Неигровые работы игровых композиторов

Видеоигровой композитор — явление, обычно, самодостаточное. Он либо числится в штате какой-нибудь компании и творит тогда, когда надо, либо фрилансит по мере своих сил. Что в первом, что во втором случае на собственное творчество у него, опять же, "обычно", не остаётся ни свободного времени, ни творческой потенции, поэтому видеоигровой композитор зачастую "закольцовывается" внутри игровой индустрии, а список проектов, над которыми он трудился, становится его дискографией.

Неигровые работы игровых композиторов

Сегодня же мы поговорим о творчестве тех тружеников игропрома, которые отметились не только замечательными саундтреками, но и заглянули впоследствии в другие сферы музыкальной жизни, и начнём мы с известного кинокомпозитора, начавшего свою карьеру в качестве штатного "звукача" игрового подразделения Disney.

01. Michael Giacchino

Американский композитор итальянского происхождения Майкл Джаккино, за свою карьеру получивший "Эмми" и несколько "Грэмми", — это настолько крупный калибр мира саундтреков, что подступиться к нему не так-то и просто. На его счету находятся несколько игр по мотивам Disney, энное количество работ для игр от Dreamworks, также он отвечал за музыку нескольких частей Medal of Honor и первых частей Call of Duty. Но всё это является лишь каплей в море по сравнению с его вкладом в мир киноиндустрии. Сериалы Lost, Fringe и так далее, фильмы Mission: Impossible III, Tomorrowland и множество других, мультфильмы Up, Zootopia — даже если Вы не знали его имени, то его музыку Вы точно могли где-нибудь слышать. Поэтому мы не будем строить из себя всезнаек и бегло пробежимся по саундтрекам из следующих работ Майкла: фильма Tomorrowland, сериала Alias, фильма Sky High и недавнего бестселлера Zootopia.

02. Hiroki Kikuta

Композитор, ассоциирующийся у многих с играми тогда ещё амбициозной и уважаемой Squaresoft, за свою относительно недолгую карьеру в компании поучаствовал буквально в трёх крупных проектах, лишь один из которых добрался до американских и европейских прилавков — Secret of Mana. После не совсем удачной попытки создания собственной игровой компании и последовавшего ухода в "свободное плавание", Кикута не только стал довольно частым гостем в проектах самых разных разработчиков, но и, пребывая в поисках новых музыкальных идей, занялся сольным творчеством. В котором, несмотря на все творческие изыскания композитора, упорно продолжают чувствоваться "видеоигровые" нотки. На самом деле, самостоятельные альбомы Хироки Кикуты — это не первый его шаг в сторону от мира видеоигр; ещё до своего поступления на должность "звукача" Squaresoft он успел отметиться музыкой для нескольких аниме-сериалов, но отдельно она, к сожалению, так и не была издана. Ограничимся подборкой из более поздних работ музыканта, среди которых будут: атмосферный, тревожный и, по всей видимости, вдохновлённый работами Дэнни Эльфмана, саундтрек к настольной игре Werewolf, минималистический опус из альбома PULSE PICO PULSE и два трека из серии ANGELICFORTRESS, вдохновлённые, со слов композитора, классиками прогрессивного рока и фьюжн-джаза соответственно, но имеющие много общего по части исполнения.

03. Tomáš Dvořák a.k.a. Floex

Человек, подаривший миру прекрасные саундтреки для игр Machinarium и Samorost, успевший до своего первого визита в игровую индустрию отметиться крайне любопытным релизом. Неплохо умея играть на кларнете и будучи под большим впечатлением от ещё молодой на тот момент IDM-сцены, чешский музыкант Томаш Дворжак выпускает в 2001 году собственный альбом под названием Pocustone, который успешно соединил в себе миры живых инструментов и синтетических звуков в целый водоворот чувств и эмоций. А вот следующего полноформатного релиза Zorya фанатам пришлось ждать целые десять лет, и за это время у Томаша появился совершенно новый круг почитателей, выросший из геймеров, которым пришлась по вкусу музыка из второй части Samorost и последовавшего Machinarium. Таков уж композитор: "редко, зато метко!"

