Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Неделю назад, 26 мая, закончилась вторая «Доисторическая планета». В оригинале ее так и называют — Prehistoric Planet-2. Хотя как по мне, двойка в названии неуместна. Тут нет никакого сюжета, который можно было бы продолжить, нет резкого скачка в графике, да и временной период ровно тот же самый: конец мелового периода.

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Если какие-нибудь эпизоды первого сезона поменять местами со вторым, никто и не заметит подмены. Это не продолжение, это добавка:) Лично мне этого и надо было.

Что понравилось

Графика опять отличная. В таких случаях часто пишут «графика на уровне голливудских блокбастеров», но мы в прошлом году уже посмотрели голливудский блокбастер о динозаврах, и до «Доисторической планеты» ему далеко.

После "Доисторической планеты" на таких "динозавров" смотреть тошно
После "Доисторической планеты" на таких "динозавров" смотреть тошно

Модельки ящеров проработаны до каждой чешуйки. Причем чешуйки какие надо. У трицератопсов среди мелкой чешуи раскиданы редкие крупные пластины, некоторые завроподы щеголяют костяными бляшками-остеодермами, а тирекс покрыт мелкой-мелкой чешуей. Буквально этой весной вышла статья, подтверждающая, что у динозавров были «внеротовые ткани» или, по-простому, губы. Ровно как и в «Доисторической планете». Как пошутил в официальном подкасте Даррен Нэйш: повезло вам, ребята, что вы обратились к правильному консультанту.

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Ну и в целом полно клевых мелочей: мозазавры «нюхают» воду раздвоенным языком (потому что они не динозавры, а грубо говоря, гигантские водные вараны), роговые гребни кориторапторов реалистично поблескивают в лунном свете, а на мордочке свежевылупившихся детенышей завропод виден яйцевой зуб, которым они пробивали скорлупу:

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

На завроподах хочется остановиться отдельно. Еще в первом сезоне меня очень впечатлила сцена со сражающимися дредноутами. Здесь гигантские длинношеи тоже отличные. У компьютерных моделей часто не чувствуется веса, они кажутся надувными пузырями. К тому же часто в кино или палеоарте травоядные динозавры служат просто ходячим складом мяса для хищника. Объедают себе листочки где-то на заднем плане и не отсвечивают. А ведь носорога, бегемота или быка никто не назовет кротким и безобидным. Вот и завроподы «Доисторической планеты» выглядят по-настоящему грозно. Они большие, они тяжелые, они живые. В прошлый раз таких классных титанозавров я видел разве что в комиксе «Древние египтяне» Рикардо Дельгадо:

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Понравились съемки. Продюсер сериала Майк Гантон не зря уже несколько десятков лет занимается документалками о живой природе для Би-Би-Си. Видно, что опыт не пропал даром. Казалось бы, динозавры в сериале компьютерные, их можно изобразить как хочешь, с любого ракурса, но в сериале заморочились над имитацией реальной съемки. Например, когда у операторов спросили, как бы они снимали тираннозавра, ответ был «Издалека». Поэтому тирекс почти все время виден либо на общем плане, либо как бы через зум-объектив. А в сцене, когда тираннозавры поедают гадрозавра, камера почти не шевелится. Это тоже неспроста: в реальной жизни в такие моменты операторы замирают, чтобы не спугнуть животное малейшим шумом.

Помимо динозавров, в кадре то и дело мелькают другие животные: млекопитающие, крокодилы, земноводные, моллюски и т. п. Динозавры, конечно, на первом плане, но все-таки есть попытка показать, что в мезозое жили не только они. Растительноядный крокодил симозух и громадная Вельзевулова жаба выглядят как живые.

