Почему хорошие игры уже никогда не появятся на мобилках(Статья)

Мобильный геймдев с каждым годом становится всё хуже и хуже. Если ты хоть иногда заходишь в магазин приложений, то явно замечаешь это. Яркий, выжигающий глаза арт, плоский однокнопочный геймплей и совершенно однообразное наполнение, состоящее из бесконечного повторения одних и тех же действий. Так было не всегда, но в один из моментов, разработчики то ли в своей жадности, то ли в глупости, дошли до некой точки невозврата, после которой следует лишь то бесконечное падение, где «игры» становятся «игровыми приложениями», а геймдизайнер занимает роль доброго попутчика плавно ведущего послушного игрока от кнопки «играть» к кнопке «задонатить». Почему это случилось?

Я решил написать эту статью, чтобы попытаться объяснить тебе (и себе), почему всё сложилось именно так и почему быть иначе просто не могло. Начнём издалека, но небольшое введение необоримо для понимания закономерности, а не объяснения очередного частного случая.

Видеоигры, но для всех

Для начала разберем что же значит слово «мобильный» в фразе «мобильные игры». Нельзя обсуждать конечный программный продукт без предварительного понимания того, на какую именно платформу он разрабатывался.

Сегодня мы настолько привыкли к смартфонам, что уже совершенно не обращаем внимание на то, как же сильно они изменили привычной нам мир. Ведь, если упростить, телефон для обычного человека — это некая волшебная коробка, заменившая сотни необходимых для повседневной жизни вещей. Когда ты в последний раз пользовался бумажным календарём, записной книжкой, часами, отдельным проигрывателем для видео или аудио?

Более того, сегодня даже самое дешёвое мобильное устройство поддерживает мощный эмерджентный инструментарий, позволяющий запускать сотни тысяч приложений, способных решить почти любую узкопрофильную задачу.

Телефон для нас и наших современников стал этаким внешним имплантом, категорически необходимым для жизни. Без него уже невозможно найти работу, получить медицинские услуги, воспользоваться помощью полиции, да даже банальные знакомство и общение без него будет крайне сложным.

К чему это я? К тому, что телефон в развитых странах стал обязательным.

По данным за 2022 год, смартфон есть у 5.3 млрд людей, и мир достиг этих показателей всего за 30(!) лет.

Почему хорошие игры уже никогда не появятся на мобилках(Статья)

Случилась, можно сказать, революция и по игривой индустрии она прошлась, наверное, самым заметным катком изменений. Всего 30 лет назад появилась некая новая платформа, позволяющая легко и просто запускать видеоигры. Её главным отличием от конкурентов, стала её повальная, вездесущая массовость. Я хочу, чтобы из всего вышеизложенного вы вынесли именно это слово – Массовость.

Это тот существенный фактор, который станет одной из двух фундаментальных причин почему игры на телефоне стали такими какими они сейчас являются. Вторая причина — Мобильность.

Видеоигры, но мобильные

Что отличает ПК платформу от мобильной? Как не парадоксально, но именно эта самая «мобильность». Если в ПК на каждый элемент системы требуется отдельное специализированное устройство, то в смартфоне железо для вычислений, экран, динамики и контроллеры для управления совмещены в одном корпусе размером буквально с ладонь. Конечно, подобный форм-фактор крайне вреден для такого сложного программного продукта как видеоигры. Ведь как в таком случае сделать:

  • Удобное управление. Если игра контролируется двумя пальцами. Реализация сложного активного геймплея банально невозможна.
  • Погружение в атмосферу. Если большинство людей, играющих на телефонах, не используют даже самые простые наушники.
  • Красоту картинки. Если четверть изображения закрывают иконки управления и пальцы игрока.
  • Высокотехнологичность. Если основные продажи телефонов приходятся на самые дешёвые модели.
<p>Интерфейс в той же Diablo Immortal хоть и выглядит лаконично, всё равно сильно перекрывает изображение.</p>

Интерфейс в той же Diablo Immortal хоть и выглядит лаконично, всё равно сильно перекрывает изображение.