04. Yasunori Mitsuda

Ещё один "классический" Square'вский музыкант, проработавший в компании ещё меньше, чем вышеупомянутый Хироки Кикута, но оставивший просто потрясающее музыкальное наследие. К сожалению, он ещё и самый проблемный из всей подборки, поскольку проще родиться японцем, чем раздобыть его неигровые сочинения. Всё его творчество последних лет разбросало по многочисленным радио-драмам, аниме-сериалам и каким-то совсем уж нишевым фильмам, однако вопрос о целесообразности включения музыканта в список не стоял благодаря одному единственному альбому — kiRite. Эта пластинка, пожалуй, является высшей точкой композиторского мастерства Ясунори Мицуды и всей его любви к народной (и в особенности кельтской) музыке, превращающей впечатляющий набор из азиатских, африканских и европейских инструментов в настоящее произведение искусства.

05. Spencer Nilsen

Вот уж без кого этот выпуск точно не смог бы обойтись! Хоть Спенсер Нильсен и оказал огромное влияние на Sega of America в качестве руководителя их музыкального подразделения, которое сам же и собрал с нуля, его послужной список в качестве композитора оставляет желать лучшего. Ну, зато мир получил шикарный саундтрек к Sega CD'шной версии Ecco the Dolphin, так что жаловаться на несправедливость будет просто некрасиво. С сольным творчеством Спенсера дела обстоят ещё хуже — всего один полноформатный альбом под названием Architects of Change в жанре New Age, выпущенный ещё до перехода музыканта в Sega, и несколько спонтанных появлений в сборниках. Послушаем немного того, немного другого.

06. Soichi Terada

Хаус и джангл композитор и большой любитель смешивать популярную электронику с народными японскими мотивами и получать на выходе ни с чем не сравнимое звучание, начавший свою музыкальную карьеру в самом начале 90-х. К тому времени, когда его позвали писать музыку для серии игр Ape Escape, он уже был состоявшимся музыкантом, имеющим за плечами ряд крупных релизов, потому вряд ли его можно называть именно что игровым композитором. Как бы то ни было, он оставил большой след и в мире музыки, и в мире игровых саундтреков, потому не стоит слишком уж напрягаться по этому поводу. Вместо этого давайте пробежимся по некоторым его альбомам в порядке их выхода: Far East Recording 1992 года, Far East Recording 2 1993 года, Smoky 1994 года и Sumo Jungle 1996 года выхода!

07. Bjørn Lynne

Композитор серии Worms и многих других игр, за всю свою более чем десятилетнюю карьеру отличившийся такой впечатляющей плодовитостью, что рассказывать о его сочинениях можно будет вечно. И речь не только о саундтреках из игр! Параллельно работе штатным "звукачом" компании Team17 он каким-то образом успевал заниматься и самиздатом своих неигровых альбомов, общее число которых на сегодняшний день, если прикинуть на глаз, перевалило за двадцать. Поэтому устроим эдакий блиц-курс по дискографии композитора с 1998 по 2006 годы, отложив более глубокое изучение его работ на будущее (или, может, наши читатели заинтересуются и нырнут в дебри творчества Бьорна Линна самостоятельно.) Первые два трека подборки взяты из альбомов Wizard Of The Winds и Wolves Of The Gods, вдохновлённых и основанных на одноимённых фентезийных произведениях американского писателя Аллана Коула, а последние два трека, выполненные в более футуристично-электронном стиле, позаимствованы с пластинок Colony и Beneath Another Sky соответственно.

08. Tatsuhiko Asano

Японский музыкант-авангардист с небольшим, но гордым послужным списком работ. Наверное, включать его в список игровых композиторов не совсем честно, поскольку отметился он лишь единственным саундтреком для Doshin the Giant, но... Полноформатных сольных альбомов у него ненамного-то и больше — аж целых два. Ещё также нельзя не отметить его музыку для фильма Trona, но отдельно она, судя по всему, так и не вышла, поэтому в общий счёт не идёт. Впрочем, обвинить Асано в нерасторопности тоже нельзя, поскольку его немногочисленные альбомы вылизаны просто до блеска. Шикарная психоделическая смесь акустики и электроники; Томаш Дворжак под кислотой, если утрировать немного. Включим по два трека из альбомов Genny Haniver и Spacewatch соответственно.

