Charles Louis Müller и история картины «Перекличка последних жертв террора», 1850 год

Французский живописец Шарль Луи Люсьен Мюллер (1815—1892).

Название картины «L'appel des dernières victimes de la Terreur» переводится как «Перекличка последних жертв террора», 1850 год.

The Roll Call of the Last Victims of the Terror, 1850
The Roll Call of the Last Victims of the Terror, 1850

Период террора, также известен как «Террор» (фр. la Terreur) — время массовых казней в разгар Великой французской революции (с июня 1793 по 27 июля 1794 года (9 термидора II года)).

Именно после него термины «террор», «терроризм» стали распространёнными в различных странах.

Францию со всех сторон опутали предатели, эти ядовитые насекомые, распространяющие бесстыдство, фальшь, подлость. Из-за них рассыпалась в прах мечта о государстве и обществе, которые разделяли бы единую систему ценностей, о законах, позволяющих сохранить достоинство и братство и опирающихся с 1789 года на потребность творить добро.
так говорили якобинцы, радикальные революционеры.
Charles Louis Müller и история картины «Перекличка последних жертв террора», 1850 год

«История французской революции» Адольфа Тьера, опубликованная в 1820-х годах и часто переиздававшаяся впоследствии, дала Мюллеру первую идею для его композиции. В издании 1838 года есть даже гравюра «Призыв осужденных», иллюстрирующая следующий отрывок:

«Когда эти несчастные услышали грохот каталок, приехавших за ними, их охватила тревога, жестокая как смерть; они бросились к прилавкам, прижались к перилам, чтобы выслушать список, и с трепетом ожидали услышать свои имена в устах судебных приставов. Получив имя, они обнимали своих товарищей по несчастью и принимали прощание со смертью. Часто мы видели самые болезненные разлуки: то отец отделялся от своих детей, то муж от жены».

Художник разворачивает действие в тюрьме Консьержери, очень старой тюрьме в Париже. Чтобы избежать инцидентов, обвиняемые, которые предстали перед Революционным судом, созданным неподалеку, не присутствовали при оглашении приговора. Их отвели обратно в Консьержери, куда пришли судебные приставы, чтобы огласить приговор.

Мюллер ссылается на список гильотинированных, опубликованный в газете Le Moniteur с 7 по 9 термидора II года, который он полностью цитирует в своей записи для буклета Салона 1850 года. Хотя в нем собраны последние жертвы Террора, который закончился с падением Робеспьера 9 термидора (27 июля 1794 года), он не стремится воссоздать точную реконструкцию.

Изображенные на картине люди не были призваны в один и тот же день. В революционных тюрьмах мужчины и женщины были разделены, а новорожденные дети не были оставлены.

Фигура в центре — поэт Андре Шенье. Малоизвестный при жизни, он стал знаменит после публикации своих произведений в 1819 году.

*Андре Мари де Шенье (фр. André Marie de Chénier; 1762, Константинополь — 1794, Париж) — французский поэт, журналист и политический деятель. Стал одной из жертв революционного террора.

Стихотворение А.С. Пушкина о судьбе поэта Андре Шенье, казнённого якобинцами по подозрению в участии в роялистском заговоре:

Значительная часть стихотворения написана от лица самого Шенье; прямая речь автора включает обоснование выбора темы в начале стихотворения и описание последних минут жизни поэта в финале.

Поколение романтиков восхищалось этим непонятым гением Анде Шенье. Мюллер изображает его одиноким человеком, изолированным от других каторжников, отчужденным от тюремной реальности. Позади него внимание сосредоточено на непримиримом судебном приставе и сан-кулотте, стоящей у него под боком.

Санкюлоты
Санкюлоты

*Санкюло́ты (фр. sans-culottes — «без кюлотов») — название революционно настроенных представителей городского и отчасти сельского простонародья во время Великой Французской революции, преимущественно работников мануфактур и мастерских, а также других чернорабочих.

Слово происходит от выражения sans culotte, то есть «без кюлот»: в XVIII веке знатные мужчины из высших сословий носили кюлоты с чулками, а бедняки и ремесленники — длинные брюки.

Charles Louis Müller и история картины «Перекличка последних жертв террора», 1850 год

Заключенные демонстрируют различные реакции: одни в панике или унынии, другие спокойны и полны достоинства. Картина появилась на Салоне 1850 года вместе с тремя другими большими полотнами: "Последний банкет жирондистов" и "Зачисление добровольцев" Виншона, выставленными в этом зале, и "Похороны в Орнане" Курбе, которая в настоящее время находится в Музее Орсэ в Париже. По словам критика того времени, театральная композиция Мюллера "привлекла наибольшее внимание публики" из 1306 картин, представленных в Салоне. Приобретенная государством, картина была представлена на Всемирной выставке 1855 года (второй Всемирной выставки, а до неё была та самая Первая всемирная выставка, проведенная по инициативе принца Альберта в Лондоне. Главной достопримечательностью выставки был Хрустальный дворец).

Из Люксембургского музея в Париже, где хранились работы ныне живущих художников, она была перевезена в Версальский музей около 1881 года. Картина послужила источником вдохновения для ряда исторических фильмов, а благодаря воспроизведению в иллюстрированном словаре Larousse она стала самым известным изображением Террора.

Charles Louis Müller и история картины «Перекличка последних жертв террора», 1850 год

Эста́мп (фр. estampe «штамп, отпечаток» от итал. stampa «печать») — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

Мюллер, Шарль-Луи (1815-1892) (автор) Шардон, старший сын (печатник) Эдуэн, Э. (гравер)
Мюллер, Шарль-Луи (1815-1892) (автор) Шардон, старший сын (печатник) Эдуэн, Э. (гравер)

Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора с последовательной корректурой оттисков.

1850
1850
3838
5 комментариев

интересно. люблю читать про истории сюжета картин

5

Иногда истории про картины бывают лучше чем сами картины

3

Францию со всех сторон опутали предатели, эти ядовитые насекомые, распространяющие бесстыдство, фальшь, подлость. Из-за них рассыпалась в прах мечта о государстве и обществе, которые разделяли бы единую систему ценностей

Ясно, все как обычно

1