примыкает здание Главной аптеки, в котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней – часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы.

Полотна находятся в Третьяковской галерее в Москве.

251251
13 комментариев

Прикольные картины, такие бы в высоком разрешении найти и на рабочий стол как фон на ПК со сменой...

6
Ответить

Тоже сразу об этом подумал. Где бы найти картины в высоком разрешении

Ответить

Можно проапскейлить

Ответить

Увидел как-то его картину в учебнике в школе, посмотрел дома на другие работы и запомнил, очень понравились. Удивительно увидеть пост о нем на дтф

3
Ответить

рада, что ты увидел эту публикацию

Ответить

Портал в прошлое. Какая была Москва — загляденье просто!

2
Ответить