09. Howard Drossin

Гитарист в рок-группе, автор музыки знаменитых Comix Zone и Sonic & Knuckles, кинокомпозитор и просто хороший человек — где только Говард Дроссин не успел отличиться за всё время. При всём этом его нельзя назвать всемирно известным и признанным музыкантом, в отличие от того же Майкла Джаккино, поэтому с поиском некоторых его работ могут возникнуть определённые трудности. И ладно бы проблемы на этом заканчивались! Порой даже авторство не получается точно определить, поскольку композиторы могут быть указаны целой пачкой сразу у всего альбома или саундтрека, и как сильно вовлекался в процесс сам Говард — загадка. Впрочем, он и сам в интервью неоднократно говорил, что некоторым трекам часто по ошибке приписывают его авторство. Что ж, постараемся не накосячить и подобрать композиции, над которыми Дроссин действительно работал. Первой на очереди будет композиция из фильма "Железный кулак", написанная в соавторстве с рэпером RZA (что забавно, RZA является также режиссёром и сценаристом фильма; как он успевал ещё над музыкой работать?). Далее заиграет трек из другого фильма под названием "Честь дракона", написанный также в паре с RZA. Две последние песни из подборки же взяты из двух единственных альбомов группы "Flies On Fire", в которой Говард Дроссин был гитаристом и бэк-вокалистом.

10. Pierre Estève

Завершает сегодняшнюю тематическую подборку французский композитор Пьер Эстев, известный своей поистине сногсшибательной музыкой для нескольких игр Cryo Interactive. И последним в списке он оказался не просто так! Если игровые треки композитора сильно разнятся как по наполнению, так и по энергетике, то его немногочисленные сольные альбомы с говорящими названиями "Bamboo" и "Metal" — это кристально чистый ориентальный эмбиент, избавленный от всех излишеств. Любителям минимализма и необычных инструментов народов мира должно прийтись по вкусу.

три звёздочки по центру

На этом мы пока прервёмся и отложим более детальное изучение этой темы на будущее. На примете у нас остались: странный альбом iFuturelist от Акиры "наше всё" Ямаоки, симфо-прог-рок пластинка в исполнении Мотои Сакурабы, одноимённый альбом коллектива Crush 40, о котором хорошо осведомлены фанаты синего ёжика, сольное творчество создателя Lone Survivor и так далее, да и Хироказу "Chip" Танака в прошлом году внезапно разродился сольным альбомом, а ещё авторша музыки для Mega Man Манами Матсумаэ выпустила свой первый "сольник". А кого, на ваш взгляд, в этом списке всё-таки недостаёт?

1616
6 комментариев

Классный пост, занес в закладки. Без обид, но выбор ведущей для подкаста, IMHO, не самый лучший. Сначала я здорово удивился тому, что пост вроде как написан мужчиной, а голос в подкасте женский. Потом почитал инфу на vgm-podcast-project, понял что к чему.
Конкретные претензии - дикция не очень, некоторые английские названия читает неправильно и невнятно, и вообще, впечатление, что подкаст наговаривает подросток совсем без опыта.

Тем не менее, подкаст, конечно, намного удобнее для потребления , чем отдельные треки из поста здесь (в машине неудобно тыкать в каждую ссылку).

Но тема интересная, респект за подбор материала!

1

У Shawn Lee еще есть очень интересные альбомы.
Он писал саундтрек к рокстаровскому Bully.

1

У Клепацкого дофига сольных альбомов. А уж сколько их у всяких трекерных музыкантов (большинство из которых так или иначе отметились в играх, а некоторые и вообще ушедшие туда с головой, вроде Брендона или LizardKing'а) - и не счесть.
https://youtu.be/YgA_dMOnQT8
https://youtu.be/0FlM8gU_OEY

1

Каюсь, про Клепаки даже не вспомнил, когда материал собирал. Спасибо за отличный подгон!