Но это ещё не всё. Ведь телефоны созданы именно как мобильное устройство, то есть как устройство, которое человек может постоянно носить с собой. Из-за этого непонятно как добиться:

  • Сосредоточенности на геймплее. Если люди играют в подобные игры одной рукой в метро.
  • Внимания к сложному повествованию. Если средняя игровая сессия в мобильном проекте 5 минут.

Тут ты можешь спросить: «А как же Нинтендо? Это ведь тоже мобильная платформа». Всё просто, Nintendo Switch люди покупают исключительно для игр, телефон покупают для чего угодно, но не для игр. Разная аудитория рождает разный спрос. Теперь о спросе.

Спрос рождает предложение

Спрос

Хоть сегодня и пользуется популярностью критика игровых компаний, но их ли действительно нужно критиковать? Безусловно они предлагают продукт, но ведь окончательное слово всегда за игроком. Так кто виновен, что очередная AAA контора выпускает недоделанную игру на рынок? Разработчики? Эффективные менеджеры? А может виновен тот, кто год назад купил такую же забагованную игру и расхваливал её по всему интернету? А может этим «кто-то» был именно ты?

Уродливый спрос рождает столь же уродливое предложение, а потому мы всегда заслуживаем то, что имеем.

Люди приходят в мобильный магазин приложений не из желания получить игру, а из желания получить игровое приложение, которое поможет убить время на перемене, в метро или на работе. Они не готовы тратить существенные деньги на проекты, удовлетворяющие настолько банальную и глупую потребность. Отчасти из-за этого модель «Buy to play» на мобилках сегодня фактически мертва.

<p>Мобильный «геймер» в естественной среде обитания.</p>

Мобильный «геймер» в естественной среде обитания.

Предложение

Скупой платит дважды.

Когда пользователи смартфонов сказали, что не хотят тратить деньги на мобильные игры, разработчики ответили: «Заставим!». И ведь действительно заставили. Видеоигры имеют огромный потенциал в плане влияния на человека. Конечно, заставить убивать людей (или чего похуже) они не способны, но вот заплатить тысячи долларов за бессмысленный фантик, полезный в столь же бессмысленных обстоятельствах — вполне. Такая сила и мощь, оказалась в руках разработчиков из-за улучшенного понимания геймдизайнерами самого механизма игры. Можно даже разобрать его.

Игра — это чрезвычайно эффективный механизм, выработанный в ходе эволюции, ради обучения высшим навыкам в контролируемой среде.

В этом тезисе тебе стоит обратить внимание на три вещи:

  • Контролируемая среда – Геймдизайнер создаст для тебя особую, благотворную для денежных вливаний среду. Он так мастерски подберет правила прохождения испытаний и получения наград, что те яркие алмазики по 9.99$ станут крайне заманчивым предложением.
  • Обучение высшим навыкам – Игры полезны, а потому организм умеет поощрять человека даже за искусственные победы в искусственных соревнованиях.
  • Эффективный механизм – Все люди имеют врожденную способность получения удовольствия от игр. Если немолодая женщина и не обратит внимание на шутеры, то вот жанр «3 в ряд» ей определённо понравится.

Учитывая всё выше сказанное, пользователю необходимо лишь скачать игру, а дальше этот сложный алгоритм уже самостоятельно обработает его до необходимой платёжной кондиции. Правда есть и негативная сторона, те из игроков, кто не в состоянии себя контролировать, могут потерять годами нажитое имущество. В игре с рейтингом 0+.

<p>140$ всего лишь за кристаллы? Я слишком беден для этой игры.</p>

140$ всего лишь за кристаллы? Я слишком беден для этой игры.

Назад и вниз. В развитии

Что дальше? Мы поняли, что есть крайне неудобная платформа, есть дешевый спрос, есть столь же дешёвое предложение, теперь поговорим о реализации и дистрибуции игры.

Мобильная игровая индустрия сегодня самая популярная из всех существующих. Возможная аудитория для завлечения в игру исчисляется миллиардами человек, а стоимость создания продукта всего лишь тысячами рублей. Неудивительно, что конкуренция за столь большие деньги при столь малых затратах огромна. Не ошибусь если скажу, что сегодня в мире насчитываются десятки тысяч контор, делающих исключительно мобильные игры. И вроде бы все должно быть хорошо, но…

Надеюсь, ты не из тех людей, кто считает, что конкуренция глубоко полезная вещь?

