Emile Claus

Бельгийский художник Эмиль Клаус (1849—1924), один из главных представителей импрессионистской живописи в Бельгии и основоположник люминизма.

Waterloo Bridge, London, 1918
Waterloo Bridge, London, 1918

Э. Клаус родился в многодетной семье сельского лавочника 27 сентября 1849 года в Синт-Элуа-Вийве, деревне в Западной Фландрии (Бельгия), на берегу реки Лис. Эмиль был двенадцатым ребенком в семье из тринадцати детей.

Le bateau qui passe
Le bateau qui passe
Soirée D’été, 1895
Soirée D’été, 1895

В детстве Эмиль уже любил рисовать и по воскресеньям ходил пешком за три километра в Академию Варегема (соседний город), чтобы научиться рисовать. Хотя отец Клаус разрешил ему посещать уроки рисования, он не мечтал о карьере художника для своего сына. Вместо этого он отправил Эмиля в качестве ученика пекаря в Лилль (Франция). Там Эмиль выучил французский язык, но работа пекаря его явно не привлекала. Некоторое время он также работал на бельгийских железных дорогах и представителем в торговле льном.

Village de Deurle, 1895
Village de Deurle, 1895

По совету композитора Петера Бенуа, Клаус в 1869 году поступает в антверпенскую Академию изящных искусств, где изучает портретную, историческую и пейзажную живопись. В 1874 году он заканчивает учёбу в Академии. В 1875 году художник с успехом выставляет свои работы в Генте, и в 1876 — в Брюсселе.

Landscape with pond and blooms
Landscape with pond and blooms

В ранний период своего творчества Клаус занимается в основном портретной и жанровой живописью. Он пишет в реалистической манере, преимущественно в тёмных тонах, и использует социальную тематику. В 1879 году художник совершает путешествие по Испании, Марокко и Алжиру.

The Market in front of the Theatre in Antwerp
The Market in front of the Theatre in Antwerp

В 1882 состоялся его дебют на Парижском Салоне, где Клаус представляет свою картину Бой петухов во Фландрии (1882). Начиная с этого момента он проводит много времени в Париже, особенно зимой, и подпадает под творческое влияние французского художника Бастьен-Лепажа, также писавшего на социальные темы в реалистической манере.

Бой петухов во Фландрии, 1882
Бой петухов во Фландрии, 1882

С приходом финансового достатка в 1883 художник покупает на родине виллу Zonneschijn (Солнечное сияние). В 1886 он женится на Шарлотте Дюфо, дочери нотариуса из соседнего Дейнзе. В этот период Клаус рисует в основном пейзажи родной природы, выдержанные в реалистическом стиле.

La Chasse
La Chasse

Во время жизни в сельской местности он поддерживает дружеские отношения и ведёт оживлённую переписку с художником Альбином ван ден Абеле, скульптором Константином Менье, писателями Сирилом Бёйссе и Эмилем Верхарном. Через них, а также через художника Анри Ле Сидане, Клаус открывает для себя такое явление, как французский импрессионизм.

Summer, 1893
Summer, 1893

Знакомство с работами импрессионистов меняет и живопись самого Клауса — его краски становятся более светлыми и тёплыми: он уделяет больше внимания взаимодействию света и тени, благодаря чему формальные вопросы отступают на второй план. Среди французских импрессионистов особое влияние на живопись Клауса оказал Клод Моне. В работах обоих художников сходной является не только цветовая гамма, но и даже практически одинаковый подбор сюжетов для своих полотен (в лондонский период).

Winter, 1900
Winter, 1900

Постоянный поиск новых форм выражения и световые эксперименты сделали Клауса непосредственным предшественником такого течения в живописи Бельгии, как люминизм.

Люминизм (нидерл. Luminisme, англ. Luminism) — название нескольких разных художественных и поэтических направлений, существовавших в США, Европе (Бельгии, Нидерландах, Испании) и России во второй половине XIX — первой трети XX века. Название их было образовано от латинского корня со значением «свет», в том числе, в смысле «световых эффектов», «игры освещения». Бельгийский и испанский люминизм обычно рассматриваются, как местные разновидности французского импрессионизма.

В Париже Клаус также дружит с известными деятелями культуры, среди которых писатели Эмиль Золя и Морис Метерлинк.

Vue de Murano, Venise, 1906
Vue de Murano, Venise, 1906

Вплоть до Первой мировой войны Эмиль Клаус много путешествует — он неоднократно посещает Париж, Нидерланды; в 1907 году совершает поездку по США, в 1914 — на Лазурный берег Франции. Перед самым вступлением немецких войск в 1914 году в его родной городок художник успевает эмигрировать в Англию. Здесь он живёт в Лондоне, в доме на берегу Темзы. Основной темой для творчества мастера в годы изгнания была эта лондонская река. Картины Э. Клауса с пейзажами Темзы, написанные в постимпрессионистской манере, пользовались большим успехом как в Лондоне, так и в Брюсселе после войны.

La Tamise sous la neige, 1916
La Tamise sous la neige, 1916

После окончания военных действий Клаус возвращается на свою виллу в Астене. Здесь он скончался в 1924 году и был похоронен в своём саду. На могиле мастера был установлен мраморный памятник работы Жоржа Минне.

Morning Reflection on the Thames in London, 1918
Morning Reflection on the Thames in London, 1918

Эмиль Клаус является одним из важнейших представителей бельгийского импрессионизма. Он был одним из тех художников, кто определял само развитие живописного искусства в Бельгии.

Flaxweeding in Flanders, 1887
Flaxweeding in Flanders, 1887
Children in a landscape
Children in a landscape
7777
4 комментария

Лучший стиль рисовки.

2

ахаха, теперь понял

1

Спасибо огромное

1