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Что не понравилось

Ключевое слово «живые». Животные «Доисторической планеты» выглядят так реалистично, что их уже не воспринимаешь как набор пикселей на экране. И поведение оценивается уже скорее поведение настоящих животных. И тут, конечно, возникают вопросы. Зачем исизавры поперлись чуть ли не в жерло вулкана? С чего бы хищные динозавры так слаженно охотятся? Их коллективизму позавидуют не то что волки со львами, но и некоторые неандертальцы. Да и хацегоптерикс на Мальдивах — это чистая спекуляция. Они как-то спаривались и размножались, это точно. Но вместо одинокого ящера на тропическом острове с тем же успехом мог быть «птерозавровый базар», как в первом сезоне.

Мы знаем, что птерозавры спаривались и размножались. Но все подробности личной жизни хацегоптериксов — чистая спекуляция
Мы знаем, что птерозавры спаривались и размножались. Но все подробности личной жизни хацегоптериксов — чистая спекуляция

Вкратце мое впечатление от поведения животных в сериале описывает вот эта картинка с козами в Марокко:

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Из-за сухого климата там плохо растет трава и часто единственная зелень в округе — листья деревьев. Поэтому козам волей-неволей приходится забираться на ветки.

Так вот. Верно ли говорить, что козы не умеют лазать по деревьям? Нет, конечно: вот же пруф. Это не фотошоп, это настоящие козы на настоящем дереве. Можно ли сказать, что ВСЕ козы лазают по деревьям? Пожалуй, нет. На фото показан довольно специфический пример, обусловленный конкретными условиями в конкретном месте.

Такую картинку хорошо показывать людям с запросом: «на обычных коз я уже насмотрелся, покажи мне каких-нибудь экзотических, каких я еще не видал». Но стоит ли начинать именно с этой картинки, если человек в принципе мало что о козах знает, кроме детской картинки с буквами "Ме-е-е-е"?...

Вот и «Доисторическая планета» очень часто показывает такое поведение, которое либо очень маловероятно, либо и вовсе невозможно.

Я лично поднимался на такие вулканы. И даже для 70-килограммового человека это непросто. Не верится, что так умели делать 15-тонные динозавры
Я лично поднимался на такие вулканы. И даже для 70-килограммового человека это непросто. Не верится, что так умели делать 15-тонные динозавры

Еще в паре моментов все-таки расстроила графика. Мне показалось, что сцена с австрорапторами нарисована хуже других. И я никак не могу поверить во взлет гигантских аждархид. Нет ощущения, что они взлетают именно за счет взмахов своих крыльев. Для меня все выглядит так, будто птерозавр отталкивается от земли, потом волшебным образом поднимается еще на несколько метров, и только потом начинает «нормально» лететь. Причем к мелким птерозаврикам вопросов нет, а вот кетцалькоатль с хацегоптериксом вызывают эффект «зловещей долины».

Да и сам формат коротких пятиминутных зарисовок ко второму сезону, как по мне, себя исчерпал. Надоело скакать по видам и экосистемам, как по ленте Твиттера. В следующий раз хочу полноценное кино в духе «Баллады о большом Але», показывающее всю жизнь отдельной особи тираннозавра или аламозавра от вылупления до смерти.

С другой стороны, кто не без греха:) «Прогулки с динозаврами» уже в момент выхода критиковали за целофиза-каннибала, яйцеклад у диплодока и лиоплевродона-переростка. Сегодня их и вовсе тяжело смотреть. На фанатском сайте есть огромный перечень ошибок и неточностей «Прогулок». Что не помешало им считаться классикой палеонтологического научпопа и породить кучу сиквелов и спиноффов.

Что удивило

Когда я встречаю отрицательные отзывы на «Доисторическую планету», мне все время кажется, что их написали люди из параллельной вселенной. В которой таких сериалов уже вышло штук пять как минимум: про юрский период, про весь мезозой в целом и ремейк «Прогулок с динозаврами» на сладкое. И вот по сравнению с этими (несуществующими, напомню) документалками «Планета» действительно не дотягивает. То динозавры ведут себя нереалистично, то форма черепа у кого-то не совсем такая, то еще что-нибудь не так.