При крайне низких затратах и крайне высоких доходах, в условиях отсутствия сторонней регуляции включается такая штука как «совершенная конкуренция». От обычной отличается крайне высоким темпом изменений и ещё парой вещей.

Совершенная конкуренция.

Подобная конкуренция является ярким олицетворением процесса эволюции, который как мы знаем способствует не к выживанию самого лучшего, а к выживанию самого приспособленного экземпляра. При этом самый «приспособленный» нередко оказывается одновременно и самым худшим в долгосрочной перспективе вариантом.

В желании получить как можно больше трафика, игры (или DTF) начинают апеллировать к

  • Примитивности. Зачем тебе сложное управление? Нажимай одну кнопку!
  • Банальности. Сто тысяч клонов Амогуса готовы, ещё миллион на подходе.
  • Лени. Получай все награды в игре делая лишь одно нажатие в день!
  • Самодовольству. Твой соклановец задонатил и купил новый дом, а ты чем хуже?
  • Пошлости. Видишь красивую девушку на картинке? Для неё есть скин купальника всего за 2.55$
  • Глупости. Гороскопчики, психологические тестики скачивай. Они расскажут всё о тебе и твоём парне.
  • И т. д.

Помнится кто-то говорил: «Бойся своих желаний». Наверное, он имел ввиду именно совершенную конкуренцию. Она ничего не создаёт, лишь беспощадно выжигает всё ранее сотворённое куда более умными людьми.

Дошло даже до смешного. Сегодня игры делаются по принципу: «Делаем однокнопочный прототип за неделю, выпускаем в релиз, если выстрелил, то доделываем, если нет, то бросаем».

Лично наблюдал некоторые игровые студии, которые уже выпустили десятки подобных игр, но так и не сделали тот самый «выстреливающий» продукт, а потому все их сотрудники работают, можно сказать, за еду.

<p>Собака лает, караван идёт</p>

Собака лает, караван идёт

Лучше не станет

Так почему мобильные игры уже не станут хорошими? Ответ следует из всего вышеизложенного. В ближайшие двадцать лет, количество пользователей смартфонов будет только увеличиваться, это поспособствует ещё большему притоку капитала на мобильный игровой рынок, конкуренция между разработчиками, естественно, усилится, что, в свою очередь, сделает игры ещё более примитивными и банальными, а их рекламу в стократ глупее.

Поэтому сядьте сегодня вечером в мягкое кресло, налейте горячего чая, возьмите в руки телефон и поиграйте в любую мобильную игру, ведь…

Лучше этого уже не будет.

P.S. Статью я пишу впервые, поэтому вышло ужасно коряво)

1414
13 комментариев

Мобильный геймдев с каждым годом становится всё хуже и хужеНу тут сразу можно хоронить, ибо как раз в последнее время мобильный геймдев наконец-то расцветает со времен 2012 года, а самые популярные и прибыльные игры уже давно не кликеры и не три в ряд.

4
Ответить

А кликер+ и четыре в ряд

2
Ответить

В плане затрат/прибыли лучшими играми являются проекты подобного формата. Именно поэтому в 2020-2022 годах их стало в сотни раз больше.

Ответить

Ты гонишь?
Сколько заработал Диабло Иммортал?
Сколько продолжает зарабатывать Рейд?

Ответить

Лайк поставил, потому что тема интересная. Читать не буду

1
Ответить

А геншин чё на привьюшке? Я зашел почитать о том, как его будут поливать "АБСОЛЮТНО НОВОЙ КРИТИКОЙ", а тут в общем и ни о чём. Кликбейт какой-то.

Статья мало из себя представляет в плане ценности. Ты откусил слишком большой пирог и не смог его проглотить. Нужно сконцентрироваться не на ВСЁМ, а на чём-то конкретном. Всё что написано здесь... Ну кажется чем-то вводным и очевидным чем самим содержанием.

Работай над этим.

Ответить

Нормально написал. Лайк

Ответить