Удивительно все-таки, как быстро мы привыкаем к хорошему. За день до выхода первого сезона люди мечтали о документалке такого уровня. Она вышла — и тут же этот уровень стал чем-то само собой разумеющимся. «Да, динозавры неплохо нарисованы, но…» И дальше список претензий.

На эту тему у Луи Си-Кея есть классный монолог:

Что забавно, создатели сериала и сами как будто родом из той же вселенной. Они будто решили, что зритель и так уже наелся «обычных» документальных передач о динозавров. Что просто красивой картинкой с динозаврами, которые выглядят реальнее вашего кота, зрителя уже не удивить. И поэтому надо показать зрителю нечто невиданное.

Авторов можно понять: главный консультант сериала Даррен Нэйш давно интересуется палеоартом, курировал составление нескольких книжных сборников Dinosaur Art. В 2012 году он в соавторстве с несколькими коллегами даже написал книгу «Все минувшие дни» , которая целиком состоит из нестандартного палеоарта, в противовес «обычным» картинкам, на которых динозавры бредут куда-то на фоне вулканов или нападают друг на друга.

Козы из Марокко: мой обзор «Доисторической планеты-2»

Он-то и есть тот пресыщенный зритель, который насмотрелся на «обычные картинки» и хочет чего-нибудь этакого.

Вот только обычному зрителю негде было насмотреться на «обычные документалки». Других документальных передач такого уровня просто нет.

Что теперь

Говоря о внешнем виде динозавров, никак нельзя пройти мимо «Парка юрского периода». В 1993 году фильм Стивена Спилберга произвел революцию. Он показал быстрых, ловких и активных хищников — полную противоположность привычным гигантам, еле волочащим хвосты по земле. Но революция эта была только для зрителей. Ученые всерьез стали рассматривать динозавров как быстрых и активных животных еще в конце 1960-х, когда открыли хищного динозавра дейнониха (Deinonychus antirrhopus), который вошел в книгу и фильм «Парк юрского периода» под названием велоцираптор. В 1970-х новое представление о динозаврах распространялось все шире, а к 80-м оно вышло за пределы научных статей и проникло в научно-популярные книги. А «Парк юрского периода» показал широкому зрителю то, что специалисты знали уже пару десятков лет.

То же самое происходит сейчас с «Доисторической планетой». Возможность того, что у динозавров были перья, обсуждали еще с того же конца 1960-х. В 1996-м году их нашли у небольшого динозавра синозавроптерикса. С тех пор перья нашли у нескольких десятков видов, в том числе довольно крупных (почти полуторатонных) хищников. Не так давно я подробно расписал эту историю в лонгриде на N+1. Да и в целом с 1993 года палеонтология пережила настоящую революцию. В среднем нового динозавра открывают каждые неделю-две. Но наука — это не просто пополнение списка как-их-там-завров. Теперь стало возможно изучать более общие вопросы: как животные питались, какая у них была температура тела, какая была вокруг них среда и так далее. И «Доисторическая планета» наконец-то визуализирует то, что специалисты знают уже много лет.

Конечно, документалка, вышедшая на не самом популярном сервиса — это не то же самое, что голливудский блокбастер с его маркетинговой машиной. Сегодня детские магазины не ломятся от игрушек по мотивам «Доисторической планеты», на улицах не висят постеры с плывущим тирексом. Поэтому не знаю, смогут ли эти образы войти в массовую культуру так же крепко, как созданные Спилбергом. Не знаю, но надеюсь. А еще надеюсь, что следующую документалку такого уровня не придется ждать еще тридцать лет.

P. S. Мне довелось быть научным редактором русского перевода сериала. Хочется верить, что поэтому на этот раз в русском тексте нет подвздошных мешков и шерсти:) В следующий раз расскажу о том, что планировалось, но не вошло в сериал, каких динозавров из сериала можно посмотреть в музеях России и что почитать, если сериала вам показалось мало. Если интересно, подписывайтесь на мой канал в Дзене:)
#динозавры #prehistoricplanet #доисторическаяпланета

11
Начать дискуссию